Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 173 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Василий Васильевич Кандинский PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 14
ХудшийЛучший 
Великие художники

 

Василий Васильевич Кандинский


"ШРАМЫ ЗАЖИВАЮТ. КРАСКИ ОЖИВАЮТ"

(из поэмы Кандинского "В лесу")



Фотография

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (16 (4) декабря 1866, Москва13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем в Баухаусе.

Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. ст.) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских , выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества . В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России.  В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование. Его отец управлял чайной фабрикой. Наряду с посещением классической гимназии, мальчик учится игре на фортепиано и виолончели и занимается рисованием с частным преподавателем.

"Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности",

- писал он впоследствии.

Уже в детских работах Кандинского встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что "каждый цвет живет своей таинственной жизнью".


Родители предполагали для сына профессию юриста. C 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учится в Москве на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова , изучая экономику и право.  В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля) совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии В отчете об экспедиции художник писал, что не удалось обнаружить никаких следов древних культов. Вместе с тем, впечатления, полученные во время экспедиции, оказали на него глубокое влияние. Много лет спустя он вспоминал о чувстве, которое испытал, зайдя внутрь крестьянской избы:

"живопись обступила меня, и я вошел в нее"

То же ощущение "обступающей" человека со всех сторон живописи Кандинский еще ребенком переживал в православных московских храмах. По свидетельству художника:

"именно путем таких впечатлений во мне воплощались мои желания, цели в искусстве. Несколько лет занимало меня искание средств для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся…"

Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. В (1895 1896) трудился художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К», на Пименовской улице, в Москве .


В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, предлагает тридцатилетнему Кандинскому место профессора юриспруденции, но именно в это время он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи. Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году и потрясение картиной К. Моне "Стога сена" и впечатление от оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" в Большом театре, стало известно об открытии делимости атома. Последнее событие, по свидетельству Кандинского, отозвалось в нем "подобно внезапному разрушению всего мира".

Внезапно рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким. Я бы не удивился, если бы камень поднялся в воздух и растворился в нем.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет.

В 1896 году он отправляется в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе, где получает первые навыки в построении композиции, в работе с линией и формой. Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. Позднее художник напишет:

"Нередко я уступал искушению "прогулять" занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре".

В Мюнхене Кандинский знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной, В. Г. Бехтеевым, Д. Н. Кардовским, М. В. Добужинским, И. Я. Билибиным, К. С. Петровым-Водкиным, И. Э. Грабарем.

В 1900 г. после неудачной попытки предыдущего года, Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Франца фон Штука, "первого немецкого рисовальщика". Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. Выполняя его требования, Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, "изучая форму как таковую".


В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902; "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок. 1902; "К городу",ок. 1903).


Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение "Фаланга" и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев.


Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца». Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Münter), 26-летней слушательницей школы. Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной.


С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников.

Следующие пять лет они вместе с Габриэлой путешествуют по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках. Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. Работы этих лет - в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах.

Ранние пейзажи Кандинского полны импрессионистической и фовистской впечатлительности. Художник признавался, что суть его творчества середины 1900-х годов – "любовь к природе", состоявшая преимущественно "из чистой радости и восторга перед элементом цвета". Однако уже в этих пейзажах Кандинский передает не столько очарование сельской местности, сколько сквозящий через изображение деревьев, дорог, домов и небес порыв духовной энергии, некую всеобщую цветовую стихию. Характерно замечание, оставленное им в письме Габриеле Мюнтер по поводу одной из своих выполненных в Мурнау работ:

"Краски я взял из моей вчерашней короткой прогулки… Страстные, глубокие, торжественные краски, которые должны звучать как fortissimo в оркестре."


Свет и цвет, особенно вечерних, закатных часов с его богатыми контрастами оранжевого и синего постепенно превращаются в мистические композиции. Предметы пейзажа оказываются лишь посредниками в духовной коммуникации художника с космосом. Кандинский мечтал освободить эти энергии из пут предметной конкретности, дать волю чистым интенсивностям света и цвета.

"Предмет... есть как бы только реальный привкус, призвук, аромат в композиции. А потому и нет надобности, чтобы этот реальный предмет был воспроизведен с точностью. Напротив, неточность его только усиливает чисто живописную композицию"

Сделать это, однако, оказалось труднее, чем кажется на первый взгляд. Ибо передача света и цвета на полотне требует пространственной, локальной определенности пятна. В предметной живописи эта определенность определена контурами изображений. В фантазии ее уже ничто не ограничивает, и она становится либо крайне произвольной, либо крайне расплывчатой.

Красочные пятна Кандинского, вырываясь из предметной среды его пейзажей, попадают в поле каких-то автономных движений. Горизонтальные композиции уступают место вертикальным, внутри картины возникает нечто вроде собственного силового поля с крутящим моментом. Темные штрихи уже не служат подчеркиванию контуров, они отделяются от пятен и в таком диссоциированном виде становятся как бы силовыми линиями возникающего перед нашими глазами мира.

"Полным тайны, загадочности, мистическим образом возникает из "художника" творение. Освобожденное от него, оно получает самостоятельную жизнь, делается личностью, независимо духовно дышащим субъектом, который ведет и материально-реальную жизнь, который есть существо… та картина написана хорошо, которая живет полной внутренней жизнью"


(О духовном в искусстве)

Игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности ("Ахтырка. Осень. Этюд", 1901; "Шлюз", 1901; "Старый город", 1902; "Синий всадник", 1903; "Берег залива в Голландии", 1904; "Мурнау. Двор замка", 1908).


"Духовность искусства" для Кандинского – это его способность нести в себе духовные энергии, которые преодолевают все разъединяющие людей различия и все пороки современного общества. Его "Синий всадник" есть четвертый всадник Апокалипсиса – символический освободитель человечества, а свой собственный путь в искусстве Кандинский видел как пророческое откровение этой духовности.

В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" (МКУМ) и берет на себя председательство. Кредо общества: "Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать".

С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения "Бубновый валет". В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи. Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). В 1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает  альманах и группу «Синий всадник », членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

По словам самого художника, "акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, "югендстиль" и теософия Рудольфа Штайнера".


 

"Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, - писал М.К. Лакост. - Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера - веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя "Вечеру" (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском!

Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год - от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как "Дома в Мурнау на Обермаркт" (1908), до хаотического этюда под названием "Ущелье" (1914) и беспокойных композиций в серии панно "Времена года" в музее Гуггенхейма ("Осень"). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных "Крестоносцах" (1903) и в такой абстрактной работе, как "Композиция VII", 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там - раскрепощенное движение".

В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". Перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще, эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны - и одинаково велики... и одинаково сильны", художник провозгласил творческий процесс"самовыражением и саморазвитием духа".

"Цвет – это клавиша, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу,"

– писал художник в трактате "О духовном в искусстве"

Цвет для Кандинского входил в состав основных конститутивных элементов космоса, как то мыслили себе еще во времена Пифагора, когда цвета спектра ассоциировались с семью космическими сферами, каждая из которых исторгала свой гармонический звук. Музыка сфер была, вероятно, прообразом той мировой гармонии, на которой росла духовность в представлении Кандинского.



Корни интереса к цвету уходят в романтическую традицию, в творчество Гете, в концепцию "гезамткунстверка" Рихарда Вагнера, а если пытаться проследить еще глубже – то в представления о цветовом символизме древности, пифагореизме, в мистике средних веков и эпохи возрождения, в том числе в гностических учениях и взглядах алхимиков. Нельзя забывать и о том значении, которое имела для Кандинского традиция древнерусской иконописи с ее строгой символикой цвета, отношением к краске как носителю духовного начала.

"Никакую живопись я не ценю так высоко, как наши иконы. Лучшее, чему я научился, научился я от наших икон, не только в плане художественном, но и религиозном…"

В немалой степени интерес к цвету как воплощению нематериальных начал поддерживался и возросшим интересом к оккультизму, теософии, антропософии, различным мистическим и религиозно-мистическим движениям. Кандинский увлекался идеями Елены Блаватской, посещал и конспектировал лекции Рудольфа Штейнера, он чувствовал родственный дух в умонастроениях Томаса Гартмана и его жены Ольги, в дальнейшем ставшими близкими учениками Г. Гурджиева. Религиозно-мистические учения вообще оказали значительное влияние на искусство начала XX века, а позднее на сюрреалистов и Пабло Пикассо. Пит Мондриан общался с Анни Безант и Джидду Кришнамурти.



В пору работы над книгой Кандинский противопоставлял "материальное и духовное". Он стремился к преодолению "материального", в котором, по его мнению, погряз мир, чтобы вырваться в "царство духа". Однако как ни парадоксально, "материальность" в истории абстрактного искусства, в итоге, и победила цветовую символику, так как уже в середине 1910-х годов абстракционизм скорее использует краски, как материал для создания предметного мира.

Кандинский предупреждал свою подругу Габриелу Мюнтер не слишком увлекаться теорией и больше верить сердцу, чем слову.

Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913 год; в русском переводе - "Ступени"), сборник стихов "Звуки" (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями.


С началом мировой войны Кандинский вынужден покинуть Германию. 3 августа 1914 года они с Габриэлой переезжают в Швейцарию, где Кандинский приступает к работе над книгой "О точке и линии". К ноябрю этого же года они расстаются. Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву,  но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского.


В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.

Осенью 1916 года Кандинский знакомится с Ниной Николаевной Андреевской (1893-1980), дочерью русского генерала на которой он женится в 11 февраля 1917 года. В эти кризисные годы революции Кандинский колеблется между языком полуабстракций, импрессионистическими пейзажами и романтическими фантазиями. В абстрактных картинах усиливается геометризация отдельных элементов, причиной чему, во-первых, собственный процесс упрощения, а во-вторых - авангардистско-художественная атмосфера Москвы того времени.

В России Кандинский находится в русле послереволюционного культурно-политического развития. Он активно занимается общественной работой. С 1918 по 1921 год он сотрудничает с ИЗО Наркомпроса в области художественной педагогики и музейной реформы.  В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918). Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей.

В 1918—1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 г. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. В качестве председателя Государственной закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпроса участвует в организации двадцати двух провинциальных музеев. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН . Продолжал он и писать — в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919). Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Будучи его профессором с октября 1918 года, он составляет специальный учебный план, основанный на анализе цвета и формы, то есть развивающий идеи, высказанные в книге "О духовном в искусстве".

Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории. Однако здесь мнения с коллегией института расходятся. Противники Кандинского - Родченко, Степанова и Попова - за точный анализ материалов, их конструктивное расположение и оформление. Любое проявление иррациональности в творческом процессе решительно отрицается.


Кандинский, в свою очередь, энергично выступает против своих оппонентов-конструктивистов:

"Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать "реалистическим академиком" можно так же легко, как "абстрактным академиком". Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом".

Постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы "изуродованным спиритизмом" (Пунин) являются решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в декабре 1921 года. В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. Давление социалистической идеологии на искусство, приведшее впоследствии к появлению соцреализма, начинается после 1922 года. В Россию Василий Кандинский так и не вернулся. Картины Кандинского на многие годы убирают из советских музеев.


По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Он снова преподает и развивает свои идеи. Это касается, прежде всего, усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в 1926 году в сочинении "Точка и линия на плоскости". Также Кандинский много работает и экспериментирует с цветом, применяя аналитическую базу и полученные выводы в преподавательской деятельности. Творчество Кандинского вновь претерпевает изменения: отдельные геометрические элементы все более выступают на первый план, палитра насыщается холодными цветовыми гармониями, которые, порой, воспринимаются как диссонанс, особо используется круг, как чувственный символ совершенной формы. "Композиция VIII", 1923 - главная работа веймарского периода.


Кандинский получает всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. Творчество Кандинского лежит на пересечении русской и западноевропейской культур, принадлежа в равной мере истории как русского, так и немецкого авангарда.

В абстрактных композициях Кандинского нетрудно найти следы предметных изображений, нагруженных многоплановым символико-культурным смыслом: всадник, лодка, труба... Однако основную роль в работах Кандинского играют все же цветовые пятна.

Наряду с концептуальными работами, в это время он создает богатые фантазией Маленькие миры для издательства "Пропилеи" и несколько камерных, "интимных" картин, таких как "Маленькая мечта в красном", 1925. Также Кандинский ведет лекционную и выставочную деятельность в США, основав вместе с Фейнингером, Клее и Явленским объединение "Синяя четверка".


В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. Второй период Баухауса в Дессау начинается в весьма благоприятных условиях: Кандинский и другие художники получают несколько свободных классов живописи, где они, помимо преподавания, могут заниматься собственным творчеством. "Желтое-Красное-Синее", 1925 - одна из знаковых работ, характеризующих этап "холодной романтики" в живописи Кандинского.


"Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе, как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее - она - кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня - тем хуже для них..."

В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). Эти идеи воплощаются в произведении "Желтый звук" и изобразительном сопровождении "Картинок к выставке" Мусоргского.


Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину "Причудливое", 1930, навевающую космически - египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников "дегенеративной".


В 1928 г. художник принял немецкое гражданство.  В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году.


С началом немецкой оккупации (1939) Кандинский намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом.

С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, участвуя в интернациональном художественном процессе. Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому - ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения "холодной романтики", в них кипит и бурлит жизнь (см. картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др.). Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой".


В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство.

В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу:

"Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с виду ничего общего не имеющий с "действительностью". Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Так, рядом с "миром природы" появляется новый "мир искусства" - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое "абстрактное искусство" называть конкретным искусством".

Кандинский до самого конца не усомнился в своем "внутреннем мире", мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм "мертворожденным"; они возникали из воли к содержательности и жизненности.


Грандиозная программа "Нового искусства", которую вынашивал, хотя и скупо излагал в течение жизни Кандинский, сводится к эффекту оздоровления и энергетического обновления человечества. Его концепция объединяет веру в прогресс и христианское учение о воскресении и втором пришествии Христа, но уже в виде Святого Духа. В своих утопических воззрениях Кандинский был в какой-то степени близок к русскому философу Владимиру Соловьеву, видевшему миссию России в синтезе вселенского религиозного сознания. В статье "О Великой Утопии" Кандинский писал:

"Русские художники, принадлежащие к русскому народу, носителю космополитической идеи, первые при первой возможности обратились к западу с призывом к совместной работе в новых условиях … русские художники в своем воззвании писали о желательности международного Конгресса искусства. Нужно думать, что в скором времени в этом отношении будут предприняты активные и реальные меры к осуществлению первого всемирного конгресса искусств в беспримерном масштабе"

Чтобы искусство в полной мере выполнило свою духовную миссию, необходимо было обновление его художественного языка, поиск новых и действенных выразительных средств. Мечтой Кандинского было приблизить живопись по степени воздействия к музыке, обладающей способностью полностью поглощать зрителя. Живопись должна была научиться "звучать", вызывая ответный отзвук в зрителе.


Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года.  Похоронен на Новом кладбище Нёйи , расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем.

Картины Кандинского, как и последующие работы художников-абстракционистов, остаются опытом вторжения человека в область, все еще остающуюся непонятой, несмотря на то, само по себе абстрактное искусство успело за сто лет пережить несколько взлетов и падений и утратило прелесть и даже шок новизны, которыми дышало в первые годы прошлого века. История беспредметной живописи до сих пор не дает ответа на вопрос: до какой степени можно наделять смыслом сияние света и цвета без посредства предметных форм или иного изобразительного языка. Мы можем лишь повторить вслед за Василием Кандинским:
"Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает ..., как возникает космос – оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой – музыка сфер. Создание произведения есть мироздание"

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.