Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 53 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Набросок PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 55
ХудшийЛучший 
Словарь художника

НАБРОСОК

 

Э. Манэ. Портрет мадам Гийеме. Итальянский карандаш. 1880. Набросок - это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для быстрого запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу.

Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику.

Особенно труден для начинающих первый этап, когда ничего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия не "живет" на бумаге, трудно передать объем и пространство малыми средствами.



Опытные рисовальщики используют великое множество графических приемов и средств, разнообразные линии, штрихи, пятна, стараясь как можно полнее задействовать возможности материала. Применяют смешанные техники двух и трех материалов для получения большей выразительности.

Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером и тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В перьевом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия.

Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры — выполняют важную роль в творческом процессе художника.

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.

И. Левитан. Пейзаж. Карандаш

Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Обе эти функции набросков органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера.

Рембрандт. Аллея. Бистр.Десятки и сотни набросков известных мастеров свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое.

В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут же зарисовывает ее. Привлекло его внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера — опять карандаш с альбомом в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.


Рембрандт. Наброски нищей с палкой. Сангина.Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов и явлений. Умение же «видеть»— необходимый компонент художественного творчества.

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.

Наброски в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Наиболее часто — линиями без основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном.

Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне).

Велика роль набросков как целенаправленного средства активизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски — важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств.

История сохранила интерес­ные факты из жизни Аппелеса, одного из самых знамени­тых художников Древней Гре­ции, который писал портреты, исторические картины, натюр­морты. Однажды Аппелес так живо нарисовал Александра Македонского, что один из его военачальников — Кассандр -затрясся всем телом, приняв изображение грозного царя за живого. А вот что сообщил Плиний:

«Находясь в свите Александра, Аппелес имел столкновение с Птолемеем: в его правление страшная буря занесла Аппелеса в Александ­рию. Завистники художника подговорили царского шута пригласить Аппелеса на пир к Птоломею. Птолемей потребовал сказать, кто его сюда пригласил. Аппелес стал указывать, кто именно из прислужников его позвал, и, чтобы точно обозна­чить, выхватил из печки потух­ший уголь и на стене набросал портрет так, что царь узнал по наброску лицо своего шута».

Итак, знаменитый художник умел мгновенно схватывать и изображать в натуре самое ха­рактерное, то есть мастерски владел искусством наброска.

Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры, наряду с длительными, многосеансными сопровождают, как правило, работу над картиной или скульптурой. Они предваряют создание произведения. Худож­ник с наиболее возможной быст­ротой рисует то, что заинтере­совало, привлекло его внима­ние. Нередко образы и впечат­ления дополняются накопленны­ми ранее и вызывают творчес­кую активность художника, рождают замысел. Те рисунки, с которых начинается воплоще­ние творческого замысла, назы­ваются эскизами и обычно вы­полняются «от себя».

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности. В наброске рисо­вальщик вынужден отбрасывать детали, стремиться несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, ха­рактерное для данной модели. Но даже в столь быстрых ри­сунках предполагается правильность передачи формы, пропор­ций и объема, положения пред­мета в пространстве, психоло­гического состояния человека.

В каждом отдельном случае набросок имеет свое определен­ное значение. Это может быть изучение тех или иных законо­мерностей натуры, например, строения объемной формы пред­метов, их конструкции, законов линейной, воздушной перспек­тивы или светотени.

Рафаэль. Наброски. Тушь, перо.Набросок незаменим при пе­редаче движения, в рисовании птиц, животных, человека. Сде­лать законченный рисунок с подвижной модели невозможно. Даже изображая натурщика в динамической позе, нельзя обычным рисовальным приемом передать ту живость, красоту и правдивость движения, кото­рые получаются в наброске. Ведь в подобном положении человек может находиться ми­нуты две-три, да и сама поза человека в этом случае будет лишь имитацией движения.

Важны наброски в работе над композицией. Здесь рисунок, выполненный за не­сколько минут, выявляет харак­терные черты того или иного персонажа, помогает сосредо­точить внимание на главном.

Наброски в за­висимости от цели, задач, усло­вий выполняются самыми раз­личными способами и материа­лами.

Как правило, набросок начи­нается с линий, очерчивающих модель и ее общее положение в пространстве. В этот момент художник как бы рисует по воображению, на основе своих первых впечатлений. Получен­ное изображение еще несовер­шенно и только при последую­щей работе начинает проступать все ярче.

Многие выдающиеся худож­ники и педагоги подчеркивали важность непосредственного впе­чатления от натуры. П. П. Чис­тяков писал:

«Если будете брать умом, рассудком — птица уле­тит, и вы дадите промах».

Ярким примером выполнения набросков линиями служат ра­боты Рембрандта. Техника и материалы рисования великого мастера, как известно, отличались исключительным разнообразием: от серебристого ка­рандаша до тростникового пера.

Его наброски сделаны с макси­мальной быстротой. Об этом говорят свободно проведенные и оборванные штрихи, линии и непринужденная трактовка формы. В набросках нищей с палкой, например, мастер не заостряет внимания на психо­логической характеристике ли­ца, он ищет выразительность в общем облике старухи. За жи­вым, легким почерком отчетливо выступает структура изображае­мой формы.

Делакруа. Наброски марокканцев. Тушь, перо. В набросках марокканца, выполненных Делакруа, напротив, выражение психологии харак­тера становится главной целью художника. Поэтому с таким вниманием он фиксирует черты заинтересовавшего лица: очер­тания лба, подбородка, носа, изучает поворот головы. Выяв­лению характера изображаемо­го способствует перовая техника, которая позволяет предельно выразительными линиями пере­дать главное.

Обычно рисунки пером бы­вают четырех видов: контурно-линейные; штриховые; смешан­ные, линейно-штриховые; живо­писно-тональные.

Линейный рисунок в твор­честве художника А. Матисса играет самостоятельную роль. Отсюда серьезное и вниматель­ное отношение мастера к на­броскам, отработка своего инди­видуального метода рисования. Выполнив с натуры тщательно проработанный рисунок, Матисс начинал делать с него другой, более обобщенный, и так много раз. В итоге получался лако­ничный, цельный рисунок. Ли­ния, очень тонкая, почти непре­рывная, охватывает контур и обозначает самые главные и характерные черты.

Свободными линиями выпол­нен быстрый рисунок Э. Мане «Портрет мадам Гийеме». Плав­ные, гибкие линии итальянского карандаша по крупозернистой бумаге, то тонкие, как нитка, то проведенные широко, с на­жимом, боковой поверхностью грифеля, создают впечатление трепетности взгляда, изящества красивого лица, легкости пово­рота головы с вьющимися воло­сами.

В. Серов. Портрет балерины Т. П. Карсавиной. Карандаш. 1909.Особый интерес представляет изучение набросков В. Серова. И. Грабарь, близко знавший его, пишет:

«Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни по­падается».

Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.

Разнообразие подходов к вы­полнению набросков сказывает­ся прежде всего в использова­нии различных материалов для рисования, которыми художник одинаково хорошо владел: свинцовых и графитных каран­дашей, мела, пастели, угля, соуса, цветных карандашей, пера и туши, акварели, темперы.

Об исключительной вырази­тельности «серовской» линии свидетельствует «Портрет балерины Т. П. Карсавиной». Этот набросок недаром считается со­вершенством блистательной рисовальной техники. Он поражает свободой выполнения, предельной четкостью, легкостью и точностью линий.

Совершенства и лаконичности штриха Серов достигал с по­мощью такого приема работы: рисуя в специальном альбоме с почти прозрачной бумагой, первый набросок делал на пред­последней странице альбома молниеносно, в течение одной-двух минут. И тотчас перево­рачивал страницу. Предыдущий набросок теперь просвечивал через бумагу. По проступаю­щему контуру Серов быстро про­ходил карандашом, уточняя и поправляя то, чем был недово­лен в предыдущем наброске. Это проделывалось до четырех, пяти и даже семи раз. В альбоме оставался последний, наиболее удавшийся набросок, остальные уничтожались.

В. Серов. Портрет Изаи. Карандаш. 1909.

Интересным примером может служить рисунок-портрет скри­пача Изаи. Художник начинает набросок слабыми, дрожащими линиями, едва касаясь каран­дашом листа бумаги. Эти перво­начальные, почти незаметные линии хорошо видны на ри­сунке — левая и правая кисти рук, нос, губы, подбородок. Такое начало в данном случае, очевидно, объясняется подвиж­ностью модели и трудностью сразу же более уверенно наме­тить ее на рисунке.

Следующий этап работы — более конкретная прорисовка. Образ играющего скрипача, за­печатленный в зрительной памя­ти художника при первом взгля­де и перенесенный на бумагу, оказывается уже недостаточным.

В наброске каждый штрих становится более уверенным. В сущности, это линия, то едва видимая и прерывистая, то широ­кая, с сильным нажимом на карандаш и очень напряженная. Иногда одна линия очерчива­ет почти всю фигуру (левую руку, скрипку и переходит в линию спины), то становясь очень тонкой, как нитка, то тол­стой и интенсивной. Причем эта широкая линия одновременно с выявлением границы формы в пространстве часто обозначает тень. Рядом с начальными ли­ниями проводится одна или еще несколько линий (спины, правой руки, скрипки), уточняющих пропорции, направление формы, пространственные отношения. Линии сами по себе плавные, гибкие. Набросок выполнен на крупнозернистой бумаге мягким карандашом. Все это позволило художнику в течение несколь­ких минут наметить общее дви­жение фигуры человека, на­правление отдельных частей тела, выявить объем, свет и тень, уловить позу. А главное, пере­дать психологическую характеристику изображаемого, пока­зать творческий подъем, вдох­новение артиста.

А. Дейнека. Наброски спортсменов. Карандаш. 1933.О широких возможностях наброска в изучении и передаче быстрого движения (мгновен­ных, почти неуловимых прыж­ков, бросков) свидетельствуют многочисленные наброски А. Дейнеки. Как пра­вило, его наброски линейны, энергично намечены. Особенно запоминаются те быстрые ри­сунки, где буквально одной-дву­мя линиями простого каранда­ша запечатлена вся фигура че­ловека в движении. В книге «Из моей рабочей практики» Дейнека пишет:

«Я часами по­крываю листки альбома такими безграмотными, школярскими и такими убедительными своей динамической правдой «снай­перскими» набросками с дина­мовских прыгунов. Через каж­дую минуту в воздухе летит человек. Мгновение — на сет­чатке глаза фиксируется силуэт летящего. Мгновение — и пока голова прыгуна выскакивает из воды рывком, врисовываю в лист впечатление».

Динамично выполнены на­броски бойцов. Дейнека стре­мился передать самый решаю­щий момент схватки — когда один из спортсменов бросает на ковер противника. Линии очер­чивают фигуры по их внешнему касанию с пространством; то почти незаметные, то проведен­ные с силой, прекрасно переда­ют напряжение мышц, общее расположение форм в простран­стве.

А. Менцель. Этюд фигуры со спины. Карандаш. 1872—1875.Немецкий художник Менцель средствами линейного рисунка отображал особенности движе­ния человека в трудовом про­цессе: посмотрите на его набро­сок фигуры рабочего к извест­ной картине «Железопрокатный завод».

Но не менее часто, чем ли­нейным рисунком, художники выполняют наброски линиями с одновременной проработкой формы тоном. Линии в таких набросках порывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму; тоновая обра­ботка формы идет параллельно с проведением первых штрихов. Часто набросок делают тонки­ми, слабыми линиями, после чего ведется обработка рисунка тоном.

Подобным способом выполнил наброски к росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. В ле­вой нижней части листа изобра­жена слегка опущенная вниз мужская голова. В этом наброс­ке художник передает силу че­ловека, его духовное напряже­ние. Мастер добивается вырази­тельности линий и резким конт­растом светотени. Можно пред­положить, что с самого начала был проведен еле заметной ли­нией общий контур головы, го­ловного убора, левого плеча.

Чуть заметная линия видна в незаконченной части наброс­ка — головном уборе. Наметив общий силуэт, Микеланджело начинает работать над отдель­ными формами. Наносятся над­бровные дуги, намечается рас­положение глаз, носа, губ, ушей. В сущности, даже трудно ска­зать, чем в большей степени передается объем: линия и тон у Микеланджело представляют собой неразрывное целое. Часто штрихи сангины растираются пальцем (лоб, щеки, подбородок, грудь, плечо). Художник словно испытывает непреодолимое же­лание, как скульптор, ощутить материал и пальцами следовать за направлением каждой формы. На этом же листе бумаги над наброском головы нарисована ступня мужской ноги, справа — плечо и предплечье. На неокон­ченном наброске плеча особенно заметна слабая и очень тонкая обработка отдельных участков, что помогает художнику пере­дать нежные нюансы светотени, мягкие переходы форм, фак­туру. Резкие, с сильным нажи­мом линии, наоборот, интенсив­но подчеркивают тень и свет, направление объемов.

Постоянно работал с натуры И. Репин. Его руки и глаз были настолько привычны к наброс­кам, что, когда врачи запретили ему рисовать, он, по словам К. Чуковского, макал в черниль­ницу окурок папиросы и умуд­рялся таким способом сделать выразительный рисунок.

И. Грабарь пишет:

«У Репина всегда был с собой альбом. Шел ли он на заседание Совета художеств или на литературный вечер, ехал ли он на званый обед, садился ли в конку или в вагон поезда, при нем был альбом, в котором по возвраще­нии домой оказывалось много новых страниц, заполненных портретными набросками».

Техника наброска

Для рисования набросков необходим маленький карманный альбом в твердом переплете (размер приблизительно 9 х 15 см) с заменяющимися листками, а также альбом большого формата (приблизительно 20 x 27 см) с жесткой крышкой. Рисовать в альбоме надо на одной стороне листа. Наброски рисуйте легким контуром, стараясь поначалу чуть-чуть прикасаться мягким карандашом к бумаге, охватывая сразу возможно большие формы.

В наброске, который вы затем используете в дальнейшей работе, следует какие-то детали, форму и складки одежды, а также форму здания, листа или ствола дерева и т. д. зарисовать отдельно и очень тщательно. При зарисовке дерева группы листьев связывайте с соответствующей веткой, отмечайте степень густоты и разреженности листьев.

Выполняются наброски твердыми и мягкими графитными карандашами, цветными карандашами, тушью (с помощью кисти или пера), соусом (сухим и мокрым), сангиной, пастелью, древесным и прессованным углем, акварелью (однотонной), мелом. При набросках мелом используйте тонированную бумагу или картон.

В. КУЗИН

 

 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.