Art Gallery

Портал для творческих людей   OksanaS200974@mail.ru   8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

 

Поиск по сайту

Сейчас 42 гостей онлайн

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Птицы в искусстве - Гриф PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 44
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Птицы в искусстве
Аист
Алкиона
Алконост
Альбатрос
Бену
Бийняо
Бригантия
Бянь Цяо
Воробей
Ворон
Гарпии
Гаруда
Голубь
Гриф
Гусь
Жар-птица
Журавль
Ибис
Индюк
Керубы
Киннары
Коршун
Кукушка
Ласточка
Лебедь
Орёл
Павлин
Пеликан
Петух
Попугай
Птица счастья
Сирин
Сова
Сокол
Стимфалиды
Страус
Фазан
Феникс
Финист
Харадр
Херувим
Цапля
Ястреб
Все страницы

 

ГРИФ, ГРИФОН (через верхн.-нем. Grif из лат. Gryps, греч. Gryps от др.-евр. kerub — "ездить") — в древнегреческой мифологии — грифы — фантастические существа, чудовищные птицы с орлиным клювом, крыльями и телом льва.

"Собаки Зевса", в стране гипербореев они стерегут золото от одноглазых аримаспов.

В Древней Месопотамии, искусстве Персии похожее существо называли Карубу, или Керубы, — львиноголовые орлы, "носители божества". От этого  образа произошли библейские Херувимы.

В искусстве Ближнего Востока верхом на грифе (орле) изображали Аполлона, позднее — Александра Македонского.

Грифон, стерегущий золото, считался в античности символом неусыпного стража и атрибутом Аполлона Гиперборейского. Две фантастические разновидности этого образа: "грифолеон" ("грифолев", греч. leon — "лев") и "грифоосел" (греч. onos — "осел" символизировали единение двух начал — земного (тело) и небесного (голова и крылья птицы). В дальнейшем эти модификации образа слились в одно существо.

Традиционная композиция в искусстве Ближнего Востока — два грифона как стражи, по обе стороны Древа жизни.

В Византии изображение грифона, терзающего змею или дракона, рассматривалось в качестве благожелательного символа. Подобные изображения считали апотропеями. Их помещали на воинские доспехи — латышлемы; их можно видеть на саркофагах, геммах, античных сосудах. "Грифонами" называли в Византии отважных и верных воинов. Изображения грифонов нашивали на парадные одеяния, и, наконец, они стали императорской эмблемой.

В поздней античности грифон — спутник богини Немесиды, он вращает колесо судьбы.

В раннехристианском искусстве двух грифонов изображали по обе стороны хризмы ("сияния"). Двойственность природы грифона постепенно переосмысливалась христианством как символ двойственной природы Христа — земной и небесной.

Грифон также символизировал высокомерие (лат. superbia), поскольку Александр Македонский пытался подняться до небес на этой птице. В рельефах средневековых романских и готических соборов изображения грифонов связаны с этой символикой.

Венецианский путешественник Марко Поло в 1293 г. слышал рассказы о птице рух, но посчитал, что речь идет о грифе (итал. uccello Grifone).

В Средневековье грифов боялись, как демонов, но Исидор Севильский (570—636) в "Этимологиях" утверждал: "Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; и орел, ибо после Воскресения вознесся на небо". Живописцы, тем не менее, в сценах Страшного суда изображали грифонов среди антропофагов — "похитителей душ", чудовищ, пожирающих людей. Данте в "Божественной комедии"описывает Триумфальную колесницу, которую несет грифон:

Двуколая, меж четырех зверей

Победная повозка возвышалась,

И впряженный Грифон шел перед ней...

Он был золототел, где он был птицей,

А в остальном — как смесь лилей и роз.

(Чистилище, XXIX, 106—114)

Считается, что в этом образе грифон символизирует единение земного и небесного начал, его орлиная (небесная) часть золотая, а львиная — белая (лилия) с алым (роза) — означает человеческую природу Христа (белое, смешанное с красным, дает цвет плоти). Повозка — это Церковь. Три нимфы, идущие вслед за колесницей, — алаяизумрудная и белая —олицетворяют Добродетели: ВеруНадеждуЛюбовь.

Комментаторы также предполагают, что в образе грифона Данте мог представить Папу Римского, одновременно священнослужителя и царя:

"Папа, как понтифик или орел, возносится к престолу Господа, дабы получать его приказания, и, как лев или царь, шествует по земле могущественно и властно".

В искусстве геральдики изображение грифона символизирует соединение ума и физической силы, грифона на задних лапах — готовность к сражению. Изображения грифонов в медальонах можно видеть на знаменитом реликварии XII в. из аббатства Конк во Франции.

По ассоциации с образом хищной птицы, грифами в архитектуре называют фигурные детали, выступы по четырем углам плинта, оформляющие переход от квадратного подножия к круглому сечению базы колонны. Иное происхождение (нем. Griff — "рукоять, захват") имеет название детали музыкальных инструментов: гриф — шейка, планка, над которой натягивают струны. В старинных инструментах такие грифы завершаются изысканными скульптурными элементами.

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2019 - Шедевры Омска. Все права защищены.