Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 121 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Геральдика PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 15
ХудшийЛучший 
Словарь художника

Геральдика

 

ГЕРАЛЬДИКА, ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (нем. Heraldik от ср.-лат. Heraldica от Heraldus) — искусство составления, описания, изображения и толкования гербов.

Первые гербы в качестве военных знаков отличия появились в западноевропейском Средневековье, в эпоху Крестовых походов (XI—XIII вв.).

В XIII—XIV вв. в связи с увеличением количества рыцарских гербов и необходимости их упорядочения стали формироваться правила, появились должности герольдов, сборники гербов — гербовники и специальные учреждения — герольдии.

В традиционную символику цветов и фигур, складывавшуюся столетиями, привносили новые значения.

Особенно сложную, маньеристскую интерпретацию получили изображения зверей: льва, орла, волка, пантеры, символика которых была уже закреплена в византийских бестиариях .

В 1688 г. опубликована книга Г. А. Бёклера "Искусство геральдики", в которой систематизирована новая иконография . В связи с распространением устойчивой схемы геральдической композиции, обусловливаемой симметрией гербового щита , возникло определение "геральдическое изображение", которое было условно спроецировано на прошлые эпохи. Так, многие мотивы "звериного стиля" в искусстве Древней Месопотамии, Персии периода Ахеменидов и Сасанидов, Византии, в которых фигуры зверей удваивались по принципу зеркальной симметрии и вписывались в круги или ромбы, стали именовать "геральдическими композициями" или "геральдическими зверями", хотя по смыслу они таковыми не являются. "Геральдические" изображения можно видеть на византийских и персидских шелковых тканях, в торевтике, в белокаменной резьбе мастеров владимиро-суздальской школы.

 

ГЕРБ (польск. herb из ср.-верхн.-нем. erbe — "наследство, достояние") — разновидность эмблемы , служащей знаком отличия.

Гербы складывались в Средневековье , в эпоху Крестовых походов, поскольку одинаковые латы рыцарей требовали ярких, красочных , заметных с дальнего расстояния знаков, позволяющих различать их во время сражения.

Знаки располагали на щитах (лат. imago clipeata — "изображение на щите"). Поэтому форма щита стала исходной — форматом, в который вписывали геральдические изображения.

ЩИТ (др.-русск. щитъ, ст.-слав. штитъ, др.-прусск. scaytan — "защита, навес": др.-инд. chaya — "тень, защита") — древнейшее защитное приспособление. Согласно древнегреческим мифам, щит изобрели Акрисий и Пройт, враждовавшие друг с другом сыновья Абанта. Другой древнегреческий герой — Парфенопей, сын аркадской нимфы Аталанты, участник похода Семерых против Фив, во время штурма города прикрывался щитом, на котором был изображен сфинкс, терзающий падшего фиванца.

Эллины обычно пользовались небольшим круглым щитом. Гоплитодромы ("бегущие воины") — греческие пехотинцы — были вооружены большим круглым щитом из дерева, обтянутого кожей и с металлической бляхой и шишаком в центре (греч. hoplon — "вооружение, оружие, щит").

В отличие от круглых эллинских, персидские воины имели продолговатые щиты.

Захваченные в бою вражеские щиты греки в качестве палладия прибивали к эпистилиям (архитравам) своих храмов. Издали они выглядели подобно орнаменту.

Древние римляне имели щиты различной формы. Древнейшая форма римского щитаклипеус — небольшой круглый медный (бронзовый) щит. Его постепенно вытеснял большой полуцилиндрический скутум, который делали из легких досок и обтягивали воловьей кожей, по краям обивали медью или железом, а с внешней стороны посередине укрепляли заостренный шишак — умбилик (лат. umbo). Внутри была скоба, чтобы продевать левую руку. Эллиптический щит с двумя выемками называли анкил, серповидный — пельта.

На щитах уносили павших воинов, те, кто возвращались живыми, были "со щитом". Отсюда выражение: "на щите или со щитом".

У древнерусских воинов на вооружении были овоидные, заостренные книзу щиты, а также малые, подобные греческим. Киевский князь Олег в 907 г. в знак победы прибил свой щит на вратах Царьграда (Константинополя, столицы Византии).

Гасар (др.-инд. ghasar — "защитник") — огромный деревянный щит, прорезанный бойницами, использовали для защиты при осаде крепостей. Функция щита нашла отражение в христианской иконографиисимволике "необоримого щита" .

Большой щит — непременная часть вооружения западноевропейского рыцаря, отсюда форма щита в качестве основной гербовой фигуры.

По традиции, малый круглый щит — тарч (через польск. tarcz из франц. targe, франкск. targa, др.-верх.-нем. zarge) — использовали при церемониях погребения царей и императоров. Поэтому в гербе дома Романовых (русских царей) тарч и меч держит в лапах грифон.

В западноевропейской геральдике гербовый щиток, помещенный в центре основного щита, называют: экюссон (франц. écusson — "эмблема, щиток"), или "почетной фигурой".

Чёрный фон геральдического щита символизирует вспаханную землю, зеленый — растущую траву, красный — поле, упитанное кровью врагов. Символические значения имеют и другие цвета гербового поля: белый означает чистоту помыслов, золотой — богатство и верность, голубой — величие, пурпур — достоинство и могущество, чёрный — бесстрашную смерть. Разделенное на части поле щита (франц. champs), окрашенное в разные цвета именуют сложным (франц. écu composé).

В древнерусском искусстве "щитами" называли створки ворот, а также верхнюю часть Царских врат иконостаса (над раскрывающимися створками). На "щите" обычно изображали сцену Тайной вечери.

Металлические латы рыцарей раскалялись на солнце, из-за этого их прикрывали тканями: намёт (покрывало) — второй важнейший композиционный элемент герба.

Идеи гербов требовали художественного воображения. Английский король Ричард I Львиное Сердце, вдохновитель Третьего Крестового похода (1189—1192), увидел, как и его предшественники во время штурма Иерусалима, мчащегося на коне Св. Георгия Победоносца с красным крестом на белом плаще. Императору Константину I Великому (306—337), по преданию, было видение Св. Креста в небе на закате солнца. Так рождались первые гербы.

С X в. проводились рыцарские турниры, строгие правила их проведения складывались в XI—XII вв. Турниры превращались в роскошно оформленные праздники. Распорядителями праздников были рыцари-ветераны (др.-герм. heriwold от heer — "войско" и walten — "странствовать"). Отсюда возникло слово "герольд". Вырабатываемые ими правила стали называть геральдикой (Heraldik). Родовой знак рыцаря (Herb) нашивался на его стяг, намёт и на попону коня (над каждой из четырех конских ног). Дамы на трибунах и судьи турнира называли закованных в латы знатных рыцарей по именам, узнавая их гербы:

В кольчугах и шлемах, щиты их львы украшали,
В попонах из сиглатона ярко-желтого и червленого,
На копьях у воинов были значки и пенноны.

Гербы рыцарей нашивали на флаги, которые вывешивали в окнах домов, где они останавливались. Это называлось "дать свой герб в окне".

ФЛАГ (голландск. vlag — "полотнище на древке" — знамя, воинский атрибут. До заимствования голландского названия в петровскую эпоху в русском языке использовали слово "стяг" (др.-русск. стагъ; праслав. stęgъ — "знамя", лат. vexillum; др.-сканд. stong — "древко, шест"). На скандинавских стягах помещали изображения драконов для устрашения вражеского войска.

Судей турнира также выбирали по их гербам. Герольдам синьоров обширных провинций присваивалось звание "гербового короля". Должностное облачение герольда называли геральдической далматикой (Heraldik dalmatika). Оно представляло собой накидку, одевающуюся через голову и расшитую гербами сеньора. "Гербовый король" выкрикивал девиз рыцаря, а знаменосцы держали стяги с гербами участников.

В XIV в появились специальные учреждения — герольдии, где утверждали и регистрировали гербы, делившиеся на родовые и земельные. Гербы вырезали на печатях, и некоторые из них приобретали государственное значение. Основную часть традиционного герба составляет щит. Вначале использовалась треугольная форма щита, но в ней было неудобно размещать геральдические изображения. Поэтому, со временем, закрепилась "французская форма", представляющая собой слегка вытянутый прямоугольник с отношениями сторон 9:8, имеющий в нижней части заостренный выступ и скругленные углы. Поле щита разделено на части, каждая обозначается цветом либо графически — с помощью "финифтей" (эмалей), "металлов" и "мехов"."Финифти" включают: червлень (изображается красным , смесью сурика и киновари, или графически — частыми вертикальными штрихами) — символ храбрости, мужества; лазурь (изображается смесью кобальта и ультрамарина; графически — горизонтальными, иногда пунктирными, линиями) — символизирует красоту и мягкость характера; зелень (окисью хрома либо диагональными штрихами слева направо) — символ надежды и изобилия; пурпур (смесью кармина и розового лака либо условно графически: диагональными штрихами справа налево) — символ достоинства; чернь (черной краской — жженой костью либо пересекающимися под прямым углом штрихами) — символ печали, благоразумия, смирения.

В разряде "металлов" чаще выделяются два: золото (графически изображается частыми точками) — символ справедливости и великодушия; серебро (графически представляет собой чистое белое поле) — символ чистоты и невинности. Серебряное поле иногда украшается причудливым, как бы гравированным узором дамасцировкой.

Из "мехов" самый ценный — горностай (изображается в виде черных "хвостиков" либо крестиками по "серебру"). Второй "мех" — беличий — изображается чередованием серебристых и голубых шлемовидных форм.

Геральдические щиты могут иметь прямоугольное, косоугольное, трехчастное или четырехчастное деление и поэтому включают в различных сочетаниях "финифти", "металлы" и "меха". На таком фоне располагаются геральдические фигуры. В узком смысле слова геральдическими называются фигуры, "имеющие официальное установление" и легко читаемую символику. Негеральдическими — "естественные" изображения обычных предметов, деталей архитектуры, пейзажа, фигуры людей и животных, которые требуют пояснений: надписей, девизов.

Гербы наиболее знатных и древних родов обычно имеют "благородное четвертование" — поле щита, разделенное крестообразно на четыре части. К геральдическим "почетным" фигурам относятся: глава (горизонтальная полоса в верхней части щита), пояс (полоса в средней части), оконечность (горизонтальная полоса в нижней части), столб (вертикальная полоса посередине), перевязь (диагональная полоса), крест, андреевский (косой) крест, кайма (полоса вокруг всего щита), стропило (образует треугольник вершиной вверх), щиток (изображение малого щита внутри большого). "Почетные" фигуры получили это название потому, что они жаловались владельцам гербов в знак особого отличия.

Основное правило геральдики гласит, что не следует помещать "металла на металл или финифть на финифть, но металл на финифть, и наоборот". Исключения специально оговариваются.

В геральдических композициях повсеместно используется принцип, характерный для искусства графики ("черное на белом — белое на черном"): часть геральдической фигуры, располагающаяся на "металле", изображается "финифтью", а другая — на "финифти" — "металлом". Такие фигуры именуются "переменными". Основной композиционный принцип — зеркальная симметрия. Символическое значение имеют правая и левая стороны щита (от рыцаря), и, соответственно, фигурам, обращенным вправо и влево, придается разный смысл. Различную ценность имеют центр, "повышенное", "пониженное", угловое размещение фигур. В связи с этим интересно проследить эволюцию рисунка основных геральдических фигур.

В течение столетий изображения, к примеру, львов, тигров, пантер и драконов с их традиционной символикой, подчиняясь общим закономерностям абстрагирования , стилизации и геометризации , трансформировались в симметричные относительно средней оси гербового щита. При этом возникала трудность: наиболее выразительное положение "геральдического зверя" в профиль демонстрировало различный "зрительный вес" оскаленной пасти и хвоста или крыльев и лап.

Тенденция уподобления формату требовала максимально равномерного, зрительно уравновешенного заполнения изобразительной поверхности. Поэтому хвост зверя становился "расцветшим", прорастал побегами, когти лап увеличивались в размерах, и это давало возможность художнику наиболее равномерно и максимально плотно заполнить изобразительное поле, формат щита. Отсюда, в частности, появление "устрашающей" позы зверя, поднявшегося на задние лапы, которой затем придали символическое значение. Подобные композиционные приемы, идеально отработанные в искусстве геральдики, иллюстрируют закономерности формирования эмблем и, в более широком смысле, качеств декоративности .

В традиционном искусстве Японии родовые гербы компоновали в круг, причем использовали исключительно растительные и геометрические мотивы, что также создавало максимальную декоративность, читаемость изображения на расстоянии. Поэтому гербами как элементом орнамента в японском искусстве украшают многие изделия, предметы мебели, ткани, одежду.

Гербы европейских городов вписываются в круг или щит, увенчанный "градской" (башенной) короной; имперских, графских, княжеских резиденций — коронами, соответствующими титулам их владельцев.

Гербы графских родов имеют геральдический щит, над которым помещается рыцарский шлем с клейнодом (гербовой фигурой, обычно повторяющей геральдическую, расположенную на щите). В вооружении средневековых рыцарей к макушке шлема крепились железный штырь с гербовой фигурой и развевающаяся на ветру полоса ткани — намет, которая выполняла утилитарную функцию — предохраняла шлем от нагревания на солнце, и символическую — разодранный на полосы намет (как бы после битвы) свидетельствовал об отваге рыцаря. Поэтому шлем с гербовой фигурой и намет составляют единую композицию.

В дворянских гербах XVIII—XIX вв. щиты уподоблялись картушам, а намет мог приобретать не свойственную ему форму изысканных завитков, рокайлей, в которых мотив ткани уже не прочитывается. По сторонам щита размещаются фигуры "щитодержателей" — рыцарей, аллегорических персон либо "геральдических зверей", стоящих на задних лапах. Внизу — бандероль с девизом.

В княжеских гербах щит помещается на фоне развернутой пурпурной мантии с горностаевым подбоем и золотыми кистями; вверху — княжеская корона. Геральдические фигуры на щитах рассказывают об истории рода, слиянии его ветвей по мужской и женской линиям — каждый раз на щите добавлялся новый знак, в том числе символы подвластных городов и земель. Так подготавливались композиции великокняжеских, императорских и государственных гербов. На личной печати великого князя Московского Ивана III (1497) мы видим изображение всадника "ездеца", окруженное надписью, сообщающей имя и титул государя. В Большую государственную печать царя Ивана IV Грозного (1547—1584) введены гербы отдельных княжеств. С 1856 г. Св. Георгий на коне стал изображаться по правилам геральдики — обращенным в правую сторону (влево от зрителя). На государственной печати Российской империи 1882 г. помещен императорский орел, на груди которого находится малый щит с изображением Св. Георгия. Щит увенчан шлемом Св. Александра Невского. По сторонам — "щитодержатели": Архангелы Михаил и Гавриил, вокруг щита — андреевская цепь. Щит размещен на фоне горностаевой мантии. Над мантией — сень (купол) с государственной короной и девизом: "С нами Бог". Вокруг главного щита, соединенные лавровой и дубовой ветвями, показаны гербы удельных царств. Внизу посередине — собственный родовой герб Государя Императора. В 1993 г. исторический герб России возрожден с небольшими изменениями. Герб Санкт-Петербурга представляет собой щит, на красном поле которого по средней оси размещен скипетр с двуглавым орлом и перекрещивающиеся якорь (символ мореплавания) и трехзубая "кошка" (символ речного флота).




КЛЕЙНОД, КЛЯЙНОД, КИМЬЕ (нем. Kleinod — "сокровище, драгоценность"; польск. Klejnot; франц. cimier — "гребень", от cime — "вершина") — вначале, вероятно, штемпель, печать на слитках драгоценных металлов, затем фирменный знак, марка на изделиях из золота, серебра. В ином значении — знаки государственной власти, то же, что инсигнии. В искусстве геральдики — "гербовая фигура" (обычно повторяющая изображение на щите рыцаря), которая находилась на нашлемнике (верхней части шлема). Изображение шлема с клейнодом — важная часть композиции родового герба.


 

МЕРЛЕТТ (франц. merlette — "самка дрозда") — геральдическое изображение. Крестоносцы на пути в Святую землю встречали перелетных птиц. На своих щитах и клейнодах они стали изображать птиц в качестве символа дальних странствий. Птиц часто изображали без ножек и клюва, что символизировало раны крестоносцев в битвах. Подобные изображения получили название "мерлетт", они сохранились во многих европейских гербах.


 

 

МЕРЛОТ (итал. merlotto — "молодой дрозд, желторотый, простофиля") — в геральдикеизображение ласточки. Означает младшего сына рыцаря, еще не имеющего своей земли и не достигшего мастерства в военном деле.


 

КОРОНА В XI—XIII вв. складывались правила изображения дворянских корон в геральдике. Дворянская корона имеет зубцы в виде раздвоенных листочков, украшенных двойными жемчужинами. Баронская корона имеет семь таких элементов, графская — девять. Княжеская шапка напоминает камилавкий, она перехвачена крест-накрест двумя обручами из золота, унизанными жемчугом. В центре на шаре находится равноконечный крест. Герцогская корона имеет не два, а четыре обруча.  Корона великого герцога отличается большей высотой и богатой отделкой. Изображения короля на троне при всех регалиях на французских монетах XIV в. называются "шез" (франц. chaise — "стул, трон"). Коронасимвол "жизни деятельной". В геральдике встречаются изображения "градских корон".

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.