Графика Печать
Рейтинг пользователей: / 63
ХудшийЛучший 
Словарь художника

ГРАФИКА

 

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

Слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу». Так как всякое письмо обычно осуществляется с по­мощью пера или кисти, дающих на бумаге одноцветную линию, то графику рассматривали в первую очередь как линейное изображе­ние в одну краску. Это и отличало ее от живописи, которая пользу­ется многокрасочной палитрой и цветным мазком.

Постепенно понятие графики расширялось, в нее включались различные виды гравюры — и од­ноцветной и многоцветной: лито­графии, рисунки черными и цвет­ными карандашами. Изобрази­тельные возможности графики совершенствовались. Она стала воспроизводить многое из того, что когда-то воспроизводила только живопись: свет в тени, цвет, присущий предметам, воз­душную среду и воздушную пер­спективу и целый ряд тех свойств окружающей нас природы, кото­рые из линейного изображения были исключены. Наконец, к гра­фике стали причислять также и акварель, то есть живопись водя­ными красками на бумаге, в ко­торой цвет играл ведущую роль. Обычно произведения графи­ки, будь то изображение, сделан­ное непосредственно рукою художника, или воспроизведение рисунка любым видом полигра­фической техники, создаются на бумажном листе. В этом один из наиболее существенных призна­ков графики.

Но далеко не все произведения графики созданы на бумаге. Ска­жем, портрет великого русского певца Шаляпина, сделанный Ва­лентином Александровичем Се­ровым, нарисован углем на хол­сте, а графические произведения первобытных народов дошли до нас на камнях или на стенах пе­щер.

Часто про картину или фреску говорят, что они графичны. Что же хотят этим сказать? Обычно прежде всего это означает, что в картине или фреске отчетливо проступает рисунок, линия, кон­тур, что в произведении все эле­менты изображения отделены четко друг от друга.

Очень часто понятие графичности, применяемое к живописи, означает также явное преобла­дание в ней черного и белого или сочетания белого с серым или с коричневым, то есть цветов, как их называют, «ахроматических», как бы бесцветных (греческое слово «хромое» означает «цвет»).

Таким образом, одним из ха­рактерных признаков графики является построение изображе­ния исключительно с помощью рисунка и применения одного — ахроматического, а чаще всего черного цвета в сочетании с бе­лым или же цветным фоном са­мой бумаги (иногда холста, стены, камня или металла).

И все же эта относительная бед­ность средств графики в сравне­нии со средствами живописи лишь кажущаяся. Многообразно варьи­руя отношение даже одного толь­ко черного цвета рисунка к бело­му фону бумаги то в виде лако­ничных контрастов белого и чер­ного, то прибегая к тончайшим и сложнейшим переходам пятен и линий разной интенсивности, художник-график может добиться большой выразительности. Благо­даря этому в настоящем высоко­художественном произведении графики мир никогда не будет выглядеть обесцвеченным, как не выглядит он таковым, скажем, в черно-белом фильме. К тому же графика имеет и ряд преиму­ществ: ее исполнение требует меньшего времени, и потому она может очень быстро отразить вол­нующие художника чувства и мысли.

Виды графики очень многооб­разны, гораздо многообразнее, чем виды живописи.

Во всех этих видах графики, отличающихся друг от друга сво­им назначением, используются и различные техники. Это прежде всего обыкновенный рисунок — безразлично, наносится ли он карандашом или кистью на бу­магу, процарапывается ли на ме­талле или выполняется на камне. Рисунок, будучи механически воспроизведенным любым видом печати, все равно остается в ос­нове своей рисунком.

Но наряду с рисунком сущест­вует еще и эстамп, то есть автор­ское воспроизведение рисунка, специально предназначенного для печати. Сюда относятся раз­личные виды гравюры: на дереве, на металле, на камне, на линолеу­ме, на стекле, на картоне.

Различные виды графики, как и техника их исполнения, возни­кали постепенно в зависимости от потребностей жизни и характе­ра искусства той или иной эпохи. Графика — древнейшее из изо­бразительных искусств. Первые изображения — рисунки, наца­рапанные на стенах и скалах пе­щер первобытного человека, ор­намент, высеченный на предме­тах быта, орудиях труда и на ору­жии эпохи неолита и бронзового века,— все это можно отнести к первым шагам искусства графики. На ранних ступенях цивилиза­ции графика совместно со скульп­турой выступала как бы предше­ственницей письменности. Исто­рия сохранила для нас и перга­ментные свитки, и каменные пли­ты с различными изображениями, которые надо было не просто смотреть, а читать как надпись, хотя в отличие от настоящего письма в них о многом следовало лишь догадываться.

Так, например, желая расска­зать о том, что царь Нармер по­корил всю долину реки Нил и захватил при этом шесть тысяч пленных, египетский художник IV тысячелетия до нашей эры изобразил на плите, высеченной в честь этого события, мифиче­ского покровителя египетских царей — бога Гора. Бог Гор был изображен в виде сокола, поко­ряющего бога реки Нил, а каждый из шести цветков лотоса, как бы растущих из Нила, означал тысячу пленных. Такие изображения - надписи называются пиктограм­мами.

В течение длительного време­ни графика существовала лишь в связи с украшением того или иного предмета, главным обра­зом из керамики и металла. Стан­ковой графики как таковой еще не было. Основной областью приме­нения графики были также руко­писные книги или свитки, в кото­рых текст дополнялся, пояснялся и украшался рисунками. Связь графики с письменностью таким образом сохранялась.

Ван Вей. ОзероВ Китае, например, даже не существовало принципиальной разницы между рисованием и каллиграфией, которая считалась там вполне равноправным ис­кусством. Так, великий китайский художник XVIII века Ван Вей был также и прославленным в свое время каллиграфом, отлично умевшим рисовать сложнейшие иероглифы и красиво распола­гать их на свитке-книге.

Долгое время единственным видом графики был рисунок, и выполнялся он в одном экземпля­ре. И лишь в 868 году нашей эры в Китае был открыт способ раз­множения рисунка с помощью вырезанного на дереве клише (рисунка-печати). Это был заро­дыш той гравюры на дереве, или «ксилографии» («ксилос» — по-гречески «дерево»), которая воз­никла в Европе лишь в первой половине XV века. Появление ее было связано с народными дви­жениями, охватившими многие европейские страны того време­ни, с первыми крестьянскими ре­волюциями.

Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.

Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.

Термин "графика" первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.

Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении - линия или пятно, каково его назначение.

Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.

Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.


СТАНКОВАЯ ГРАФИКА

Как и живопись, графика может быть станковой, то есть предна­значенной для самостоятельного, независимого от определенного места существования. Название это произошло от названия «стан­ковая живопись». Так называют живопись, которая в отличие, например, от стенных росписей создается на особом станке — мольберте. Станковую картину, как и произведение станковой графики, можно переносить с места на место, повесить на лю­бой стене или же хранить отдель­но.

Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике - лубок, а в газетно-журнальной - карикатура. Художественное оформление газет и журналов строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.

Помимо станковой, су­ществуют многие другие виды графики, связанные с весьма оп­ределенным назначением.

 

КНИЖНАЯ ГРАФИКА

Важнейшей областью является книжная графика — иллюстрации и оформление книги, затем пла­каты, афиши, газетные рисунки, карикатуры. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.

Все элементы книжного оформления - и расположенные внутри книги, и внешние - создают целостное произведение искусства. Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).

 

ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА

Прикладная графика: марки, эти­кетки, графическое оформление конвертов и многое, многое дру­гое.. К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках - это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.

 

ПЛАКАТ

В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально зрелищные и др.

 

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.

Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.

 

А. ГОНЧАРОВ