Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 74 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Рисунок головы. Портрет PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Основы рисунка

РИСУНОК ГОЛОВЫ. ПОРТРЕТ

 

Начинающему художнику в первую очередь необходимо обратить внимание на строение черепной коробки человека, ана­томическую закономерность распределения мышц, изучить схемы мимики лица. Эти знания будут нужны не только для пра­вильного изображения головы, но и для передачи характера, чувств и переживаний чело­века.

На первых порах лучше ри­совать людей худощавых, немо­лодых, без большого количества мелких деталей на лице (боро­да, усы, морщины, складки), чтобы ясно читалась структура основных костей черепа и мышц.

Разговор о закономерностях строения формы живой головы мы будем вести на примере порт­рета немолодого человека, одновременно раскрывая методи­ческую последовательность изо­бражения.

Сначала надо присмотреться к натуре, изучить ее в различ­ных поворотах и ракурсах. П. П. Чистяков советовал:

«Прежде чем приступить к ри­сунку, необходимо проанализи­ровать натуру».

Ф. Б р у н и. Подготовительный рисунок к картине «Медный змий». Карандаш. 1838.Выбрав место, откуда наиболее ясно раскры­вается характер головы, можно начинать работу.

Как всегда, рисунок необхо­димо начинать с композицион­ного размещения на листе бу­маги, найти движение головы по положению серединной осевой линии, определить общий ха­рактер формы и пропорции (от­ношение ширины к высоте, час­тей к целому (рис. 1). Здесь следует учитывать закономер­ности анатомического строения черепа. Шарообразная череп­ная коробка состоит из шести основных костей: лобной, двух теменных, двух височных и за­тылочной. Все эти кости соеди­нены между собой швами и со­ставляют единую форму. В ос­новании черепной коробки на­ходится нижняя кость челюсти. Передавая характер того или иного человека, необходимо об­ратить внимание на кости чере­па: у одних людей большая лоб­ная кость и маленькая затылоч­ная; у других, наоборот, круп­ная затылочная кость и малень­кий лоб; у одних сильно высту­пают лобные бугры, а у дру­гих — височные кости.

Формы, образующиеся основ­ными костями черепа — височ­ными, скуловыми, челюстны­ми,— старайтесь изображать одновременно, так как парные кости всегда расположены сим­метрично. Кроме того, составляя общую форму головы, они од­новременно членят ее на про­порциональные части. Это хо­рошо показано на рисунке за­мечательного русского худож­ника XVIII века, выдающегося педагога А. П. Лосенке, который специально занимался изуче­нием пропорций человеческого тела. Пунктирные линии ука­зывают на места членения головы на три равные части: первая линия проходит по гра­нице покрова волос. Вторая — по выступам надбровья лобных бугров. Отмечая это место на рисунке, все время имейте в ви­ду костяк, а не брови, которые могут подниматься и опускать­ся, в то время как костяк ос­тается неподвижным. Третья линия проходит у основания корня носа и нижнего края ску­ловых костей. Проведя линию основания носа, по-прежнему ориентируйтесь на костяк, а не на внешнюю подвижную форму, кончик носа может быть и ниже его основания, и выше. Послед­няя линия проходит у нижнего основания челюсти.

Ф. Б р у н и. Подготовительный рисунок к картине «Медный змий». Карандаш. 1838.Не торопитесь прорисовать основные части головы сразу жесткой линией. Рисунок пока ведется легким прикосновением карандаша к бумаге. Намечая обобщенные формы частей голо­вы, призму носа, шаровидную форму глаз, внимательно следи­те за их характером (рис. 2). У одних нос может быть длин­ный с тонкой переносицей, у других — короткий и широкий, у третьих — прямой, класси­ческой формы. Однако, несмот­ря на различие в характере, структура формы носа остается постоянной: она состоит из пе­реносицы, горбинки и двух мин­далин на кончике носа. Так же внимательно наблюдайте за ха­рактером строения глаз и других частей головы.

Великий немецкий художник эпохи Возрождения А. Дюрер писал:

«...некоторые имеют боль­шие крючковатые носы или длинные и свисающие, другие же, напротив, имеют носы совсем короткие, вздернутые, тол­стые, шишковатые, глубоко вдав­ленные между глазами или же выступающие вперед от общей линии лба. Также некоторые имеют глубоко сидящие, ма­ленькие глазки или большие глаза навыкате. Некоторые от­крывают глаза узко, как свиньи, и нижнее веко поднято у них больше, нежели опущено верх­нее; иные же открывают глаза округло, так что виден весь зра­чок. Далее, у некоторых брови высоко подняты над глазами, у других же они лежат совсем на них или нависают над ними, и у одних брови бывают тонки­ми, у других широкими.

Далее, некоторые имеют тол­стые, выступающие, выверну­тые губы, у других же губы за­кушенные и тонкие, у иных верхняя губа выступает над нижней, или наоборот, и неред­ко одна бывает толще другой; у одного губа под носом длин­ная, у другого короткая. Также у одних бывает толстый, широ­кий, большой подбородок, у дру­гих же маленький и острый; иногда он отступает назад и сре­зан к шее, иные же сильно вы­ступают вперед от шеи. Иногда они бывают длинными, иногда короткими, что, как говорится выше, определяется попереч­ными линиями».


Схема построения формы носа.Выявив общий характер фор­мы головы и ее деталей в ли­нейном рисунке, наметьте ос­новные светотеневые отношения (тень, полутень, падающая тень), делайте это по-прежнему легким прикосновением карандаша к бумаге (рис. 3). Тоновая про­кладка поможет вам яснее ви­деть как общий характер фор­мы, так и пропорциональные отношения частей и целого. При этом необходимо учитывать, что степень освещенности поверх­ности зависит от того, под ка­ким углом она находится к ис­точнику освещения. С удалением формы от глаза рисовальщика светотеневой контраст под влия­нием воздушной перспективы постепенно смягчается. Все время проверяйте и симметричность расположения частей, взаимо­связь деталей между собой. Когда вы убедитесь, что рисунок головы в целом получился верный, переходите к его де­тальной проработке, постепен­но усиливая нажим карандаша на бумагу и добиваясь необхо­димой силы тона. В процессе работы над деталями строго сле­дите за тем, чтобы не была на­рушена большая форма.

Мышцы головыДля правильной детальной проработки формы рисовальщи­ку необходимо знать, какими характерными мышцами она обусловлена. В связи с этим рас­смотрим главные мышцы голо­вы и основные их функции:

1) мышца лба, мускул вни­мания, удивления. Мускул лба прикрепляется своими нижними концами к коже под бровями и при сокращении поднимает бро­ви. Чем сильнее сокращаются волокна мышцы лба, тем боль­ше приподнимаются брови, и тем отчетливее прослеживается на лбу рельефность складок. При поднятии бровей верхнее веко также приподнимается, и глаз открывается больше;

2) круговая мышца глаза. При сокращении этого мускула веки закрываются. К мышцам глаза нужно отнести также и мышцу, сдвигающую брови, которая при сокращении опускает внутренние концы бровей;

3) жевательная мышца. При­крепляется к скуловой кости, скуловому отростку и к нижней части челюсти. Жевательные мышцы хорошо видны  на лице каждого человека и во многом влияют на характер формы головы;

4) круговая   мышца   рта. Ок­ружает   ротовое  отверстие, обусловливает толщину губ. Круго­вая мышца рта делится на две части — наружную и закрывают отверстие рта. При обратном действии круговой мышцы рта верхняя губа и кры­лья носа поднимаются, а ниж­няя губа и уголки рта опус­каются.

П. Соколов. Женский портрет. Карандаш.

Прорисовывая детали, все время проверяйте их взаимо­связь. В процессе моделировки формы светотенью штрих ста­райтесь класть по направлению движения мышц. В конце рабо­ты внимательно следите за це­лостностью формы. Главное в рисунке нужно выделить, под­черкнуть, создавая необходимые контрасты света и тени, заштри­ховывая и приглушая второсте­пенное (рис. 4). С самого на­чала работы должен быть со­блюден принцип «от общего к частному, от частного к целому». Завершение рисунка не механи­ческая работа, фиксация дета­лей; наоборот, это самая слож­ная и трудная задача, требую­щая умения доводить рисунок до последнего штриха. Рисунок можно считать законченным в том случае, когда наиболее яс­но передана форма, когда все - от общих масс до мельчайших деталей — соподчинено и со­ставляет одно целое. Необходи­мо помнить слова П. П. Чистя­кова:

«Общее — дело мастера. Убедительно и умело обобщить сумеет только тот, кто твердо знает все детали обобщенного, а не просто смазывает на не­знакомом месте».

Посмотрите, как это умели делать воспитан­ники русской академической школы рисунка Ф. Бруни и П. Соколов.

Для закрепления знаний и на­выков рисования живой головы полезно в дальнейшем порабо­тать над рисунками натурщиков различного возраста и характе­ра. Для усложнения задачи, когда появятся достаточные для этого навыки, в качестве натуры можно взять полных людей или стариков, у которых кости и мышцы головы завуа­лированы толстым слоем жира или складками кожи.

Примером решения таких задач может служить рисунок А. Дюрера «Голова старика». Такое умение «находить» скры­тую анатомически-конструктив­ную основу головы помогает художнику в передаче портрет­ного сходства.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2020 - Шедевры Омска. Все права защищены.