Валёр Печать
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Цветоведение

ВАЛЁР (франц. valeur — "ценность, качество, достоинство"; лат. valeo — "здоровье, крепость") — в искусстве живописи или декоративной росписитональный нюанс (минимальное, тонкое различие), градация одного и того же цвета по светлотекакое-либо количество света и тени.

В науке о цвете колористике — все тона делятся на хроматические (цветовые) иахроматические (черно-белые). Применительно к колориту в живописи термин "Валёр" служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерной взаимосвязи и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета. В практической работе художника те и другие соединяются, поэтому каждый цветовой тон характеризуется насыщенностьюисветлотой. Последнее качество, применительно к составу краски, определяется количеством белил либо черного пигмента (в акварели — воды). Иными словами,цвет можно разбеливать или затемнять. Это и придает ему особое качество, ценность,валёр.

Использование в живописи валёров, достигаемых техникой лессировок(нескольких просвечивающих слоев краски), позволяет более сложно и разнообразно гармонизировать тона как по цветовой (хроматической), так и по светло́тной(ахроматической) шкале. Сложность состоит в том, что в истории искусства разные художники в силу различий творческих методовнаправлений,стилей, субъективных взглядов и индивидуальных манер понимали слово "валёр"по-своему.


В натуралистичной живописи академистов валёр — то же самое, что светотень, т. е. характеристика цвета в зависимости от того, изображается ли освещенная или затененная часть предмета. Это понимание "качества цвета" следует традициямантичного и средневекового искусства, где, по существу, не было живописи какискусства "живо писать", передавая тепло-холодные отношениятонов, а была лишь све́топись — передача исключительно светотеневых отношений, раскрашенныйрисунок. Такова же "живопись" многих художников Итальянского Возрождения, в особенности флорентийской школы и римских последователей Рафаэля. Вклассическую эпоху исключение составляли лишь венецианцымалые голландцы, а также Рубенс и Рембрандт, писавшие тени теплыми, а света холодными либо наоборот, но всегда контрастно в тепло-холодном отношении.

Академисты же продолжали писать свет, разбавляя краски белилами, а тени — покрасному грунту, болюсу, добавляя сажу либо асфальт. Противостоять этой традиции попытался выдающийся французский живописецромантик Э. Делакруа. В своем дневнике 29 апреля 1854 г. он записал:

"Чем больше я размышляю о цвете, тем больше убеждаюсь, что окрашенный рефлексом полутон есть тот принцип, который должен доминировать, потому что именно он дает верный тон — тот тон, который образует валёры, столь важные в предмете и придающие ему подлинную живость. Свет, которому в наших школах учат придавать такое же значение и который мы переносим на полотно одновременно с полутоном и тенью, на самом деле есть не что иное, как чисто случайное обстоятельство; цвет в настоящем смысле слова находится в окрашенном рефлексом полутоне; я имею в виду подлинный цвет, дающий ощущение плотности и того коренного различия, какое существует между одним предметом и другим".

Валёр, по определению Делакруа, это "основной цвет" предмета, истинноеколористическое качество, которое уничтожается светотенью: разбеливается в свете и сильно меняется в тени из-за рефлексов. Поэтому "основной цвет" и существует лишь в светоразделах, на границе света и тени; он же служит основой гармонизациитонов в колорите картины, сохраняющей при этом качества "предметности", материальности изображаемых объектов. Именно так писали свои замечательные пейзажи барбизонцы, но позднее импрессионистыи постимпрессионистыразрушили и эту традицию. Они вообще отбросили "основное цветовое качество",валёр как собственный цвет предмета, заменив его оптическим принципом разложения цветов и создания живописного ощущения на основе контраста дополнительных цветов: красного — зеленого, оранжевого — голубого, желтого — фиолетового. Светораздел при этом практически исчезал, и предмет "растворялся" в световоздушной среде. Это, естественно, приводило либо кнатурализму — одномоментности субъективного восприятия, либо к поверхностномудекоративизму.

Валёры пытался вернуть живописи П. Сезанн, но у него не было настоящих последователей. После Сезанна традиция живописи валёрами прервалась, имея проявления лишь у отдельных мастеров.

Систематическое применение валёрных градаций (отличающее творчество многих крупнейших живописцев-колористов — Д. Веласкеса, Я. Вермера, Ж. Б. Шардена, К. Коро, В. И. Сурикова, И. И. Левитана и др.) является одним из средств, позволяющих передавать предметы в их взаимоотношении со световоздушной средой, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.

Поль Сезанн. день рождения. груши.