Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 280 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Шрифт PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Словарь художника

Искусство ШРИФТА

Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) —графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком  типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.

История развития шрифтов

  • Первой письменной формой передачи мысли была пиктография — рисунки на стенах пещер и на скалах.

  • Узелковое письмо.

  • Идеография — следующий этап после пиктограмм.

  • Иероглифы Древнего Египта, знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже, иероглифы использовались для передачи начального звука названия предметаявлениясобытия, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.

  • Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира —  греческого,  латинскогокириллического и прочих.

  • Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм —  круга,  треугольникаотрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.

  • Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в РимеЛатинский и кириллический алфавиты построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей —  капиталов.

  • Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата. Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика. Ещё вариант рукописного римского письма — курсив.

  • В VI веке появляется новый стиль письма — унциал. Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному.

  • В IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт, литеры которого используются и в наше время.

  • В XIXII веках развивается готическое письмоГотический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастардаротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.
Цифры и русские буквы в стиле готического шрифта

  • Литера «А». Лука Пачоли, 1509 г.Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возрастает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название  « антиква ». В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли.



  • Литера «А». «Цветущий луг», Жоффруа Тори, 1526 г.В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.


 

 

  • Литера «А». Альбрехт Дюрер, 1528 г.Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат.


    • В XV веке типографы изготовили новые печатные шрифты. Среди пионеров были Николя ЖансонАльд Мануций и Клод Гарамон. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю.
    Шрифт Клода Гарамона
    Шрифт Альда Мануция

    • Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.

    Шрифт Николя Жансона

    Славянские шрифты

    Русские шрифты развивались самостоятельно, имели греческую основу  и назывались кириллица и глаголица.

    Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия.

    Древнейший русский шрифт - устав. Им написаны самые ран­ние    памятники письменности, в том числе Остромирово еван­гелие (1056—1057).   Это стиль медленного,  спокойного пись­ма, естественный в то время, когда потребность в книгах была еще невелика и переписывались они в монастырях. Буквы здесь тяжелы и угловаты, приземисты, расставлены редко, просторно.

    В XIV веке возникает полуус­тав. В это время возрастает пот­ребность в книгах. Теперь их пе­реписывают профессиональные писцы. Шрифт приобретает быст­роту и размашистость, буквы ста­новятся мельче, они заметно уп­рощаются.

    Подпись Богдана Хмельницкого, выполненная скорописью: «Богдан Хмельницкий, гетьман войська Запорожского, его королевской милости, рука власна.»Дальнейшее развитие письма привело к возникновению скорописи, которая встречалась сначала в документах, письмах, а позднее и в книгах. Скоропись отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Великолеп­ного мастерства достигла она в XVII веке — это подлинное кал­лиграфическое искусство. Ею писались грамоты и официальные документы.

    Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта.

    В середине XVI века появились книги, набранные первым рус­ским типографским шрифтом, который воспроизводил наиболее распространенный шрифт руко­писных книг того времени - полуустав. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году.

    Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Создание нового, гражданско­го шрифта явилось одним из важнейших мероприятий Пет­ровской эпохи. Новый шрифт был четок, округл, светел, ясен и рационален — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы. Деловитость в нем явно преобладала по сравнению со старомодным декоративным полууставом.

    Своеобразно развивается шрифт в XX веке, особенно начи­ная с 20-х годов, когда отчетливо определилось стремление создать новый тип шрифта, соответству­ющий времени. В центре внима­ния оказался рубленый, как на­иболее созвучный архитектуре и прикладному искусству конст­руктивистов. Он хорошо отвечал требованиям, которые выдвигали плакат и реклама. Исследовате­ли отдавали ему предпочтение по удобочитаемости. Но понемногу увлечение стало ослабевать. Од­нообразие и монотонность руб­леных шрифтов сыграли в этом не последнюю роль.

    Пеньо Адольфа КассандраНа рубеже XVIII — XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.

    Гилл-гротеск Эрика ГиллаXX век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.

    Эрбар-гротеск Якоба ЭрбараКому не доводилось с восхищением наблюдать за рабо­той художника, как  из-под его руки появлялись красивые бук­вы. Так хочется оказаться на его месте,  но  первые  практические попытки, как правило, охлажда­ют пыл. Все получается криво, неаккуратно, краска ложится не­ровными  пятнами,   расплывает­ся. В чем же дело? Обычно ко­рень ошибок в незнании простей­ших закономерностей и приемов шрифтовой работы. Попробуем помочь    желающим научиться этому интереснейшему искусст­ву.

     

    Основные характеристики шрифтов

    Футура Поля РеннераСегодня художники широко используют разнообразие форм созданных за прошлые столетия шрифтов.

    Чтобы в дальнейшем были по­нятны отдельные термины и обозначения, рассмотрим некото­рые буквы алфавита и отдельные элементы, из которых они состо­ят. Обратите внимание на табли­цы шрифтов. При всей их непохо­жести у букв в конструкции мно­го общего. Все они состоят из ос­новных (вертикальных) и допол­нительных, соединительных (го­ризонтальных и наклонных) штрихов. В шрифтах типа Ан­тиквы важным элементом явля­ются засечки — короткие гори­зонтальные или вертикальные линии на концах основных или соединительных штрихов. Про­странство, заключенное между основными штрихами, называет­ся внутрибуквенным просветом. Расстояние между соседними буквами - межбуквенным про­светом.

    • начертание: прямой, курсивный; В зависимости от вариантов начертания различают следующие основные разновидности шрифтов: прямой, курсивный, полужирный, жирный, нормальный, узкий и широкий.
    1. Прямой (римский, Roman) — произошел от надписей на римских памятниках.
    2. Курсивный (Italic) — базируется на рукописном письме, которое использовалось в южноевропейских манускриптах, в частности написанных в XV веке в Италии.
    3. Полужирный (Bold) — отличается от прямого большей толщиной штриха.
    4. Нормальный (Regular) — отличается от прямого меньшей толщиной штриха.
    5. Узкий (Narrow) — суженный вариант прямого шрифта.
    6. Широкий (Wide) — более широкий вариант прямого начертания.
    • насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета); Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кг. 10 п. это отношение должно быть не более 23 %.
    • ширина: нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины;
    • плотность: Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа «н», «п», «и» строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кг. 10 п. это отношение колеблется от 60 до 85 %.
    • размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма); Кегль — параметр шрифта, означающий высоту его литер. Кегль включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу неё. Величина кегля определяется числом пунктов. Самые распространённые кегли для текстовых шрифтов — 6, 7, 8, 10, 11, 12. Шрифты 4 и 5 кеглей употребляются очень редко.
    • чёткость;
    • контраст; шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.
    1. Контраст между основными соединительными штриха­ми умеренный (1:3). Засечки не­большие с закруглением на углах.
    2. Контраст большой (1:5). За­сечки длинные и тонкие.
    3. обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны; контраст невелик (1:2).
    4. медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;
    5. брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями; контраст почти отсутствует.
    6. шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;
    7. рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;контраста почти нет.
    8. новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.
    • различимость;
    • удобочитаемость; скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении определяет удобочитаемость шрифта.

    Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта:
    • гарнитуры, кегля и начертания;
    • от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа;
    • а также от квалификации читателя.

    Например, текст, набранный шрифтом крупного кегля Рубленой и Обыкновенной гарнитур, при побуквенном и послоговом чтении будет обладать высокой удобочитаемостью, однако при пословном чтении и уменьшении кегля шрифта удобочитаемость этих гарнитур снижается из-за сходства начертания ряда букв (с, е; з, в; н, и, к). Шрифт же литературной гарнитуры обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и Школьной.

    Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения емкости набора увлекаться уменьшением ширину литер. Шрифты с более широким очком одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость, например шрифт Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания БСЭ) кг. 8 п., обладает примерно такой же удобочитаемостью как шрифт Академической гарнитуры кг. 10 п.

    Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на удобочитаемость. Оптимальное соотношение 3/4. Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает емкость полосы набора (то есть число знаков на полосе).

    Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта.

    На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема строка форматом от 7,5 кв. и более; при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4-6,5 кв., а при наборе кг. 8 п. — 3-4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.

    Чтобы просмотреть начертания знаков шрифта, а также его удобочитаемость можно использовать фразу «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю», которая содержит все буквы русского алфавита кроме «Ж». Кстати, именно эта фраза используется в панели управления Windows при предварительном просмотре шрифтов.

    • ёмкость;

    Типографская система мер

    Титул первого тома собраний фрагментов греческих историков Мюллера. Париж, изд. Дидо, 1841 год.Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot). В 1878 году ещё раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).

    В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, проблематично, потому что самая мелкая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.

    Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.

    1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм; 1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм; 1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.

    При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (≈4,22 мм).

    Единицы типографской системы мер применяемые для обозначения кегля В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:

    • Цицеро — кегль 12 п. (Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.)
    • Корпус — кегль 10 п.
    • Боргес (гражданский) — кегль 9 п.
    • Петит (маленький)  — кегль 8 п.
    • Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.

    Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):

    • Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п.
    • Диамант (полупетит) — кегль 4 п.
    • Перл (жемчуг) — кегль 5 п.
    • Миньон (любимый) — кегль 7 п.
    • Миттель (средний) — кегль 14 п.
    • Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п.
    • Текст — кегль 20 п.

    Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.

    Гарнитура шрифта — это типографский термин, объединяющий набор шрифтов, которые отличаются по размеру, начертанию, наличию или отсутствию засечек на концах линий, по соотношению размера высоты прописных и строчных знаков, величине верхних и нижних выносных элементов, плотности, то есть близких по характеру и отличительным знакам рисунка.


    Компьютерный шрифт

    Компьютерный шрифт — это файл, содержащий в себе описание набора буквенных, цифровых, служебных и псевдографических символов, используемый для отображения этих символов (в частности текста) программой или операционной системой.

    Комплект шрифтов, имеющих схожий рисунок, но различающихся начертанием (обычный, курсивный, жирный и т. д.), называется гарнитурой. Например, шрифты «Arial», «Arial Bold», «Arial Italic» и «Arial Italic Bold» составляют одну гарнитуру «Arial».

    Фонт (от англ. font) — термин из компьютерного сленга, подменяющий слово «шрифт». Нередко употребляется более узко, в значении «файл шрифта». Иногда подменяет термин «гарнитура».

    В компьютерах шрифт представляет собой блок данных (или файл), состоящий из описаний отдельных символов набора, используемый программой (или частью графической оболочки операционной системы) при отображении текста. Для текстовых режимов шрифт хранится непосредственно в видеоадаптере (либо в постоянной его памяти, либо в оперативной).

    Компьютерные шрифты делятся по способу отрисовки на два типа: растровые и векторные.

    • В растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра — то есть по сути является обычным точечным рисунком. Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в основном в программах с текстовым интерфейсом и в консоли. Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения.
    • В векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет увеличить масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, различающихся способом хранения и представления информации о шрифте: PostScript Type1, TrueTypeOpenType.

    Для вывода векторного шрифта на растровые устройства (мониторы и принтеры) его необходимо растеризовать — преобразовать в набор точек. Для установки и растеризации подобных шрифтов в операционных системах Windows 9x/NT/2000 и Mac OS была предназначена программа Adobe Type Manager (ATM). В Windows NT 4.0 также можно использовать шрифты в формате PostScript Type1 без установки ATM, правда, во время установки они автоматически конвертируются в формат TrueType со всеми вытекающими последствиями. В Windows 2000 (и последующих) уже встроен растеризатор Type1 - шрифтов и для их установки ATM уже не обязателен.

    По ширине символов шрифты делят на моноширинные и пропорциональные.

    • В моноширинном шрифте все символы имеют одинаковую ширину. В ранних компьютерах это позволяло упростить задачу вывода текста на экран: каждый символ располагался в пределах своего знакоместа, а изображение символа рисовалось в виде рисунка фиксированного размера, поэтому не требовалось задание ширины символа, и процедура задания положения символа на экране становилась чрезвычайно простой. Другим достоинством моноширинных шрифтов является однозначность относительного расположения символов на экране вне зависимости от гарнитуры шрифта, что является необходимым условием для печати с преформатированием. Это позволяет выводить таблицы и псевдографику с использованием одних только символов шрифта, а также создавать ASCII-арт. Однако моноширинные шрифты имеют определённые недостатки: прежде всего, бо́льшую ширину набора, неравномерный рисунок, а также сложности с отображением «широких» букв, таких как «Ш» или «W»: при небольшом разрешении они могут и вовсе стать трудноузнаваемыми. Моноширинные шрифты применяются прежде всего в эмуляторах терминала, текстовых редакторах и средах разработки, где моноширинный шрифт применяют для отображения листингов кода для удобства выравнивания.
    • В пропорциональном шрифте символы могут иметь разную ширину. К примеру буква l будет занимать значительно меньше места, чем буква W. Это позволяет в значительной степени уменьшить средний размер символа, сохранив при этом удобочитаемость. Текст, набранный пропорциональным шрифтом, выглядит более аккуратно и лучше читается при больших объёмах. Для печати и отображения текстов пропорциональный шрифт применяется почти всегда.

    Особенностью отображения текстов на экране является значительно меньшая разрешающая способность, чем достижима на бумаге даже для не самой совершенной техники. В связи с этим векторные шрифты на экране воспроизводятся с искажениями. Для того, чтобы избежать этих искажений применяются различные способы:

    • Хинтинги — набор инструкций, позволяющих улучшить форму символа, отображаемого на экране.
    • Монохроматическое сглаживание — позволяет избавиться от «угловатости» символа путём частичного закрашивания пикселей, которые не полностью перекрываются линиями символа
    • Субпиксельное сглаживание — расширение функции сглаживания, основанное на свойствах жидкокристаллических мониторов: в них каждый пиксель разделён на три субпикселя разных цветов, каждым из которых можно управлять отдельно, что позволяет увеличить горизонтальное разрешение теоретически в 3 раза. На практике есть множество ограничений: кроме необходимости соблюдать цветовой баланс, мешает значительному увеличению разрешающей способности и разница в восприятии разных цветов человеческим глазом: зелёный цвет кажется более ярким, в то время как красный — более насыщенным. Поэтому при изменении порядка следования цветов будут наблюдаться различные побочные явления: «размазывание» линии, цветные окантовки и т. д. Несмотря на это, шрифты после применения субпиксельного сглаживания гораздо лучше смотрятся на ж/к экране, чем при монохроматическом сглаживании.

    Некоторые форматы шрифтов могут иметь специальные инструкции для улучшения их отображения: например, для согласования рядом стоящих символов в шрифте может быть несколько вариантов начертания одного и того же символа, а также инструкция по использованию того или иного начертания.


      Художественный облик шрифтов

      • Декоративный.
      • Динамичный.
      • Изящный. Римский капитальный, антиква, академический шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
      • Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
      • Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск. Применяется для написания лозунгов, плакатов, транспарантов.
      • Свободный.
      • Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
      • Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).

      Для успешной работы также следует знать, что буквы алфа­вита делят на симметричные и асимметричные. Симметрич­ные — А, Д, Ж, И, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, X, Ц, Ш; асимметричные, открытые вправо,— Б, В, Г, Е, К, Р, С, Ы, Ю; асимметричные, отк­рытые влево,— З, У, Ч, Э, Я; по­луторные — М, Ж, Ш, Щ, Ю, Ы. Эти особенности следует учиты­вать при разметке слов, строчек для уравновешивания межбук­венных просветов, ибо асиммет­ричные буквы создают в них пустоты.

      Важное значение имеет пра­вильный выбор материалов и ин­струментов, а также последова­тельность выполнения работы. Конечно, следует взять качест­венную, хорошо проклееную бу­магу. Она не должна иметь ца­рапин, вдавливаний. Желатель­но вначале проверить, как ло­жатся на нее краски и тушь, вор­сится ли она при работе резин­кой. Из красок обычно использу­ют гуашь, тушь черную (цветную не рекомендуем, она ложится не­ровными пятнами), иногда аква­рель. Одним из основных инстру­ментов для выполнения рисован­ных шрифтов являются кисти колонковые и беличьи, как плос­кие, так и круглые. Помимо кис­тей, пользуются плакатными перьями, стеклянными трубочка­ми и специально заточенными палочками из твердого дерева. Этими инструментами можно пи­сать не только тушью, но и крас­ками. Однако они не должны быть густыми.

      Теперь приступим к практичес­ким занятиям. На рабочем столе в удобном порядке расположим инструменты и принадлежности: линейку, угольник, заточенные простые карандаши средней твердости (ТМ, Т), небольшие кисти, ручки с перьями, стеклян­ные трубочки (рейсфедеры), тушь, обязательно баночку с во­дой, тряпку для протирки инст­рументов, несколько листов бу­маги из папки по черчению (воз­можен и больший размер). Тушь желательно налить в крышечку от флакона или другую неболь­шую емкость, под которую под­ложите кусочек любой бумаги. Если случайно тушь прольется, то не запачкает стол.

      На первом листе испытаем ин­струменты. Каждым из них про­ведем всевозможные линии: пря­мые — вертикальные, горизон­тальные и наклонные; округлые, волнистые, зигзагообразные.

      Чтобы кисть или перо хорошо набирали краску, их вначале сле­дует сполоснуть в воде и слегка протереть тряпочкой. Также ре­комендуем через 15—20 минут работы промывать в воде и на­чисто протирать инструменты. Тогда они будут давать четкую, без помарок, линию.

      Особой подготовки требуют стеклянные трубочки. Вначале слегка загибают тонкий конец трубки, разогрев его на огне спички. Отверстие при этом мо­жет заплавиться, после остыва­ния изогнутый конец поточите на мелком брусочке или наждачной бумаге до тех пор, пока она не бу­дет продуваться. Наполняют трубку краской так: широкую часть берут в рот и, опуская уз­кий конец в краску, слегка вды­хают в себя, тушь поднимается в трубке. Дав излишкам краски стечь, приступают к работе. Тру­бочку желательно держать по­круче, так как в положении, бли­зком к горизонтальному, краска может вытечь. То же может про­изойти при задерживании труб­ки в одной точке.

      На следующем листке, разме­тив карандашом строчки высо­той 1—2 сантиметра для упраж­нений перьями «редис» и трубоч­ками и высотой 4—5 сантимет­ров под плакатное перо, потрени­руйтесь в написании элементов букв. Напишите по строке основ­ных штрихов как с засечками, так и без них, наклонных и ок­руглых деталей букв.

      Рука с непривычки быстро устает, поэтому делайте паузы. Иногда от излишнего напряже­ния она начинает дрожать. Не стискивайте слишком сильно пальцы, расслабьте их. Можно вернуться к первому листу уп­ражнений, порисовать свободно расположенные линии. Это изба­вит руку от скованности. Первое время при проведении вертика­лей мы невольно заваливаем их чуть влево или вправо. Для само­проверки наметьте с помощью угольника несколько перпенди­кулярных линий.

      Наконец, мы можем заняться главной задачей — изучением и написанием букв. Рассмотрите приведенные таблицы, выберите шрифт попроще. Начните с букв, сходных по начертаниям: Г, Е, Н, П, Т, Ц, Ш, Щ. Данные знаки состоят из прямых основных и соединительных штрихов. Раз­метьте каждую букву. Обратите внимание, что дополнительные штрихи у Н и Е расположены несколько выше середины. Ста­рательно, не торопясь, пропиши­те их инструментом, которым владеете увереннее. Это вовсе не исключает использование других инструментов. Где необходимо, в ход идут и стеклянные рейсфеде­ры, и разной ширины плакатные перья. Для заправки углов и за­сечек используем тонкие Кисти, обычные ученические или чер­тежные перья. Затем разметьте остальные буквы, наращивая сте­пень сложности. Напишите зна­ки с преобладанием наклонных элементов: А, Д, Л, У, М, X, И, Ж, К, М; далее — с полукруглы­ми элементами: Б, В, З, Р, Ф, Ч, Я; завершите буквами круглого очертания: О, С, Э.


      Закончив, внимательно осмот­рите сделанное, проанализируй­те ошибки, где нужно белилами, лезвием или острым ножом убе­рите затеки краски, другие по­марки.

      Хорошо, если вы изучите нес­колько разновидностей шрифтов и потренируетесь в их написа­нии. Все это пригодится вам для выполнения новых интересных заданий.

      Конечно, для успешной работы требуется определенный навык, практический опыт. Поэтому на­чинающему шрифтовику не сле­дует отчаиваться в случае неуда­чи.

      С. ФЕДОРОВ

       

       

      Добавить комментарий


      Защитный код
      Обновить

      Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

      © 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.