Что и как рисовать летом Печать
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

ЧТО И КАК РИСОВАТЬ ЛЕТОМ

 

Статья выдающегося художника АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РЫЛОВА была опублико­вана в седьмом номере «Юного художника» за 1937 год.

 

Наступили летние каникулы. Вы на даче, на природе. Утром пошли на прогулку. В поле с высоты синего неба льется переливчатая песня жаворонка.  Идете полевой тропинкой к лесу. Там, в березовой роще, всевозможные птичьи голоса поют, перекликаются. Звонче всех раздается веселая песня зяблика. Карабкаясь по стволу, стучит пестрый дятел в красной шапочке: червячков из-под коры добывает.

Вышли из рощи — перед вами голубая речка, как в зеркале, отражает кусты, и рощу, и небо с белыми облаками. Тропинка вьется по зелено­му лугу, усыпанному цветами белой ромашки, лиловыми колокольчиками, розовой кашкой, а у самой тропинки, точно золотые, цветы одуван­чика. А воздух какой ароматный, не надышишь­ся! Луга пахнут медом, с реки идет нежный за­пах ивы.

А. Рылов. Стволы сосен. Карандаш.Юный художник всегда должен иметь при себе альбом для рисования, пенал с карандашами и мягкой резинкой, ножик и складной легкий стул. Вместо стула можно взять с собой подушечку, шаль или кусок кошмы. Прямо на земле сидеть не следует: вредно. Карандаш, не очень твердый и не слишком мягкий, всегда должен быть хо­рошо очинён.

Выбрав какой-нибудь не очень сложный пред­мет, составляющий часть пейзажа, не торопясь, внимательно нарисуйте его в альбом: например, сарай, стоящий на краю поля, или ствол березы на опушке леса, или пень, покрытый мхом, укра­шенный трилистником кислицы, земляникой или грибами.

Хорошо нарисовать совсем маленькую елоч­ку - трехлетнюю детку. Какие у нее славные зеленые лапки, в начале лета яркие и мягкие! У такой елочки еще мало веток, и потому ее лег­че нарисовать.

При рисовании самое главное — правильный контур. Рисуйте его осторожно, внимательно, не давите карандашом бумагу. Карандаш у худож­ника - то же, что смычок у скрипача. Штрих должен быть легким, чутким и выразительным. Не темните рисунок тушевкой. Как можно мень­ше тушевки! Только главные тени затемните, а освещенную сторону предмета не надо тушевать.

А. Рылов. Елочка. Перо. 1937.Выйдя к речке или к пруду, можно нарисо­вать лодку у берега. Изгибы бортов надо очень внимательно рисовать: тут без резинки не обой­тись. Развешанные на кольях для просушки ры­бачьи сети могут пригодиться для ваших буду­щих композиций.

Рисунки следует обдуманно, хорошо разме­стить на странице. Наметить, где будет верх ри­сунка, где низ. Предмет сначала разделить на две равные части и наметить то, что находится возле середины, потом каждую половину еще по­полам и т. д. Таким образом надо разместить колья с сетями, ребра лодки или ветви елочки или большого дерева. Смерить глазом ширину де­рева и отношение ее к высоте. После этого обоз­начить его общим контуром, без подробностей.

Если речка вдали подошла к лесу и отразила его в своей поверхности, то надо контуром нарисо­вать сначала весь лес, а потом, тоже контуром, выступающие на фоне леса деревья и затемнить только более темные деревья также контуром, нарисовать отражение и затушевать его. Если за полем или за речкой видны деревья, надо их за­рисовать тонкими линиями. Стог сена, ветря­ная или водяная мельница, жнейка, косилка, комбайн - все годится для вашего каран­даша.

А. Рылов. Пейзаж. Карандаш. 1892.А сама тропинка, по которой вы идете, очень красиво вьется, изгибается, ныряет в зеленом лугу. Цветы одуванчика или ромашки любят окаймлять дорожку. Тропинку нарисовать не очень просто. Надо, чтобы она лежала на земле, а не лезла к небу. Надо внимательно проследить перспективу, то есть как дорожка постепенно ка­жется уже и уже, как она прячется в ямку, как выходит из ямки.

Чтобы нарисовать большое дерево - дуб, бе­резу, сосну или ель надо определить отноше­ние ширины к высоте. Отметить карандашом наверху листа и внизу, а потом справа и слева. Найдя середину рисунка, обозначить ветви, на­ходящиеся возле середины дерева. Общим конту­ром обрисовать массы листвы, выступающие впе­ред от ствола, и выделить их падающими теня­ми. Затем из-под листвы нарисовать самый ствол; на нем тоже хорошо изобразить тени, падающие от листвы, а также нарисовать неровности коры.

Если погода плохая, идет дождь — не беда: можно и в ненастье пополнить альбом хорошими рисунками; нарисовать сорванную еловую, сос­новую с шишками или березовую ветки в ста­кане с водой. Попробуйте из окна нарисовать мокрую крышу, в которой отражается труба; кур, спрятавшихся от дождя под телегу; качаю­щиеся от ветра деревья — как они машут вет­вями и склонили верхушки. В такую погоду кошка лежит клубочком и сладко спит; ее хорошо нарисовать в этой позе, да и собачку тоже.

Каждый день в вашем альбоме будет прибав­ляться новый хороший рисунок, и к концу лета альбом будет весь заполнен. Под рисунками на­пишите год, месяц и число.

Никогда дома не исправляйте рисунков без натуры.

Очень мешают художнику комары. Надо от них защищаться. Достаньте довольно большую сетку от рыболовного сачка, пропитайте ее керо­сином и наденьте сетку на голову, приподняв ее перед глазами. Запаха керосина комары терпеть не могут. Керосин на воздухе скоро выветривает­ся и бывает не противен человеку, а комарам он все-таки не нравится. Тыльные стороны кистей рук я также смазываю керосином. Гвоздичное масло тоже не любят комары, но, к сожалению, уж очень оно заглушает чудные ароматы леса, поля, реки.

К скипидару комары относятся с симпатией, он им напоминает запах их любимых хвойных лесов.