Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 212 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Николай Сергеевич Сальников PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 
Великие художники

НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ САЛЬНИКОВ

художник-график

(1924 - 1982 г.г.)

 

В конце 50-х годов на выставках города Красноярска появились рисунки, акварели, а потом и линогравюры, на которых стояла подпись — Н. Сальников. Постепенно имя это все чаще встречается в выставочных залах города, края, зоны...

Николай Сергеевич СальниковСудьба этого человека не была легкой, хотя внешнее течение жизни не напоминало о бурных ее поворотах. Спокойный, сильный, уверенный, он внушал бесконечное уважение и, казалось, что его искусство рождается легко и свободно. Как всякий труд, творчество Николая Сальникова воспринималось в конечном своем результате, сомнения же и поиски зрителю были неведомы. В памяти оставался мужественный и добрый мир художника, умение в незаметном явлении найти суть и творческой волею воплотить в художественном образе время, стремительное и скоротечное. Здесь нет мелочей, важно все, чем живет человек. Поэтому если попытаться охарактеризовать главное, что увлекало воображение мастера, то его можно обозначить таким простым и ясным понятием, как будни. Да, будни простых, ежедневных дел. Прозаические вроде бы события. Но задача художественного творчества и заключается в поэтизации прозы, выявлении в обыденном романтического начала. Ибо за будничным автоматизмом дел мы не привыкли видеть то, что примечает зоркий и наблюдательный глаз художника. Он как бы отсеивает все второстепенное и заставляет посмотреть вокруг себя живым и непосредственным взглядом.

Бирюса 1969 год. цветная гравюраИ все же одного видения мало, если соответствующими средствами знание не воплощено в материале. Каждому творческому дару и памяти присущи индивидуальные особенности. Но вся сложность как раз заключается в том, чтобы суметь их выявить. Николай Сальников был прирожденный график. Он прекрасно чувствовал материал. Его произведениям свойственны лаконичность, четкость формы и ясность цветового пятна. Ему не надо было избавляться от дробности композиции, что довольно часто приходится проделывать начинающим художникам, он сразу видел цельно, обобщенно, охватывая взглядом все композиционное пространство.

Освоение материала у Н. Сальникова развивалось сразу в двух направлениях: чернобелая линогравюра и цветная. Оба вида техники были весьма популярны в искусстве 60-х годов, и при том, что в них работало большое количество графиков, заявить о своей индивидуальности было очень не просто. Но он тем не менее смог добиться признания, благодаря, главным образом, цветной линогравюре. Когда внимательно рассматриваешь графические листы мастера, не перестаешь удивляться целостности композиционного мышления, чуткости его художественного восприятия, чувству плоскости, единству пластической формы и образа. А ведь ему не довелось получить профессионального образования, год художественной школы — вся его учеба.

Но как легко и свободно строит он свои композиции. Его немногословные работы привлекают внимание не столько эффектностью приемов, сколько какой-то внутренней значительностью («Лесорубы», «Воспоминания», «Жажда», «За круглым столом», «Старый друг»). При кажущейся простоте они отличаются соразмерностью деталей, цветовых пятен и ритмов. График часто использует прием крупного плана, максимально приближая действие к зрителю, незаметно втягивая взгляд в глубину листа, тем самым как бы приобщая к изображаемому событию. Отсюда и остается ощущение активной, динамически развитой композиции, хотя внешнее ее построение отличается строгим, почти классическим равновесием. Подкупает способность художника говорить о простых вещах ясно и доступно. Он не усложняет тему, вкладывая в нее некий скрытый смысл, но доверительно и бесхитростно повествует о нелегком труде строителей, первопроходцев, охотников, докеров. В стремлении отразить его героику в полной мере проявляется современное понимание задач искусства.

Арматурщики 1968 год, цветная линогравюраТворчество Сальникова целиком принадлежит времени 1960—70-х годов. Времени энергичного индустриального освоения Сибири. Поэтому круг его тем затрагивает наиболее острые проблемы этого богатейшего региона (серии «По Хантайской ГЭС», «По Саяно-Шушенской ГЭС»). Но художника восхищает сибирский пейзаж. Вот где в полной мере раскрывается его склонность к лирической образности. В пейзаже графический язык обретает яркую эмоциональ­ность. Пластическая форма преодолевает обыденность, преобразовываясь в поэтически насыщенный мотив. Неслучайно линогравюра «Сибирские поля» получила бронзовую медаль «ЮНЕСКО». Безусловно, это один из лучших его листов,насыщенных гармонией, движением, пластикой. Красивый золотисто-коричневый тон, отсутствие резких контрастов рождают ощущение бесконечного пространства, наполненного светом и воздухом. Незатейливый мотив обретает звучание монументального метафорического образа. Художник подобен первооткрывателю, влюбленному в мир, в каждый живой кусочек родной земли.

Гора шайтана 1966 год,темпераЕсли внимательно проанализировать творчество Сальникова — а выставка представляет такую возможность — можно обнаружить довольно ровное развитие, без резких скачков и метаний, в поисках формы. График всегда остается самим собой — спокойным и мудрым. Может оттого ,что в искусство он входит уже зрелым, сформировавшимся человеком. Экспериментировать было некогда, хотелось полнее высказаться — спокойно, ясно и строго. Уже к середине 60-х годов художник зарекомендовал себя самобытным, сложившимся мастером. Его линогравюры обрели свое индивидуальное лицо.

В ранних работах уже было видно, что этому мастеру свойственна целостность мировосприятия. Он стремится довести самые простые сюжеты до уровня типического обобщения (характерный метод работы для периода 60-х годов).

Скалы на рассвете 1962 год, акварельНа протяжении всего творческого пути Сальников пытался постичь закономерности жизни и претворить их в убедительных художественных образах. Во всех своих листах он неизменно стремится к емкости содержания, к созданию внутренне напряженного, значительного образа. Интересно проследить, как меняется пластический контур от одного этапа поисков к другому. Энергично очерченный, динамичный, он привносит в композиции ощущение времени. Язык его графики современен, в самом выборе выразительных средств сквозит натура художника страстного, активно воспринимающего действительность.

Очень красива фактура листов, особенно в работах конца 70-х годов, где Сальников добивается чистого, звучного цвета, который начинает играть большую роль в композиционном развитии. Нюансированный, протяженный по тону, он подчеркивает характер штрихов и текстуру. («В Енисейском заливе», «Хантайский порт», «Январский день»). Неслучайно его обращение в последние годы к литографии.

Красная чашка 1980 год, холст, масло

Листы эти по своим композиционным задачам отличны от линогравюр. Они динамичнее, пространственнее по силуэту, по тону. В них сказывается иная точка зрения на плоскость, поэтому образное их звучание камернее, они легче и прозрачнее в цвете. («На Таймыре», «На земле Енисея»), Такое обращение к другому материалу естественно, если художник хочет избежать появления «творческого штампа» и ищет новые пути, новые изобразительные средства в освоении собственной проблематики, позволяющие сделать общение со зрителем более активным и доверительным.

В поисках такого общения, в желании донести до сердец и умов людей свои думы Николай Сальников никогда не ограничивался возможностями одного материала. Он с увлечением занимался рисунком, акварелью, живописью, работал над книжной графикой. Его тематический круг постоянно расширялся. Но всегда в центре его внимания был человек и его дело, именно ему было посвящено все творчество сибирского графика.

Е. Худоногова

Голубая даль 1966 год, темпера

 

Ангарская сосна 1966 год, линогравюра

 

В игарском порт1961 год, офорт

 

Натюрморт 1980 год, карандаш

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.