Бумага для акварели Печать
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Художественные материалы

БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ

 

Акварель в старину выполнялась на пергаменте, который состоял из отбеленной кожи, на тонких пластинках слоновой кости, которая применяется в миниатюрной живописи и поныне, на льняных отбеленных тканях и уже значительно позднее — на бумаге. В наше время акварелью пишут почти исключительно на бумаге.

Картинка 3 из 51153 Бумага, вырабатывавшаяся в старину, имела хорошие качества, так как для выделки ее уже с XIV века шло исключительно льняное волокно, являющееся наилучшим материалом в бумажном деле. В XVII веке для производства бумаги впервые был применен хлопок, волокно которого в значительной мере уступает волокну льна, и потому качество производимой с этого времени бумаги значительно понижается. Наше время отличается обилием бумаги и богатством ее сортов. Техника ее производства сильно продвинулась вперед. Для производства бумаги служат и материалы, применение которых было совершенно неизвестно в старину. Так, огромное количество бумаги выделывается в настоящее время из древесины, т. е. древесной клетчатки, которую доставляют хвойные породы дерева; идет в дело и солома, но более ценным материалом все же остаются хлопок и лен.

Картинка 9 из 51714 Во многие сорта бумаги, кроме растительной клетчатки, входят: шпат, гипс, каолин, мел, свинцовые белила, водный глинозем, а также для маскировки желтого тона ее синие краски: ультрамарин и берлинская лазурь.

Японская бумага вырабатывается из клетчатки лыка шелковичного дерева. 

Бумажная масса проклеивается и формуется в листы не только ручным способом, как то практиковалось в старину, но и машинным, вследствие чего поверхность ее приобретает различный вид зернистости.

Для проклейки бумаги употребляются мучной клейстер, крахмал, животный клей и желатина (причем последние всегда в соединении с квасцами), канифоль, растворенная в одном натре, требующая, кроме того, обработки бумаги квасцами. В старину бумага проклеивалась исключительно мучным клейстером, представляющим наилучший род клея для названной цели и который, к сожалению, все более и более в наше время вытесняется желатиной. Бумага, проклеенная желатиной, под влиянием сырости легко зацветает и покрывается грязными пятнами.

Картинка 12 из 51714 Кроме того, при производстве бумаги применяются многие химические вещества: едкий натр, обыкновенная известь, белильная известь, хлор, серная кислота, упомянутые, выше квасцы и т. п. Следы этих веществ часто остаются в готовой бумаге, и присутствие их не безразлично для покрывающих ее красок.

Акварель нуждается в безусловно хорошей бумаге, так как последняя служит для нее грунтом; вот почему необходима большая осторожность при выборе бумаги, от качеств которой в значительной степени зависит успешное выполнение живописи. Древесные и получаемые из соломы бумаги быстро коричневеют и чернеют на свету и потому совершенно непригодны для дела. Хлопковая бумага не обладает этим отрицательным свойством, но плохо моется и скоблится, и краски ложатся на ней очень неровно.

Единственно пригодной бумагой для акварели является чистая льняная бумага, в состав которой входит лишь волокно льна без всяких посторонних примесей. Только на такой бумаге получается правильная и ровная раскладка красок, которые к тому же приобретают и наибольшую яркость. Здесь, при надобности, можно смывать их, бумагу — скоблить, другими словами, легко делать поправки и необходимые исправления.

Для работы акварелью нужна плотная, вы­сокого качества бумага.

Бумага с гладкой глянцевой поверхностью не годится: крас­ки по ней скользят, а иногда собираются капельками, как на промасленной бумаге. Писчая бумага также непригодна: она быстро впитывает воду, легко портится.

Бумага, предназначаемая для акварели, должна:

  • обладать безукоризненной белизной
  • при смачивании водою не должна быстро всасывать ее
  • не должна содержать в себе следов химических веществ, имевших применение при фабрикации ее.

Картинка 18 из 51714 Запасы бумаги следует хранить в сухом месте, подальше от пыли, в противном случае она так или иначе страдает от сырости и пыли, которая глубоко внедряется в поры бумаги и сильно грязнит ее.

Бумага для акварели изготовляется различных сортов. Наиболее популярен сорт бумаги под названием «ватман». Бумаге этой (белого цвета) придается различная зернистость. Но кроме белой бумаги можно пользоваться в акварели и тоновой бумагой, например желтоватого цвета, которая и применяется на практике.

Вырабатывается для акварельной живописи также специальный картон, который позволяет работать на нем без предварительной наклейки его на доску, так как он имеет достаточную толщину и не коробится. Картон этот носит название «бристольского» и имеет поверхность различной зернистости.

В последнее время вошло в моду писать акварели на непроклеенной бумаге, пользоваться щетинными кистями и т. п.

Знаете ли вы, какая бумага к какой технике письма лучше всего подходит?

Бумага, которая производится машинным способом, имеет три поверхности:

  • грубую
  • прессованную горячим способом
  • прессованную холодным способом

Бумага с грубой поверхностью имеет ярко выраженные зазубрины или текстурность. Она хороша для создания зернистого эффекта, т.е. когда капли воды собираются в зазубринах бумаги.

Бумага, прессованная горячим способом, имеет гладкую поверхность, практически без шероховатостей. Краска на ней высыхает очень быстро, поэтому эта бумага идеально подходит для больших ровных нанесений или размывов краски.

Бумага, прессованная холодным способом, имеющая слегка выраженную текстурную поверхность, стоит где-то между бумагой с грубой поверхностью и бумагой, прессованной горячим способом. Это тот вид бумаги, который наиболее часто используется художниками-акварелистами.

Бумага одного производителя отличается от бумаги другой фирмы, поэтому имеет смысл поэкспериментировать не только с различными типами бумаги, но и с различными марками. Бумага для акварели маркируется по ее весу, который на этикетках обозначается либо в граммах на кв. метр, либо в фунтах на стопу бумаги.

Стандартная плотность бумаги, произведенной способом - это 190г/м2, 300 г/м2, 356 г/м2, 638 г/м2. Бумага меньше, чем 356 г/м2 должна быть вытянута прежде, чем использована, иначе она покоробится.


Небольшие советы:

  • Бумага для акварели обычно белого цвета, хотя это вовсе необязательно (в мире производится так же акварельная бумага холодных и теплых оттенков различных цветов).
  • Лучше всего для сохранности работы подходит бумага с нейтральной кислотностью, которая меньше жухнет и желтеет со временем.

Бумага, прессованная холодным способом, обычно маркируется на пачках надписью "not paper".

Бумага для акварели выраба­тывается с зернистой поверхно­стью, напоминающей поверх­ность холста. Разработано не­сколько ее сортов — от мелко­зернистой до грубой, похожей по своей структуре на мешко­вину.

Зернистая поверхность дает возможность краскам закрепить­ся прочными и ровными про­зрачными наслоениями и до­вольно долго держит влагу в по­рах бумаги.

Лучшие сорта бумаги содер­жат высококачественный клей. Он создает благоприятный грунт и не только связывает волокна, но и способствует соединению краски с поверхностью бумаги.

Очень ценно, что даже при сильном увлажнении на поверх­ности ватмана не появляется складок, затрудняющих работу художника.

Не следует сразу писать на только что купленной бумаге. Она должна «отстояться», так как в ней содержатся масла и нужно время, несколько недель, чтобы они испарились. Неизвест­ный сорт бумаги требует про­должительной выдержки.

Дешевая бумага, изготовлен­ная из древесины, имеет ряд не­достатков: она со временем желтеет, становится хрупкой, плохо выдерживает хранение в рулонах. Да и высококачествен­ная бумага может пострадать от небрежного обращения — за­грязняется, засаливается, перекашивается. Поэтому акварели­сту лучше всего хранить бумагу в специальных папках.

Надо сказать, что некоторые дешевые сорта бумаги обладают и положительным качеством: приятной зернистой поверхно­стью, на которую легко ложится акварель.

Неплотная бумага, если она «отстоялась», позволяет писать только быстрые этюды с мини­мальным количеством наслое­ний.

Бумагу неплотную и плохо проклеенную нельзя чрезмерно увлажнять, так как размывают­ся связующие вещества, нару­шается ее фактура и нередко бумага начинает распадаться.

Каждый неизвестный сорт бу­маги следует предварительно испытать: как она выдерживает влагу, можно ли равномерно на­носить на нее краски.

Как приготовить бумагу для работы акварелью? Многие ак­варелисты предпочитают натя­гивать бумагу на деревянный подрамник или доску (часто на фанеру). Это делается обычно в тех случаях, когда работа пред­стоит длительная. Другие поль­зуются стиратором — специаль­ным приспособлением для за­крепления бумаги. Он состоит из двух, иногда трех рам, вкла­дываемых одна в другую.

Стиратор может быть и из од­ной рамы, надетой на доску. С обратной стороны стиратора находятся крючки или задвиж­ки. Они скрепляют между со­бой его отдельные части после того, как между ними будет вло­жен лист влажной бумаги.

Накладывая на раму бумагу, старайтесь слегка растянуть ее в стороны. Затем энергично за­жмите второй рамой и закрепи­те задвижками. Правильно на­тянутая бумага имеет гладкую поверхность, во время работы на ней не образуется складок.

Натягивают бумагу на под­рамник не только увлажненную, но и сухую. Это зависит от сор­та бумаги и от вкуса и привы­чек художника.

Недостаточно плотная бумага, если ее сильно увлажнить и на­тянуть на подрамник, может по­терять при этом зернистость, ко­торой так дорожат акварелисты. Краски на любой сильно отмоченной бумаге обычно жухнут, теряют свою яркость.

Толстую бумагу можно просто прикрепить к доске с помощью кнопок. Но и это требует навы­ка. Размер бумаги берется боль­ше подрамника — к каждому краю надо прибавить толщину доски. Сначала загните бумагу с одной стороны и закрепите кнопкой. Потом загните с дру­гой стороны и, слегка натянув, также закрепите. Теперь проде­лайте то же самое с двумя дру­гими краями. При этом старай­тесь натягивать бумагу от сере­дины к углам. После этого под­гибаются углы и также закреп­ляются кнопками.

Лучший подрамник — из лег­кой древесины, а кнопки — с длинным острием.

Многие акварелисты (чаще всего архитекторы) применяют особый прием натягивания бу­маги, предназначенной для про­должительной работы.

Края бумаги они загибают кромкой вверх. Ширина кромки 2—3 сантиметра. Обратную сто­рону листа увлажняют с по­мощью губки или белой тряпки, но кромку надо оставить сухой. Затем обильно смачивается ли­цевая сторона бумаги, а края смазываются крахмальным кле­ем. Наконец бумагу прижимают и натягивают на подрамник или доску.

Неплотные сорта достаточно увлажнить только с обратной стороны. Высохнув, такая бума­га будет иметь совершенно ров­ную поверхность.