Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 58 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Звери в искусстве - Змея PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 40
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Звери в искусстве
Бабочка
Баран
Барс
Бык
Волк
Газель
Дракон
Единорог
Заяц
Змея
Козёл
Конь
Лань
Лев
Леопард
Летучая мышь
Медведь
Обезьяна
Олень
Пантера
Рыба
Скорпион
Слон
Собака
Тигр
Черепаха
Все страницы

 

ЗМЕЙ, ЗМЕЯ (др.русск. змии от "земной, ползающий по земле"; родств. чешск. zmek — "дракон"; греч. ophis; лат. serpentis) — пресмыкающееся, с глубокой древности обожествляемое в качестве олицетворения земли и подземных сил.

Змей — символ мужской оплодотворяющей силы, извивающееся тело змеи сравнивают с фаллосом, а быстрые броски ассоциируются с совокуплением. Возможно, поэтому во многих древнейших изображениях и алхимических символах змея показывается у основания "Мирового дерева", рядом с фигурами мужчины и женщины. Но в то же время существует отчетливая связь "между змеей и женским началом". Богиня змей. XVI. в до н.э.В этом смысле Ева рассматривается как воплощение злого духа Лилит,или архаической финикийской богини подземного царства, возможно изображенной в известных статуэтках "Богини змей", обнаруженных А. Эвансом на о. Крит.

В Древней Греции, на Афинском Акрополе в храме Эрехфея обитала священная змея.

В образе змея Зевс явился к Персефоне, и та родила от него Загрея, связанного с культом плодородия, смерти и воскрешения.

Змей изображали на щитах эллинских воинов, успартанцев — на алтарях.

Ванту — богиню смерти древних этрусков — представляли со змеями в руках и на голове, так же, как греческих горгон и эриний, богинь мести. У древних народов существовало поверье, согласно которому волосы женщины под влиянием Луны превращаются в змей.

В Древнем Египте змея — воплощение богини-хранительницы стала символом власти фараона.

Со змеями изображались богини ГекатаИсидаБона Деа, индийская Манаса, римская Церера.

В древнеамериканском искусстве — кецалькоатль ("пернатый змей"). Образ крылатого змея, который обитает в пещерах (или под землей) и летает в поднебесье, встречается в мифах разных народов. В русских народных сказках это Змей Горыныч (происходящий от Огненного змея, поэтому он извергает огонь, но живущий в горах, отсюда прозвание). Дракон — тот же крылатый змей; его появление ассоциировалось с молнией, поэтому его изображали рядом со знаками дождя, фаллоса и стрелы в качестве символа оплодотворения.

Жезл библейского первосвященника Аарона превращался в змея (символ божественной власти). Жезлы со змеями имели ГермесАсклепийМеркурий.

Рогатый змей — олицетворение божества земли, родственного быку.

В домашнем алтаре древнеримского дома гений, родоначальник семейства (лат. Pater familias), изображался в виде змея.

Со змеем, олицетворением земли, сражались солнечные боги — РаГорАполлон, а также "солнечные животные": орелаистГарудацапля.

В алхимической символике змея — знак восходящей энергии, поднимающейся силы, превращений и обновлений (поскольку она сбрасывает кожу и, по поверьям, живет вечно). Отсюда изображение коронованного змея как символа неумолимости времени.

В Китае змей — добрый знак, змеи приносят жемчужины и управляют сменой времен года.

В индийском эпосе подземные сокровища охраняют божественные змеи — наги.

Змея, обвивающаяся вокруг женской фигуры — Великой Матери, лунной богини, —солнечный символ.

Рядом с изображением орла или оленя (солнечных знаковзмея, напротив, превращается в эмблему мрака, подземного царства. Отсюда изображения, вошедшие со временем в западноевропейскую геральдику, — орел, держащий змею в когтях; олень, попирающий змея копытами; всадник Св. Георгий, поражающий змея копьем (трактуется как воспоминание о борьбе кочевников с земледельцами, поклонявшимися богу земли — змею).

Освобождение женщины от змея символизирует освобождение Солнца (света) из преисподней.

В истории искусства Древнего Мира встречаются фантастические гибриды — змея с головой баранасимволизирующая соединение власти и плодородия; василиск — соединение змеяпетуха и жабы; гидра — водяная змея с несколькими головами.

В искусстве древней Индии встречаются изображения змеи, выползающей из влагалища женщины (знак воплощения творческой энергии божества).

Огромная змея семь раз обвивала тело Будды, но он остался невозмутим. В дальнейшем Будда сам превращался в змею нагу, чтобы исцелять людей.

Змея с головой льва — защита от зла.

Богиня деторождения Илифия почиталась в образе змеи.

В мистических культах изображение человека со змеиным или рыбьим хвостом — эмблема инициации, посвящения.

Заглатывание человека змеем (или огромной рыбой) — такие изображения часто встречаются в рельефах романских и готических соборов — вероятно, означает не ужасы ада, грешника в пасти Левиафана, а отражает древнейшие обряды посвящения, отказа от соблазнов материальной жизни. Недаром извилистый, непростой путь познания назывался "путь змеи".

В символике розенкрейцеров хвост змеи, опущенный в чашу, — символ мудрости.

S-образное изображение змеи на Тау-кресте символизирует обретенную мудрость путем инициации (путешествия в духовную сферу по вертикали креста). В то же время змея, пригвожденная к кресту, означает преодоление зла и иногда рассматривается в качестве символа искупления первородного греха, Спасителя на кресте. Эта двойственность смыслов стала причиной многообразия символики змеи в христианском искусстве.

Змею продолжают почитать в качестве оберега, хранителя домашнего очага. Из окаменевших раковин моллюсков аммонитов (по имени египетского бога Амона, изображавшегося с рогами барана), имеющих спирально-закрученную, наподобие бараньих рогов форму, делали "змеиные амулеты". Иначе они назывались амулетами Св. Хильдегарды Бингенской. Раковины обрабатывали таким образом, что к открытому концу спирали добавлялось изображение головы змеи. Эти амулеты считаются апотропеями и изготавливаются со Средневековья до наших дней в Англии. Они напоминают собой змей, которыми святая изгоняла из своего аббатства демонов.

Как олицетворение мудрости змей упоминается в Евангелии, в словах Христа, обращенных к Апостолам: "будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16). Иисуса Христа называли "добрым змием". Но изображение змея с головой женщины у основания креста — символ лжи и зла. Это представление восходит к образу Евы, первой женщины на земле, как воплощение змея (арамейск. Cheva, Che’via — "змея"). Грехопадение Адама и Евы — результат временного подчинения духовного начала материальному, змеиному (олицетворяемому женщиной). Но Бог дал людям утешительное предсказание о "поражении главы змея семенем жены" (рождением Христа от Девы Марии). Отсюда изображение Мадонны, попирающей ногами змея (иногда изображается дракон).

В Апокалипсисе змей олицетворяет все грехи мира: "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр. 12:9).Змей попирают Апостол Павел и персидская сивилла.

В искусстве Классицизма и Барокко варьируются темы античного искусствазмея как атрибут Афины, богини мудрости; змея или жезл со змеей — атрибуты аллегорических фигур БлагоразумияИстиныФилософии (что согласуется с евангельскими словами Христа, но трактуется как символ искушения).

С историей грехопадения Адама и Евы связано изображение змеи в качестве атрибута аллегорической фигуры Распутства.

Змеи фигурируют в аллегориях силы (Геракл, удушающий змей) и наказания за противодействие воле богов.

Сказка Й. В. Гёте "О зеленой змее и прекрасной лилии" (1794) свидетельствует о его посвящении в братство розенкрейцеров.

В геральдике изображение змеи трактуется как "неблагодарность"; если змею держат сразу за голову и хвост — "предостережение, или рассуждение".

В декоративных росписях эпохи "Большого стиля" во Франции изображение змеи(лат. colubra — "уж, змея") — намек на фамилию Ж.Б. Кольбера (Colbert), министра короля Людовика XIV.

 



 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.