Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 162 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Орнамент - Виды орнаментов PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 276
ХудшийЛучший 
Словарь художника
Индекс материала
Орнамент
История орнамента
Виды орнаментов
Египетский орнамент
Орнамент Древнего Востока
Орнамент Древней Греции
Римский орнамент
Византийский орнамент
Китайский орнамент
Японский орнамент
Мусульманский орнамент
Орнамент в западно-европейской культуре
Орнамент в искусстве XIX — начала XX в.
Все страницы

 

 

 

Свастика

fot-344.jpg (150×200) Одной из сложных проблем в изучении орнамента является трудность в его расшифровке и датировке первоначального происхождения, а также принадлежности тому или иному этносу. Часто последующие поколения художников используют предыдущее искусство и создают на его основе свои вариации. Таким ярким примером может служить элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др. Древнейшие изображения свастики встречаются уже в культуре племен Триполья V—IV тыс. до н. э. В древних и средневековых культурах свастика — солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца. В 1852 г. французский ученый Эжен Бурнуф впервые дал четырехконечному кресту с загнутыми концами санскритское название «свастика», что примерно означает «несущая добро». Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира. Свастические знаки входят и в христианские изображения, и в народное искусство. «Народное сознание донесло первоначальный смысл употребления свастики — не просто символа стихии, но того, кто распоряжается стихиями — вечного ветра, Святого Духа». В древнекитайских манускриптах также встречается изображение свастики, но этот знак обозначает понятие «страна», «область».


 

 

Плетёнка

Сложный и издревле распространенный мотив плетенки известен еще со времен палеолита и получен, по всей вероятности, путем вдавливания в глиняную форму веревки. Более сложная по своей конфигурации плетенка, как основной элемент, входит в так называемый «звериный стиль» (тератологический стиль). Она часто встречается уже в искусстве сарматов, которые передали ее германским племенам, которые, в свою очередь, способствовали распространению этого узора в странах Европы.

tn_CELT0006.jpg (180×176) Особую выразительность плетенка получила в кельтском декоре. Еще до нашей эры кельты заимствовали многие элементы своего орнамента у средиземноморских, а в дальнейшем у скандинавских и византийских народов, но, пропустив их орнаментику через свое художественное мышление, кельты до неузнаваемости ее изменили, создав свой особый декор. Ранний период кельтского орнамента характеризуется полным отсутствием растительных мотивов. Считают, что кельтский орнамент появился из переплетений кожаных ремней и ремешков, которыми кельты украшали сбрую коней, одежду, обувь.

Celtic_round_dogs_250.jpg (250×250) Впоследствии в ленту плетенки стали включаться изображения отдельных частей тел животных: головы, пасти, лапы, ноги, хвосты и т. д., а также змеи, побеги растений и др. Этот тип украшения очень динамичен, безостановочен и неисчерпаем в своем движении. По всей вероятности, такой орнамент выражал мироощущение диких кочевых народов. Справедливо отметить, что кельтское искусство не было искусством орнамента в привычном для нас смысле, оно скорее не украшало, а, можно сказать, претворяло материю в движение.

Плетенка большое место заняла в скандинавском ремесленном производстве. Такой вид декора иногда называют стилем викингов, в нем постоянно повторяется мотив драконообразного животного, называемого «Большой зверь». В дальнейшем плетенка заняла почетное место в резном декоре романских соборов, в болгарских, армянских, русских изделиях и сооружениях.


 


АБСТРАКТНЫЙ ЗВЕРИНЫЙ ОРНАМЕНТ (от лат. abstractio — "отвлечение") — орнамент, состоящий из геометрического мотива плетения и включенных в него отдельных деталей изображений животных: звериных, птичьих голов, лап, хвостов, крыльев. Название происходит от условности, абстрактности размещения этих деталей. Подобные гибридные формы геометрического и изобразительного, зооморфного орнамента появились в глубокой древности, в хальштаттском и латенском искусстве кельтов, в архаическом крито-микенском искусстве, западноевропейском романском искусстве VI—XII вв. Наиболее известны образцы такого орнамента на металлических изделиях эпохи Меровингов во Франции, резьбе по камню и дереву древних норманнов, книжной миниатюре винчестерской школы. В древнерусском орнаменте подобные изображения, в изобилии встречающиеся в книжной миниатюре, каменной и деревянной резьбе, чаще называют тератологическим орнаментом.


 

Ажур

АЖУР, АЖУРНЫЙ ОРНАМЕНТ (франц. ajoure — "просвечивающий") — сквозной резной или плетеный орнамент; контурный рисунок, рассматриваемый на просвет.


 

Бешлагверк

БЕШЛАГВЕРК (нем. Beschlagwerk от Beschlag — "обшивка, оправа" и Werk — "работа") — вид орнамента эпохи Северного Возрождения, получивший распространение ок. 1570 г. в Германии и Нидерландах. Его возникновение связывают с творчеством нидерландского художника-декоратора, орнаменталистаархитектора и живописца Х. Ф. де Фриса, работавшего в Германии и в Чехии, в Праге, при дворе Рудольфа II. Мотивы бешлагверка включают обрамления — багеты, переплетения лентбандельверки и рольверки, а также оригинальный элемент — соединение волют с круглыми выступами, полушариями, напоминающими крупные шляпки гвоздей (Nagel-Köpfe). Стилистически подобные мотивы представляют собой соединение итальянского Маньеризма и фламандского барокко.


 

Бута

БУТА (азерб. buta; сравн. словен. búča — "тыква", англосакс. bûc — "кувшин") — одно из названий типичного элемента орнамента восточных ковров и набивных тканей в виде овала с заостренной и загнутой верхушкой. Внутри заполняется причудливым узором. Другие названия: "шах", "огурец", "восточная пальметта".


 

 

Ваг

ВАГ (персидск. vag-vag — звукоподраж.) — тип орнамента, распространенного в искусстве Ближнего и Среднего Востока, Персии, Азербайджана. Разновидность ислими́восточного орнамента с мотивом вьющихся растений, но усложненного стилизованными изображениями голов человека и животных, расположенными в узлах переплетений ветвей, стеблей, побегов и пальметт. Ваг можно рассматривать как параллель западноевропейскому гротеску и абстрактному звериному орнаменту. Он также близок к арабеске. Орнамент сложился в XI—XII вв., особенно распространен в XVI—XVII вв. Его происхождение связывают с древними индо-иранскими легендами о говорящем дереве, плоды которого похожи на головы человека, слона, льва и могут переговариваться между собой. Изображение такого дерева встречается на средневековых миниатюрах. На восходе солнца дерево приветствует светило возгласами "ваг-ваг".


 

Вермикуле

ВЕРМИКУЛЕ (франц. vermiculaire — "червеобразный" от лат. vermiculatus — "червеобразный, мозаичный", vermis — "червь, гусеница"; vermiculatio — "червоточина", vermiculate — "мозаика") — орнамент, состоящий из червеобразных завитков, напоминающих множество гусениц.

Появился в VII—VIII вв. на арабском Востоке, применялся в византийском искусстве, арабами в Испании; в искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения. Такой орнамент можно видеть в росписи керамики ориентализирующего стиля, на знаменитых лиможских эмалях XII—XIII вв., итальянской майолике XV—XVII вв.

В России подобный орнамент называли червчатым узором, червлёным или чермным. Схожую текстуру имеет карельская береза в русской мебели первой трети XIX в.


 

"Византийская связка"

"ВИЗАНТИЙСКАЯ СВЯЗКА" (перс. band-e-rumi — банд-э-руми́ от band — "перевязь" и rumi — "римский, ромейский", т. е. византийский) — в искусстве стран Ближнего и Среднего Востока — разновидность орнамента, чаще для декорирования тканей раппорта, модулем которого является овал, ромб или шестигранник, в который вписаны изобразительные мотивы: букеты цветов, элементы "звериного орнамента", симметрично расположенные "византийские всадники". Такой тип орнамента характерен для шитых и расписных шелковых тканей Византии, Ирана и Сирии VII—XVII вв.


 

 

Ганглий

ГАНГЛИЙ, ГАНГЛИОН (греч. ganglion — "узел") — элемент орнамента, представляющий собой причудливое плетение звезд, ломаных линий, лент; то же, что в мусульманском искусстве гирих (персидск. girich — "узел").


 

Гирих

ГИРИХ (персидск. girich — "узел") — разновидность геометрического орнамента (либо отдельный элемент орнамента) в мусульманском искусстве Ближнего и Среднего Востока IX—XVI вв. Представляет собой причудливое переплетение многоугольников и звезд посредством вариации нескольких повторяющихся элементов. Гирих строится по принципу центральной симметрии, что облегчает его применение в архитектуре, в декоре изразцов, резьбе по ганчу.


 

 

 

Картель

КАРТЕЛЬ (франц. cartelle от итал. cartello от carta — "бумага") — в искусстве Франции XVII—XVIII вв. — элемент орнамента, близкий картушу, напоминает свернутый лист бумаги. Картелями (в ином написании: cartel) во Франции XVIII в. называли настенные часы в корпусах из позолоченной бронзы с мотивами "картелей и рокайлей". Во второй четверти XVIII в. появились "pendule en cartel" (франц., "часы с маятником") на стенной консоли или напольные, на подставке.

 


 

Кнорпель

КНОРПЕЛЬ, КНОРПЕЛЬВЕРК (нем. Knorpelwerk, от Knorpel — "хрящ" и Werk — "работа, произведение") — "хрящевидная работа", элемент орнамента, характерный для искусства Маньеризма и фламандского барокко XVI—XVII вв. В его фантастичном, живописном рисунке угадываются очертания маски, морды чудовища либо гребень морской волны. В самых причудливых вариантах кнорпель напоминает хрящ, отсюда название. Впервые такой орнамент появляется в рисунках нидерландского архитектора, скульптора и рисовалыцика-орнаменталиста Корнелиса Флориса Второго (1514—1575). Орнаментальные гравюры по рисункам Флориса использовали многие мастера: граверы, ювелирызлатокузнецы Нидерландов и Германии. В 1620-х гг. мотивы кнорпеля применял серебряных дел мастер Адам фан Фианен (1565—1627), также нидерландец, родом из Утрехта. Близкий тип орнамента (иногда их формы неразличимы) имеет название ормушль (нем. Ohrmuschel — "ушная раковина"). В сочетании с ленточными переплетениями и картушами эти орнаменты были популярны в период интернационального Маньеризма, в рудольфинском стиле в Праге, в работах мастеров Нюрнберга и Аугсбурга. В Англии их обозначают общим термином "ушной стиль", или "орикалер", "аурикуляр" (англ. auricular style or auricle — "ухо"). Еще одно английское название: lobate style (от lob — "лопасть, мочка уха").


 

 

Меандр

До настоящего времени у исследователей искусства нет единого мнения насчет происхождения орнаментального мотива меандр (этот тип орнамента получил свое название от извилистой реки Меандр в Малой Азии; сейчас эта река называется Мендерес), который принадлежит к характерным орнаментальным мотивам античной Греции, а также Мексики, Перу и других народов. Он встречается как в самых простых, так и в самых сложных узорах на зданиях, сосудах, одеждах и пр.

Один из крупнейших исследователей древней культуры А. Формозов считает, что «меандр, характерный для античной вазописи, древнегреческие гончары переняли у ткачей, а те лишь скопировали рисунок из нитей, получавшийся у них непроизвольно при изготовлении одежды. У палеолитических охотников Восточной Европы, не знакомых с ткачеством, меандр появился скорее всего в результате усложнения зигзагов, нередко выгравированных на их костяных предметах".

Заслуживает внимания и остроумное предположение советского палеонтолога В.И. Бибиковой. Однажды она рассматривала тонкий срез — шлиф бивня мамонта и неожиданно заметила, что пластинки дентина образуют на нем в поперечном разрезе что-то вроде меандра. То же наблюдение могли сделать и палеолитические люди, изо дня в день обрабатывающие Мамонтову кость, после чего им захотелось воспроизвести красивый естественный узор на браслете и других своих вещах.

Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.

За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. На определенных этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта (амарнский период), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.

В развитии орнаментальных форм постоянно появляются новые мотивы, которые влияют на композицию различных видов искусства.


 

Мореска

МОРЕСКА (итал. moresca, от исп. morisca — "мавританская") — изысканный восточный орнамент из геометрических элементов: звезд, зигзагов, многогранников. Характерен для мусульманского искусства Ближнего Востока и Средней Азии. Схожий орнамент с растительными мотивами правильней именовать арабеской. Название появилось в XVI в. в Италии, позднее — во Франции под влиянием испано-мавританского искусства и вновь вошло в моду во второй половине XIX в. в связи с распространением в Европе "мавританского стиля".


 

 

Ретичели

РЕТИЧЕЛЛИ (от итал. "a reticella" — "в сеточку", от лат. rete — "сеть, невод") — мотив сетчатого орнамента. В искусстве венецианских стеклоделов XVI—XVII вв. — оригинальная техника двойной (перекрещивающейся) стеклянной нити, образующей внутри стенок сосуда молочно-белую "сеточку". Другое название — филигрань. Словом "ретичелла" называют также итальянские кружева XVI—XVII вв. с ажурным геометрическим орнаментом в виде кругов, звезд и розеток.


 

Ролльверк

РОЛЛЬВЕРК, РОЛЬВЕРК (нем. Rollwerk, от Rolle — "ролик, катушка, сверток" и Werk — "работа") — "крученая работа", элемент орнамента в виде скрученной ленты, полуразвернутого рулона пергаментаткани. Близок картушу. Такой мотив возник в искусстве поздней Готики, его использовали в эпоху Итальянского и Северного Возрождения, в искусстве Маньеризма и Барокко.


 

 

Серповидный орнамент

СЕРПОВИДНЫЙ ОРНАМЕНТ — состоит из разнонаправленных завитков или пельт (изображений древнеримского щита серповидной формы), соединенных наподобие свастики — символа Солнца и огня. Такой орнамент типичен для искусства древнеримских провинций II—III вв. н. э.


 

 

Скутулата

СКУТУЛАТА (лат. scutulata — "разделенная на прямоугольники или ромбы") — клетчатая ткань. Орнамент типа раппорта, основой которого является квадратная или ромбическая сетка.


 

 

Трельяж

ТРЕЛЬЯЖ (франц. treillage — "решетка, сетка") — в садово-парковом искусстве — решетчатая конструкция, парковый павильон для вьющейся зелени. Решетчатые конструкции известны с античности. Подобные устройства (лат. pergula) изображены в росписях древних Помпей. Они образуют навесы над входами в сад. В подражание садовым решеткам и оградам в искусстве Франции эпохи "Большого стиля" Людовика XIV (вторая половина XVII в.), а затем в стилях Регентства и Рококо (первая половина XVIII в.) художники-декораторы использовали орнамент "трельяж", состоящий из косой сетки с мелкими розетками. Такой орнамент вызывал ассоциации с парками Версаля, его помещали на тканях, изделиях из дерева и металла в сочетании с ламбрекенами и рокайлями. Позднее возникло второе значение слова "трельяж" — трехстворчатое зеркало (по ассоциации с triage — "третья часть").


 

Чешуйчатый орнамент

ЧЕШУЙЧАТЫЙ ОРНАМЕНТмотив, состоящий из сегментов, напоминающий чешую. Разновидность геометрического орнамента восточного происхождения. Такой орнамент встречается в росписи эмалями изделий из стекла Сирии, Персии. Известен в античной керамике геометрического стиля VII—VI вв. до н. э., где его вычерчивали по циркулю. Из восточного Средиземноморья чешуйчатый орнамент заимствовали мастера росписи итальянской майолики XV—XVI вв., а позднее художники стиля Барокко.


 

Эпиграфический орнамент

ЭПИГРАФИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ — искусство декоративных надписей на предметах: изделиях из керамики, камня, стекла, металла. В отдельных случаях — стилизация, внешнее подражание рисунку шрифта той или иной эпохи. Другое название — декоративная эпиграфика. В тех случаях, когда подобные надписи имеют исключительно декоративное значение (без содержания, простые повторения букв или слогов), их называют "псевдоэпиграфикой" (греч. pseudos — "ложь"), или эпиграфическим орнаментом. К такому типу орнамента относят псевдоарабские надписи в испано-мавританской керамике XIV—XV вв.

 

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.