Анималистика (Анималистический жанр), иногда также Анимализм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного
искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре и графике. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).
Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика.
Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля (en), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.
Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами.
Интересен и культурно-исторический аспект анимализма, который также даёт полезную информацию для размышления. Вот как характеризует историю развития анимализма публицист Марина Лозинская «Звери в музее»:
«Первыми художниками на Земле были, конечно, анималисты. На стенах пещер древние художники изображали именно животных еще в каменном веке. Правда, в те далекие времена ни о каких жанрах в искусстве и речи не было. Человечество создавало культуру, еще не разделенную на духовную и материальную. Люди обустраивали мир. И старались выразить свое отношение к нему…
О “культе животных” в религиях древности свидетельствуют многочисленные произведения искусства. Достаточно вспомнить памятники Древнего Египта или знаменитый скифский “звериный стиль”.
Отношение к животным в искусстве менялось с общим развитием отношения к природе. Монотеистические религии низвергли звероподобных идолов. Ислам вообще запретил изображение тварей божьих, включая человека. В искусстве христианских народов изображения животных, конечно встречаются, но как декоративная деталь фрески, или необходимый элемент монументальной скульптуры. Бронзовые кони, несущие знаменитых всадников на площадях европейских городов — вот, пожалуй единственные представители животного мира в “большом искусстве” ХV — ХIХ веков.
Впервые термин “анимализм” был употреблен по отношению к скульптуре в 1831 году, когда трое молодых французских скульпторов Антуан Луи Бари, Кристоф Фратен и Александр Жуйонне выставили в Парижском Художественном Салоне небольшие фигурки животных».
|