Голубой цвет, голубые краски Печать
Рейтинг пользователей: / 32
ХудшийЛучший 
Цветоведение

ГОЛУБО́Й ЦВЕТ (от голубь — по синеватому отливу перьев на шее птицы; др.-прусск. golimban; польск. golebi — "голубиный") — один из семи тонов хроматической гаммы.

В цветовом круге — дополнительный к оранжевому цвету. Голубой тон является переходным от синего к изумрудному (сине-зеленому) тону полной цветовой шкалы. Голубой цвет обладает яркостью, светлотностью и относится к холодным тонам спектра. Иногда его называют светло-синим, лазурью, или лазоревым. В словаре В. И. Даля отмечается, что голубым в Нижегородской губернии раньше называли желтый цвет (дополнительный к фиолетовому); голубоа́лым — "лиловый с красниною"; алоголу́бым — "лиловый с голубизною". Называется и множество других оттенков.

В древности голубой цвет символизировал духовное начало, небо, ирреальный, бесплотный мир (телесность обозначалась желтым или оранжевым). В древнеегипетской мифологии Кнеф — высший разум, Творец мира, статуи Кнефа в образе человека раскрашивали в голубой цвет. Кнеф держал в одной руке пояс, в другой — скипетр. На голове — перо птицы, во рту — орфическое яйцо (символ начала Вселенной). В искусстве Индии древние индуистские божества, например Вишну, изображались голубой краской в знак их неземного происхождения. У древних китайцев голубой (синий) цвет был знаком траура. В западноевропейском средневековом искусстве голубыми изображались Херувимы (средний чин высшей ангельской триады) как "носители и податели мудрости". Поэтому в христианской иконографии голубой цвет символизирует небесную истину, высшее знание. Иконописцы, сравнительно редко используя голубую краску, умели с ее помощью придавать материальным формам ощущение бесплотности. Недаром Й. В. Гёте называл голубой цвет "волнующим ничто".

В музыкальной гамме голубому тону соответствует нота "соль", которая входит в "фундаментальное трехзвучие": до-ми-соль (красный-желтый-голубой). В музыкальной традиции американских негров "голубые" — блюзовые ноты (англ. Blues — "голубой"; "меланхолия, грусть") колеблются, "плавают" между мажором и минором и составляют основу своеобразного "блюзового лада", создающего настроение щемящей грусти и тоски. Неустойчивость, вибрация тона вызывает в воображении "голубые образы". В 1924 г. американский композитор Дж. Гершвин написал "Рапсодию в голубом" (Rhapsody in Blue) с "голубым", щемящим душу голосом кларнета во вступлении.


В искусстве живописи голубые гармонии используются не часто, они вызывают неустойчивые ассоциации. Шедевром сине-голубой гаммы является картина К. А. Сомова "Дама в голубом" (1897—1900). Стремление к более экспрессивным образам уводит от голубой гаммы к синей в контрасте с другими яркими красками. В декоративной росписи известен прием "sopra azurro" (итал., "на голубом"). В ювелирном искусстве собственную сложную символику имеют голубые камни: аквамарин, бирюза, лазурит, сапфир, топаз, турмалин.

 

ГОЛУБЫЕ  КРАСКИ. В глубокой древности, в античности и Средневековье, для получения голубой краски использовали различные соединения меди. К голубым минеральным красителям относятся азурит, или киан ("медная синь", "горная лазурь"), армениум, или "армянская краска", позднейшее название — бергблау ("горная синь"). В древнерусской иконописи применяли краску "голубе́ц" (то же, что азурит, или "горная синь"; франц. bleu de montagne; нем. Mineralblau). По составу эта краска представляет собой карбонат меди, водную углекислую соль меди. Добывается в Сибири, БогемииТироле, Саксонии. На Русь привозили дорогой "голубец веницейский", или "веницейскую ярь" (из Венеции). Лучший сорт — "английская горная синь". Известны также; Kalkblau (нем., "известковая голубая") и Himmelblau (нем., "небесная голубая"), в которых используются соединения водной окиси меди с гипсом. Другие соединения меди дают синие и зеленые краски.

Сплавление окислов кобальта с песком (двуокисью кремния) и поташем (углекислым калием) дает краску, известную как "королевская лазурь" (нем. Königsblau), или шмальта (нем. Schmalte — "плавленая"). Эта краска получается измельчением в порошок окрашенного кобальтом стекла. Такой способ получения голубой краски изобрели в XVI в., многие итальянские живописцы заменяли ею дорогостоящий ультрамарин. Но у шмальты слабая кроющая способность, поэтому в живописи она используется редко. В Италии похожую минеральную краску называли венецианской лазурью (игра слов: лат. venetum — "синева, лазурь"; venetus — "цвета морской воды, голубой, лазоревый").

В 1704 г. из соединения железа с цианом в Берлине была получена ярко-голубая краска. Она названа берлинской лазурью (нем. Berlinerblau). Самая лучшая разновидность: парижская лазурь, или парижская синяя (нем. Pariserblau; также нем. Stahlblau — "стальная синяя"). Парижская лазурь — краска смешанного типа, в ней соединяются минеральные (железо) и органические (циан) вещества. Этим объясняется ее особенная светосила, которую ценят живописцы. Лазурь получают также соединением раствора желтой синильной соли с раствором хлорного железа, в результате чего выпадает осадок ярко-голубого цвета. Разновидность такой краски — антверпенская лазурь. Она выдерживает любые примеси, кроме щелочных, поэтому не используется во фресковых росписях. В соединении с желтым хромом лазурь дает интенсивный зеленый цвет. Имеет хорошую кроющую способность. При прокаливании на огне из нее получается коричневая краска, называемая прусской коричневой.

Еще одна голубая краска церулеум, или целин (от лат. caeruleus — "голубой", caelum — "небо"), приготовляется соединением окиси олова и закиси кобальта.

"Кугельблау" (нем. Kugelblau) — серо-голубая краска.

АЗУР, АЗУРИТ (через польск. lazur от итал. azurro, франц. azur) — "медная лазурь", минерал синего цвета, карбонат меди. Иногда встречается в виде кристаллов. Его землистый агрегат ярко-голубой окраски с древности использовался в качестве минерального красителя. В античности его называли киан (синь) либо "скифский киан", "кипрский киан" — по месту добычи. Азурит известен также под названиями "медная синь" или "горная лазурь".

АРМЕ́НИУМ, "АРМЯ́НСКАЯ КРАСКА" (лат. armenium, armeniacum — "армянская") — под этим названием в античности было известно как минимум два разных красителя. Первый — ультрамарин (краска ярко-синего цвета), добываемый из минерала лазурита, или ляпис-лазури, другое название "армянский камень". Возможно, это — азурит (карбонат меди). Иногда "армянский камень" неверно отождествляют с болюсом, цветной глиной других оттенков. Ляпис-лазурь в Армении не добывали, но привозили из Скифии ("скифский киан"), а через Армению краску доставляли в Грецию и Рим, отсюда и происходит ее латинское название "армениум". Другая "армянская краска" — то же, что сандик, смесь окиси свинца и окиси железа ярко-красного цвета. Добывалась в рудниках Армении, отсюда, по сообщению Страбона, ее название. Позднее название краски связывалось с кармином, красителем, получаемым из кошенили или корня морены, а потом и вообще любой красной краски. Краситель из кошенили добывали и в Араратской долине у берегов Аракса. Отсюда армянское название: "вортан кармир" ("червячок красный").

БЕРГБЛАУ (нем. Bergblau от Berg — "гора" и blau — "синий") — "горная синь", или "медная краска", минеральный краситель светло-синего, голубого цвета. В Древнем Египте, Риме и Помпеях его использовали в декоративных росписях в виде порошка с различными связующими веществами и называли азурит или киан. В XVIII—XIX вв. аналогичную краску приготовляли в Германии соединением гидрата окиси меди и углекислого кальция.

БЕРЛИНСКАЯ ЛАЗУРЬ (нем. Berliner Blau) — минеральный краситель ярко-голубого цвета; часто применяемая и любимая художниками краска большой светосилы и устойчивая в смесях, хотя и несветостойка. Железистая краска, получаемая из окисной железной соли — соединения железа с цианом. Для получения более светлых тонов к краске подмешивают глинозем, мел, гипс, окись цинка. Впервые получена в 1704 г. в Берлине, отсюда название. Теперь ее изготавливают, осаждая раствор железного купороса желтой кровяной солью и окисляя хлором. Наиболее чистая разновидность называется парижской синей. При прокаливании берлинской лазури на огне восстанавливается окись железа и получается красно-коричневая краска, которая называется жженой берлинской лазурью. В живописи эта краска используется для замены битума —грунта, весьма опасного из-за его смолистых выделений. При разведении спиртовыми и масляными разбавителями жженая берлинская лазурь становится прозрачной, похожей на бистр.

КЕЛИЙ, КЕЛУС (лат. Caelus, Coelus — "небесная высь, небо") — в древнеримской мифологии — божество неба, сын Эфира и дня, отец Сатурна. Отождествлялся с греческим Ураном и с титаном Атлантом, несущим на своих плечах небесный свод. Поэтому в средневековом искусстве фигуру атласа также именовали Келусом. От его имени происходит название краски светло-голубого цвета — целин, или церулеум.

КИА́Н (греч. kyanos, лат. cyanus — "синь") — в античности — название различных красителей и материалов ярко-синего и темно-синего (в отличие от лазури) цветов. По легенде, название происходит от имени юноши, который был влюблен в цветок синей окраски (лат. Centaurea cyanus) и сплетал из таких цветков венки. "Египетский киан" — наиболее интенсивная синяя краска, синяя фритта (соединение кремнезема, меди и кальция). Ее приготовляли прокаливанием медной руды, малахита. Из тонко размолотой с водой фритты получали пластичную массу, из которой формовали бусы, амулеты, печати. Затем эти изделия вновь подвергали обжигу. Некоторые специалисты отождествляют "египетский киан" с "египетским фаянсом". До появления этой краски в эпоху IV династии (ок. 2600 г. до н. э.) египтяне пользовались толченым азуритом, минералом синего цвета, который добывали на Синае. "Скифский киан", по одной версии, является азуритом, по другой — лазуритом, или ляпис-лазурью. Месторождения того и другого минерала имеются на Кипре, отсюда еще одно название — "кипрский киан".

КОБАЛЬТ, КОБОЛЬДЫ (нем. Kobold — "дух пещеры, гном, мешающий работать горнякам"). Кобальт —металл, окислы которого имеют яркий синий цвет. Название дано в 1735 г. шведским химиком Г. Брандом, которому удалось выделить металл из руды в чистом виде. За свое "упрямство" и "коварство" он назван именем злого духа Кобольда, известного по древним скандинавским сагам. Окись кобальта — единственная минеральная краска, выдерживающая высокую температуру (до 1400°С) и при этом не меняющая свой цвет. Эта способность объясняет распространение окиси кобальта в подглазурной росписи фарфора и фаянса с последующим обжигом. Все другие краски при высокой температуре "выгорают". Поэтому традиционная роспись "синим по белому", по которой легко узнаются классические фарфоровые изделия Китая эпох Сун и Мин, делфтские фаянсы, изделия Гжели, возникла не из эстетических соображений, а по технологической необходимости. В середине XVI в. кобальт стали использовать в живописи в виде шмальты (порошка синего кобальтового стекла). Но эта краска не получила распространения из-за слабой кроющей способности и непластичности. Сплав окислов кобальта с песком и поташем называют так же, как и железистую синюю краску, — "берлинской лазурью". В 1804 г. разработана синяя кобальтовая краска, а затем зеленая и фиолетовая для масляной живописи.

ЛАЗОРЕВЫЙ ЦВЕТ, ЛАЗУРЬ (др.русск. лазорь, через польск. lazur, из ср.лат. lasurium, итал. azurro, от арабск. lâzavard). Лазоревый — яркий светло-голубой цвет (стар.русск. ла́взер). Минеральный краситель такого цвета получают из лазурита, камня, который с древности добывали в Афганистане, Сирии. "Египетской лазурью" древние римляне называли краситель синего цвета, получаемый из кварца, нагретого до 850°c с добавлением малахита (медной руды), карбоната кальция и натрия. В I в. н. э. этот краситель производили в Александрии Египетской. Римляне обозначали такую краску и "лазоревый цвет" словом caeruleum. Голубой цвет в Древнем Риме считался символом морских побед. Императоры, одержавшие такие победы, носили плащ цвета "caeruleum". В Венеции XIV—XVI вв. голубой, лазоревый цвет морской воды именовали "венетум" (лат. venetum). В России голубую краску — "медную лазорь", или "голубец" — получали из азурита (карбоната меди).

УЛЬТРАМАРИН (нем. Ultramarin, от лат. Ultra — "сверх, более" и marinus — "морской") — группа красок, пигментов натурального и искусственного происхождения. Наиболее известная краска этой группы — синяя, особенно насыщенного тона, отсюда название ("особенно синяя", "цвета моря"). Натуральный ультрамарин состоит из серы, находящейся в коллоидном состоянии (это и обусловливает насыщенность цвета), а также из кремнезема, извести, глинозема, железа, натрия. В зависимости от количественного соотношения компонентов возникает широкая шкала цветовых оттенков: от светло-голубого до темно-фиолетового. Натуральный ультрамарин стали использовать в западноевропейской масляной живописи сравнительно поздно, на рубеже XIV—XV вв. Пигмент получали измельчением и очищением лазурита, или ляпис-лазури, — синего минерала, который привозили в Европу из Китая и Средней Азии. Краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Недаром многие картины XV—XVI вв. заказчики оплачивали не только по количеству изображенных фигур, но также (отдельной платой) за количество использованного художником ультрамарина. Краску называли "лазоревым", или "ультрамариновым", камнем (нем. Lasursteinblau; франц. outremer Lapis). C 1820-х гг. во Франции с целью удешевления синей краски стали приготовлять искусственные ультрамарины. Наиболее известный рецепт: пережигание каолина, глауберовой соли, соды, серы и угля. После обжига без доступа воздуха получают яркую зеленую краску: зеленый ультрамарин. Если такой пигмент снова подвергнуть обжигу (на этот раз с доступом воздуха и добавлением серы), то получается синий ультрамарин. Более светлые, голубые оттенки возникают, если в подобную смесь добавить гипс, мел или белую глину. Искусственный ультрамарин хуже натурального, но дешев и удобен в соединении с маслами и растворителями. Известен и желтый ультрамарин (противоречивость названия не принимается во внимание). Его получают из хромовокислого бария. Такая краска дает светло-желтый, лимонный тон, более светлый, чем цинковая желтая.

ЦЕРУЛЕУМ (лат. coeruleum, caeruleus — "голубой, лазурный, темно-синий" от caelum — "небо, небеса"; нем. Cölinblau; франц. bleu coeruleum) — минеральный краситель светло-голубого, "небесного" цвета, иногда с зеленоватым оттенком. Представляет собой соединение закиси кобальта и окиси олова. Второе, сокращенное название: целин. Существует и фиолетовый церулеум. Эту краску используют в масляной живописи, она характерна мягкостью тона и некоторой разбеленностью.

ШАРОВАЯ КРАСКА (церк.-слав. шаръ из тюркск. šară — "краска") — в Древней Руси "шаровый" означало "пестрый, пятнистый, разукрашенный" (словен. šar — "пестрый, пятнистый"). Ша́рить — красить, расписывать, шаро́вный — окрашенный; шари́ло — синяк либо румяна; ша́рница — палитра, смесь красок; шаро́вное письмо — стенопись, фреска. Позднее, в XVIII—XIX вв. появилось другое значение: шара — "дикая", т. е. серая краска, мел с сажей, иногда ее использовали в качестве грунта. Шаровая масляная краска серо-голубая, по-немецки "кугельблау" (нем. Kugelblau). Такая краска состоит из белил, мела и "голландской сажи", ее также называют "военной", поскольку в XIX в. использовали для окраски военных кораблей — такой цвет позволял им сливаться с серым небом и морскими волнами. В России XVII—XVIII вв. "дикая" красказелено-голубая, цвета морской волны или "небесно-синяя".

ШМАЛЬТА (нем. Schmalte) — голубая краска, эмаль такого же цвета. Приготовляется из растертого в порошок стекла, окрашенного окисью кобальта.