Имприматура |
Словарь художника |
Имприматура (от итал. imprimatura — первый слой краски) — термин, используемый в живописи: цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, вошедшая в практику итальянских художников с XVI века. Д. И. Киплик, профессор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, автор книги «Техника живописи», так писал о значении имприматуры: " Цвет грунта может играть большую роль в живописи, если пользоваться им по методу старых мастеров, то есть давать ему возможность просвечивать через слои красок и таким образом принимать деятельное участие в общем эффекте живописи. Красочный эффект старинной живописи складывается из ряда просвечивающих друг через друга красочных наслоений и грунта. Грунту, таким образом, в этой живописи придаётся весьма важное значение. И цвет его должен выбираться сообразно со световым и красочным эффектом картины. Для каждой живописной задачи выбирается соответствующий грунт, который облегчает и ускоряет работу. Наиболее универсальным по цвету является светло-серый грунт нейтрального тона, так как он одинаково хорош для всех красок — как тёплых, так и холодных, и не требует слишком пастозной живописи. Живопись с широким плоским светом и интенсивными красками (Рогир ван дер Вейден,Рубенс и др.) требует белого грунта; те же произведения, в которых преобладают глубокие тени, — темного грунта (Караваджо, Веласкес и др.). Светлый грунт сообщает теплоту краскам, нанесённым на него тонким слоем, но лишает их глубины; тёмный грунт — придаёт им глубину. Тёмный грунт холодного оттенка — холод (Терборх, Метсю). Чтобы усилить на светлом грунте глубину теней, действие белого грунта на краски следует нейтрализовать прокладкой темно-коричневой краской в нужных местах (Рембрандт). Раствор для имприматуры готовиться из смеси 3 частей скипидара, 1 частей льняного масла и краски. Должна получиться прозрачная масляная смесь. Металлические краски, темные минералы, кроющие краски земли для имприматуры не подойдут, они затемнят и поглотят все светлые краски, которые будут на них нанесены. Хорошо подходят так же смеси с цинковыми белилами, светлые тона охры и подобные краски. Так же в качестве краски можно использовать то, что у вас осталось на палитре после сеанса живописи, чем сэкономите немного краски, а заодно и затонируете холст для следующей работы. Имприматура, как и гашение, обладает свойством стабилизировать загрунтованный холст, при этом он, тем не менее, остается эластичным. Можно нанести также несколько слоев имприматуры друг на друга, в результате грунт будет насыщеннее, а краски на нем будут схватываться лучше. Развитие импрессионизма с его живописью alla prima и пастозными красками свело влияние цветного грунта практически на нет, и имприматура потеряла былое значение.
Примеры использования имприматуры:
|