Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 15 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Архитектура - Органическая архитектура PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 165
ХудшийЛучший 

"ОРГАНИ́ЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ́РА" (от позднелат. organizmo — "устраиваю, придаю стройный, естественный, природный вид") — течение в американской, а затем и в западноевропейской архитектуре начала и середины XX в., мастера которого стремились противопоставить свое творчество обезличенному "интернациональному стилю" Л. Мис Ван дер Роэ.

Основной принцип "органической архитектуры" — биоморфизм, уподобление художественных форм природным, естественным объектам. Теоретическая основа — бионика. Художественные предпосылки "органической архитектуры" складывались постепенно, в искусстве Модерна рубежа XIX—XX вв., в его флореальном течении (франц. floreal — "растительный, цветущий").

Мастера Модерна А. Ван де Велде, Х. Обрист, В. Орта, Э. Ж. Гимар впервые стали применять в архитектуре и изделиях прикладного искусства "органогенные" формы (от франц. organique — "естественный, природный" и греч. genos — "происхождение"). Флореальные мотивы использовал в своих мистических архитектурных композициях А. Гауди.

Идеи новой "органической архитектуры" развивал в США архитектор Луис Салливан. Учеником Салливана был выдающийся американский архитектор Франк Ллойд Райт (1867—1959). Одним из первых Райт попытался отойти от функционализма "интернационального стиля" и проектировать здания, уникальность, неповторимость которых диктуется особенностями окружающего пейзажа.
В связи с возникновением течения "органической архитектуры" немецкий теоретик З. Гидион писал:
"На протяжении всей истории архитектуры существуют две разные тенденции: одна, развивающаяся в сторону рационального, другая в сторону эмоционального и органического восприятия окружающей среды. Таковы два различных пути к решению пространства. Эти разные подходы к проблеме встречаются во всех культурах. С начала цивилизации имелись города, которые планировались по правильно разработанной схеме, и другие, которые разрастались органически, как деревья. Даже в современной живописи и архитектуре существует разница между органическим и геометрическим восприятием. Ни одно из них не может считаться лучше другого. Художник имеет право выбора". "С самого начала, — писал далее Гидион, — восприятие Райта было органическим. На протяжении всего творческого пути Райт пытался выразить свое мировоззрение в „органической архитектуре“, как он ее называл".
В книге "Исчезающий город" (1932) и в утопическом проекте нового города (1935) Ф. Л. Райт выдвинул идею дезурбанизма (франц. desurbanisme от des — "от, против" и лат. urbanus — "городской") — рассредоточение города в сельской местности.
В отношении композиции отдельного здания на примере проектирования частных вилл архитектор Райт стремился выразить различия между эстетикой открытой конструкции и художественным образом сооружения, смысл которого раскрывается в тропах — метафорах, уподоблениях искусственных форм природным. Райт использовал окружающий пейзаж не только в качестве фона, вида за окном, но и вводил его внутрь архитектуры, как, например, фрагмент естественной скалы в знаменитой "вилле над водопадом" («Fallingwater").
В центре дома он помещал камин — традиция первых американских поселенцев, но каждый раз особенный по конструкции и связи с интерьером. План дома — свободный, чаще на нескольких уровнях по высоте, причем он не проявлялся на внешнем облике здания и был как бы секретом хозяина. Даже в ранних проектах высотных зданий Ф. Л. Райт сосредоточивал всю тяжесть сооружения на массивных центральных опорах, а затем "завешивал" несущую конструкцию паутиной из бронзы и стекла. Это противоречило формуле чикагской школы архитектуры: форма определяется функцией, но, по мнению архитектора, уподобляло несущую конструкцию здания стволу дерева, а его оболочку — лиственному покрову. Функцию Райт понимал не в утилитарном смысле, называя ее "функцией человеческого духа".
В зданиях, созданных по проектам Р. Нейтра, Ф. Джонсона, Ч. Имса, испытавших воздействие идей Райта, стенами иногда в буквальном смысле становятся лес, небо и вода, поскольку еле заметная несущая конструкция ограничена прозрачным стеклом. В этом усматривают также влияние традиционной архитектуры Японии. В "органической архитектуре" выразительно сочетаются качества естественных, природных материалов: грубо обработанного камня, дерева, кирпича, красной меди.
Райт, связывая постройку с окружающим ландшафтом, никогда не строил дом на вершине холма, только на склоне, по его словам, "огибая вершину, как бровь огибает глаз". Архитектор говорил: "Если мы ставим дом на вершине горы, то зрительно уничтожаем и дом и вершину, а если на склоне — имеем и то и другое". На первом этапе развития "органической архитектуры" здание часто понимали, используя определение Й. В. Гёте, как "простое подражание природе". В отдельных случаях искусственные сооружения напоминают раковину улитки или пчелиный улей. Такова одна из наиболее известных работ Райта — здание Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Со временем принципы формообразования "органической архитектуры" стали приобретать стилеобразующий характер, определяя особенную непрерывность, текучесть архитектурного пространства. Райт писал:
"Во имя выразительного течения непрерывной поверхности нужно совсем отказаться от балок и колонн, нагроможденных в качестве „сочленений“. Никаких карнизов. Никаких „деталей“, выполняющих роль соединений. Ничего. Не иметь абсолютно никаких придатков типа пилястр, антаблементов и карнизов. И не вводить в здание никаких соединений как „соединений“. Ликвидировать разделение и разделительные швы".
Концепция непрерывности и пластичности придавала новой архитектуре не только "органичность" и живописность, но и символичность, включая это течение в русло романтического искусства. Символическое начало "органической архитектуры" развивал Р. Штайнер. Приемы "органической архитектуры" использовал финский архитектор Алвар Аалто (1898—1976). В 1945 г. в Италии была создана Ассоциация органической архитектуры. К мастерам "органической архитектуры" близки экспрессионисты Э. Мендельсон, Э. Сааринен, Х. Шарун, Ф. Шеллкопф. Произведения мастеров поколения 1970-х гг. граничат с сюрреализмом.


Словарь художника
Индекс материала
Архитектура
Градостроительство
Виды архитектуры
Архитектурный стиль
История архитектуры
Органическая архитектура
Все страницы

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2019 - Шедевры Омска. Все права защищены.