Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 60 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Фовизм PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 
Словарь художника

ФОВИ́ЗМ (от франц. Les Fauves — "дикие, хищники") — течение в живописи французского постимпрессионизма и музыке конца XIX — начала XX века.

В 1905 г. в одном из залов парижского осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А. Ш. Мангена, А. Марке, Ж. Руо. О. Фриеза. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптора эпохи Итальянского Возрождения. Критик Л. Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: "Донателло среди диких!" На следующий день название нового течения замелькало в газетах.

Анри Руссо, Голодный лев, 1905, Fondation Beyeler, Базель Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на парижской выставке Salon D'Automne 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.

Лидерами направления можно зазвать Анри Матисса и Андре Дерена. Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Louis Valtat (англ.), Henri Evenepoel (англ.), Maurice Marinot (англ.), Jean Puy (англ.), Морис де Вламинк, Henri Manguin (англ.), Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Alice Bailly (англ.), Жорж Брак и других.

Около двух лет группа выступала совместно. Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (поэтому оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях. Лишь позднее некоторые из художников пытались как-то объяснить свою "живописную агрессивность", из-за которой они и получили прозвание "диких". "Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем... Краски становились патронами с порохом. Они буквально взрывались от света". Фовисты усиливали выразительность цветового пятна за счет одновременного контраста дополнительных цветов. "Мои цвета-доминанты должны были поддерживаться контрастами, — объяснял А. Матисс, — а я их делал такими же сильными, как и доминанту. Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм".

К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898 по 1908 год.

Фовизм стал своеобразной реакцией как на импрессионизм, так и на непосредственно предшествовавший этому течению пуантилизм — рациональную и педантичную живопись. Предельная простота, "открытость", демонстративная некрасивость приема — грубые мазки, контуры, фактура — сближали фовизм с примитивизмом.

Некоторые приемы фовисты заимствовали из средневековых витражейроманского искусства, другие — из японской гравюры, но более всего упрощенность манеры и дерзкий, вызывающий цвет явились результатом естественной эволюции постимпрессионистского искусства: "синтетизма" П. Гогена и его понт-авенской группы, экспрессионизма В. Ван Гога, декоративного пластицизма набидов. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.

Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

Эстетика искусства уже провозгласила "открытость" приема, оставалось лишь довести этот принцип до предела экспрессии.

Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи.

Морис де Вламинк "Цирк"

Картина Мориса де Вламинка "Цирк", в котором автор явно пренебрегает законами перспективы, сводится к яркому цветовому пятну, в котором приблизительно обозначены через элементарные геометрические формы цирк-шапито и окружающие его здания. Стремительные широкие синего, оранжевого, розового цветов создают особую эмоциональную напряженность образов. Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. В 1907 году художник обращается к работам Поля Сезанна и под их впечатлением отказывается от яркого колорита, который становится теперь у Вламинка несколько приглушенным.

Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам, искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг.) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в "примитивном" творчестве, средневековом и восточном искусстве. Лепка объема, воссоздание пространства, воздушная линейная перспектива оттесняются у фовистов непосредственной эмоциональной выразительностью интенсивного красочного пятна, звучными декоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизмафовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.

Дерен "Лодки в порту" 1905 Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистовфовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность ("краски буквально взрывались от света", — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. От фовизма оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве, используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением "Новые дикие".

Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. Однако вскоре объединение распалось, и творческие пути его участников разошлись.

Примечательно, что фовизм просуществовал недолго, каждый из художников открывал далее собственные пути. Матисс разрабатывал декоративный стиль. Вламинк, Дерен и Р. Дюфи, присоединившийся к фовистам в 1906 г., постепенно создавали крайне субъективные, утонченные формы, в том числе основанные на историко-художественных аллюзиях. Ж. Брак стал кубистом. Ж. Руо оставался вне всяких течений. Фовизм был первой ступенью разрушения традиционных основ живописи и начала субъективизма, отразившего трагическое одиночество художника в XX столетии. Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. Дерзость фовистов оказала воздействие на немецких экспрессионистов групп "Мост" и "Синий всадник". В 1950—1960-х гг. фовизм возрождался в творчестве "Новых диких" («La Nouvelle Les Fauves").

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.