Отношения Печать
Рейтинг пользователей: / 19
ХудшийЛучший 
Словарь художника

ОТНОШЕ́НИЯ (от нести, соотносить) — важнейшая категория теории искусства и художественного формообразования.

В философском определении отношения представляют собой гипотетическую (представляемую) конструкцию, предполагаемую взаимоопределяемость, сопоставление качественных или количественных характеристик различных объектов. В эстетической и художественной деятельности возникают отношения связи человека (субъекта) и объекта (предмета деятельности), а также отношения художник — произведение, художник — зритель, художник — художник.

Отношения складываются в результате осознания, осмысления практического опыта. Конкретные типы и виды отношений определяются на основе интеллектуальных и эмоциональных реакций. К основным типам подобных гипотетических конструкций относят отношения связи и различия, воздействия, влияния (воздействия с качественным результатом), заимствования (результативности воздействия), взаимодействия (отношения диалога, обоюдного воздействия, взаимообогащения).

При любом типе возникающих отношений существенное значение имеют предмет, способ установления отношений, направленность и эффективность. В искусствознании оперируют в основном отношениями классификации и систематизации.

В художественной практике отношения преобразуются художником, преследующим главную цель — достижение ясности и целостности образа. Подобные качества невозможно получить простым копированием объектов действительности. Как в алгебре качественные характеристики отношений отвлекаются от численных значений, так и в искусстве изобразительная форма предмета возникает в результате приведения к целостному виду его осязательного и долевого образа. Процесс и способ достижения такой целостности делают все действительные величины и природные качества объекта относительными, существующими только в восприятии. К примеру, изображенное на картине здание или дерево при действительном размере в несколько сантиметров может показаться огромным, величественным, а плоскость холста или бумаги восприниматься глубоким пространством. Так возникают зрительные (иллюзорные) отношения: масштабные, пропорциональные, тональные, цветовые, фактурные.

Художественный смысл каждой детали изображения зависит от ее отношений с другими деталями и места в системе целого — композиции произведения искусства. Художественное впечатление обусловливается целостностью различного рода отношений. Такая целостность, в свою очередь, достигается использованием особых способов и приемов последовательно на уровне гармонизации и художественного обобщения.

От ясности, определенности отношений всех частей и элементов композиции зависит сила ее художественного воздействия. В этом заключается главный смысл художественного преображения формы объекта изображения. В зависимости от конкретных задач, идеологии исторического типа искусства, художественного направления, течения, стиля, школы, индивидуальности мастера в творческом процессе могут сложиться те или иные отношения абстрактности и конкретности. Соответствие этих отношений задачам изображения называется реализмом, несоответствие — формализмом. Преобладание абстрактности ведет к излишней отвлеченности, абстрактивизму, доминирование конкретности приводит к натурализму.

Отношения между художником и предметом изображения на уровне способа и техники определяют специфику живописного, графического, силуэтного или линеарного, монохромного или полихромного изображений. В каждом конкретном случае из многообразия природы извлекаются лишь ее отдельные стороны и свойства. В этом заключается условность изобразительного искусства. Причина условности проста — ввиду ограниченности изобразительных средств передать все многообразие природы на плоскости или в объеме, пользуясь только красками, линиями, силуэтами, попросту невозможно. Поэтому художник использует отношения.

Светосила имеющихся в распоряжении живописца красок много слабее света и цвета в природе; чтобы выразить безмерную глубину пространства, недостаточно тональных моделировок. С целью компенсировать подобные несоответствия живописец использует не тождество, а эквиваленты тонов, график — возможности контраста (максимального различия) и нюанса (минимального различия) ахроматических (черно-белых) тонов, скульптор и архитектор ритмические отношения масс, объема и пространства.

Однако самым чудесным способом сила воздействия изобразительного образа в сравнении с действительностью от этого не ослабевает, а, напротив, увеличивается. Так, естественный пейзаж: вне присутствия человека не имеет масштабности и направленности пространства. Его структура хаотична. Этот хаос морей, гор и облаков прекрасен, пока он остается хаосом природы, ибо в природе он тектонически закономерен, естественен, и осознающий эти закономерности человек воспринимает его как космос (греч. kosmos — "порядок, благо"), прекрасную стихию. Если эту стихию перенести на холст или перевести в мрамор без архитектонического преображения, то она будет выглядеть безобразно. В то же время ясно выявленная условность отношений делает изображение "живым", отличным от мертвого слепка, чертежа или фотографии.

Художник изображает не действительность, а свое представление о ней, и целостность, ясность этого представления определяют выразительность художественного произведения. Отношения "формы представления" реализуются в композиции и стиле. Связное и целостное художественное восприятие основано на способности (как художника, так и зрителя) устанавливать эти отношения. Поэтому и художественные свойства существуют только в процессе целостного, т. е. художественного восприятия. Наилучшим примером для пояснения этой закономерности являются произведения классического искусства.

Если мы посмотрим на статую, созданную в эпоху античной классики и, казалось бы, выполненную весьма натуралистично, то увидим, что свет и тень распределяются на ней (что убедительно выглядит даже на гипсовом слепке) не случайно, а таким образом, что тональные отношения, поскольку форма обобщена и скомпонована художником, как бы самоорганизуются в "большой свет" и "большую тень", выявляя ритмику крупных масс, подчеркивая силуэт. Точно так же в живописной картине создается колорит, а черно-белая гравюра может приобрести условную цветность.

В академическом искусстве этой стороне изобразительного процесса обычно не уделяют внимания. В результате понятие отношений трактуется не художественно, а натуралистично, исключительно утилитарно:

"В системах живописи, использующих средства светотени и цвета для возможно более точного воссоздания явлений действительности, верность цветовых и светотеневых отношений служит важнейшим условием правдивости и выразительности живописного или графического произведения".

Беспринципность и противоречивость подобных формулировок не требуют комментариев.