Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 44 гостей онлайн

Мы в контакте


Русский орнамент PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Уроки рисования - Орнамент

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ

Во время раскопок на местах древних поселений археологи находят различные предметы быта: вещи домашнего обихода и украшения, орудия труда и боевое оружие. На многих из них сохранялись изображения людей и животных, геометрические фигуры, составляющие порой затейливый рисунок. Только ли стремление к красоте нашло отражение в этом узорочье? Или древний орнамент имеет еще ка­кое-то значение?

Наличник окна светелки крестьянского дома. Резное дерево. Нижегородская губ. 2-я половина XIX века.

Орнамент, донесенный до нас архелогическим  материалом, складывался веками, а порой и тысячелетиями. И   конечно, дело не только в извечной тяге человека к красоте. Все гораздо сложнее. Многие  мотивы связаны с мировоззрением наших далёких предков и имели для них вполне  определенное значение. Так, горизонтальная волнистая линия обозначала воду. Та же линия, повернутая вертикально, — уже дождь, столь необходимый земледельцу. С помощью креста, или круга со вписанным крестом, или не­скольких перекрещивающихся линий изображали солнце, огонь.

Пластинчатый браслет. Серебро, позолота. Гравировка. Киез. XII—XIII вв. Фрагмент. Верхнюю зону браслета мастера часто расчленяли несколькими арочками, внутри которых гравировали изображения птиц, зверей, людей, деревьев. В нижней преобладали два мотива: распластанные корневища и ритмичная «плетенка» — древняя идеограмма воды. Вода и корни — прекрасное выражение идеи плодородия.Но суть не в отдельных элементах орнамента, которые используем в декоративном искусстве и мы. Главное — в сочетании этих фигур, являющихся как бы иероглифами. Перед нами система письменности, только очень своеобразная. Недаром глагол «писать» имеет два значения: можно писать письмо, а можно — картину. В древности человек еще не знал такого различия. Составляя свои узоры, древний художник тем самым писал целые фразы —заклинания, в магическую силу которых он верил.

Вот глиняный сосуд, которому пять тысяч лет. На нём — настоящая «картина» мира: небо с запасами воды, текущие по «воздуху» дождевые струи, зем­ля с растениями и точечками се­мян. Этим рисунком древний земледелец как бы говорил: «Пусть пойдет дождь!»

Колт с изображением грифонов. Серебро. Чернь. 4 Киев. XII в.Глядя на орнамент, мы мо­жем понять, как этот человек воспринимал природу, представ­лял устройство мира. Он не знал, что дождевые тучи обра­зуются из земных испарений. Где-то над землей, считал он, расположена твердь - голубой купол, выше которого находятся водные запасы. Иногда они про­ливаются на землю дождем. Когда быть дождю — зависит от божества, к которому хлебопа­шец обращался с молением. Ви­дите, как много может расска­зать орнамент. Поистине это язык тысячелетий.

Удивительный мир обра­зов, словно пришедших из на­родной сказки, окружал русско­го крестьянина совсем еще не­давно — на рубеже XIX и XX веков. Жил он в доме, увенчанном резным конем, с оконных наличников смотрели на него русалки, драконы, Павы-птицы. В доме тоже многое по­казалось бы нам необычным. И на полотенцах, что висят по стенам, и на подзорах кроватей, на прялках и на посуде — всю­ду украшения из крестов и ром­бов, женские фигурки — то держащие под уздцы коней, то с птицами в поднятых руках... Ка­кова история этих таинственных образов? Как связаны они с на­родными представлениями о земле и человеке, живущем на ней?

Колт с мотивом орла. Золото. Перегородчатая эмаль. Киев. XII — начало ХШ века.Декоративному искусству русской деревни не одна сотня лет. Правда, в руках у нас, как правило, материалы конца про­шлого — начала нынешнего ве­ка. Однако и крестьяне — со­временники Петра Великого, и крестьяне времен Ярослава Муд­рого украшали свой быт, по су­ти дела, одними и теми же узо­рами.

Взять, например, вышивку. На северорусских полотенцах часто можно встретить изобра­жение женщины, держащей под уздцы коней. Или женщины с воздетыми вверх руками, а по обе стороны от нее изображены птицы. Каково содержание этих образов? Ответить на вопрос бу­дет проще, если вспомнить, что подобная композиция встре­чается еще на праславянских вещах VII века до н. э. Женщи­на с поднятыми руками обраще­на к солнцу, а по бокам — лебе­ди, как бы влекущие светило по небу. Прошло почти три тысячи лет, а образ сохранился! Он пе­рекликается и с сюжетом антич­ного мифа о том, как лебеди Аполлона тянут по небу сол­нечную колесницу. Очевидно, перед нами отражение представ­лений древних славян о какой-то богине весны. Может быть, той самой Ладе, о которой по­ют: «Ой, Ладо, дай-до, Ладо...»

Итак, перед нами миф, выши­тый на холсте. Точнее, отголо­сок какого-то древнего, неведомого нам мифа. Таково, по су­ти, и все русское народное ис­кусство недавнего прошлого. Образы его восходят к глубокой древности, когда люди совсем не так, как мы теперь, без опо­ры на завоевания науки, осмыс­ляли мир. И не только осмысля­ли, но и пытались своим искус­ством воздействовать на него. Ведь что такое миф? Это поэти­ческое восприятие природы, не­отделимое от заклинания сил, которые, по мнению людей сред­невековья, ею управляли.

Русский человек той поры ощущал себя необходимой частью мироздания (миро-зда­ния — вдумайтесь в изначальный смысл слова). Обращение, а значит, и приобщение к могуще­ственным силам природы было для него делом жизненной важ­ности, глубоко духовным актом. Поэтому в изготовление того или иного предмета быта, в его украшение мастер вкладывал всю душу. И, что не менее важ­но, в своих произведениях он отражал свое представление о мире, творил как бы «модель» познанного им мира.

Примером такого отражения большого мира вселенной в ма­лом мире повседневного быта может служить народная одеж­да. Подол женской рубахи и юбка-панева часто были украшены тканым либо вышитым орна­ментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля - квадратики с точками посредине. На рубахах выше пояса - веточки, цветы, услов­ные изображения растений. Все эти узоры выражают идею зем­ли, плодоносящей почвы.

Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. Потому многие русские наименования женских головных уборов восхо­дят к названиям птиц - су­ществ, как бы связывавших зем­лю и небо: кичка (утка), соро­ка, кокошник (от «кокошь» — курица). На челе уборов очень часто изображались солнце, звезды и композиции, связан­ные с небесным «ярусом» мира. К кокошнику на лентах при­креплялись «пушки» - шарики из птичьего пуха, висящие у висков или над плечами. Эти вертикальные ленты, иногда сплошь затканные бисером, мо­гут выражать идею дождя — не­бесной влаги, необходимой па­харю. Все это можно было уви­деть еще в прошлом веке. В Ки­евской Руси цепочки-рясны, сви­савшие с кокошника, заверша­лись подвесками-колтами с изоб­ражениями птиц или фантасти­ческих крылатых дев (сиринов, русалок), тоже связанных с дож­дем.

Кокошник владимирско-нижегородского типа (тыльная сторона). Золотное шитье. Конец XVIII века. Верхняя часть народного костюма всегда была связана с идеей неба. На кокошнике изображено древо жизни с сидящими на ветвях птицами.

Серебряные плетеные пояса древнерусских женщин были украшены на концах (свисав­ших до колен) головами яще­ров, символизирующих ниж­ний — подземно-подводный мир. Таким образом, одетая в праздничный наряд русская княгиня XII столетия или кре­стьянка XIX века представляли собой как бы модель вселенной.

Фрагмент юбки-подольницы. Ткачество. Олонецкая губ. Конец XIX в. Приглядитесь к узору. Вы увидите стилизованные фигурки оленей, как бы идущих по кругу. Ромб в середине — солнце.А жилище крестьянина? Рас­смотрите повнимательнее городецкий наличник прошлого ве­ка. Наверху, над полукругом «небосвода», показаны три солн­ца: утреннее, полуденное и ве­чернее. Ниже солнечного хода, над самым оконным проемом изображены «рощения» с сидя­щими на ветвях птицами. Вни­зу, под окном, — русалка-берегиня (от слова «беречь», «обере­гать») и ящерообразные львы. Человек, смотревший из своего дома в такое окно, оказывался как бы в центре мироздания. Над ним были птицы, кроны де­ревьев и солнце, идущее по небо­своду, а под ним — фантасти­ческие существа, олицетворение водной, глубинной стихии.

Очень полно средневековое восприятие мира отразилось в убранстве русской прялки. С глубокой древности с прялкой и нитью человечество связывало представления о жизни. Напри­мер, у южных славян существо­вал миф о богине Срече - кра­сивой девушке, прядущей золо­тую «нить жизни». Считалось, что Среча заботится о нивах, о стадах, помогает человеку в борьбе со злом. Это удача, доб­рая судьба. Ей противостоит злая судьба — Несреча, о кото­рой говорили, что она «танко преде», то есть прядет нить, которая легко может оборваться. Первое, что обращает внима­ние на прялке, — это обилие со­лярных (солнечных) знаков. Простейшая схема узора тако­ва: в верхней половине лопатки изображается огромное солнце. Под ним, в нижней половине, — прямоугольник  земли, пашни (иногда представленной древней идеограммой: косопоставлен­ный квадрат разделен на четыре части, внутри каждого деле­ния — точка). А еще ниже, на шейке прялки, опять солн­це, теперь уже «подземное».

Фрагмент женской рубахи. Вышивка. Олонецкая губ. Конец XIX века. Это один из самых распространенных сюжетов народной орнаментики: всадники, предстоящие мифическому «древу жизни» — олицетворению добра, мирного произрастания.

В простейшем виде здесь представлена геоцентрическая гипотеза, согласно которой Зем­ля неподвижно покоится в цент­ре мира, а небесные светила дви­жутся вокруг нее.

Лопасть прялки. Резное дерево. Вологодская губ. 1890. Гармонией тончайших Геометрических фигур мастер не просто изобразил схему солнечного круговорота, но выразил идею гармонично и мудро устроенной вселенной с ее незыблемым и математически точным ходом светил.Обилие солярных знаков нель­зя расценивать только как из­любленный декоративный при­ем. Система их расположения говорит о более глубоком зна­чении этих образов, выражаю­щих идею вселенной в целом. Дневной и ночной бег солнца по краям прялки, вокруг кудели, из которой прядется «нить жиз­ни», составляет неотъемлемую часть того комплекса представ­лений, которые уже в незапа­мятные времена сделали прялку средоточием размышлений о круговороте мира и о человече­ской жизни.

За последние  столетия ритм жизни человечества неизмеримо вырос, особенно в на­шем веке. Исторические измене­ния, которые в иные времена заняли бы сотни лет, совершаются сейчас буквально на наших глазах.    Искусство, о котором мы говорим, возникло и  достигло своего зенита, когда   человечество еще не «торопилось» жить. Многие поколения жили тогда в  рамках  одной формации, одной культуры. Чтобы выработалась традиция (ведь культура — это прежде всего традиция), требовались века. От поколения к поколению она укоренялась в сознании людей, была освящена многовековым прошлым.

Русская деревня исстари жи­ла землей. Земледельческий уклад породил не только идею «небесной воды», но и сельско­хозяйственную обрядность вооб­ще. Основой этих обядов был аграрный цикл: земля - семе­на - новые колосья. Существо­вание землепашца неотделимо от годичного круга солнца: вес­на и лето были связаны с пред­ставлением о жизни природы, зима же олицетворяла ее смерть. И засеянная хлебом нива, коло­сящаяся под лучами летнего солнца, была в сознании народа своеобразным синонимом поня­тия счастья. Этим и жила на протяжении многих веков на­ша Россия.

Подобному мировосприятию соответствовала и образная сис­тема народного искусства очень цельная и тонко разрабо­танная. О некоторых элементах ее мы уже говорили, нужно только добавить несколько слов о растительном узоре. Основное значение его - прославление жизненной силы природы, хва­ла плодородию земли.

Ковш. Резное дерево. Русский Север. Начало XIX века. Один из символов солнца — крест. На резных ковшах рядом с ним часто изображался конь или уточка. Ведь на. протяжении многих веков в народе жило поэтическое представление о том, что днем по небу светило везут кони, а ночью по подземному океану его влекут плавающие по воде птицы.Шли века, менялась жизнь, и многое стиралось в памяти на­рода. На рубеже XIX —XX сто­летий даже вышивальщицы не знали смысла большинства по­вторяемых ими изображений. Тайна их, казалось, навсегда скрыта в веках. Но ничто не исчезает сразу и бесследно. Что-то хранят в памяти народные мастера и поныне, некоторые традиционные образы продол­жают жить и в наши дни. Зада­ча ученых - расшифровать их. Время от времени нам это удается.

С. Веселое. Чашки. Расписное дерево. Горьковская обл., Ковернинский р-н, дер. Семино. 1976. В творчестве современных народных мастеров продолжают жить древние образы солнца, древа жизни, Павы-птицы.Многие образы, связанные с народными поэтическими воззрениями на мир и приро­ду, постепенно отходят в прошлое. На смену им приходит но­вая  эмблематика — обществен­ная и государственная. Но нет ли среди древних символов «вечных», отвечающих и сего­дняшним и завтрашним чая­ниям людей?

Конечно, есть. Скажем, солнце — чем не пример «вечной»  символики? Не   заслоненное тучами небо, хорошая пого­да, свет, а не тьма, наконец, тепло — вот с какими представ­лениями связано в нашем созна­нии солнце. Потому с самого детства оно становится для че­ловека символом хорошей, свет­лой, обогретой жизни. Он будет понятен людям всегда, поэтому древняя символика полно­стью не умрет. Может получить­ся даже наоборот: старые сим­волы по мере их разгадывания обретут как бы вторую жизнь.

Произведения народного творчества заняли достойное место в сокровищнице мирового искусства. Они бережно хранят­ся в музеях, экспонируются на выставках, публикуются в науч­ных статьях и художественных альбомах.

Фрагмент паневы. Ткачество. Брянск. 2-я половина XIX века. Подол женской одежды часто украшали орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянной пашни.Народное искусство выра­ботало немало ценных художе­ственных принципов. Скажем, пропорциональность частей, гар­моничность их расположения от­носительно друг друга. Возьми­те ромбический узор - может быть, древнейший, зародивший­ся еще во времена палеолита -в XII—X тыс. до н. э. Простень­кий орнамент как будто... и в то же время какое в нем совер­шенство! Народное искусство, как и природа, отбирает только лучшее и отбрасывает лишнее. И лучшее шлифует столетиями, создавая действительно совер­шенное произведение. Так же и орнамент отрабатывался сотня­ми поколений. И в результате стал таким, что сразу действует на человека своей волшебной красотой и гармонией.

У древнего орнамента замеча­тельное прошлое и не менее ин­тересное будущее. Конечно, не­обходимо искать новые формы вещей и новые узоры. Поиски эти бывают удачными, но, к сожалению, не всегда. Нужны под­линный талант и тонкий вкус, чтобы из современных элемен­тов составить красивый узор. А вкус, кстати, оттачивается и вдумчивым изучением уроков народного искусства.

Могут быть использованы се­годня и сами старые образы. Надо лишь правильно понимать их и с чувством меры приме­нять. Обои, ковры, занавеси, скатерти, покрывала, полотен­ца — здесь всюду широко мож­но использовать народные моти­вы. Не нужно только слишком буквально, примитивно копиро­вать вещи старого быта.

Но бывает и обратное. Загля­ните в магазин сувениров - не все там порадует вас. Сейчас в моде резные и расписные прял­ки. Но делают их не так, как прежде: искажают полную глу­бокого смысла композицию, вы­брасывают важнейшие элементы орнамента. И почему именно прялку сделали сувениром - вещь, практически отжившую в городе свой век? В старом деко­ративно-прикладном искусстве как раз не было праздных ве­щей: каждая и нарядна, и не­обходима человеку. Бездумное и бездушное отношение порочит идею обращения к художествен­ному наследию родного народа.

Язык орнамента надо понимать. Хотя бы в некоторых пределах. Раз­глядывая загадочные узоры, воспроизводя их в альбомах, можно проникнуть в секрет вла­дычества орнамента над наши­ми чувствами — в тайну красо­ты. А во вдумчивом постиже­нии замысла древнего художни­ка скажется связь поколений.

Искусство орнаментации из­давна придавало простым быто­вым предметам более глубокий смысл.

 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.