Art Gallery

Портал для творческих людей   OksanaS200974@mail.ru   8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

 

Поиск по сайту

Сейчас 34 гостей онлайн

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Керамика (глина, глазурь...) - Итальянская майолика PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 51
ХудшийЛучший 
Художественные материалы
Индекс материала
Керамика (глина, глазурь...)
История керамики
Технология
Глина
Глазурь
Ангоб
Каолин
Бисквит
Болюс
Штайнгут
Итальянская майолика
Мягкий фарфор
Фарфор
Фаянс
Шамот
Гончар
Терракота
Буккеро
Селадоны
Шликер
Кашани
Барботин
Все страницы

МАЙОЛИКА

 

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Слово "майолика" происходит от названия одного из Балеарских островов в западной части Средиземного моря — Мальорка, или Майорка (Mallorca, ст.-итал. Maiorika). Через этот остров на балеарских кораблях с XIV в. в Италию привозили изделия испано-мавританских фаянсов. Итальянцы своим произношением несколько смягчили звучание незнакомого им слова, и получилось "майолика".


ИТАЛЬЯНСКАЯ МАЙОЛИКА — разновидность художественных изделий, составляющая важную часть искусства эпохи Итальянского Возрождения. Итальянской майоликой называют изделия из белой или серой глины, пористый черепок которых, в отличие от обычной керамики, покрыт не одной, а двумя глазурями. Вначале — непрозрачным слоем белой, оловянной, что позволяло расписывать поверхность изделия яркими красками по белому "сырому" фону еще до обжига, а затем, поверх росписи, — прозрачным слоем блестящей свинцовой глазури, с последующим обжигом ок. 1000°С.

Кроме настоящей майолики существует меццо-майолика (от итал. mezzo — "средний"), или полуфаянс (название фаянс по одному из центров производства — г. Фаэнца).

Меццо-майолика имеет черепок красного цвета, который покрыт белым слоем ангоба. Для меццо-майолики характерен декор типа сграффито — процарапывания верхнего, белого слоя глины до красной основы. После чего такое изделие покрывается слоем прозрачной свинцовой глазури и подвергается обжигу при той же температуре. Меццо-майолика появилась в странах Ближнего Востока, а затем, в XI—XII вв., была завезена арабами в Испанию.

С XV в. меццо-майолика, а затем и настоящая майолика производилась в мастерскихботтегах — Северной Италии. Во Франции подобные изделия называли «Terre de Valence», в Германии — «Walenschenwerk» ("валенсийская работа"), что также свидетельствует о ее испано-мавританском происхождении.

По сообщению историографа Итальянского Возрождения Дж. Вазари, первым в конце XV в. стал использовать молочно-белую оловянную глазурь флорентиец Лука делла Роббиа. Археологические находки, датируемые XIV в., опровергают это утверждение, но произведения семейной мастерской Луки, его племянника Андреа и сына Андреа — Джованни делла Роббиа действительно сыграли важную роль в искусстве Тосканского Возрождения .

На фасадах флорентийского Ор Сан Микеле и сейчас можно видеть сверкающие на солнце яркими красками терракотовые рельефы с изображениями Мадонны с Младенцем. Выступающие части рельефа обычно оставались белыми, фон — матово-голубым. Добавлялись также желтая, зеленая и фиолетовая краски . Из майолики изготавливали блюда , тарелки, кувшины , аптекарские сосуды — альбарелли, паломничьи фляги .

АЛЬБАРЕЛЛИ, АЛЬБАРЕЛЛО (итал. albarello от лат. albios — "белый", albarius — "беленый") — вид изделий расписной итальянской майолики эпохи Возрождения XV—XVI вв. Аптекарские сосуды цилиндрической формы на низкой кольцеобразной ножке и с оригинальными, слегка вогнутыми стенками — для того, чтобы было удобнее их брать в руки. Такие сосуды не имеют ручек и крышек — вверху они закрывались кружком пергамента или ткани, перевязанным бечевкой. Итальянские альбарелли происходят от средневековых мусульманских керамических сосудов, в свою очередь восходящих к изделиям Древней Персии и Месопотамии. В XIV—XV вв. через Испанию они проникли в Италию, а затем во Францию, Германию, Голландию. Итальянские мастера покрывали эти сосуды белой оловянной глазурью (отсюда название) и расписывали растительным орнаментомнадписями, портретными изображениями.

Изделия ярко расписывали "по сырому" фону белой глазури. Эта яркая роспись и стала одной из основных черт нового ренессансного мышления.

"Способ, изобретенный итальянскими мастерами, очень близок к фресковой живописи. И совершенно очевидно, что столь распространенная именно в Италии живопись „аль-фреско” и привела гончарное искусство... к освобождению от восточных традиций".

Искусство расписной майолики стало в XVI столетии в Италии выражением нового отношения к предметному миру, к вещам, окружающим человека в жилом интерьере. В короткий срок — одно-два десятилетия — утилитарные сосуды превратились в роскошные декоративные изделия.

На картинах итальянских живописцев того времени видно, что сосуды альбарелли и блюда с росписью ставили на полках и в специальных шкафах-поставцах так, чтобы было удобнее ими любоваться, рассматривая "картинную" роспись. Блюда из утилитарной емкости превращались в "тарелки для украшения" (итал. Piatti di pompa).

Роспись делали все более сложной, она становилась предметом честолюбия отдельных мастеров и конкурировавших между собой мастерских. О расписной керамике начали отзываться как об искусстве "прекрасного стиля".

БЕЛЛО (итал. bello от лат. bellus — "милый, приятный") — разновидность изделий итальянской майолики XVI в., главным образом из мастерских г. Фаэнцы, отличающихся от ранних образцов ввозимой в Италию испано-мавританской керамики богатой, сочной изобразительной росписью. Отсюда название. "Стиль белло" соответствовал новым идеалам искусства Итальянского Возрождения.

Среди орнаментальных мотивов особенно популярен был гротеск. В Урбино герцог Гвидобальдо II, вступивший на престол в 1498 г., покровительствовал производству майолики. Он пригласил Рафаэля даль Колле, ученика Рафаэля Санти (знаменитого живописца, также родом из Урбино), который ввел в роспись мотивы гротеска, повторявшиеся затем и в других мастерских (отсюда термин "рафаэлески").

На круглой форме тарелки гротески чаще строили не как обычно, "канделябром" (итал. "a candeliere" — по "по-свечному"), а "поквартально" (итал. "quartieri"), секторально, по борту. Распространенным мотивом были "trofei".

Для мастерских г. Фаэнцы в Центральной Италии, недалеко от Болоньи, типичны мотивы аканта , пальметты и маскаронов , написанные светло-голубой краской по темно-синему фону "sopra azurro".

"БЕРЕТТИНО" (итал. "a berettino" — "по синему") — разновидность росписи итальянской майолики эпохи Возрождения XVI в. светло-синей краской по темно-синему фону глазури. Это создавало оригинальный тональный эффект. Чаще всего использовался мотив гротеска, встречается и роспись по синему фону желтой, зеленой, красно-коричневой краской. Такая роспись характерна для мастерской Каза Пирога (итал. Casa Pirota — "Огненный Дом") в г. Фаэнца ок. 1525 г. Другое название: "sopra azzurro" (итал.) — "на голубом".

В 1520—1536 гг. в Фаэнце действовала мастерская "Каза Пирота" (итал. «Casa Pirota» — «Огненный дом», имеются в виду печи для обжига). Ок. 1535 г. в этой мастерской работал Б. Манара. Благодаря его произведениям в жанре "исторьяти" (итал. istoriati — "исторические") с росписью на сюжеты из "Истории Рима" Тита Ливия, "Метаморфоз" Овидия майолика из Фаэнцы стала известна в других странах, откуда и возникло позднейшее название "фаянс".

В маленьком местечке Дерута, недалеко от Ассизи, по дороге из Перуджи в Орвьето, изготавливали большие блюда с поясными портретами, особенно часто — Св. Франциска Ассизского; они предназначались для паломников. Широкие борта, разделенные на секторы, украшали чешуйчатым орнаментом. Использовали также "перламутровый" люстр ("a Madreperla").

В мастерских Венеции серовато-синюю глазурь называли "смальтино". В Венеции под влиянием восточного, персидского, искусства был популярен орнамент из тонких синих стебельков и листиков по белому фону.

В Каффаджиоло, по дороге из Флоренции в Болонью, находилась мастерская, принадлежавшая семье Медичи.

В Кастель Дуранте, герцогство Урбино, изготавливали знаменитые "свадебные блюда", или "тарелки влюбленных" (итал. "сорре amatorie"), с изображением невесты и посвятительной надписью на бандероли. В Кастель Дуранте начинал работать знаменитый мастер Никколо Пеллипарио (ок. 1545). Он один из первых стал использовать гравюры М. Раймонди, А. Венециано, М. Денте с произведений Рафаэля и его школы. Росписи работы Пеллипарио — многофигурные композиции на мифологические и библейские сюжеты — пример творческого переложения рафаэлевских композиций из прямоугольного формата в круг, форму блюда. Их отличает строгий рисунок, четкость контуров, ясность моделировки, виртуозность в прорисовке мелких деталей. Благодаря деятельности этого мастера в искусстве итальянской майолики орнаментальный декор отошел на второй план, а сюжетные композиции стали располагаться свободно по всей поверхности изделий, иногда наперекор их форме.

Персонализация творчества, а также стремление к живописности и атектоничности декора отражают тенденции развития искусства эпохи Возрождения в Италии. До 1528 г. Н. Пеллипарио работал в Кастель Дуранте, затем переехал в Урбино, в мастерскую своего сына Гвидо Дурантино, принявшего позднее фамилию Фонтана. В этой урбинской мастерской в 1529—1542 гг. работал другой известный мастер — Ф. К. Авелли да Ровиго. На оборотной стороне тарелок и блюд часто помещали названия композиций с отсылками на литературные произведения, из которых взят тот или иной сюжет. Иногда ставили монограмму мастера и дату, но не времени росписи, а года издания гравюры или книги, откуда заимствована композиция.

Росписи по мотивам произведений Рафаэля были столь популярны, что искусство итальянской майолики одно время даже называли "рафаэлевскими тарелками" (итал. "piatti di Raffaello"), хотя сам Рафаэль, вопреки легенде, не занимался этим искусством. В качестве оригиналов использовали гравюры А. Мантеньи и немецких художников: А. Дюрера, Л. Кранаха Старшего, М. Шонгауэра. Оригинальным типом изделий являются расписные сосуды для рожениц — скуделло и тондино .

СКУДЕЛЛО И ТОНДИНО (ст.-итал. scudello e tondino — "чаша на ножке") — характерные изделия эпохи Итальянского Возрождения. Скуделло (от итал. scudetto — "щиток", лат. scutella — "чашка", scutum — "щит") — чаша на ножке; тондино (от итал. tondo — "круглый") — блюдце, тарелка, подставка.

В XV—XVI вв. в Италии изготавливали из керамики набор посуды для рожениц (ст.-итал. scudelle di donna di parto). Он мог состоять из трех, пяти или даже девяти предметов (другое название: desco da parto; desco — "стол, поднос; закуска"; parto — "роды"). Основу набора составлял судок для супа. Круглую емкость судка закрывали крышкой — круглой тарелкой для хлеба, которая имела выпуклый валик по кругу — tondino. Эту тарель закрывали второй чашей на кольцевидной ножке, опрокинутой дном кверху (ongarescha), на которую ставили солонку (saliera). Из таких комплектов ныне сохранились лишь разрозненные предметы.

Их расписывали яркими красками — изображениями сцен родов, ухода и воспитания детей. Изображали сцены на сюжет "Положение Вергилия", веселые бытовые сценки, шаловливых путти, цветы, гирлянды. Поэтому скуделло и тондино превращались из набора утилитарных предметов в дорогой подарок, праздничную, изысканную композицию.

Еще более редкие изделия — "scudelles ab oreilles" (ст.-итал., "чаши с ушками") — сохранились в единичных экземплярах валенсийских фаянсов XV—XVII вв. Они представляют собой небольшие чаши на кольцевой ножке с двумя, реже с четырьмя плоскими ручками по сторонам.

С 1498 г. в мастерской Губбио, в Умбрии, работал мастер Джорджьо Андреоли (1470—1553), применявший оригинальный рубиновый люстр. Этот люстр был известен и ранее, но благодаря Андреоли он стал настолько популярен, что мастер считался его изобретателем. Андреоли довел искусство люстрирования до совершенства. Ему присылали расписанные изделия из других мастерских, многие он сам покупал в уличных лавках и после росписи люстром ставил на них свою подпись, обычно: «Maestro Giorgio da Ugubio» (слово "маэстро" означало хозяина, владельца мастерской).

Майоличные мастерские действовали также в Сьене, Тревизо, Милане, но в основном в маленьких селениях. Интересно, что сосуды из майолики не расписывали ни во Флоренции, ни в Риме — главных центрах искусства Итальянского Возрождения.

К концу XVI в. мастерские Фаэнцы постепенно перестраивались на выпуск белой майолики с очень скромной росписью. Оригинальный красочный стиль утрачивался, и производство таких изделий сокращалось.

В XVII—XVIII вв. новые вкусы Барокко затронули искусство Венеции. Ни одна из мастерских не пережила XVIII век. Классической итальянской майолике эпохи Возрождения успешно подражали французские мастера в Ниме, Невере и Лионе, во Фландрии, в Антверпенемастер Й. Боерт.

Сохранившиеся итальянские образцы насчитывают тысячами. Самые богатые собрания — в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, в музее Клюни в Париже. В Италии — в музее Коррер в Венеции и Барджелло во Флоренции. В Германии — в Брауншвейге и Берлине. Значительным собранием обладает Эрмитаж в Петербурге. В 1885 г. это собрание пополнилось приобретенной музеем коллекцией А. П. Базилевского; после революции — за счет частных собраний и коллекции музея Центрального Училища технического рисования барона Штиглица.

В Италии расписная майолика производится и в настоящее время, но в основном представляет собой грубые реплики музейных оригиналов, рассчитанные на невзыскательный вкус.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2020 - Шедевры Омска. Все права защищены.