Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 135 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Стилизация формы PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 15
ХудшийЛучший 
Основы рисунка

 

Стилизация формы

 

Стилизация означает декоративное обобщение и подчер­кивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объ­ема.

 


Принципы стилизации: а — превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б — обобщение формы с изменением абриса, в — обобщение формы в ее границах, г — обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре

 

Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упрос­тить — лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

В основе любого художественного произведения лежит ор­ганическая связь между его составными элементами.

Орнамент цветного коклюшечного кружева конца XVIII—XIX вв. Принци­пы стилизации имеют свои особенности в народном и декора­тивно-прикладном искусстве, в живописи и графике.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм. Беря основное, мастер преобразует предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическо­му строю орнамента. Народный мастер творит на основе эмо­ционально-ассоциативного восприятия.Элементы построения орнамента: а — крито-микенский орнамент, б — орнамент эпохи модерн, в — листья и цветы орнамента северо-двинской росписи

Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цвето­вая композиции подскажут творческое переосмысление нату­ры. Мотив для орнамента можно найти, изучая формы и рас­краску насекомых, ящериц, минералов, морских раковин и др.

Чтобы не допускать слепого копирования натуры, полезно поработать на основе сохранившихся у вас впечатлений или ассоциаций. Самостоятельное восприятие, его изучение помо­гут сложиться определенному отношению к натуре, которое создает основу для фантазии.

Объекты природы

В станковом (живопись, графика) и декоративном искус­стве процесс обобщения формы имеет много общего. Худож­ник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.

Художник может изменять предмет в любой степени, от­ход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так, как на иллюстрации.

Обобщение формы живописными средствами: а — реалистическое изображение, б — декоративное изображение, в — абстрактное изображение

Рассмотрите пример стилизации формы птицы в графике и определите, с помощью каких средств реальное изображение превращается в декоративное.

Стилизация формы графическими средствамиСтилизация формы графическими средствами

Иногда в характеристике предмета деталь может играть ведущую роль. Сознательно ак­центируя внимание на детали, как бы преуве­личивая ее значение, можно «заострить» об­раз. Форма тела, клюва, оперение птицы и другие детали влияют на выразительность изображения и характер целого.

В каждом из вариантов использованы раз­ные качества натуры и способы штриховки. Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определя­ются поставленной задачей, задуманным обра­зом.

Варианты изображения герба г. Смоленска Одним из примеров стилизации может быть процесс созда­ния знаковых изображений в графическом дизайне. Отличи­тельные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.

Знак коренным образом отличается от конкретно-предмет­ного изображения, он только указывает или обозначает внеш­ние признаки какого-нибудь объекта.

Знаковые изображения морского конька, коровы, крокодила и летучей мыши (из книги В. И. Волошко) Знак можно назвать абстрактным символом.

Изображение фигуры морского конька до­ведено до такой степени обобщения, что по­следний знак при отсутствии элемента, изобра­жающего глаз, вызывает иные ассоциации.

Кроме изображения внешнего вида, знаком можно выразить и другие особенности изобра­жаемого существа. Например, можно нарисо­вать мычащую или смотрящую корову, агрес­сивного крокодила, передать то, что летучая мышь обладает локационными свойствами.

Нередко в двух или нескольких знаках за­ложен один и тот же изобразительный эле­мент, но они несут различный смысл.

Пограничные состояния знака. Переход в другую форму (из книги В. И. Волошко) Например, в знаках улитки и музыкаль­ного духового инструмента заложен такой изобразительный элемент, как спираль, и только специфические элементы формы на­полняют каждый знак своим смыслом. Су­ществуют пограничные состояния, когда знак либо не напоминает ничего, либо ассоци­ируется с другим предметом. Форма одного объекта может переходить в форму другого за счет добавления или исключения какого-нибудь изобразительного элемента.

Оригами Обобщенное изображение, напоминающее знак, получается в результате складывания бумаги в искусстве оригами.

Сравнение знакового и реалистического изо­бражений развивает абстрактное мышление.

Н. М. Сокольникова "Основы рисунка"

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.