Подрамник |
Художественные материалы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В картинах, выполненных на холсте, основная механическая нагрузка ложится на подрамник – деревянный остов в виде рамы, нередко снабженной крестовиной или перекладиной. Первые подрамники были грубы, крепление было жестким, «глухим», неподвижным. Во второй половине XVIIIвеке начали появляться подрамники, которые уже можно было раздвинуть в случае провисания холста с помощью специальных клинков. О них, как о новинке, упоминает в своем «Словаре» бенедиктинский монах Пернети. Многолетняя практика художников, а также специальные исследования показали, что наиболее целесообразен подрамник, у которого бруски вяжутся простым шипом и раздвигаются при помощи клиньев. Постепенно на основе экспериментов с различными моделями расклинивающихся рам развились современные формы подрамников, конструкция которых продолжает усовершенствоваться. В настоящее время существуют подрамники, изготовленные для картин больших размеров, на которых холст, если он обвисает вследствие температурных или влажностных изменений, автоматически натягивается с помощью специальных пружин или роликовых систем. Таким образом, обеспечивается постоянное равномерное натяжение тканей основы, что в целом является благоприятным условием для картины, выполненной на холсте. Дерево, из которого выполняется подрамник, должно быть прямослойным, без сучков и сухим. Плохо просушенное дерево впоследствии может покоробиться. Планки подрамника крепятся в шип и имеют в местах соединений пазы для клинков. Клинки изготавливаются из твердых древесных пород – дуба, бука. Основные бруски подрамника имеют наружные фаски и внутренний скос примерно в 3-5 градусов, что предохраняет красочный слой от сломов. Подрамники должны снабжаться крестовинами, которые увеличивают его прочность и оберегают от диагональных перекосов, а основные бруски от прогибов. Рабочий угол клинка составляет около 150, что делает возможным при расклинивании обеспечить равномерное натяжение холста. Чтобы холст соприкасался с подрамником только по внешнему его краю, последний имеет скосы вовнутрь по своей лицевой стороне; в противном случае подрамник может со временем «отпечататься» на лицевой стороне картины или приклеиться к холсту во время его проклейки. Соответственно и крестовина (перекладина) в зависимости от размера картины должна находиться на расстоянии 1,5 – 2 см от тыльной стороны холста. Очень важен подбор соотношений толщины и ширины брусков подрамника, выбираемых в зависимости от размеров картины. Размеры брусков определяют по большой стороне подрамника. Определение размеров сечений бруска для подрамников (Таблица дается только для основного бруска и крестовины)
В таблице приведены размеры подрамников от 30 см до 6 м (по большой стороне). Например, для изготовления подрамника размером 78 x 103 см, находим в таблице цифру, близкую к размеру 103. Как видно из таблицы, это будет 100. Данные размеров бруска указаны в соответствующих колонках, Натягивание холста на подрамник
Овальные подрамники
При изготовлении овального подрамника предварительно делается разметка на листе картона, из которого затем снимают шаблон.
Разметка шаблона начинается с построения осей эллипса АВ и CD, длина которых определяется размерами подрамника.
Фокусы эллипса находятся в точках F и F1 из которых проводятся окружности радиусом а, равным половине оси АВ и с центром в точке С или D.
Для вычерчивания эллипса в точки F и F1 на шаблоне забивают два гвоздя и закрепляют петлями на гвоздях концы прочной нитки длиной 2а + F и F1. Оттягивая нить острием карандаша, очерчивают эллипс.
Построение внутреннего контура подрамника ведется циркулем из точек FF1 и радиусом r=AF - h, где h - ширина бруска по осям эллипса, и из точки О радиусом R= OD - h.
Подрамники всех видов должны снабжаться одной или несколькими крестовинами в зависимости от их размеров. Небольшие подрамники снабжаются поперечными брусками.
Наиболее удобные размеры подрамников (в см)
|