«Лучше смотреть на одну подлинную вещь на Вашей стене, чем на десять подделок или копий...»
Картина - классический вариант украшения стен, она способна оживить и наполнить смыслом любой интерьер. Сегодня присутствие в доме картин считается хорошим тоном. Это реплика в увлекательном рассказе о доме и его хозяине.
Картины – именно они делают наш интерьер личным, окрашивая его нашей индивидуальностью, демонстрируя наш вкус и привязанности, создавая уют.
Важно, чтобы картина была уместна, а ее палитра дарила позитивные эмоции.
На холсте должны преобладать светлые и прозрачные или теплые и яркие цвета. Внимательно выбирать стоит и стиль, в котором написана картина. Психологи считают, что некоторые картины отнимают энергию у человека. Это произведения в стилях абстракционизма, конструктивизма, кубизма - ими лучше любоваться на вернисажах, в крайнем случае, повесить в прихожей. Места постоянного обитания домочадцев лучше украсить творениями художников-импрессионистов и реалистическими полотнами с изображением детей, животных, моря и морских обитателей, летних и весенних мотивов.
Стоит учесть и жанр картины. Яркий городской пейзаж хорош в гостиной, здесь он создает торжественную атмосферу, будто открывает окно в другой мир. Наполненный светом, умиротворенный сельский пейзаж, выполненный в пастельных тонах, подойдет для спальни. Обычное место расположения картин здесь - изголовье кровати. Пейзаж с большой глубиной изображения хорошо повесить вдоль лестницы (но только не винтовой), оптимальный вариант - несколько картин одного размера, повторяющих линию ступенек.
Натюрморт - самая универсальная картина, по законам живописи на нем могут быть изображены любые неодушевленные предметы. В арсенале художника бесконечное множество предметов, у нас бесконечные возможности их применения в интерьере. Снедь, посуда, овощи в столовой и на кухне. Книги, статуэтки, канцелярские принадлежности в кабинете. Срезанные цветы и сорванные фрукты в спальне. В идеале натюрморты на стене должны быть выполнены в общей манере.
Сюжетные картины - особый случай. Библейские и античные сюжеты внесут в дом элемент роскоши и преемственности традиций. Но не любой интерьер выдержит такую картину. Ее хорошо повесить над камином в интерьерах классического стиля. Для ампира подойдут батальные сцены, но для таких картин все же лучше найти место в кабинете, а в гостиной повесить парадные портреты предков или домочадцев. Жанровые сценки более демократичны, к тому же они могут подчеркнуть род занятий владельца дома или намекнуть о сфере его увлечений.
Почему художники любят окна на север?
Выбрать картину - полдела, важно выбрать подходящее для нее место и способ ее экспонирования. Традиционно картины развешивают на стенах симметрично с помощью профессиональных систем подвески, которые представляют собой штангу с кронштейнами. Это очень актуально и удобно - чтобы переместить картину выше или ниже, надо лишь передвинуть в нужное положение кронштейн. Но почему бы просто не расставить картины на полках, на полу, столе, рояле, мольберте, на стуле или в кресле и переставлять их время от времени?
Хорошую картину лучше всего повесить в самом освещенном месте комнаты, но прямых солнечных лучей лучше избегать, они искажают и обесцвечивают. Оптимальный вариант - искусственная подсветка или скользящий естественный свет. Если окна комнаты выходят на юг или юго-запад, лучшими экспозиционными зонами будут боковые западные и северо-западные стены. Южная и юго-западная стена подойдут, если окна глядят на восток. При окнах, выходящих на север, допустима любая развеска картин, даже напротив окна. Неслучайно художники еще в прошлые столетия предпочитали студии окнами на север. Такое положение дает ровное студийное освещение. Но даже если свет позволяет, лучше не развешивать картины по периметру комнаты - на каждой стене - это ломает единую композицию интерьера.
Не стоит обесценивать картину соседством с другими настенными украшениями. Иногда позволительна компания других картин. В любом случае они должны быть выдержаны в одной цветовой гамме, чтобы уравновешивать и успокаивать обстановку комнаты, а не создавать хаос из цветных пятен. Идеальный вариант - картины, составляющие единую композицию. Например, небольшие картины, расположенные вокруг крупной картины. Такая композиция будет выигрышно смотреться в комнате с высокими потолками.
Полотна, одинаковые по размеру, можно развесить на стене в ряд, на равном расстоянии друг от друга или в шахматном порядке, здесь важно соблюсти одинаковые интервалы между картинами. Картины, разные по формату, удобно располагать ярусами, только не по возрастанию или убыванию - это заведомо неудачная композиция. Официальный вид придадут интерьеру две однотипные картины, симметрично расположенные, к примеру, над диваном или столом.
Как подружить картину с комнатой?
Картина в интерьере может либо солировать, либо играть роль фона. Яркое и большое художественное полотно обязательно обратит на себя внимание, станет смысловым центром и будет диктовать свои условия оформления. Стоит подбирать картину под интерьер, если нет желания менять интерьер под картину.
Первым делом нужно подумать о стенах, не каждой стене идет картина. Деревянные или имитирующие дерево стены не склонны к картинам, написанным маслом. То же самое относится к стенам, отделанным пестрыми обоями, здесь картину придется искать на стене. Правда, можно спасти ее широкой рамой, но лучше все же подготовить ей специальное место. Часть стены от пола до потолка задрапировать холстом или обнажить до шероховатой, серой штукатурки. Но все же идеальное местожительство картины - гладкая, окрашенная краской сдержанного светлого тона стена. А вот красить стену в тон картине необязательно, и даже нежелательно. Морской пейзаж, например, в голубой комнате может потеряться. Очень "дорого" смотрятся картины с подсветкой на стенах тёмных тонов, например, обитых темным бархатом. Следует учитывать, что тона холодных оттенков визуально расширяют пространство помещения, а теплых напротив сужают.
Даже самая прекрасная сама по себе картина или фотография, помещенная в диссонирующее ей окружение, может смотреться неуместно. Обязательно учитывайте размеры помещения: большие полотна – «роскошь», позволительная только в просторных помещениях. Для небольших комнат лучше ограничиться холстами среднего и малого формата.
Обычно картина работает в команде с мебелью. Чтобы команда была дружной, картину следует вешать не больше чем в 30 см от мебели, в любом случае специалисты советуют вешать картины всегда чуть ниже, чем хочется, чтобы удобнее было любоваться ею. При этом картина или композиция из картин не должна быть громоздкой. Эффективной работа будет тогда, когда размер картины не превышает двух третей размера мебели, над которой она висит. Маленькая картина на стене может потеряться, потому лучше выбирать размер, равный хотя бы половине размера мебели. В противном случае придется создавать композицию из маленьких картин. Группировать их лучше в одном месте. Можно повесить картины в один ряд, такая композиция должна иметь одну общую мысленную границу вверху или внизу. Не обойтись здесь и без привычных соседей картины - ваз, статуэток, светильников. Классический вариант грамотного соседства - картины вертикального формата, уравновешенные низким сосудом, картины горизонтального формата - высокой вазой.
Следует принять во внимание и габариты предметов мебели. Одинокая миниатюра на пустой стене будет выглядеть нелепо, зато группа картин, привязанная по ширине к размерам дивана, камина или стола создаст вполне себе гармоничную композицию.
Еще один секрет декораторов: узкие вертикальные изображения делают помещение визуально выше, а горизонтальные – длиннее. Кроме того, если потолки высокие, а картины небольшие, то лучше размещать их группами, располагая, к примеру, вокруг самого крупного экземпляра.
Наконец, главное правило: и фотографии, и картины должно быть удобно рассматривать. А значит, их центр нужно располагать примерно на уровне глаз. Только учтите, что этот уровень не везде одинаков – например, для стоящего в коридоре и для сидящего в гостиной человека, он будет отличаться чуть ли не вдвое.
Как подобрать раму для картины?
Подружить картины с комнатой помогут рамы, подобранные под стиль интерьера, цвет и фактуру мебели и отделочных материалов. Мода на багет следует тенденциям в интерьерном дизайне, поэтому при желании можно найти раму для любого дома.
Для комнаты в стиле ар-деко подойдет серебристая, белая или черная рама с закругленными углами, четкими вертикальными линиями, вогнутыми формами и обтекаемым узором, с необычной фактурой элементов. Рама в стиле модерн имитирует бронзу, переплетенную в изысканные линии причудливых цветов и морских обитателей. Золотые рамы в классическом стиле цитируют орнаментальные рельефы древнегреческой архитектуры. Рамы для имперских интерьеров декорированы повторяющимся орнаментом из стилизованных лавровых ветвей и арок. Обилием завитков отличаются рамы стиля барокко. Багет этнических стилей сделан из природных материалов: ротанга, бамбука, кости, ракушек. Рамы стиля кантри - деревянные или окрашенные в желтовато-коричневом и вишневом тонах. Багет из алюминия очень подойдет для современного интерьера. Современный стиль вообще может позволить себе многое, даже картину без рамы.
Конечно, рама - это в первую очередь "одежда" для картины. Как говорится, по одежке встречают. Цвет, дизайн и ширина багета могут многое изменить в зрительном восприятии картины. Например, широкие рамы углубляют и одновременно расширяют пространство полотен, будто затягивают внутрь себя, они хороши для маленьких картин. Узкие рамы привлекают внимание к деталям, в них хорошо смотрятся большие картины, этюды и акварели. Для последних будет уместно паспарту - картонная рамка, которая подчеркивает красоту рисунка и гармонизирует его цветовые взаимоотношения с плоскостью стены.
Как скомпоновать картины?
Если вы хотите разместить на одной стене сразу большое количество картин или фотографий, будет лучше, если одна или две из них будут значительно крупнее по формату – в композиции именно они соберут вокруг себя всю «мелочевку». Последнюю развешиваем по принципу: чем меньше картинка – тем дальше от центра.
Если же в вашей группе нет полотен, значительно доминирующих по размеру, в качестве объединяющего фактора могут выступить цвет или стиль, фактура или форма обрамления (например, одинаковые паспарту). Не забудьте определить, где будет проходить общая линия (а она обязательно должна быть!) — по верхнему краю картин, по нижнему или по центру.
Размещать картины в порядке увеличения или уменьшения размера не стоит – обычно такие «пирамиды» разрушают единство композиции. Располагая две картины разного формата рядом по горизонтали, можно поместить большую чуть выше, чтобы небольшое изображение было удобнее рассматривать.
Для элементов одинакового размера подойдет прямоугольное размещение в виде ровной «сетки». Однако расстояние между картинами или фотографиями должно быть достаточным, чтобы каждая из них выделялась и «звучала» в общем хоре. Да и вообще с количеством «шедевров» перебарщивать не стоит: желанная гармония будет утрачена.
Как закрепить картины?
А теперь закономерно возникает вопрос: как сделать размещение картин и фотографий максимально легким для хозяев и безболезненным для стен? Забить гвоздь никогда не поздно, но хочется предусмотреть возможность в случае чего изменить композицию и экспозицию без лишних трудозатрат. Уверенно заявляем – это возможно!
СПОСОБ ПЕРВЫЙ, ТРАДИЦИОННЫЙ
Самое простое – аккуратно расставить картины и фотографии по открытым полочкам. Не стесняйтесь использовать фантазию для создания эффекта легкого художественного беспорядка: пусть рамки будут разного размера, ставьте их на разном расстоянии друг от друга (даже внахлест), перемежайте статуэтками и прочими милыми сердцу сувенирами.
ПЛЮСЫ: такую экспозицию можно менять полностью или частично хоть каждый день.
МИНУСЫ: полки всегда нужно будет чем-то заполнять – либо демонтировать.
СПОСОБ ВТОРОЙ, ПОДВЕСНОЙ
Такой крепеж можно найти в специализированных магазинах. Внешне он напоминает привычный шторный карниз: по всей длине имеет крючки, которые можно передвигать в горизонтальном направлении. В свою очередь, картины подвешивают на крючки на толстой прочной леске (на разной высоте и даже в несколько ярусов).
ПЛЮСЫ: по сравнению с первым способом, такой крепеж дает больше композиционных возможностей наряду с легкостью произведения любых перемен в размещении и выборе экспонатов.
МИНУСЫ: жесткость крепления самой системы – как и в случае расстановки по полкам.
СПОСОБ ТРЕТИЙ, «ГАЛЕРЕЙНЫЙ»
В багетных мастерских или магазинах для художников встречаются не только подвесные крепежи, но и приспособления, именующиеся «крючками для картин». Главная их особенность в том, что в основании крепежа присутствуют тонкие иглы (а не гвозди), легко пронизывающие стены.
ПЛЮСЫ: иглы легко демонтируются и не оставляют на стенах никаких следов.
МИНУСЫ: не каждая поверхность поддается подобной «иглотерапии» – например, крючки для картин бессильны перед капитальными бетонными перегородками.
СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
Современные системы креплений позволяют не только надежно закреплять на стенах все необходимые элементы, но и легко снимать и перемещать их в любое другое место. Например, таковой является Command: одна сторона клеевой полоски приклеивается к стене, а вторая к предмету. Прикладывая одну часть к другой и прижимая их, мы получаем прочное сцепление с поверхностью. Чтобы удалить любую из частей, достаточно её осторожно растянуть – она отделится от стены или предмета, не оставив и следа.
ПЛЮСЫ: отсутствие каких бы то ни было жестких привязок к месту размещения вашей домашней художественной галереи. Кроме того, в коллекцию Command входят не только сами полоски, но и крючки и клипсы различного назначения: для рамок с жесткой или веревочной петлей, постеров, плакатов, фотографий.
В линии влагоустойчивых аксессуаров – крючки и крепежи для ванных комнат и кухонь, позволяющие легко и быстро навести там необходимый порядок. А для аккуратистов и любителей всевозможных приборов и гаджетов – специальные клипсы и крепления для проводов, которые больше не свисают и не вьются под ногами.
МИНУСЫ: крепление может не выдержать картины больших размеров.
Превратите свою квартиру в творческий полигон. Окружайте себя любимыми фотографиями, постерами или картинами, не бойтесь перемен и трансформаций – ведь в наше время они так легки и доступны. Все в ваших руках!
В статье использованы фотографии с сайта Дизайн-ремонт.инфо
|