Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 86 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Атрибут (алебарда, барабан...) PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 36
ХудшийЛучший 
Словарь художника

 

 

АТРИБУТ

 

АТРИБУТ - (лат. at-tributum — "приданое, присовокупленное, предназначенное, наделенное") — признак, качество, свойство, предмет, сопровождающий какое-либо явление.

В отличие от акциденций (необязательных, несущественных дополненийатрибут выражает главное, существенное. 

В изобразительном искусстве атрибут, постоянный вещественный признак персонажа, служащий для его опознавания и указывающий на его аллегории, или символическое значение (например, в античном искусстве атрибут Геракла - палица; в европейском средневековом искусстве обязательный атрибут святого - нимб, и т. п.).

Атрибуты свойственны аллегорическим фигурам, именно они несут символический смысл, придавая фигурам   художественную функцию. Так кифара атрибут Аполлона-Кифареда, изображение которого именно благодаря этому атрибуту становится символом и даже эмблемой "Изящных искусств". Меч и   весы — атрибуты богинь Немесиды и Фортуны и, одновременно, символы Возмездия и Правосудия. Колесо, также атрибут Фортуны, — символ Непостоянства. Тирс жезл, увитый листьями винограда и увенчанный шишкой пинии, — атрибут бога виноделия Диониса. Лук и стрелы — атрибуты бога любви Эрота, поэтому стрела, пронзающая сердце, — эмблема влюбленности.

На примерах классических атрибутов мы видим, как в историческом развитии искусства, изображение вполне конкретных, даже обыденных   объектов проходит последовательные стадии художественного  преображения вплоть до условного знака.

В истории искусства атрибутам отводится и специальное,   "прикладное" значение: прилагаемые к музам, они символизируют отдельные виды художественного творчества. Благодаря таким атрибутам фигуры молодых женщин изображают не самих себя, а искусства:

  • Каллиопа — эпическую поэзию (труба и дощечка или книга),
  • Клио — историю (книга, свиток),
  • Мельпомена — трагедию (маска),
  • Полигимния — героическую поэзию (орган, лютня),
  • Талия — комедию (комическая маска),
  • Терпсихора — танец и пение (арфа),
  • Урания — астрономию (глобус и циркуль),
  • Эвтерпа — музыку и лирическую поэзию (флейта, авлос, труба),
  • Эрато — лирическую поэзию (лира, тамбурин).

 


 

"ПАЛЛА́ДА И КЕНТА́ВР" — знаменитая картина выдающегося живописца раннего Итальянского Возрождения Сандро Боттичелли. Создана художником в 1482 г. Боттичелли написал эту картину по заказу Пьерфранческо Медичи, троюродного брата Лоренцо Великолепного, для украшения виллы Кастелло в окрестностях Флоренции, где уже находились две картины Боттичелли: "Весна" и "Рождение Венеры". В 1922 г. картина "Паллада и Кентавр" поступила в галерею Уффици из Палаццо Медичи во Флоренции. Картину справедливо рассматривают в качестве аллегории просвещенного правления герцога Лоренцо Медичи Великолепного. Вначале картину именовали "Камилла и сатир", еще одно название — "Минерва, укрощающая кентавра". Боттичелли изобразил богиню Афину (у римлян Минерва), вопреки названию, не в образе Паллады ("Воинственной"), хотя она и держит алебарду (в античности атрибутом богини было копье), а в образе Пацифики ("Мирной"). Богиня показана без копья, шлема и щита. На ее платье видны изображения трех колец с пирамидальными алмазами (одна из эмблем семьи Медичи). Венок и ветви масличного дерева, украшающие богиню, являются атрибутами фигуры Мира. Кораблик вдали напоминает о мечте герцога Лоренцо дать выход Флоренции к морю. Минерва Пацифика олицетворяет, согласно философии членов платоновской Академии при дворе Медичи, духовное начало в человеке, кентавр — низменные инстинкты. Богиня усмиряет кентавра, держа его за прядь волос. Аллегория прочитывается ясно: торжество умеренности, победа разума над плотскими страстями.

АЛЕБАРДА (франц. hallebarde, итал. alabarda — "лезвие на древке") — старинное оружие, топор, привязанный к древку. Затем — секира (двусторонний топор) на заостренном древке, которое могло использоваться и в качестве копья. В этом виде алебарда получила распространение в XV—XVII вв. у арабов и рыцарей Европы.

Выразительный силуэт алебарды привлекал художников, поэтому они, в нарушение исторической правды, изображали это оружие в картинах на темы античности. Так алебарда стала атрибутом Афины (Минервы) в картине С. Боттичелли "Паллада и Кентавр" (1482).

Алебарда атрибут Апостолов Иуды (Фаддея) и Матфея, из-за их мученической смерти.


 

БАРАБАН (возм. из тюркск., татарск. daraban) — один из древнейших ударных музыкальных инструментов, наряду с тамбурином, цимбалами, бубном. Его круглый корпус изготавливали из дерева, бамбука, керамики и обтягивали шкурой животных.

У древних народов Африки, Китая, Индии барабан использовали на полях сражений, в ритуальных плясках, магических обрядах. Его мощный звук считался "громом небес", вызывал трепет и экстаз.

В Древней Греции — инструмент оргий, вакханалий; был атрибутом Кибелы, Матери Богов.

В индуизме атрибут богов-разрушителей Шивы и Кали, символ грозы, в буддизме — "Голос Закона".

В архитектуре барабаном называют многие элементы конструкции цилиндрической формы. В композиции древнегреческого храма мраморные колонны составляли из отдельных барабанов, поставленных один на другой и скрепленных деревянными штырями (с IV—V вв. до н. э. также бронзовыми скобами, известковой или свинцовой заливкой). В христианских базиликах и храмах крестово-купольного типа барабаном называется подкупольная цилиндрическая часть здания, обычно прорезанная окнами. Тяжесть купольного перекрытия через барабан передается на паруса, или тромпы, которые, в свою очередь, передают нагрузку на подпружные арки, аркосолии и четыре столба, опоры подкупольного пространства.


 

 

ВАДЖРА (санск. vajra — "молния, громовой удар") — в ведийской и индуистской мифологии — оружие бога грома и молнии Индры. Вначале изображалось в форме зубчатого диска, затем — жезла, палицы (есть версия о происхождении ваджры от образа бычьего фаллоса).

В буддизме — "алмазный жезл", изображавшийся в виде зазубренного с обеих сторон меча, форма которого напоминает молнию. В иных случаях — в виде перехваченного посредине пучка молний с загнутыми внутрь остриями (два трезубца творца грома и молний Шивы).

Ваджра атрибут многих будд и бодхисатв, символ прочности и мужской силы. Рядом может быть колокольчик, символизирующий женское начало природы.

В средневековом искусстве Китая бога грома изображали с крыльями, головой и когтями петуха и окрашивали в желтый цвет. В руках у него молоток, а вокруг сияние огня и множество барабанов, символизирующих раскаты грома. С I в. до н. э. это божество представляли в образе человека, также с молотом и барабанами. Считается, что появление бога-птицы связано с влиянием образа Гаруды, человекоптицы.

Особый буддийский персонаж — Ваджрадхара ("Держатель ваджры"). Он изображается как бодхисатва, сидящим в позе лотоса. В одной его руке жезл-ваджра, в другой — колокольчик, причем руки скрещены на груди, а вся фигура окрашена в синий цвет. Если правая рука с ваджрой находится на уровне сердца, а левая, держащая колокольчик, у бедра, такая фигура называется Ваджрасатва ("Алмазное существо"). Она изображается белой и символизирует очищение.

В Тибете почитается Ваджрапани ("Рука, держащая ваджру", или "Громовержец") — бодхисатва, который обычно изображается стоящим в угрожающей позе, в правой поднятой руке держит ваджру (тибетское название — дордже). Символизирует силу, уничтожение глупости и неверия. Изредка, но это характерно, Ваджрапани изображается с крыльями, как Гаруда. Ваджрасана ("алмазная поза") — поза, в которой изображают сидящего Будду, означает "вечное превосходство". Эта иконография связана одновременно с символикой молнии и алмаза. Молния — очищающий огонь; алмаз символизирует нерушимую твердость и духовную силу.

Одно из течений буддизма, получившее развитие в странах Юго-Восточной Азии, так и называется: Ваджраяна ("Алмазная колесница").


 

 

ВЕСЫ (от "вес, весить"; сравн. с готск. weibon, др.-инд. vepate — "качать") — старинный инструмент для взвешивания, вероятно халдейского происхождения.

Симметрия двух чаш относительно центральной оси осмысливалась в истории изобразительного искусства аналогично символике других зеркально симметричных конструкций: "Мирового дерева", священного дерева сефирот, обоюдоострой секиры.

Весы символ справедливости, соответствия вины и наказания, в том смысле, что всякая вина вызывает уравновешивающие ее силы.

В произведениях египетского искусства можно видеть, как бог Осирис взвешивает сердца умерших на весах, причем сердце умершего уравновешивает статуэтка богини истины Маат.

В Древней Греции души умерших взвешивал Зевс. В искусстве классики известна аллегория правосудия в образе женской фигуры — богини Немесиды с мечом (возмездие) и весами в руках. В знак ее беспристрастности глаза богини завязаны.

Весы, рог изобилия либо фасции атрибуты аллегорической фигуры "Справедливости".

С весами изображается божество удачи Кайрос.

В христианском искусстве в сценах Страшного суда души умерших на весах взвешивает Архангел Михаил. Фигурка праведника, изображенная на чаше весов, перетягивает грешника, чашу которого изо всех сил тянет на себя демон. Праведники направляются в Рай, грешники — в Ад. С весами изображаются лики Ангельские как "Ангелы Правосудия" и Престолы.

В астрологии Весы считаются седьмым из двенадцати знаков зодиака (лат. libra — "весы, равновесие, измерение"). Солнце находится в этом знаке в сентябре-октябре, а Венера "имеет дневной дом". Поэтому Весы считаются женским знаком и олицетворяют стихию воды. Если человек родился под знаком Весов, то ему покровительствуют камни, связанные с этим знаком: алмаз, берилл, опал, турмалин. Иногда называется и лазурит, как символ ночного неба, либо жемчуг, хрусталь, связанные с Венерой.

Древние греки соотносили созвездие Весов с весами богини правосудия Фемиды и с весамиатрибутом богини плодородия Деметры. Иногда роль "взвешивателей душ" брали на себя Гермес и Меркурий. В древности созвездие Весов частично находилось в созвездии Скорпиона, в его "клешнях", отсюда встречающееся у античных писателей выражение "попасть в клешни Скорпиона".

В эмблемах весы изображаются в картушах, увенчанных лилией, звездой (Венерой), крестом или голубем.

В самом общем смысле изображение весов символизирует равновесие добра и зла, духовного и телесного начал: одно тяготеет к Скорпиону (мир желаний, духовных устремлений), другое — к Деве (чувственное, телесное начало). Равновесие тела и души рождает гармонию.


 

 

ДЕРЖАВА (ст.-слав. дръжава от держать; греч. kratos — "сила, власть, могущество") — атрибут власти, символ господства над миром; изображается сферой. Многие античные божества представлены с шаром или шарообразными атрибутами в руках.

Среди регалий древнеримских императоров были жезл и шар. На монетах поздней Римской империи встречаются изображения кесаря, держащего в руке шар с фигуркой Виктории — богини победы.

В христианской символике изображение сферы, увенчанной крестом, — символ Второго пришествия Христа, наступления Царства Божьего на земле. Такая "держава" (нем. Reichsapfel) входила в регалии германских императоров Священной Римской империи с IX в.

Водяной знак с изображением сферы и креста датируется 1301 г. В символике гностиков и масонов он означает "постепенное просветление", движение к царству Блаженства и Света. Иисус Христос в образе Спасителя представляется держащим в одной руке весы (символ Правосудия), в другой — меч. Эти символы постепенно трансформировались в скипетр с цветком Света на вершине и державу в форме сферы. Подобные изображения дополняются девизом: «Jesus Redemptor» (лат., "Иисус Искупитель") или: «Salvator Mundi» (лат., "Спаситель Мира").

Бог Отец также изображается с державой либо опирающимся ногой на сферу. Архангелы Гавриил и Михаил — с прозрачными сферами в руках, на которых начертаны монограммы Христа.

Иногда в сфере, увенчанной крестом, которую держит Архангел, изображается Богомладенец.

В XVI в. из Польши "яблоко царского чина", или "державное", заимствовано русскими князьями. С "державой" принимал иностранных послов в 1597 г. царь Федор Иоаннович. Держава в качестве регалии использовалась в 1605 г. при венчании на царство Лжедмитрия I. При царе Алексее Михайловиче Романове (1645—1676) с державой и скипетром в лапах стали изображать на государственном гербе двуглавого орла.


 

ЖЕЗЛ (ст.-слав. жьзлъ; др.-верхн.-нем. kegil; греч. rabdos) — палочка, прут — древний символ силы, власти, нисходящего потока божественной энергии.

Форма, имеющая ярко выраженную направленность; так же, как посох и фаллические символы копье, обелиск, омфалос, тирс.

Атрибут магов, волшебников, властителей.

Жезл с побегами — символ "Мирового дерева", оси Вселенной.

Жезл с расходящимися лучами — атрибут богов-громовержцев: Зевса, Мардука, Шамаша.

Древние египетские маги, библейский вождь и пророк Моисей творили с помощью жезла чудеса. Ветхозаветный сюжет об Аароне, старшем брате Моисея, первосвященника из рода Левитов, рассказывает о чуде "процветшего жезла". Чтобы разрешить спор за первосвященство среди двенадцати колен Израилевых, Моисей положил в скинию по одному жезлу от каждого. На утро лишь жезл Аарона расцвел и принес плоды миндаля (Чис. 17:1—11). Этот жезл затем хранился в Ковчеге Завета. "Ааронов жезл" мог превращаться в змея и пожирать других змей (Исх. 7:9—12).

Превращения жезла трактуются как символ восходящего потока энергии, предзнаменования судьбы. В древнем египетском искусстве встречаются изображения шеста, воткнутого в кувшин. К его верхней части подвешена шкура льва. Это знак "имиут" — защиты царского трона. В позднюю эпоху "имиут" представляли в образе человека, подающего фараону инсигнии — знаки власти: жезл (крюкообразной формы) и плеть (символизирующие "пастушеские" функции властителя).

Символическая связь шеста, посоха, жезла с "Мировым деревом" получает продолжение в форме "процветшего жезла" христианской иконографии. Такой жезл означает воплощение Христа в Деве Марии, Его "нетленную плоть", предвосхитившую всеобщее воскресение, а также древо Св. Креста.

Христианская символика опирается и на сходство слов Virga (лат., "ветвь, побег, прут") и Virgo (лат., "Дева"). В Новом Завете жезлатрибут Св. Иосифа, избранного в супружество Деве Марии.

Символику "Медного змия" и жезла Моисея, вызывавшего "казни египетские" — беды, обрушившиеся на египетского фараона, связывают с легендами о древнем жезле шумеро-аккадского бога врачевания Нинурты, которого изображали в сопровождении рогатого змея. Атрибутом этого божества был жезл, обвитый двумя змеями. Позднее он превратился в атрибут древнегреческого бога врачевания Асклепия, у римлян — Эскулапа. Но жезл Асклепия изображался с одной змеей, а жезл с двумя змеями стал знаком бога Гермеса, римского Меркурия. «Virga horrida» (лат., "Ужасный жезл") — жезл Меркурия, сопровождающий души умерших в Тартар, бездну.

С жезлом изображается Немесида, богиня возмездия, одно из олицетворений времени.

Жезл — инструмент алхимии.

Волшебная палочка в руках фей творит чудеса.


 

 

 

КОПЬЁ (ст.-слав. копие, связано с копать; греч. kopis — "тесак, кинжал") — в истории искусства копьеатрибут воина и охотника, фаллический символ мужской силы и воинской доблести.

Копьё — атрибут древнегреческого бога войны Ареса (у римлян — Марса). Древнеримскую Минерву, (у греков — Афину) также изображали с копьем.


Бронзовая
статуя Афины Промахос на Афинском Акрополе работы скульптора Фидия была представлена в воинских доспехах и с копьем, что подчеркивало ее мужественность.

В эпоху Итальянского Возрождения С. Боттичелли в картине "Паллада и кентавр" показал Афину-Минерву не с копьем, а с алебардой.

Богини-охотницы — греческая Артемида и римская Диана — изображались обычно с коротким копьем — дротиком.

С копьем или пикой показывали христианских воинов — Свв. Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Дигениса Акрита.

Копье — один из атрибутов Распятия, а также свидетеля казни Христа — Св. Лонгина и небесного воина — Архангела Михаила.


 

 

ЛАБРИС (греч. labrus, от labros — "крепкий, хваткий, сильный"; доиндоевр. labr — "камень") — топор, двусторонняя секира. Атрибут раннеземледельческих культов ближневосточных культур. В древней Ассирии изображение топора замещало слово "бог".

Лабрисатрибут культа вавилонского Адада, божества грома, ассирийского Ашшура, аккадского Энлиля, вавилонского Мардука, хеттского божества Долихена, греческого "Зевса Лабрандского".

Культовые каменные топоры найдены в Трое, поселениях древних кельтов и этрусков, в Митании.

Существует версия о связи этого символа и изображения бабочки с симметрично раскрытыми крыльями.

В крито-микенском искусстве встречаются изображения двустороннего топора на деревянном столбе или каменной колонне, что трактуется как символ "брака неба и земли". На Крите и в Микенах есть скульптурные изображения головы быка с отверстиями, в которые вставлялись топоры (их находят лежащими рядом), а также рисунки быка с лабрисом между рогами, что косвенно свидетельствует о связи символики лабриса и лабиринта. Похожие изображения сохранялись в Средневековье.

Предполагается, что лабарум, военный знак императора Константина, также представляет собой одну из "ветвей" эволюции формы лабриса. Как элемент орнамента лабрис представляет собой "оборотную конструкцию".


 

МЕЧ (др.-русск. мечь; возм., заимств. из готск. mekeis или тюркск. mäč) — древнее оружие и фаллический символ.

В египетском искусстве встречаются изображения серповидных мечей (атрибут фараона).

В Древней Греции воины использовали короткие мечи — ксифосы (xiphos) и махайры (machaira — "нож, кинжал"). Длинные мечи стали известны в античности благодаря кочевникам — скифам и сарматам. Их изготовление требует развитой технологии кузнечного дела и получения высококачественной стали.

Изредка встречаются изображения солнечного бога Аполлона с мечом вместо обычных лука со стрелами, в панцире, с копьем и эгидой.

"Солнечный меч" Аполлона (позднее "златомеч") породил эпитет: Хрисаор (греч. Chrysaoros — "С золотым мечом").

Мечатрибут бога войны Марса, символ войны и смерти, богини возмездия Дике, аллегорической фигуры Справедливости, богинь Немесиды, Фемиды.

Меч противопоставляется прялке символу женственного начала природы и непрерывности жизни.

Вместе с ножнами — вагиной меч символизирует единство мужского и женского начал.

Вынимание меча из ножен, вопреки позднейшим представлениям, не символ угрозы, а знак рождения царственного наследника. Нижнее завершение ножен — бутероль — часто украшалось изображением драконов и демонических существ, так как владелец меча — победитель темных сил.

БУТЕРОЛЬ (франц. bouterolle — "оковка, оправка" от bout — "конец, край" и roll — "заворачивать") — нижняя часть ножен боевых мечей сердцевидной или листовидной формы. В художественном оружии богато декорировалась, изготовлялась из слоновой кости, серебра или бронзы. В восточном оружии "бутероли" часто украшали фигурками свернувшихся хищников.

Зазубренный меч в форме молнии ваджра атрибут индуистских божеств.

В древних легендах Японии волшебный меч появлялся из хвоста убитого героем восьмиголового змея.

В Китае мечатрибут Лу Тунг Пина, одного из восьми бессмертных; меч почитали наряду с жемчужиной и зеркалом.

В Средневековье мечатрибут рыцарства, благородное оружие (копье считалось низким).

Обоюдоострый меч символ чистоты и целомудрия. От этой символики происходит образ меча, отделяющего душу от тела, Небо от Земли и человека от Рая. Изгнав Адама и Еву из Рая, Бог "поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт. 3:24).

"Пламенный меч" толкуется экзегетами как пламя, небесный огонь. Тот же символ мы находим в Апокалипсисе: "Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч" (Откр. 1:16).

С мечом изображают Архангела Михаила, небесного воина, победителя Сатаны.

Мечатрибут Св. Апостола Павла, который был обезглавлен мечом.

Изображение Мадонны с пронзающими Ее семью мечами восходит к тексту Евангелия от Луки: "И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2:35).

Меч является символом светской, императорской власти, два скрещенных меча — духовного и светского господства.

В Средневековье при коронации монарха использовали четыре меча: меч государства, затупленный меч милосердия, меч духовного правосудия и меч судебных мирских дел.

Согласно легенде, Жанна д’Арк нашла свой меч под землей, в месте, которое ей указала в видении Св. Екатерина Александрийская. Гибель Жанны д’Арк связали с евангельскими словами Христа: "Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут" (Мф. 26:52).

В аллегорических композициях Классицизма и Барокко евангельскую заповедь парадоксально связывали с античным сюжетом о "дамокловом мече". Дамокл (Damokles) — фаворит тирана Сиракуз Дионисия (IV в. до н. э.) — завидовал богатству своего хозяина. Тогда правитель посадил Дамокла вместо себя на один день на трон, но при этом повелел подвесить над его головой на конском волосе обнаженный меч. Тогда Дамокл понял всю призрачность счастья власть имущих.

В русских сказках волшебный меч-кладенец скрыт в земле (иногда он превращается в змея). В сказании о Еруслане Лазаревиче, эпизоды которого заимствованы из персидского эпоса "Шахнаме", меч-кладенец спрятан под головой великана. Существуют легенды о мече, замурованном в стену древнего храма. Известны также волшебный меч пророка Мухаммада и кукри — грозное оружие индийских гуркхов.

Мечи из лучшей стали делали в Дамаске.

По одной из арабских легенд, меч изобрели иудеи на горе Касиум в окрестностях Дамаска. На этой горе Каин убил своего брата Авеля.

Девиз оружейников «Gelat et ardet» (лат., "холодит и обжигает") отражает соединение холода закаленной стали и жара кузнечных горнов.

В средневековой рыцарской поэзии этот же девиз выражал "огонь любви".

Особенной прочностью и красотой отличаются мечи японских самураев.

В качестве христианского символа "меч духовный" является эмблемой Св. Апостола Павла, что объясняется строками его послания к Ефесянам: "И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (Еф. 6:17).

Исследователи обращают внимание на сходство англосаксонских слов sword ("меч") и word ("слово"). Это объясняет, в частности, образ епископа Св. Килиана с мечом в руке.

В изображении святых воинов Бориса и Глеба, Свв. Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Маврикия, Мартина Турского, Меркурия, Федора Стратилата, Федора Тирона существует символическая связь между мечом и крестом. Оружие изображается крестообразной рукоятью вверх и выглядит крестным знамением. Меч в руках христианских воинов служил реликварием (в его рукояти хранили святые мощи), перед ним преклоняли колено в молении о победе (воткнутый в землю крестообразной рукоятью вверх меч уподобляли кресту). Таков знаменитый Дюрандаль рыцаря Роланда. Освящая оружие, крестоносцы обращались к ветхозаветной заповеди (противоречащей словам Христа): "Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши — на копья; слабый пусть говорит: я силен" (Иоиль 3:10).


 

 

ПОСОХ (ст.-слав. посохъ, от соха — "подпорка, развилок, подпирающий ограду") — древний атрибут, родственный жезлу. Выражает идею мужской силы, власти.

У жрецов посох в качестве архетипа симметрии символизировал Солнце и "мировую ось". Вместе с тем, в отличие от жезла магов, посох связан с пастушеской символикой.

Инсигниями египетских правителей были посох крюкообразной формы и плеть (хлопушка), они означали "пастушеские" функции властителя.

Древнегреческий поэт Гесиод (перв. пол. VII в. до н. э.) в "Теогонии" рассказывает, как повстречался на геликонских вершинах с музами. Он пас овец, а музы вручили ему посох, который сделали из вечнозеленого лавра, дерева бога Аполлона, — символ поэтического вдохновения.

В Средневековье странствующие монахи уподобляли себя Апостолам, которые имели в качестве оружия лишь слово и посох.

Посох венчали крестом. Таким образом, возник процессионный крест, в церковных шествиях его несут дьяконы.

С посохом изображали "Доброго пастыря". Поэтому жезлы первых епископов христианской церкви делали с загнутым концом наподобие пастушеских — знак отеческой заботы о пастве. Такие жезлы называли пантериссами (ср.-греч. pantherissa — "вся добыча").

Странствующих паломников с посохами в руках в западноевропейском Средневековье именовали стаблариями (лат. stablarii — "посошники", от лат. stabilis — "твердо стоящий на ногах").

Другое название посоха с загнутым концом — кросс (франц. crosse, из лат. crusis; не путать с кроссами — готическим орнаментом).

В восточном христианстве посохи называли патерицами.


 

 

СЕКИРА (праслав. sekyra; родств. лат. securis, ассирийск. šukurru — "топор") — боевое оружие с двумя лезвиями.

Родственно критскому лабрису, индуистской ваджре и топору скифов (греч. sagaris).

В эзотерических культах и древних мистериях символ зодиакального знака Близнецов, дуалистического начала природы — дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.

Атрибут жрецов древнеримской богини войны Беллоны.

В христианской иконографии символ Богоявления.


 

 

СЕРП (др.-русск. сьрпъ; греч. harpe, от harpaso — "хватаю, тащу"; лат. harpe; harpagis — "цепкий, хищный") — древнейшее сельскохозяйственное орудие, известное с каменного века.

В Вавилоне серп изображали в качестве атрибута бога Мардука (по сходству с изогнутым мечом).

Серп атрибут правителей, символ Луны и женских, "лунных божеств".

В эзотерических культах все изогнутые орудия сопоставляли с женским началом природы, прямые фаллические — с мужским. Однако бога плодородия Приапа изображали с серпом в руках, что связано с символикой земледелия.

В древнегреческой мифологии бог Кронос оскопил серпом своего отца Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость, а поскольку Кроноса в дальнейшем отождествили с римским Сатурном, олицетворявшим время, то и серп стал атрибутом этого божества. Таким образом, серп и коса — атрибуты Сатурна — оказались символами неумолимого течения времени и, следовательно, неизбежной смерти.

Золотой серпатрибут кельтских жрецов — друидов.

Серповидная форма с конструктивной точки зрения упруга и прочна, поэтому древнегреческий стул — клисмос — имеет серповидные ножки.

В качестве символа смерти серп появляется в Книге Откровения Иоанна Богослова — в аллегории "жатвы мира".

С серпом предстает в видении Иоанна "подобный Сыну Человеческому" и один из Ангелов, "чтобы обрезать гроздья винограда на земле" (Откр. 14:14—20).


 

 

СКИПЕТР (др.-русск. скипьтръ, из греч. skeptron — "посох, палка, жердь") — древнейший жреческий атрибут, символ владычества над землей. Происходит от формы ростка, побега дерева.

Скипетр атрибут древнегреческого бога Зевса и римского Юпитера. В качестве царской регалии скипетр известен с римского времени, периода принципата Октавиана Августа (нач. I в. н. э.).

На Руси принят в конце XVI в., заимствован из Польши вместе с державой. Впервые использован 30 июня 1584 г. при венчании на царство Федора Иоанновича. В этой церемонии царь держит скипетр в правой руке, а державу — в левой.

Для царя Михаила Федоровича Романова иноземные мастера изготовили в 1627—1628 гг. "государев Большой наряд", в который входили венец, бармы (оплечье). Держава и скипетр, возможно, были изготовлены за пределами России.

В 1657 г. царь Алексей Михайлович заказал новые, более роскошные регалии. Российский императорский золотой скипетр, созданный в конце XVIII в., увенчан бриллиантом "Орлов". Однако в истории изобразительного искусства форма скипетра имела двойственное значение: атрибута власти и фаллического символа. Причем оба значения взаимосвязаны.


 

 

 

СТРЕЛА (др.-русск. стрѣла; праиндоевр. strala — "луч, сверкание") — древнейшее оружие.

По ассоциации с солнечными лучами золотые стрелы стали атрибутом солнечных и лунных божеств — греческих Аполлона и Артемиды или римской Дианы.

Питер Пауль Рубенс. Святой Себастьян, 1614. "Стрелы, пронзающие сердца", посылала египетская богиня пустыни и палящего солнца Сохмет.

Щит с двумя перекрещенными стрелами эмблема египетской богини Нейт.

В древнейших культах плодородия изображения стрел, пучка молний расценивали в качестве фаллических символов.

Древнегреческий громовержец Зевс и римский Юпитер использовали стрелы как оружие.

Стрела, пронзающая сердце, — символ бога любви Амура, сына Венеры и Марса. Золотая стрела предназначена для счастливой любви, со свинцовым наконечником — для несчастной.

В христианской иконографии стрелыатрибут мученичества Св. Себастьяна, экстаза Св. Терезы Авильской, "семи скорбей" Богоматери, Св. Августина.

В геральдике стрелы символизируют быстроту, угрозу, меткость.

 


 

ТИРС (греч. thyrsos — "стебель, прут") — в Древней Греции — атрибут бога виноделия Диониса и дионисийских (вакхических) празднеств.

Жезл, увитый плющом и увенчанный еловой шишкой. Согласно мифическим представлениям, шишка символизирует огонь, в котором сгорела Семела, мать Диониса, случайно испепеленная громовержцем Зевсом, а плющ — зеленые побеги, которые велением Зевса обвили тело младенца Диониса, чтобы спасти его от пламени. В иной версии, еловая шишка — это сам Дионис, которого обвивают побеги плюща.

С тирсами изображали также вакханок, или менад, спутниц бога Диониса. Позднее, в западноевропейском искусстве, тирс (англ. tiers — "связка, стойка, ось") — то же, что лигатура, стоян, канделябр.


 

 

ТРЕЗУБЕЦ атрибут многих божеств.

В древней Индии бога огня Агни изображали верхом на баране с трезубцем в руках. Шива также имел орудие в форме трезубца, острия которого символизировали три функции бога — созидание, существование, разрушение.

Во многих случаях символика трезубца связана с магией числа три и с солярными символами: крестом, свастикой.

В качестве главного атрибута древнегреческого бога морей Посейдона и римского Нептуна трезубец является не только символом морской стихии (в этом случае его считают изображением рыболовной остроги), а прежде всего символом грома и бури. Посейдон и Нептун были покровителями земледелия, коневодства, а также подземными, хтоническими божествами. Ударом трезубца о землю Посейдон, как считали древние эллины, вызывал землетрясения. Трезубец относят также к группе фаллических символов.

 


 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.