Классицизм Печать
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
История искусств

КЛАССИЦИЗМ

ОБРАЗЦОВЫЙ СТИЛЬ ИМПЕРИИ

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый)  — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVIIXIX вв.

Вальхалла — повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце.Что такое классицизм? Термин происходит от латинского classicus — образцовый. Этот художествен­ный стиль возник в Европе в нача­ле XVII века. Одна из важнейших его черт — обращение к образам и формам античного искусства как к идеалу, эстетическому эталону. В первой трети XIX века эволюцию классицизма завершило стилевое направление ампир (от фран­цузского — империя).

Предпосылки классицизма за­рождаются уже во второй поло­вине XVI столетия в Италии - в архитектурной теории и практи­ческой деятельности Палладио, те­оретических трактатах Виньолы. Страна, хранящая многочислен­ные памятники античности, кото­рые оказывали огромное влияние на архитекторов, стала центром идейно-теоретических поисков но­вых принципов в искусстве вообще и в архитектуре в частности.

Становление классицизма в Ев­ропе — процесс, характерный не только для Италии. Мощный тол­чок развитию давали идеология и экономика нарождающейся бур­жуазии во Франции и Англии.

Фрагмент идеального города Арк-э-Сенан (арх. Леду).

На что опереться в этом процессе, чему подражать? Конечно же, фо­рмам античного искусства, как наиболее соответствующим ново­му стилю.

Одновременно падает интерес к господствующему стилю барокко. После эпохи Возрождения антич­ное наследие начинают изучать и осваивать по «второму кругу». В это время появляются философс­кие труды общетеоретического ха­рактера, например, «Речи об ис­кусстве» Ж. Ж. Руссо, публикуют­ся результаты исследований анти­чной культуры. Начавшиеся рас­копки древней Помпеи значитель­но расширили представления об искусстве Римской империи. Ос­новоположником эстетики класси­цизма, ее идейным вдохновителем стал немецкий ученый Иоганн Винкельман. Он — основатель ис­тории искусств как науки, автор трудов «Мысли о подражании гре­ческому искусству» и «Истории ис­кусств древности». Эти работы по­лучили европейскую известность. Среди других выдающихся авто­ров - распространителей идей и форм классицизма — видное мес­то занимает Джованни Пиранези. Знаменитые серии офор­тов на античные темы, выполнен­ные этим архитектором и граве­ром, выходили в Европе с 1740-х годов и получили широкое призна­ние. Наиболее известные произве­дения классицизма в Италии — театр делла Скала в Милане (ар­хитектор Дж. Пьемарини) и не­большая церковь в Риме Сайта Мария дель Приорато, построен­ная Пиранези.

Архитектор Д ж. Б. Пиранези. Пьяцца дель Пополо. Из серии «Виды Рима». Гравюра. 1750.


В основе классицизма лежат идеи
рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека, как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Во многом классицизм опирался на античное искусство (Аристотель, Гораций), беря его за идеальный эстетический образец, "золотой век". Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса.

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился ещё в эпоху Возрождения, которая после столетий  средневековья  обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, ещё в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, например, Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.


Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон
Своего

Антонио Канова. Амур и Психея (1787—1793, Париж, Лувр)

наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Никола Буало. Бюст работы Ф. Жирардона. Париж, ЛуврПубличные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузов и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы.

Бюст Корнеля

В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько холодящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).

Архитектуре классицизма в це­лом присущи геометризм подчеркнуто статичных форм и логичность планировки. Зодчие классицизма не только следуют формам антич­ной архитектуры, ее отдельным мо­тивам и элементам, но стремятся также постичь общие тектоничес­кие закономерности. Основа архи­тектурного языка — ордер, формы и пропорции которого близки ан­тичности. Стена трактуется как гладкая поверхность, ограничи­вающая четкие, симметрично рас­положенные объемы. Архитектур­ный декор используют таким обра­зом, что он никогда не «скрывает» общей структуры сооружения, но становится ее тонким и сдержан­ным аккомпанементом.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Пример британского палладианизма — лондонский особняк Остерли-парк (арх. Роберт Адам).

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитектор Ж. Суфло. Париж. Пантеон. 1754—1780.В архитектуре Франции класси­цизм проявляется в ясности ордер­ных членений и общей композиции. Восточный фасад Лувра, создан­ный архитектором К. Перро, а так­же Пантеон архитектора Ж. Суфло — наиболее яркие образцы классицизма XVII века. Позднее французский классицизм вбирает в себя все больше элементов ба­рокко, что наглядно подтверждает архитектура и планировка дворцо­вого комплекса Версаля.

В середине XVIII века в архите­ктуре все чаще отказываются от жестких планировочных схем, стремятся подчеркнуть конструк­тивный смысл ордерной системы. Особое внимание уделяют интерь­еру и гибкой планировке комфор­табельного жилого дома для арис­тократии. Именно он становится ведущей архитектурной формой французского классицизма. Горо­дской или загородный дом непре­менно связан с парком. Геомет­ризованный французский сад пре­вращается в ландшафтный анг­лийский, для которого характерны живописные криволинейные фор­мы и подражание природе. Заме­чательный пример — ландшафт­ные парки Павловска.

Московская область. Усадьба Суханово. Южный фасад дворца с ионическим портиком. Начало XIX века.

Русский классицизм сформиро­вался в середине XVIII века. За восемь десятилетий господства в отечественном зодчестве он пода­рил человечеству замечательные произведения архитектуры. Прогу­ливаясь сегодня по центру Санкт-Петербурга, Москвы, таких рос­сийских городов, как Кострома, Калуга, Ярославль, Тверь, мы мо­жем любоваться разнообразными постройками, выполненными в сти­ле раннего или позднего классици­зма. Здесь 350-метровый фасад Адмиралтейства, гигантское полу­кружие здания Главного штаба, обрамляющее с юга Дворцовую площадь Петербурга. В Москве - старое здание университета, Ма­неж, изящный дом-дворец Пашко­ва, множество частных особняков, сохранившихся на тихих улочках и в переулках «первопрестольной» столицы...

Архитектор Д. Жилярди. Московский университет. Актовый зал. 1817—1819.В истории русского классициз­ма прослеживаются два периода: 1760—1770-е годы — возникнове­ние и развитие, канун Отечествен­ной войны 1812 года — расцвет. Процесс формирования нации, подъем государственности и небы­валые для России достижения светской культуры — вот истори­ческая почва, питавшая патриоти­ческий пафос русского классициз­ма. Архитектура эпохи классициз­ма в России тесно связана с ус­пехами строительной науки и техники. Появляются новые методы расчета конструкций, находит широкое применение металл, стало возможным сооружать своды и де­ревянные стропильные фермы бо­льших пролетов. Пример тому - московский Манеж, городская больница и Сенат в Кремле.

В строительстве широко исполь­зуются плоские деревянные пере­крытия и листовое железо для кро­вель. Государственные кирпичные заводы наряду с частными резко увеличивают производство этого ценного материала и улучшают его качество. Все чаще применяют для облицовки зданий штукатурку. Во­зникли совершенно новые строи­тельные материалы: искусствен­ный мрамор, ценные породы кам­ня, цветное стекло, что значитель­но обогатило творческую палитру архитектора.

Произведения российских зод­чих раннего классицизма хранят еще пластическую обогащенность форм, присущую барокко. Масте­ра зрелого классицизма В. И. Ба­женов, И. Е. Старов, М. Ф. Ка­заков создают постройки с тонкой пластической дифференциацией фасадов, которые активно органи­зуют пространственную и плани­ровочную структуру города.

Большой театр в ВаршавеЭстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

Архитектор О. Бове, скульптор И. Витали. Москва. Триумфальная арка. 1827—1834.Накануне Великой французской революции в архитектуре возника­ет стремление к суровой краткос­ти и выразительности форм, к вну­шительно дидактическим обра­зам. Зодчие все чаще обращают­ся к мотивам греческой архаики, искусству Древнего Египта, иног­да к безордерной системе. Это послужило началом формирова­ния позднего классицизма или ам­пира. В нем активно использова­лись мотивы величия и мощи во­инской силы. Наиболее ярко это проявилось в мемориальных со­оружениях, таких, как Триумфаль­ная арка на площади Звезды в Париже, Бранденбургские ворота в Берлине, Триумфальная арка в Москве.

Для архитектуры ампира харак­терны монументальные формы массивных портиков дорического и тосканского ордеров, а также во­енной эмблематики в виде орлов, колесниц, воинского снаряжения. В России и Германии ампир стал выразителем государственной не­зависимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполео­новских войнах.

В эпоху русского ампира осу­ществляются грандиозные градо­строительные мероприятия, в част­ности, в Петербурге. Здесь впер­вые поставлена и решена пробле­ма сочетания регулярных начал симметрично-осевой планировки со свободным, открытым простран­ством реки.

Архитектор К. Росси. Петербург. Арка здания Главного штаба. Вид с Дворцовой площади. Первая треть XIX века.Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск, безлунный;

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла...

Полтава. Дом генерал-губернатора. 1810.

Так писал А. С. Пушкин — сов­ременник расцвета классицизма и ампира. Прославляя «младшую столицу», он точными и образны­ми поэтическими мазками создал образ Петербурга, сформирован­ный господствовавшим тогда ар­хитектурным стилем.

В этот период разработаны ге­неральные планы на основе регу­лярной планировки для более чем четырех сотен крупных и средних городов России и других регионов империи. Кроме того, созданы «об­разцовые» проекты для жилых и общественных зданий, что позво­лило сформировать ансамбли це­нтров Костромы, Ярославля, Пол­тавы, Одессы, Твери. Характер­ным элементом городской застрой­ки становится небольшой особняк с уютным интерьером и садом. То­нким своеобразием и поэтичнос­тью отличаются сельские усадьбы. Здесь классические формы и де­кор находят зачастую органичес­кое воплощение в дереве.

Г. ИСКРЖИЦКИЙ