Art Gallery

Портал для творческих людей   OksanaS200974@mail.ru   8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

 

Поиск по сайту

Сейчас 31 гостей онлайн

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Музыкальные инструменты в искусстве - Лютня PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 23
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Музыкальные инструменты в искусстве
Авлос
Арфа
Барабан
Билень
Бубен
Вёрджинел
Виола
Волынка
Гармониум
Гитара
Кифара
Клавесин
Колокол
Лира
Лютня
Орган
Пиффаро
Сиринга
Систр
Тимпан
Труба
Шалмей
Флейта
Формига
Цимбалы
Цистра
Все страницы

 

ЛЮТНЯ

 

ЛЮТНЯ (через польск. lutnia, из средн.-верх.-нем. lûte, от итал. liuto, из арабск. al’ud — "дерево, древесина") — струнный щипковый музыкальный инструмент восточного, арабского происхождения. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

В Западной Европе лютня появилась после Крестовых походов XII—XIII вв. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II.

К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.

Лютня имеет овальный или миндалевидный деревянный корпус, склеенный из отдельных сегментов и закрытый спереди плоской декой с резонансным отверстием в виде ажурной розетки. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки как правило богато декорированы. Шейка с грифом имеет характерный излом. В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Звук извлекается щипком струн пальцем или плектром.

Паррасио Мишель. Венера, играющая на лютне, и Купидон. После 1550

Похожий инструмент с двумя шейками называется китаррон, или китарроне (итал. chitarrone).

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню).

По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

Лютня была особенно популярна в эпоху Итальянского Возрождения.

В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами.

Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.

В композиции "Семи свободных искусств" ее изображали в качестве атрибута аллегорической фигуры Музыки (лат. Musica), а также музы Полигимнии.

Играющими на лютнях показывали Ангелов, звук этого инструмента считался "божественным" (итал. divino).

Лютня — эмблема влюбленных (итал. amorosi), инструмент с порванной струной — символ разлада, несчастной любви.

Иногда с лютней (вместо обычной кифары или лиры) изображаются Аполлон и Орфей.


 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2020 - Шедевры Омска. Все права защищены.