Вы решили разместить свои картины в интернет магазине. Для этого первым делом нужно их сфотографировать. Когда перед художником встает такая задача, всегда мучает вопрос делать это самому или доверить профессиональному фотографу. Однозначно ответить на этот вопрос сложно.
С развитием цифровой фототехники процесс фотосъемки все больше упрощается и удешевляется. Сфотографировать свою картину для показа друзьям и размещения в интернете сейчас можно даже с камеры мобильного телефона. Но это не все, где Вам может пригодиться фотография Вашей картины. Последнее время спрос на применение живописи в рекламной и оформительской полиграфии только растет. В среднем цена за использование одного изображения в рекламной полиграфии, без передачи эксклюзивных авторских прав, колеблется от 50 до 300 долларов, а в отдельных случаях может достигать и нескольких тысяч. И уже получившее активное развитие в Европе и Америке такое коммерческое направление арт-рынка, как постеры и жекле, тоже не плохой способ поправить свое материальное положение. И оно рано или поздно в полной мере развернется и у нас. А вот для этих целей изображения сделанного даже хорошей «мыльницей» будет уже не достаточно.
Нужна ли художнику профессиональная фотокамера? Однозначный ответ на этот вопрос дали еще импрессионисты. Многие из них, в той или иной мере, в своем творчестве использовали новаторские достижения в области фотографии и теории цвета Шевреля. Но и они были не первыми. Достоверно известно, что еще в 17 веке прототип фотокамеры - камеру-обскура использовал в своей работе знаменитый венецианец Антонио Каналетто. Также различными оптическими приборами пользовались некоторые голландцы - Карел Фабрициус, Ян Вермеер, Сэмуэль ван Хугстратен - и испанец Веласкес. Кто-то использовал фотографию всего лишь как подспорье в работе, а Эдгар Дега добился выдающихся успехов и на этом поприще и не уступал в мастерстве профессиональным фотографам. Для желающих оспорить использование техники в творчестве и ратующих за «чистое» искусство могу еще добавить высказывание Моне: «Неважно, созданы мои соборы и виды Лондона на пленере или нет, это никого не касается. Я знаю немало художников, писавших на натуре и сделавших ужасные вещи».
И если Вы еще раздумывает над вопросом стоит ли использовать в своей работе технические и научные новинки, думаю, непререкаемый авторитет, таких ярких представителей мира искусства, как перечисленные выше поможет Вам сделать выбор.
Свой выбор я сделал давно - снимать самому. И дело здесь совсем не в экономии денег. Если Вы все-таки решите фотографировать сами, для этого как минимум нужно приобрести хорошую фотокамеру, а это далеко не дешево.
Фотографирую сам по нескольким причинам.
1. Неудобство. Для того чтобы Ваши картины сфотографировал профессионал нужно ему предоставить достаточный объем работы. Фотограф не потащит к Вам дорогостоящее и не легкое оборудование из-за одной картины или в противном случае цена вопроса существенно увеличится. Или Вам придется тащить свои картины и тоже не одну в фотомастерскую. И то и другое весьма хлопотно.
2. Спешка. У Вас срочный заказ, к сроку еле успеваете, картина получилась великолепная, а с фотографом на срочную съемку договориться не получилось. Шедевр уйдет не оставив о себе следа.
3. Интересное увлечение. Это главная причина. Всегда испытывал страсть к искусству фотографии и сильное желание досконально разобраться в тонкостях процесса съемки. Постоянно использую фотографию, как подспорье в процессе создания своих картин. В определенный момент понял, что для фотографирования картин обладаю необходимыми навыками и нужным оборудованием.
Теперь попробуем разобраться насколько это сложно.
Самые простые рекомендации.
Наиболее сложными для репродукционной съемки являются картины, написанные пастозно (объемным мазком) и картины, покрытые глянцевым лаком, написанные в темных тонах. Блик на гладкой поверхности картины недопустим, если он перекрывает изображение. В противовес этому, для подчеркивания объемного мазка блик на нем и тень от него необходимы. В каждом отдельном случае свет надо ставить индивидуально, но поскольку, как правило, манера письма художника сохраняется достаточно долгий период, Вы скоро приноровитесь к своим условиям съемки.
Описанные рекомендации в основном ориентированы на цифровую фототехнику в силу ее большей распространенности, перспективности и относительной дешевизны.
1. Не используйте встроенную фотовспышку. Даже если фотографировать картину сбоку, пытаясь избежать бликов, а потом исправить искажения в Phtoshop, картина будет освещена неравномерно.
2. Используйте при фотосъемке штатив, не обязательно дорогой, главное устойчивый. Это позволит делать нормальные снимки даже при недостаточном освещении и добиться хорошей резкости кадра.
3. В идеале картину лучше снимать без рамы. Рама может отбрасывать на холст тени и рефлексы.
4. Используйте задержку срабатывания затвора, вполне достаточно стандартных 2-х секунд. Это позволит избежать «смазывания» кадра при нажатии на кнопку затвора. Обычно изображается таким значком:
5. Самый простой способ фотографировать картину с минимальными затратами, делать это на улице при дневном освещении. Идеальным условием для этого является пасмурная погода, когда небо затянуто равномерной серой дымкой. (Питерцам и Лондонцам в этом плане везет больше) При этих условиях рассеянный свет не дает сильных бликов на мазках краски. Особенно актуально для пастозной и покрытой глянцевым лаком живописи.
6. Располагать фотоаппарат надо таким образом, чтобы плоскость матрицы или задней стенки была параллельна плоскости картины, а объектив находился точно напротив центра картины. В этом случае удастся избежать геометрических искажений картины на кадре и избавиться от дополнительной последующей обработки файла.
Вид сбоку |
Вид сверху |
Вид на дисплее |
|
|
Правильно!
|
|
|
Неправильно
|
|
|
Неправильно
|
|
|
Неправильно
|
7. Не оставляйте слишком большое пустое поле вокруг картины. Это уменьшит размер конечного файла.
8. Не используйте крайние положения ZOOM (приближение/удаление), при этом на изображение могут появиться искажения от неравномерности характеристик фотообъектива. Особенно это проявляется в крайних положениях. Расстояние от картины до фотоаппарата желательно выбрать от 2-х до 5-ти метров, в зависимости от размера картины и используемого объектива.
9. Если поверхность холста глянцевая и темная, на ней могут отразиться и все светлые окружающие предметы. Это может быть и светлая одежда фотографа (не поэтому ли они одеваются в черное), и серебристый штатив. В результате, вы можете получить снимок картины с множеством светлых пятен. Чтобы избежать этого, можно повесить перед картиной черную бархатную драпировку. Съемку производить из-за драпировки или через отверстие в ней.
10. При съемке с использованием ламп освещения желательно активировать функцию White Balance (баланс белого). Различные лампы имеют различную цветовую температуру. В автоматическом режиме данная функция не всегда корректно справляется с правильным отображением цветов. Для этого:
* Поместите максимально белый лист бумаги на место снимаемой картины.
* Наведите на него объектив фотоаппарата, максимально заполнив всю плоскость видоискателя или дисплея.
* В меню фотоаппарата выберете функцию White Balance, активируйте данную функцию и нажмите на спуск затвора (подробно об использовании данной функции читайте в руководстве пользователя к своему фотоаппарату).
11. При использовании искусственных источников света расстояние от них до картины должно быт в 3-4 раза больше размера самой картины. Проверить равномерность освещения, при необходимости, можно коробком спичек. Если используется только два источника света, то установленный посреди картины коробок, должен отбрасывать две равномерные тени, как по длине, так и по плотности.
12. Светильники располагать под углом 45 градусов к плоскости картины (хотя можно экспериментировать, добиваясь отсутствия бликов и лучшей освещенности картины). Важно помнить, что угол падения лучей равен углу отражения, и поэтому лампы нужно располагать так, чтобы прямой отраженный свет от картины не попадал в объектив. Иначе рискуете получить мощный блик.
13. Освещение должно быть однородным по цветовой температуре. Нельзя совмещать дневное и искусственное освещение. При съемке с помощью светильников рекомендуется плотно задрапировать окна.
14. Для дальнейшей качественной и профессиональной обработки фотоматериала желательно чтобы файлы отснятых картин были в RAW формате, это так называемые «сырые», необработанные данные, полученные от матрицы (если Ваша фотокамера поддерживает данный формат). В интернете достаточно статей описывающих возможности и преимущество данного формата. Рекомендую при выборе фотокамеры руководствоваться тем фактом, чтобы она поддерживала сохранение отснятого кадра в этом формате. Даже если Вы пока не в ладах с такими тонкостями обработки фотоматериала, всегда можно обратиться к профессионалу.
Гораздо проще обстоит дело с репродуцированием графики и акварели, небольшого формата работы можно просто сканировать. Большинство бытовых сканеров дают очень приличного качества файл, вполне подходящий для использования в полиграфии. Для сканирования работ большего формата, чем формат сканера можно произвести сканирование отдельных частей работы с последующей их «склейкой» в специальных программах. Важно чтобы при сканировании фрагменты в местах соединения перекрывали друг друга. Примером такой программы может служить Panorama Maker 5. Раньше использовал 3-ю версию этой программы, интуитивно понятный интерфейс, существует дополнительная ручная доводка склеиваемых краев. Реализована возможность «склеить» плитку.
Аналогичным образом можно произвести склейку отснятых фотокамерой фрагментов картины, результата можно добиться вполне приемлемого для полиграфии. Важно при съемке панорамы, чтобы все фрагменты были отсняты с одинаковой экспозицией, для этого лучше использовать режим ручной настройки диафрагмы и выдержки. Можно в автоматическом режиме сделать экспозамер, а потом полученные значения установить в ручном режиме.
Вариант бюджетного оборудования для съемки картины в условиях мастерской.
1. Фотокамера. ( Лучшим и универсальным средством реализации перечисленных выше задач может стать зеркальная фотокамера). Как вариант можно рекомендовать Canon EOS 450D, Canon EOS 500D, Sony Alpha DSLR-A350, Sony Alpha DSLR-A380. Цены на эти аппараты колеблются в пределах от 18 000 до 50 000 рублей. Думаю, можно вполне уложиться в сумму 20 000 - 25 000 руб. При желании можно приобрести такую технику при поездке на отдых в Европу, воспользовавшись Tax Free Shopping. При этом можно сэкономить до 20% стоимости.
2. Штативы. Как минимум один, лучше три. Один для фотокамеры, два других для светильников. Как писал выше вполне можно использовать китайский. Желательно чтобы штатив для фотокамеры имел головку с 3-мя степенями свободы. (Примерная цена колеблется в пределах от 700 до 3 000 руб.) Пару штативов для светильников, вполне можно заменить треногами для пленера или другими подобными устройствами. Статья «Как выбрать штатив»:
http://www.foto.ru/articles/?article_tripod
3. Светильники. Минимум 2 - е штуки. Как вариант вполне приемлемы галогенные светильники с лампами по 500 или 1000 Ват. Цена от 200 до 1000 руб. за штуку. Есть в продаже практически в любом хозяйственном магазине, их удобно крепить на штативе. Для смягчения и рассеивания света от таких светильников можно использовать самодельные софтбоксы и отражатели. Как вариант отражателя можно использовать лист ватмана, натянутый на планшет, а в качестве «софтбокса» может подойти калька или кусок синтетического шелка на подрамнике.
Возможно, лучшим вариантом могут быть люминисцентные светильники. В продаже есть множество различных вариантов в среднем от 600 до 2000 руб. за штуку.
В отличии от галогенок дают спектр более приближенный к дневному свету, при условии что сами лампы со спектром холодного дневного света (пример T8 Osram L 36 W/965 DE LUXE G13, 1200 mm, Lumilux). Можно использовать светильник на 2-е или 4-е лампы, главное чтобы освещения было достаточно. Дают более рассеянный равномерный свет. Но имеют ряд недостатков:
* Крепить на обычном штативе не очень удобно, поэтому придется покупать специальный или «изобретать велосипед».
* Люминисцентное освещение (особенно обыкновенное, офисное) имеет едва заметное глазом мерцание (колебания по мощности), а потому неудачно подобрав экспозиционные параметры, можно получить "полосатое" изображение. На подобие того, которое мы видим при съемке телевизора видеокамерой.
Итого: на любительское оборудование для съемки, не считая фотокамеры, можно потратить в среднем от 1 500 - 15 000 рублей. Предела, как и предела совершенства нет.
Несмотря на все выше сказанное, не рекомендую производить серьезную репродукционную съемку для качественного полиграфического издания тем, кто не имеет достаточного опыта. В этом случае лучше обратиться к профессионалу, заодно можете получить квалифицированный урок. Перечисленными рекомендациями лучше воспользоваться в «аварийной» ситуации, когда картину нужно срочно отдавать или для изготовления постера на холсте или жикле посредством печати на плоттере. При плоттерной печати на холсте требования к файлу гораздо ниже, чем для полиграфии.
Дополнение:
1. При настройке функций съемки установите число iso светочувствительность матрицы (по аналогии светочувствительности пленки) минимально возможное на вашей фотокамере (80 или 100). При этом на отснятом кадре будет минимум "шумов".
2. Если Вы не пользуетесь экспонометром, то при фотосъемке картины лучше активировать режим программной автоматической регулировки, обозначается буквой "P". В этом режиме используется автоматическое определение экспозиции и доступны расширенные настройки: баланс белого, чувствительность по "iso" и др. (зависит от конкретной фотокамеры).
3. Если в фотокамере присутствует система оптической или цифровой стабилизации кадра, то при съемке со штатива ее лучше отключать. Иногда это может привести к получению не резкого кадра.
Большое спасибо за помощь в подготовке статьи Рамилю Гаппасову.
Отдельное спасибо за помощь и консультацию профессиональному фотографу Валентину Оверченко.
18 декабря 2009 г.
Алексей Шалаев
|