Меццо-тинто Печать
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Словарь художника

Меццо-тинто

 

Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. mezzo— средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски.

Поклонение пастухов (В. Грин, 1775 г.) В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Меццо-тинто служит и для цветной печати.

Изобретателем данной техники является работавший в Кесселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген, который выполнил в 1642 году свою первую гравюру в этой технике. Людвиг фон Зиген изобрел меццо-тинто в Амстердаме (он родился в Утрехте и постоянно переезжал с места на место) и гравировал в этой технике главным образом портреты коронованных особ.

Наибольшее развитие этот способ гравирования получил в Англии, может быть, в силу характера англичан, способных терпеливо обрабатывать медную доску в течение многих дней. Меццо-тинто привез туда в 1660 году Роберт, князь Палатинский. Наибольшую известность здесь приобрел Джошуа Рейнольдс (1723—1792 г.), вокруг которого образовалась целая школа талантливых граверов.

Распятие (И. Беккет, 1681-1688 г.)Черная манера была изобретена в процессе поиска новых, более совершенных способов репродуцирования произведений искусства. Принципиальное отличие меццо-тинто от других манер углубленной печати состоит в том, что создание изображения на печатной форме происходит не путем нанесения на нее углубленных штрихов, точек и царапин, а путем высветления рисунка на зерненой поверхности печатной формы, которая дает при печати глубокий бархатистый и сочный тон. Художник рисует не черным по белому, а белым по темному, высветляя в разной степени участки темной поверхности, создавая тем самым необычайно тонкие и очень разнообразные градации тона. Отличительные признаки гравюры меццо-тинто выражаются в особой плавности границ  изображения, в мягких тональных переходах от темного к светлому и в  своеобразной зернистости изображения.

Въезд Христа в Иерусалим (Г. Гиллбанк, 1801 г.) Характерным внешним признакоммеццо-тинто является глубокий бархатистый тон в темных местах гравюры. В светлых (не чисто белых) участках тон набирается разными по интенсивности точками, расположение которых зависит от инструмента, применяемого при зернении металла. Самое качественное зернение дает работа качалкой (гранильником). Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта закреплена на ручке, а весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. На узкой и выпуклой поверхности этого стального инструмента нанесена насечка, так что при прижимании его к медной пластине последняя постепенно теряет свою гладкость и покрывается множеством мелких точек.

Частота гранильных вершин — 3-4 точки на погонный миллиметр поверхности. Чтобы поверхность пластины получилась равномерно зернистой, гравер, взяв за ручку гранильник, проводит его, прижимая и раскачивая, сначала в одном направлении, потом перпендикулярно, потом по диагонали и т.д. Эта предварительная подготовка доски занимает много часов, а в результате вся доска становится шероховатой. Если намазать такое клише краской и притиснуть к нему лист бумаги, то получится ровный бархатисто-черный оттиск.

Детские шалости (У. Дикинсон, 1789 г.) Когда указанная работа закончена, на пластину наносят рисунок. Для этого ее избирательно полируют шабером, уменьшая неровности пропорционально оттенку, который должна передавать соответствующая часть гравюры. Чем меньше углубления в результате шлифования, тем меньше краски в них попадает при печатании. Таким образом искусный гравер может передать плавный переход оттенков и сделать гравюру реалистичной, в отличие от схематичной гравюры, выполненной резцом. Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается.

Техника меццо-тинто дает наиболее эффектные результаты при гравировании портретов, а потому преимущественно в этой области она и использовалась. Портреты, исполненные таким образом, иногда прилагались и к книгам.

Овладеть меццо-тинто могут лишь немногие, чей выбор этой благородной "черной манеры", кажется, предопределен свыше. Иначе говоря, не столько художник выбирает меццо-тинто, сколько сама эта техника призывает его, пробуждая в нем соответствующий дар. Ясно, что столь удивительная техника предъявляет особые требования к художнику. Он должен быть сдержан, чтобы уметь в этой сдержанности сосредоточивать в себе такое количество репродуктивной энергии, которой окажется достаточно для извлечения из небытия метафизического образа. Главное — его темпераменту должен быть присущ такой уровень созерцательности, который позволит ему даже в самых обычных вещах и предметах видеть настоящий психологический характер. Видеть не столько внешним глазом, сколько внутренним оком. Для художника меццо-тинто тьма является тем первоначалом Мира, из которого возникают усилием его творческого духа образы сущего. Соответственно свет для него отнюдь не есть оппозиция тьме, но лишь производное ее разной степени плотности состояний. Именно эта техника ставит художника, как он есть, один на один с вместилищем всего сущего — извечной тьмой.