Большие художники были маленькими
Действительно, даже самые великие художники были маленькими. Ни один не стал сразу большим. Одним понадобилось для этого много времени. У других творческий рост отличался невероятной стремительностью. Мастер формируется под воздействием своей эпохи, общества, родителей, учителей, друзей и недругов. Его жилище, город или деревня, неотделимые от первых детских впечатлений леса или степи, ароматы трав и цветов - все ведет к пробуждению таланта.
Сложное дело различить тот порог, ту границу, что отделяет ученика от художника. Иногда это всего одна ступенька. Переход в новое качество у одних очевиден, у других совершается незаметно. Важный признак одаренности яркая творческая индивидуальность. Без нее самый высокий профессионализм бесцветен и скучен. Но сколь бы ни было индивидуально творчество, каждому большому художнику, помимо таланта, присущи качества, без которых он не может состояться: преклонение перед природой, человеколюбие, жажда знаний, уважение к учителям, стремление овладеть мастерством.
Перенесемся мысленно в XV век. Представим городок Винчи в Италии, окруженный лесистыми склонами. Буйную зелень, что взбирается к горным вершинам и отступает лишь перед самыми высокими гребнями. Мальчика, который карабкается по крутым уступам, сидит над обрывами, смотрит вниз на пасущиеся стада, вверх - на парящих орлов. Наблюдает, изучает, запоминает травинки, деревья, животных и птиц.
Природа воспитывала чувства, изощряла ум Леонардо. В 1466 году уже четырнадцати лет, он начал заниматься в мастерской знаменитого флорентийского скульптора, живописца, ювелира и музыканта Андреа Верроккьо. Талант юноши быстро расцвел, и в двадцать лет он стал полноправным членом цеха св. Луки, в котором состояли художники. Однако не посчитал себя законченным мастером и еще четыре года занимался у Вер-роккьо, работая с ним бок о бок. К сожалению, из юношеских работ Леонардо сохранилось лишь изображение ангела на картине учителя «Крещение Христа».
«Верроккьо,— пишет Вазари,— поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяние. И хотя тот был юнцом, однако выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккьо».
Он изучал фрески Мазаччо и других предшественников и современников. Проводил долгие часы за рисованием древнегреческих скульптур в садах монастыря Сан Марко во Флоренции. Совершенствовался всю жизнь. Поэтому учеба и творчество в его подвижническом труде нераздельны.
То же самое можно сказать об Альбрехте Дюрере - величайшем представителе немецкого Возрождения. Под руководством профессионала он занимался всего три года, да и учитель-то был весьма посредственным художником. Главным для него стало самообразование. Поначалу Альбрехт осваивал в отцовской мастерской профессию златокузнеца. Однажды отвлекся от очередного задания. Взглянул на себя в небольшое тусклое зеркало. Задумался. Потом взял лист бумаги и серебряный карандаш, точнее — штифт. И начал рисовать себя. Этот рисунок, к счастью, сохранился.
Он изобразил себя вполоборота — смело, без поправок. Правда, сам материал требовал решительности, точного глаза, уверенной руки. Спрессованная палочка серебряного порошка, в то время заменявшая графитный карандаш, оставляет на грунтованной шероховатой поверхности бумаги след, который удалить невозможно.
Рисунок удачно скомпонован, точен, штрихи прекрасно выявляют формы лица, характер складок одежды, волнистость струящихся волос. Портрет получился очень похожим. Впоследствии Дюрер много раз изображал себя - тот же вытянутый овал лица, миндалевидные глаза, слегка отличающиеся один от другого размером, вскинутые брови, продолговатый, с горбинкой нос и небольшой пухлый рот. Лицо мальчика серьезно, сосредоточенно, глаза не по-детски пристальные, взгляд словно обращен внутрь самого себя.
Спустя несколько десятилетий мастер нашел свой рисунок в стопке других и отнесся к нему серьезно, надписав в верхнем правом углу: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер»...
Титаном эпохи Возрождения называют Микеланджело — скульптора, живописца, зодчего и поэта.
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке,— и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит...
Так утверждал он, уже подростком ставший автором великолепных скульптур и рисунков.
Как и Леонардо, Микеланджело учился у великих предшественников. Его ученик Асканио Кондиви рассказывает:
«...Однажды Граначчи повел его в сад Медичи в Сан Марко. В этом саду Лоренцо Великолепный, отец папы Льва, человек выдающийся во всех отношениях, собрал много античных статуй и других фигур, которые ему нравились. Когда Микеланджело увидел и оценил их, он... никуда больше не ходил, а целые дни оставался там, как в лучшей школе искусства, и копировал...»
Безусловно, воспроизводимый нами мраморный рельеф «Мадонна у лестницы» создан под влиянием древнегреческих скульптур.
И столетия спустя античное искусство вдохновляло художников разных стран и направлений. А в учебных заведениях служило эталоном, мерой красоты и естественности.
Даже изображая гипсовые слепки, Александр Иванов умел выразить ярко, впечатляюще замысел античных ваятелей. Взгляните на рисунок «Голова Лаокоона», исполненный графитным карандашом. Уверенными, динамичными штрихами восемнадцатилетний ученик Российской Академии художеств передает страдание, боль, отчаяние. Выразительность рисунка усилена резким освещением модели, отчего черты старческого лица приобрели резкость, еще большую напряженность, трагичность.
В 1824 году Александру и его соученикам предложили выполнить картину на тему «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Иванов увлекся заданием: его восхищали бесстрашие и доблесть древних героев, воспетых Гомером в «Илиаде», где Приам выступает как старец «боговидный», «почтенный», а Ахиллес как муж «благородный», «быстроногий». Поначалу он намеревался придать Приаму черты Лаокоона, для чего и изучал упомянутый выше гипсовый слепок.
В картине (мы публикуем подготовительный эскиз к ней) Приам сдержанней, благообразней. Проникнув во вражеский стан, чтобы попытаться получить тело убитого сына, готовый зарыдать, старик умоляет Ахиллеса проявить свойственное ему великодушие. Композиция, построенная диагонально, несколько перегружена деталями, но четко «работает» на главных героев полотна. Они расположены в центре, движение одного как бы продолжено движением другого, оба ярко освещены, а фигура Ахиллеса выделяется особо благодаря алому плащу.
Создав эту многофигурную работу, юноша показал себя не только сформировавшимся художником, но и человеком высокой эрудиции, обладающим даром проникновения в овеянное романтикой далекое прошлое.
Прекрасную автобиографическую книгу «Далекое близкое» написал И. Е. Репин. Благодаря ей мы знаем многие подробности о его детстве, отрочестве, юности. К счастью, сохранились и некоторые его ранние рисунки.
Среди них «Вид на школу военных топографов в Чугуеве», выполненный в тринадцатилетнем возрасте. Талант Репина развивался стремительно, без скачков и спадов.
Поразительная работоспособность, одержимость творчеством, восторг перед искусством в сочетании с жаждой знаний, широким кругозором, ярко выраженная гражданская позиция, любовь к своей стране, к человеку, неизбывное стремление принести людям пользу - все это обусловило великое значение сделанного Репиным.
Четырьмя годами моложе Репина был Василий Иванович Суриков. О жизни, о творческом подвиге художника прекрасно рассказала его внучка Наталья Петровна Кончаловская в романтической были «Дар бесценный». Она, в частности, пишет:
«Вася умел во все вглядываться. Смотрит в лицо человеку, примечает, как глаза расставлены, уши посажены, нос и ноздри лепятся на лице. Зажгут свечу — он смотрит, как колышется пламя и колеблются тени на стене. Ничто не ускользало от Васиного жадного взгляда, и все откладывалось в благодарной памяти, чтобы потом, когда придет время, ожить на холстах под кистью мастера».
В школе Вася учился легко. Но самым любимым уроком был, разумеется, урок рисования. К нему готовился заранее — точил карандаши, запасался альбомами, красками, резинкой.
Преподаватель Н. В. Гребнев, спокойный, тихий, очень образованный, учил наблюдать и думать, а самое главное - понимать и любить красоту. Он заставлял Сурикова копировать гравюры с картин Брюллова, Рафаэля, Тициана. Вместе они ходили на Часовенную гору, ездили на Енисей, к горным кряжам — Столбам, в тайгу. Понемногу мальчик приучался рисовать карандашом и писать акварелью с натуры.
Самые ранние произведения выдающихся живописцев до нас редко доходят: в их глазах и глазах их близких они не представляют никакой ценности. Иначе поступила Валентина Семеновна, мать будущего великого портретиста — купила альбом и собственноручно сделала надпись: «Тоня Серов. № 1». Потом были все новые и новые альбомы. В итоге сложилась большая коллекция рисунков - от самых ранних до подростковых.
Грабарь в вышеназванной статье пришел к выводу: в пятнадцать лет Серов-мальчик превратился в Серова-мастера. Конечно, мастерство еще предстояло совершенствовать, что Серов и делал до конца жизни. Но вот что интересно: в 23 года Валентин Александрович создал шедевр -«Девочку с персиками», в котором как бы соединились молодость, беззаботность, радость ожиданий. Позже, став знаменитым, он удивится, глядя на эту обаятельную, полную света, воздуха, свежести картину:
- Неужели это я написал?!
Все мы знаем замечательного художника Михаила Александровича Врубеля. Краски его картин сочны и свежи, положены крупными, точными мазками. А рисунки необычайно живописны, динамичны, трепетны. Но пришел Врубель к своему неподражаемому стилю через годы упорнейшей учебы.
Посмотрите на рисунок гипсовой головы Бахуса, выполненный им в Академии художеств. Как он точен, объемен, выразителен, как предельно использованы возможности мягкого карандаша! Глубоки и прозрачны тени, трепетны рефлексы, мягки полутона, лучезарны блики. Это не просто учебный рисунок — это подлинно художественное произведение! Сравните его с головой Лаокоона работы А. Иванова - сколь различен подход к изображению натуры у обоих мастеров.
В истории искусства есть примеры, когда одаренность раскрывалась в настолько благоприятной атмосфере, что развитие шло успешно без учебы в академии или другом высшем учебном заведении. Вспомним Зинаиду Серебрякову. Ее дедом по матери был Евгений Александрович Лансере скульптор, замечательный мастер мелкой пластики. Мать любила рисовать и посещала класс рисунка в Академии художеств, где занималась у П. П. Чистякова. Дед по отцовской линии - архитектор Николай Леонтьевич Бенуа, дядя — известный художник Александр Николаевич Бенуа.
Понятно, сколь бы ни была благоприятна окружающая среда, без любви к рисованию, трудолюбия, целеустремленности любой талант очень быстро себя исчерпает. К счастью, всеми этими качествами Зина обладала. К 11 —13 годам у девочки выработалось свое отношение к окружающему миру.
Начало XX столетия, как известно, ознаменовалось появлением в искусстве множества течений и направлений, расцветом абстрактного, беспредметного творчества. Пабло Пикассо был одним из самых ярких представителей абстракционизма, хотя многие его произведения и вполне предметны. Особенно относящиеся к молодым годам. Стоит только взглянуть на карандашные рисунки и картины, выполненные маслом пятнадцатилетним Пабло, чтобы убедиться не только в его редкой одаренности, но и профессиональной подготовленности. Немногие выдающиеся художники достигали таких успехов в столь раннем возрасте.
Профессиональная основа дала Пикассо возможность создавать убедительные произведения, к какому бы направлению искусства они ни относились. Действительно — что было бы с ныне знаменитыми художниками, если бы их не учили, если бы они не были одержимы желанием овладеть ремеслом в высоком смысле этого слова?! Пытливо не изучали натуру, не вникали в правила перспективы, светотени, цвета, не осваивали сложные законы композиции?
Моцарт и Паганини, Пушкин и Лермонтов, Дюрер и Иванов. В ранние годы они великолепно сочиняли, исполняли, рисовали. Ими восхищались, но не потому, что воспринимали их творчество как «детское искусство». Ими восхищались потому, что они уже не уступали взрослым, но были еще такими юными. К их таланту подходили с критериями «взрослого искусства».
А. АЛЕХИН
|