Перспектива в пейзаже Печать
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Основы рисунка

Перспектива в пейзаже

 

Мостик в перспективеНадо представить себе, что в натуре параллельные линии не пересекаются, как бы далеко они не уходили от нас: между ними остается пространство, кажущееся тем меньшим, чем дальше уходят от нас линии, и пересекающимися мы увидим их только тогда, когда они удалятся от нас на бесконечно большое рас­стояние.

Это явление можно наблюдать в натуре, например, рассмот­реть, как сокращается расстояние между линиями конструк­ции моста.

Перспектива улицыСтолбы по сторонам дороги рисуют, проводя к точке схода на горизонте линии, соединяющие нижние и верхние концы столбов.

Затем основание первого столба соединяют прямой ли­нией с серединой второго столба, проводя линию до пересе­чения с линией, идущей от верхних концов столбов в перcпективу.

По такому же принципу мы можем расставить на горизонтальной плоскости человеческие фигуры на разных от зрителя расстояниях.

В таблице показано, как, используя законы пер­спективного сокращения предметов, найти верный размер фи­гуры человека, находящегося в глубине картины.

Приведены три примера: определение размера фигуры че­ловека стоящего, находящегося на возвышении и лежащего.

При определении величины стоящей фигуры от головы и ног в точку схода проводят линии, между которыми помеща­ется фигура в избранном плане.

Во втором случае делается то же самое, только найденный размер переносится на возвышение.

Таблица из учебника А. СапожниковаПодобным образом поступают и при изображении лежащей фигуры. Найденный в перспективном сокращении размер переносится в нужное место на картине.

Нетрудно доказать, что линии построения здания, от нас удаляющиеся,— горизонтальные параллельные, при продол­жении пересекутся на линии горизонта.

В композиционном решении рисунка важным фактором является выбор уровня линии горизонта. Один объект требует изображения при низком горизонте (при таком уровне гори­зонта подчеркивается величественность изображаемого объ­екта). В другом случае изображаемый сюжет целесообразно показывать с высокой точки (в этом случае композиция обре­тает определенную панорамность).

Если мы хотим нарисовать дом с двускат­ной крышей, видимый с угла и с высоты человеческого роста, мы должны вспомнить, что горизонт пересечет стены дома на высоте глаз человека, стоящего перед домом, и что горизонтальные линии одной стены будут иметь точку схода справа, а линии другой стены — слева от рисующего.

Если же сам дом будет стоять на горе, а мы будем смотреть на него снизу, он нам предста­вится так, как на иллюстрации.

С горы, которая выше дома, мы увидим и нарисуем его так, как на иллюстрации, при этом сам дом будет расположен ниже линии горизонта.

Создать иллюзию пространства на плоскости листа можно не только в тоновом, но и в линейном рисунке.

Последовательность изображения дома в перспективе

 

Схема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонтаСхема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонтаСхема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонта

 

Городской пейзажСхема городского пейзажа

Обычная линейная перспектива пространства земли передается с помощью ослабления нажима, утончения начертаний линийГоризонтальные черточки раз-личного нажима передают цвето-воздушное пространство

Пространство поля создается с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления

 

Пейзаж «Зима»

(графический материал по выбору)

Пространственное построение пейзажа решается как сред­ствами линии, так и средствами тона. Первый план пейзажа трактуется контрастными тонами. По мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и на горизонте растворяется в воздушной дымке.

1. Рисунок 2. Первая прокладка тональных отношений

3. Прорисовка деталей, уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы.