Мел |
Художественные материалы |
Мел находит довольно значительное применение в практике. Он входит в состав разного рода красок и замазок, в состав различных порошков для чистки металлов, зубов и прочее, служит для письма (мелки); в очень многих случаях он с удобством употребляется для нейтрализации свободных кислот и пр. Природный мел вообще, заключая в себе много посторонних веществ, требует старательной очистки. Прежде всего природный мел разбивают на небольшие куски и их сортируют, отбрасывая в сторону все крупные примеси, например, желваки кремня и пр. Отобранные куски растираются с водой на обыкновенных мельничных жерновах,и полученная густая масса спускается в отстойные резервуары, где оставляется на довольно продолжительное время. Здесь, с одной стороны, происходит отстаивание и отмучивание мела (тяжелые и крупные части садятся на дно, а тонкий порошок сверху), с другой стороны, под влиянием воды и кислорода воздуха происходит разложение различных органических веществ, которые могут находиться в меле, как остаток организмов, которые служили для образования мела. Это разложение является заметным по особому запаху, который слышится от этих резервуаров, и по тому, что масса меняет свой цвет и заметно белеет. Когда отстаивание кончилось, прозрачную воду старательно откачивают, полужидкую массу мела вычерпывают и вливают в деревянные ящики с дырчатыми стенками, обтянутыми полотном. Так как, по мере стекания воды, содержимое в ящиках постепенно сокращает свой объем, то их доливают, время от времени, свежей массой. Когда масса достаточно подсохла, ее вываливают на решетки и оставляют окончательно высохнуть. Иногда для ускорения воду отжимают под прессом. При высыхании больших кусков часто получаются трещины; их замазывают мелом. Иногда после высушивания мел становится очень рассыпчатым и негодным для многих целей; это легко устранить, прибавив к воде, с которой размешан мел, ничтожное количество декстрина или клея. От избытка клея мел при высыхании станет крепок, как камень, и не будет, например, годен для писания. От мела, который идет на краску (венские белила), часто требуется, чтобы он имел совершенно чистый белый цвет; природный же мел содержит обыкновенно следы окиси железа, которые дают ему слегка желтый оттенок, для уничтожения которого прибавляют к мелу некоторое количество ультрамарина или шмальты. Перемешивание производят обыкновенно в деревянных бочках, вращающихся на валу. Мел и краска берутся в порошке, бочка загружается примерно до 2/3 и медленно приводится во вращение; последнее не должно быть очень скорым, иначе масса прижмется к стенкам и не станет перемешиваться. Лучше всего, чтобы вал, на котором вращается бочка, шел не вдоль оси ее, а под некоторым малым углом; тогда масса будет при вращении пересыпаться с одного конца бочки в другой и перемешивание будет идти скорее. Конечно мел и краски должны быть предварительно стерты в самый тонкий порошок. В продаже под видом мела идет и искусственно полученный углекислый кальций (осажденный мел), который вообще превосходит обыкновенный мел своей чистотой. |