Геометрический стиль Печать
Рейтинг пользователей: / 20
ХудшийЛучший 
Орнамент

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

 

ГЕОМЕТРИ́ЧЕСКИЙ СТИЛЬ (от греч. geon — "земля" и metreo — "измеряю") — результат процесса геометризации формы, тенденции абстрагирования формообразования в изобразительном искусстве.

Как и многие другие художественные стили в искусстве, геометрический стиль может толковаться двояко: в широком (концептуальном) смысле и в узком (конкретно-историческом) значении. В широком смысле под геометрическим стилем следует понимать проявления абстрагирующей тенденции формообразования в различных исторических типах искусства, как правило, на начальных, архаических этапах развития.

Наиболее яркое проявление геометрического орнамента мы находим в самых ранних памятниках искусства каменного века — геометрические знаки и абстрактные символы, которые существовали одновременно с "натуральным стилем" искусства первобытных охотников.

Древнейшие сооружения — мегалиты, в частности кромлехи (бретонск. crom — "круг" и lech — "камень"), как выражение идеи круга, солярные знаки, симметричные изображения можно считать памятниками искусства геометрического стиля. Геометрическим является искусство Киклад 3—2 тыс. до н. э. Древнее египетское искусство скульптура, архитектураросписи — демонстрирует характерные качества геометризации формы и симультанного изображения объема в двухмерном пространстве. Архаическая геометризация присуща произведениям романского искусства, особое геометрическое течение развивалось в искусстве готического стиля XIII—XV вв. Геометрический орнамент типичен для искусства Востока. Геометризация свойственна интернациональному "звериному стилю", стилю Ампир начала XIX в. Геометрическое течение развивалось в период Модерна на рубеже XIX—XX вв. Преимущественно геометрическим было искусство стиля Ар Деко и мастеров Баухауза, голландской группы Де Стиль.

В живописи геометрическое течение развивали художники группы "Золотое сечение", позднего "синтетическогокубизма, орфизманеопластицизма,супрематизмаоп-арта. Геометрический стиль и геометризация формы по-разному проявляются в различных видах искусства — более сильно в абстрагированном искусстве архитектуры, прикладной графике, дизайне.

В более узком, конкретно-историческом значении геометрическим называют историко-региональный стиль раннего периода развития античного, древнегреческого искусства X—VIII вв. до н. э. Его появление связано с дорийским нашествием в Аттику в XII—XI вв. до н. э., в результате которого было ослаблено (в ряде случаев уничтожено) влияние живописного стиля крито-микенского искусства XIII—XII вв. до н. э.

Ваза из Дипилона. 8 в. до н. э. Название "геометрический стиль" появилось в 1870 г., когда были открыты дипилонские вазы, представляющие собой совершенные образцы этого стиля. Геометрический стиль существовал в Восточном Средиземноморье задолго до дорийского нашествия, в частности и в искусстве Крита, но постепенно вытеснялся "аристократическим дворцовым стилем", в основу которого было положено живописное, атектоничное начало.

Керамику середины XIII—XI вв. до н. э. относят к протогеометрическому стилю, выделяя в нем "субмикенскую" ступень середины XII—XI вв. до н. э. и собственно протогеометрический стиль, когда в росписи сосудов стали применять циркуль. Небольшие сосуды этого стиля находят на о. Крит и в Арголиде — Тиринфе,  Микенах,  Коринфе,  Мегаре,  Эпидавре. Они расписаны темно-коричневой краской (глина с древесной золой) по желтоватому тону светлой глины.

Мотив критской волныспирали постепенно, с введением в обиход циркуля, превращается в мотив концентрических кругов, сочетающийся с горизонтальными поясами, естественно возникающими при росписи на вращающемся гончарном круге. Но геометрический стиль определяют не столько элементы орнамента, сколько тектонический принцип формообразования и декорирования.

Сама технология изготовления сосуда с помощью гончарного круга обеспечивает симметрию формы относительно оси вращения и ясность членений: основание, тулово, завершение. Эти членения подчеркиваются горизонтальными поясами декора, ширина которых всегда определяется так, что узкие (играющие роль модуля) целое число раз укладываются в более широких.

Над живым ощущением материала, пластикой преобладают рациональное мышление, расчет, строгая тектоническая система композиции. Не случайны и композиционные аналогии ваз геометрического стиля с архитектоникой дорийского храма. Горизонтальный фризовый способ расположения элементов декора сосуда сочетается с метопным, в котором используется "геральдический"прием симметричного удвоения изображения. Ритмическое чередование поясов декора по вертикали согласуется с формой сосуда, в которой легко увидеть базу, фуст (ствол) и капитель (расширяющееся устье, венчик с ручками).

Сосуды аналогичного стиля найдены в Месопотамии, в раскопках древних Суз (4—3 тыс. до н. э.), Анатолии (5—4 тыс. до н. э.), древних культур ВиллановаХальштаттаи Латен. Близкий стиль характеризует приемы кельтской резьбы по дереву и камню, искусство норманноввикингов, геометрический орнамент в искусстве Китая, росписи древнеамериканской керамики.

К геометрическому стилю античных сосудов из глины примыкают фигурки из бронзы, изображающие людей, зверей, кентавров, найденные в Олимпии (VIII в. до н. э.). Они отличаются теми же качествами тектоничности и гротескной трактовки формы.

Дальнейшее развитие стиля в этом направлении невозможно; вершина геометрического стиля была достигнута в середине VIII в. до н. э., и далее начинается его постепенное вытеснение живописным ориентализирующим стилем. Происходит возврат к прежним формам на новом этапе пространственного мышления. Однако и в позднейших вариациях сохраняется некоторая геометризация, рожденная геометрическим стилем доклассического периода.

 

 


 

КРУГ

КРУГ (греч. kyklos, лат. circus, cinctum) — древнейший изобразительный символ, связанный с солярными и астральными знаками, изображениями Вселенной, Солнца и Луны . Отсюда универсальное значение формы круга как символа мировой гармонии.

Окружность часто соединяется с крестом.

Круг также — символ движения, течения времени.

В античной эстетике форма окружности рассматривалась в связи с математической задачей квадратуры круга (построения квадрата, равного по площади заданному кругу). Отсюда значение окружности в эзотерической философии как фигуры, ведущей от квадрата (символа земли) к кругу (символу неба).

КРУГ И КВАДРАТ (лат. circus et quadratus) — геометрическая фигура, составляющая конструктивную основу многих композиций в разных видах искусства. Неразрешимая в математике задача квадратуры круга (построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равного по площади данному кругу) в изобразительном искусстве породила продуктивную фигуру из пересекающихся квадрата и окружности (а также двух пересекающихся под углом квадратов).

Согласно философии К. Юнга (1875—1961), квадрат, соответствующий наименьшему из составных чисел (4), символизирует разобщенное состояние человека, не достигшего духовного совершенства (внутреннего единства), круг — символ совершенного состояния. Пересечение круга и квадрата может породить восьмиугольник ("динамический образ квадрата"), в котором знак четырех земных стихий превращается в знак вечности. Отсюда символика восьмигранных купелей и баптистериев в христианском искусстве.

В Древнем Китае, в частности в буддийском искусстве, квадрат — символ земли, а круг — символ неба, поэтому круг с квадратным отверстием в середине — символ мироздания, образ неба и земли, Солнца и Луны, Инь и Ян (женского, пассивного, и мужского, активного, начал). Четыре части света и четыре времени года (углы квадрата) вместе с центром круга дают священное число пять. Храм Неба (Тиантан) в Китае представляет собой сочетания круга и квадрата — в квадратную ограду (символ земли) вписан круг (символ неба); три яруса круглых в плане кровель храма — числовой символ Ян.Алтарь имеет форму круга — там возносятся молитвы к небу, к алтарю ведут девять ступеней — по количеству небесных сфер. Против Зала небес располагается Зал воздержанности, он имеет форму квадрата, и к нему ведет лестница в восемь ступеней. Купол Зала небес покрыт лазурной черепицей, алтарь земли посыпан желтым песком.

Античные герооны ("храмы героев"), например Филиппейон в Олимпии, строили круглыми в плане на квадратном основании. Такое же сочетание фигур, по преданию, было положено в основу жертвенника и храма Соломона в Иерусалиме.

Круг с точкой в центре (солярный знак) — алхимический символ золота, сверкающего как Солнце. С солнечным светом и магией круга связано появление формы нимба .

В мистических учениях древности и Средневековья круг выражает идею целостности, бесконечности и изначального совершенства мира.

Движение по окружности означает время, заключающее в себе пространство и, следовательно, не имеющее ни начала, ни конца, ни верха, ни низа, таким образом, уничтожающее и само себя, и пространство. Поэтому круг символизирует неявленную вечность, Божественное совершенство, а также возвратное движение, подтверждающееся в видимом движении планет и смене четырех времен года.

Средневековый теолог, философ, кардинал Николай Кузанский (1401—1464)гениально сформулировал эту идею: "Бог — сфера, центр которой везде, а границы нигде".

Связь с символикой Солнца сделала круг в ранних формах искусства мужским символом, а соотнесение с водной стихией, окружающей землю, — символом женственного начала природы.

В более изысканной трактовке круг — это мировая женственность, лоно жизни, связанные границами мужской силы. Отсюда смысловые аллюзии изображения жемчужины, в частности как символа чистоты Девы Марии.

Числовой символ круга — 10 (единица означает центр, девять — окружность). Поэтому три концентрические окружности изображают прошлое, настоящее и будущее; землю, воздух и воду либо землю, небо и преисподнюю. На одной из фресок Кампосанто в Пизе (конец XIV в.) изображен Бог Отец, держащий в руках большой круг, внутри которого девять окружностей символизируют девять чинов ангельских, заключающих в себе орбиты планет. Весь Космос со всей его иерархией оказывается в руках Божьих.

Идею девяти кругов использовал Данте Алигьери в композиции своей поэмы, в которой описал девять кругов Ада и девять небес Рая.

На средневековых фресках и рельефах можно видеть Бога Отца или Божественную десницу, вычерчивающую с помощью циркуля ряд концентрических окружностей.

Августин Блаженный (354—430) в полном согласии с философией неоплатонизма, учением о единстве и неделимости мира, считал круг совершенной и божественной фигурой ("О граде Божием"). Эта идея положена в основу эстетики искусства Итальянского Возрождения. Архитекторы Л. Б. Альберти, Ф. Брунеллески, живописцы и архитекторы Леонардо да Винчи, Д. Браманте, Рафаэль настойчиво повторяли в своих композициях форму круга, купола, полуциркульной арки.

Композиция в круге (лат. circum rotatum — "вращающийся по кругу"), известная еще в искусстве древней Месопотамии, Персии, в декоре сасанидскихи византийских шелковых тканей, стала "формальным носителем" художественного стиля Классицизма.

 

"ВЕНЕРЫ КРУГ" (лат. Venus Cyclus) —графический символ планеты Венера, древний знак эзотерических учений, выражающий взаимодействие высшей небесной гармонии (круг) и земного бытия, подчиненного законам зарождения, увядания и смерти (крест). Круг тянет крест вверх, "внутрь великого круга духовности. Этот символ в целом представляет женское начало в мире — то начало, которое пытается одухотворить, искупить и защитить сферу материального".

Другое название: "зеркало Венеры".

"Круг Венеры" встречается на астрологических инструментах, на надгробиях, в частности бельгийского Бегинажа.

В христианской трактовке крест находится внутри круга и символизирует крест Воскресения, на котором был распят Спаситель, — он вырастает из черепа Адама со скрещенными костями, эмблемы Искупления.

"Круг Венеры" входит в число алхимических символов. Близкое ему изображение — аллегория Искупления, олицетворяемого женщиной-змеей.


 

 

 


 

ОВАЛ

 

ОВАЛ (через франц. ovale из лат. ovum — "яйцо") — форма, в частности формат изображения, в отличие от эллипса не имеющая постоянных закономерностей построения. Представляет собой слегка вытянутую по горизонтали или вертикали окружность.

Овал следует отличать от ов — яйцеобразных форм с заострением одной из сторон. В силу своей геометрической структуры (наличия длинной и короткой осей) овальная форма в сравнении с окружностью более динамична. В этом отношении показателен переход от использования окружности, круглых медальонов, полуциркульных арок, полусферических куполов в искусстве Итальянского Возрождения и римского классицизма начала XVI в. к овальным формам в искусстве Маньеризма и Барокко XVI—XVII вв. и Рококо XVIII в.

Овальная форма несет в себе маньеристичные и эстетские настроения, она экспрессивна и нежна. Окружность уравновешена, идеальна и потому холодна.

В традиционном искусстве Японии, в гравюрах жанра бидзинга лица красавиц имеют овальную форму.


 


 

РОМБ

 

РОМБ (лат. rhombus, от греч. rombos — "волчок, магическое колесо, тамбурин, бубен") — геометрическая фигура, косой квадрат, параллелограмм с равными сторонами.

Форма ромба встречается в древнейших орнаментах.

У славян ромб или квадрат с точкой в середине — символ засеянного хлебного поля.

В древнерусской иконописи ромб алого цвета символизирует Божественную славу.

Ромб знак единения земли и неба.

Ромбы составляют косую сетку, ромбические фигуры встречаются в мозаике, инкрустации, в частности в "инкрустационном стиле" средневековой Тосканы — в Пизе, Сьене, Флоренции.

В ювелирном искусстве известна "ромбическая" огранка драгоценных камней.

В изделиях богемского стекла XVII—XVIII вв. алмазную грань в косую клетку называли бриллиантовой — она сверкает как ограненные алмазы.


 


 

ТРЕУГОЛЬНИК

 

ТРЕУГОЛЬНИК (греч. trigonon; лат. triangulum) — геометрическая фигура, связанная с магией числа три и имеющая множество символических значений в изобразительном искусстве.

На древнейших памятниках встречаются изображения треугольника или ромба с точкой посередине — символ земли (у славян символ засеянного поля). Эта фигура противополагается солярному символу — кругу с точкой посередине.

Треугольник вершиной вниз — символ женского лона и женственного начала природы. Он также символизирует водную стихию, а треугольник вершиной вверх — стихию огня и мужскую фаллическую силу. Наложенные друг на друга, символы двух стихий образуют более сложную фигуру. В тибетском тантризме подобный знак трактуют в качестве символа "проникновения мужского огня в женственное начало природы".

Древние греки связали знак женского лона в виде треугольника вершиной вниз (греч. delphos) с одним из атрибутов богини Афродиты.

В символике пифагорейцев равносторонний треугольник почитали в качестве эмблемы трех миров (принципов, разума и количеств), а тетрактис — треугольник с десятью точками внутри — прочитывали в качестве архетипа Вселенной (число 10 складывается из "священных чисел": 1, 2, 3, 4). Треугольник с отношениями сторон 3:4:5 составляет основу теоремы Пифагора (древние египтяне называли его "священным") и служит для построения гармоничных отношений. Вместе с древнейшим символом "Звездой Давида" равносторонний треугольник включен в символику масонов. Равносторонность символизирует гармонию мира, "всевидящее око" внутри — Божья сила, три угла — символ Св. Троицы, а девять лучей , расходящихся в разные стороны, — символ Славы. Такой треугольник обычно вписывали в треугольные фронтоны храмов: знак освящения здания.

Композиция из трех малых треугольников, составляющих большой, в эзотерических учениях символизирует триединство Божества и гармонию космоса. На древнейших иконах нимб — сияние вокруг головы Бога Отца — изображали в форме треугольника, символизирующего "истину Божественного Триединства".

Соединение двух треугольников наподобие шестиугольной "Звезды Давида" в новозаветной традиции и иконографии стало означать тайну единения "Божеского и человеческого в едином Логосе". На фоне такой фигуры изображают Христа в сцене Преображения, "Спаса в Силах".


 

 


 

ЭЛЛИПС

 

ЭЛЛИПС (франц. ellipse от греч. elleipsis — "опущение, искажение, недостаток") — геометрическая форма, напоминающая вытянутую окружность, получается от сечения конуса наклонной плоскостью.

Примечателен дословный смысл греческой формы термина. Для эстетики древних эллинов органичной была окружность — символ замкнутости и целостности пространства и времени.

Такая же оценка формы круга характерна для эстетики Итальянского Возрождения и искусства Классицизма.

Эллипс более свойствен мышлению древних римлян и художников стиля Барокко. В форме эллипса выстроен гигантский Колизей. В архитектуре Барокко часто повторяются эллиптические картуши, эллипсообразные подкупольные пространства и удлиненные параболические купола.