Art Gallery

Портал для творческих людей       [email protected]        [email protected]

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 116 гостей онлайн

купить картину

Мы в контакте

Новости СМИ2
Новости СМИ2

Грунт PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 20
ХудшийЛучший 
Художественные материалы

ГРУНТ


Грунт (нем. Grund — основа) — первоначальная обработка материала, предназначенного для живописи, тонкий слой специального состава, который наносят поверх проклеенной основы, чтобы придать поверхности необходимые  цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества.

Назначение грунта состоит в следующем:

  • Закрыть поры материала, придать поверхности основы однородную плотность (выявляется отсутствием мелких щелей на просвет) и равномерную шероховатость
  • Препятствовать просачиванию связующего вещества из красок в основу (что означает препятствование хрупкости красочного слоя)
  • Предохранить холст от вредного действия связующих веществ и способствовать нормальному просыханию красочных слоев.
  • Придать поверхности высокие адгезионные свойства, т. е. обусловить хорошее сцепление с красочным слоем картины и устойчивость по отношению к действию сырости, воздуха и т. п.
  • Сохранить зернистость ткани. 
  • Придавать поверхности основы желаемый цвет - имприатура.

В грунт входят компоненты следующих типов:

  • красящие вещества - пигменты гипсмелшпатсвинцовые и цинковые белила, а также углекислая магнезия, способная заменить мелкаолин, трубочные белые глины и все прочие краски

  • связующие вещества - клеикрахмалпшеничная мука, кожный и рыбий клейжелатинказеиняйцо, высыхающие масла и смолы.

  • антисептики и прочие добавки
  • вода

Грунт обычно состоит из нижнего тонкого клеевого слоя и верхних грунтовых слоёв. Он впитывает часть связующего вещества, сохраняя его в живописном слое, и обеспечивает сцепление живописи с основой.

По своим качествам грунт должен быть:
  • Мягким и эластичным. Он не должен растрескиваться при свертывании холста в рулон.
  • Поверхность нанесенного грунта должна быть слегка шероховатой, матовой.
  • После покрытия грунтом холст не должен терять своей выраженной фактуры.
  • При хранении холста грунт не должен темнеть или желтеть (пожелтение грунта вызывается хранением его в темноте).
  • На обратной стороне грунтованного холста не должно быть следов проникновения клея или грунта.
  • Обладать достаточной плотностью и однородной толщиной и при рассмотрении на просвет не иметь не загрунтованных отверстий.
  • Должен способствовать просыханию красочного слоя и быть хорошо просушенным при обыкновенной комнатной температуре.
  • Грунт не должен растворяться и размываться водою.


Грунты для масляной живописи

Масляная живопись исполнялась на различных материалах: дереве, холсте, картоне, бумаге и т. п.

Грунты в масляной живописи применяются весьма разнообразные, существует большое число рецептов их приготовления, предложенных художниками или специалистами, работающими в области техники живописи. В общем же все грунты делятся на З вида: клеевые, эмульсионные и масляные.
Клеевой грунт

Клеевой грунт наиболее простой по приготовлению и состоит из легкодоступных материалов. Основу его составляет клей (рыбий, столярный или желатин). Тонкий слой чистого клея может быть уже грунтом, но он будет очень хрупким и может легко растрескаться, поэтому в состав грунта входят также тонкоразмолотые мел и свинцовые белила в порошке. Важным преимуществом клеевого грунта является то, что он быстро сохнет и работать на нем можно уже через сутки после грунтовки. В клеевой грунт совсем не входит масло, поэтому он сильно впитывает масло из красок, и живопись в результате получается матовой.

Для первых опытов по грунтовке можно рекомендовать следующий состав:
  • Клей столярный или желатин — 1 весовая часть;
  • вода — 10 весовых частей;
  • белила или мел — 10 весовых частей.
Основу клеевого грунта может составлять и растительный клей:
  • Пшеничная мука — 1 весовая часть;
  • вода — 15 весовых частей;
  • мел или гипс — 10 весовых частей.

Приготовление эмульсионного грунта для холста

Для современной станковой живописи используются главным образом холсты, покрытые эмульсионным грунтом.

Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой наполнителем служат цинковые белила. Пластификаторами грунта являются глицерин или касторовое масло. Антисептиком, предотвращающим образование плесени на грунте, служит пентохлорфенолят натрия (антисептик при изготовлении эмульсии вводят в последнюю очередь). Для ускорения получения высокодисперсной клеемасляной эмульсий, применяют эмульгатор - ОП-7.

Чтобы приготовить эмульсионный грунт, надо предварительно замочить клей и затем варить его на водяной бане при температуре 65-70° Одновременно в небольшом количестве воды замачивают цинковые белила, это необходимо для предотвращения комкования белил при введении их в эмульсию.

В подготовленный клей, разбавленный теплой водой до нормы, вводят высокосортную льняную олифу (согласно рецептуре). При вливании олифы клеевую воду интенсивно размешивают. Олифу вливают небольшими порциями, так как, размешивая клей ручной мешалкой, довольно трудно получить качественную эмульсию, но при наличии эмульгатора ОП-7 можно получить эмульсию более высокого качества.

Эмульсионный грунт так же довольно быстро сохнет, однако начинать работать на нем можно не ранее, чем через 1,5—2 месяца. Его преимущество перед клеевым в том, что он не так сильно впитывает в себя масло, более эластичен.

Можно приготовить эмульсионный грунт следующего состава:
  • Клей столярный — 2 весовые части;
  • вода — 5 весовых частей;
  • олифа — 4,5 весовых частей;
При этом сначала нужно сварить клей, затем размешать в нем белила и, наконец, олифу.

Простой и хороший рецепт эмульсионного грунта предложил еще в прошлом веке известный художник В. Маковский, приготовление которого он описывал следующим образом:
"Беру холст по своему вкусу, более тонкий, гладкий или грубый (смотря по задаче будущего произведения), смачиваю его водой и шлифую до необходимой гладкости куском пемзы, распиленной пополам. Когда холст высохнет, то я его покрываю один раз следующим составом: в просеянные цинковые белила (порошок) я вбалтываю необходимое количество клея (белок и желток вместе), до густоты, примерно, молока, и покрываю готовый холст на подрамнике один раз, и через сутки можно на этом холсте писать".

Приготовление эмульсионного грунта значительно сложнее, и поэтому мы рекомендуем начинающим делать сначала клеевые или масляные грунты.

Состав эмульсионного грунта (м. ч.)

Клей желатиновый - 1
Масло льняное - 2
Белила сухие или мел - 5
Фенол (антисептик) - 0,02
Вода - 20

Состав фабричного грунта (кг.)

Желатин технический -1
Белила цинковые - 3,5
Мел  - 2
Фенол (антисептик) - 0,02 
Вода  - 10

Для получения тонированного грунта в него вводится какой-либо из пигментов, например: окись хрома, охра светлая, охра красная и др.


Приготовление эмульсионного грунта для картона

Предварительно в небольшом количестве воды замачиваются цинковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комковались в приготовленной эмульсии.

Заранее приготовленный клей растворяют в общем количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмульсию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно размешивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом.

Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает свойственную эмульсионному грунту способность впитывать, "тянуть" масло из красочных пигментов, что значительно понижает прочность наносимых красок, при этом потеря красками связующего - масла делает живопись матовой.

Эмульсионный грунт наносится на картон в 2-3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя.

Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта.

Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или № 2.

Выпускается и готовый грунтованный картон. При работе гуашью и темперой грунт задубливается 10-процентным раствором формалина. Но для живописи водорастворимыми красками могут быть изготовлены специальные грунты.

Первая проклейка

Приготов­ление клеевого раствора. Нано­сится слегка подогретым раство­ром (при температуре 20 -25° С). При плотных, сильно шлихтованных тканях рекомен­дуется только теплый раствор, а также предварительная пемзов-ка поверхности для лучшей свя­зи проклейки с холстом. Излиш­ки клея снимаются шпателем. Через 24 часа просохшую поверх­ность холста чистят (удаляют узлы, пемзуют). После такой об­работки проклейка перестает быть цельной пленкой и не вы­полняет защитных функций. Цель данной операции заключа­ется в первичной подготовке хол­ста (перекрытие сквозных отвер­стий, чистка поверхности).

Вторая проклейка — синтети­ческая.

Приготовление раствора заключается лишь в разжиже­нии ПВА эмульсии водой. Рас­твор наносится щеткой или ки­стью, как обычно, ровным тон­ким слоем при температуре 17 - 18° С.

Для более равномерного по­крытия наносить проклейку следует не спеша, разравнивая ее до момента, когда состав станет вяз­ким, в противном случае возмож­но стекание проклейки при вер­тикальном положении холста и неравномерное распределение по поверхности. Основное назна­чение второй проклейки — соз­дать монолитную пленку, изоли­рующую холст от масла.

Холсту дают просохнуть в те­чение 24 часов. После просыхания его ни в коем случае нельзя пемзовать.

 

Грунт первого состава

Пиг­мент-наполнитель замачивает­ся предварительно в воде, тща­тельно перемешивается, после чего вводится связующее. За­тем смесь вновь перемешивается в эмульсаторе и процеживается.

Первый слой грунта 1-го соста­ва наносится при температуре 17 — 18° С щеткой или кистью достаточно быстро, но осторож­но, чтобы не размыть и не по­вредить проклейку.

Второй слой грунта 1-го соста­ва наносится тем же раствором, но более тщательно растушевы­вается до появления вязкости раствора. После того как грунт просохнет (через 24 часа), его можно осторожно пемзовать, если это необходимо.

 

Приготовление состава

Пред­варительно пигмент-наполни­тель замачивается в воде. Весо­вое соотношение воды и пигмен­та-наполнителя указано в таб­лицах 1 — 2. Затем приготовля­ется связующее (пластифициро­ванный клеевой раствор или клее-масляная эмульсия), после чего в тщательно перемешанный раствор пигмента-наполнителя с водой вводится связующее, смесь вторично перемешивается в эмульсаторе и процеживается. Раствор наносится в слегка по­догретом состоянии при темпе­ратуре 20 — 22° С и тщательно втирается кистью или щеткой до момента, когда раствор ста­новится вязким под кистью или щеткой. Завершающий слой за­чистке или пемзованию не под­лежит. Просыхание грунта пе­ред работой 2 — 3 дня.




Масляный грунт

Масляный грунт состоит из 2—3 тонких слоев масляных белил, разжиженных растворителем. Неудобство масляного грунта состоит в том, что его нужно очень долго — до 1 года — выдержать до полного высыхания и только после этого на нем можно работать.

Прежде чем наносить тот или иной грунт, холст или картон нужно проклеить. Проклейка состоит из одной части столярного клея или желатина, разведенного в 20—25 частях воды.


Яично-масляный грунт

Цельное яйцо сначала взбалтывают, а потом при непрерывном перемешивании деревянной палочкой вливают в него медленно небольшими дозами масло, следя за тем, чтобы масло хорошо заэмульгировалось в яйце, после этого также при непрерывном помешивании приливают в эмульсию воду с антисептиком и смесь пигмента с оставшимся количеством воды. (При приготовлении грунтов надо иметь в виду, что воду для разжижения грунта можно добавлять по желанию).

Состав эмульсии:
Цельное яйцо - 1 шт.
Льняное масло вареное (с небольшим количеством сиккатива) 10—40 г
Пигмент - 15—40 гр.
Касторовое масло - 1—2 гр.
Фенол - 0,2—0,5 гр.
Вода (добавляется для разжижения по надобности)  60—120 гр.

Масляно-яично-клеевой грунт
В раствор клея концентрацией не ниже 30% (т. е. на 70 см3 воды берется от 30—40 гр. клея, так как в растворах слабой концентрации масло трудно заэмульгировать и оно легко отслаивается и всплывает наверх) добавляют яйца.
Хорошо перемешав содержимое, вливают в него небольшими дозами, при помешивании в одном направлении сгущенное льняное масло или натуральную олифу и перемешивают до тех пор (20—25 минут), пока не образуется светлая, слегка коричневатая однородная эмульсия при отсутствии незаэмульгированного масла, плавающего на поверхности эмульсии.
Затем в отдельном сосуде смешивается пигмент с водой и антисептиком, и суспензия соединяется с эмульсией.
Эмульсию можно разжижать водой до требуемой густоты грунтовочной пасты.

Состав эмульсии:
Цельные яйца - 1—2 шт.
Масло льняное или натуральная олифа - 50-80 гр.
Животный клей (рыбий, желатин, казеин и др.) 40—120 гр.
Касторовое масло или мед - 1—2  гр.
Фенол -  0.2—0,5 гр.
Пигмент - 150—250 гр.
Вода -  400—800 гр.


Масляно-клеевой грунт

Эмульсия приготовляется в том же порядке, что и в предыдущих рецептах. При применении вместо животного клея растительного, например, крахмала или пшеничной муки рекомендуется эмульсию получать при нагревании.

Состав эмульсии (в весовых частях):
Рыбий клей или желатин, можно казеиновый или в крайнем, случае чистый столярный клей - 25
Натуральная льняная олифа - 15—25
Касторовое масло или мед - 1—2
Пигмент  - 70—100
Антисептик - 0,2—0.4
Вода -  250—300

Казеиново-масляный грунт

За последнее время многие художники перешли на приготовление эмульсионных грунтов с казеином, поэтому считаю необходимым привести рецептуру такого состава грунта:
  • Казеин вначале замачивается в теплой воде (3—4 часа).
  • Затем к нему добавляется раствор буры или нашатырного спирта.
  • Содержимое нагревается до температуры 50— 60°С.
  • К этому раствору приливается тонкой струёй или по каплям масло, а затем остатки воды с белилами и антисептиком, при этом массу непрерывно перемешивают.
Вместо готового сухого казеина можно применять творог, предварительно очищенный. от остатков жира промывкой в горячей воде и хорошо отжатый, беря его в эмульсию повесу примерно вдвое больше, чем сухого казеина, т. е. не 25 частей, а 40—50 частей.
В случае применения купленного сухого казеинового клея в порошке следует сначала убедиться в его качестве, для этого надо взять 10 гр. порошка клея, смешать его с 10—15 гр. теплой воды и оставить его на 2—3 часа, после чего нагреть до температуры 40—50°С, и если казеин хорошо расходится, то этот купленный сухой казеиновый клей в порошке можно применять в таком виде в проклейку и эмульсию вместо казеина или творога.

Казеиново-маслянный грунт для темперной живописи

Грунт для темперных красок приготовляется из следующих компонентов: предварительно холст проклеивается, проклейка состоит из 7 м. ч. казеина, растворенного в 100 см3 воды, 9 м. ч. 3-процентного раствора буры, улучшающего клеевые свойства казеина.

После просыхания проклейки наносится эмульсионный грунт следующего состава:
казеина - 20 м. ч. 
буры - 9м. ч. 
льняного масла - 10 м. ч.
цинковых белил - 50-80 м. ч.
глицерина - 5 м. ч.
фенола - 0,1 м. ч.
воды - 300 мл.

Белила во избежании комкования предварительно замачиваются в части воды до получения сметанообразной массы. В остальную часть воды вводятся, все остальные компоненты, затем все соединяется.
Грунт для темперных красок не должен быть "тянущим", так как темпера, будучи водоэмульсионной краской может быстро потерять связующие (эмульсию), и краска будет не только не прочно держаться на поверхности холста, но и просто осыпаться.

Масляно-клеевой грунт с добавлением лака

Состав эмульсии (в весовых частях):
Клей  - 30
Масло - 20-30
Даммарный, мастичный или копаловый лаки - 5—7
Белила  - 100-150
Касторовое масло или мед  - 2—3
Вода -  350-650

Грунт незначительно, лишь поверхностным слоем, втягивает связующее красок.


Поливинилово-масляный грунт

Состав эмульсии (в весовых частях):
Поливиниловый спирт - 25—40
Льняное масло - 30—50
Белила цинковые или мел - 75—120
Вода - 250-400

Вследствие высокой эмульсирующей способности поливинилового спирта эмульсия на нем получается очень стойкая.
Грунтовочная паста легко наносится на проклеенный холст; краски не прожухают.
Грунт на поливиниловом спирте обладает высокой эластичностью и не имеет недостатков животного клея.
Если грунт с трудом наносится на холст, быстро засыхает и забивает структуру ткани, пасту следует разбавить водой.
Надо иметь в виду, что в случае, если через эмульсионный грунт будет проникать связующее, то необходимо увеличить количество масла в эмульсии (в 2—3 раза больше, чем клея) или же нанести лишний слой грунта, лака или проклейки и выдержать холст в течение 5—10 суток до начала письма на нем.


Масляные грунты

Масляные грунты стойки к действию воды, не всасывают  связующее из масляных красок; живопись, исполненная на такой поверхности, не пожухает.
Грунтовка маслом имеет и целый ряд крупных недостатков, которые и вынудили художников перейти на эмульсионные грунты:
  • Масляные грунты медленно сохнут;
  • Вызывают с течением времени помутнение, желтизну и потемнение красок;
  • Вследствие гладкой поверхности грунта краски скользят по нему, что создает большие неудобства в работе.
  • Плохая адгезия масляных красок к поверхности грунта способствует отставанию красочного слоя от грунта, — недостатки эти сильно выявились в техническом состоянии картин Левитана, Маковского и других, и особенно, в тех картинах, где живопись исполнена густыми мазками.
Прежде чем начинать работу на масляном грунте, надо вначале его промыть слабым мыльным раствором и чистой теплой водой, затем хорошо высушить.
После этого следует поверхность грунта покрыть мастичным или даммарным лаком с небольшим количеством хорошо сохнущего масла и через сутки начинать работу.
Лак имеет хорошее сцепление с масляной поверхностью, поэтому он будет являться как бы связующей прослойкой между грунтом и красочным слоем.

Другой способ состоит в протирании грунта смесью спирта с нашатырным спиртом или уайтспирита со скипидаром, при этом вскрываются поры грунта и создается шероховатая поверхность, увеличивающая сцепление красок с грунтом.
Можно нанести на грунт спиртовой экстракт чеснока — он также разрыхляет поверхность и образует довольно прочную клеевую пленку.

Перед нанесением масляного грунта холст проклеивают 1—2 раза 5—7%, раствором клея, затем его высушивают и покрывают масляной краской (свинцовыми или свинцово-цинковыми белилами), добавив к ней небольшое количество масла или олифы.
Слой масляной краски надо наносить очень тонкий, чтобы не перегружать грунтом холст и не закрывать его зернистость во избежание получения клеенчатой поверхности.

Грунт просушивается в течение не менее 4—6 месяцев. Из литературных источников известно, что мастера живописи применяли различные составы грунтовочных паст, например:
1. Оливковое масло смешивали с мучным (пшеничным) клейстером и небольшим количеством меда.  Этим  составом  покрывали холсты,  предварительно  проклеенные слабым раствором клея.
2. Хорошо размолотую горшечную глину смешивали с клеем (перчаточным) и льняным маслом, а чтобы грунт не впитывал связующее красок, сверху наносили тонкий слой масляной краски (преимущественно свинцовые белила) с небольшим количеством лака.
3. Составляли также грунтовочную пасту из смеси масла, глины и умбры. Грунт наносился тонким слоем 2-3 раза, не забивая структуры холста.
4.  Доски грунтовали смесью, состоящей из раствора пергаментного клея и мелкого гипса.
5. Употребляли также смесь равных частей гипса и муки с клеем и льняным маслом.

Большинство составов представляют собой эмульсионные грунты.
Присутствие мучного клейстера в грунте вызывает, под влиянием сырости, загнивание грунта, причем этому будет способствовать гигроскопичность меда, вследствие чего грунт и красочные слои со временем растрескаются и постепенно разрушатся.
Мучной клейстер можно применять в грунтах и для проклеек преимущественно редких холстов, чтобы полнее и равномернее закрыть его поры.
В состав проклеек и грунта следует вводить клейстер в количестве не больше 15% к весу клея. Хорошего качества перчаточный клей, как и желатин, дает наибольшую прочность грунта.
Оливковое масло очень медленно высыхает, поэтому лучше пользоваться льняным и ореховым. Высыхание оливкового масла можно ускорить введением активных сиккативных пигментов или льняного масла. В этом случае оливковое масло будет одновременно служить связующим материалом и смягчителем грунта.
Иногда, особенно тонкий холст грунтовали без проклеек. Следует указать, что при употреблении небольшого количества масла в эмульсии исключается возможность вредного действия масла на ткань.
Холст, загрунтованный без проклейки, более эластичен и менее подвержен влиянию сырости и разрушению от плесени. Однако такой способ грунтовки можно рекомендовать лишь для очень тонких холстов.



Грунты для работы гуашью

Клеевой грунт
Клеевые грунты очень просты в изготовлении, быстро сохнут, не требуют длительной выдержки и одновременно улучшают просыхание масляных красок, особенно в нижних слоях.
К недостаткам клеевых грунтов следует отнести: сильное всасывание ими связующего масляных красок, что делает красочный слой матовым и ослабляет прочность его.

Грунт мало стоек к действию сырости.

Химические вещества (квасцы, формалин и др.), вызывающие задубливание, понижают его эластичность.
При наличии глицерина, меда, патоки и т. п. смягчителей не происходит полного просыхания клея, он всегда увлажнен, что способствует загниванию клея и порче грунта.
Зная хорошо свойства материала и владея техникой приготовления грунтов, можно приготовить клеевой грунт, отвечающий всем требованиям, предъявленным к нему.

При излишке клея грунт получается ломким, легко растрескивающимся.

Особенно сильно втягивают масло из красок грунты с гипсом. Чтобы ослабить это явление и предупредить пожухание, надо покрыть последний слой грунта 3% раствором клея или покрывным лаком.

В соответствующей литературе приводится очень много различных вариантов приготовления клеевого грунта, здесь мы приведем наиболее характерные и распространенные.
  • Бумагу проклеивают с двух сторон 4- 5-процентным раствором технического желатина, в который для задубливания добавляют 0,5 - процентный раствор алюмокалиевых квасцов.
  • Затем бумагу натягивают на доску (подкладывая под бумагу еще один лист).
  • При обработке больших листов бумаги их проклеивают вначале с одной стороны и подвесив за угол, сушат, после того как лист высохнет, проклеивают его другую сторону и бумагу снова сушат.
  • Если в проклейку добавить немного пигмента (который предварительно замачивают в воде), то получится слабоокрашенная тонированная бумага. На такой бумаге можно выполнять не только живописные работы, но и рисунки.
  • Если требуется шероховатая бумага, то в проклейку из желатина добавляют немного крахмальной муки, такая бумага лучше принимает краску.
  • Добавка в проклейку небольшого количества мела или гипса (гипс не успевает схватиться, так как клей задерживает схватывание гипса) делает бумагу приятной шероховатой фактуры.
  • Кроме технического и пищевого желатина, бумагу можно грунтовать очень жидким крахмальным клейстером, поливинилацетатной эмульсией или снятым, разбавленным молоком. Такая проклейка особенно пригодна для работы гуашью.
  • В качестве основы для живописи гуашью пользуются и плотными сортами картона, например оргалитом. Проклейку картона производят 4-5 - процентным раствором технического желатина. Для предупреждения коробления картона его проклеивают последовательно с двух сторон (как большие листы бумаги), но лучше тыльную сторону картона покрыть масляной краской или поливинилацетатной эмульсией, что понизит его гигроскопические свойства и предохранит картон от деформации при хранении живописи.
  • Выпускаются различные виды грунтованных картонов, из которых для работы масляно-казенновой темперой и гуашью наиболее приемлемы картоны на казеиновом клее. Грунт на казеиновом клее состоит из следующих компонентов: казеина, аммиака, глицерина, белил цинковых, мела, фенола и эмульгатора ОП-7.
  • Для работы темперой или гуашью на холсте его грунтуют на основе казеинового клея.
  • Для грунтования выпускаются сухие расфасованные материалы. Белила цинковые в расфасовке по 200 г, мел по 200 г, фотожелатин по 350 г, порошок казеинового клея по 100 г. В проклейку в качестве пластификатора рекомендуется добавлять глицерин.
  • После высыхания проклеенный холст задубливают формалином, равномерно смачивая им поверхность холста.
При приготовлении клеевого грунта следует соблюдать следующие основные правила:
  • Последующий слой грунта наносить только после просыхания предыдущего, т. е. не менее, как через 8—10 часов.
  • Сушку грунта производить при комнатной температуре. Не следует сушить грунт вблизи горячей печи во избежание пересыхания клея и растрескивания грунта.
  • По окончании грунтовки необходимо закреплять его дубящими растворами.
  • Не вводить слишком много пигмента, так как избыточное количество дает рыхлый грунт, сильно впитывающий масло.
  • После каждой проклейки и грунтовки, за исключением последней, шлифовать поверхность, следя за тем, чтобы сохранить фактуру ткани.

1. Проклейка 1-я, 2-я 5—7% раствором клея (рыбьего, желатины или казеина) и смягчителем и антисептиком.
2. Грунтовка 1-я и 2-я (в весовых частях):
Клей - 10-12
Мед -  1-2
Вода - 120-150
Пигмент (цинковые белила, мел или бланфикс)  30—50

Количество проклеек и грунтовок можно увеличить или уменьшить в зависимости от качества холста и материалов. Очень полезно добавить в клеевой раствор цельное яйцо или желток.

Состав казеинового грунта в граммах

Способ 1
Казеин  - 16
Вода (для растворения казеина) - 100
Масло льняное - 180 
Белила цинковые (сухие) - 300

При растворении казеина в клей вводится 5гр. 25-процентного раствора аммиака. 
Перед нанесением грунта холст должен быть заранее проклеен казеиновым клеем два раза.
Грунтованную эмульсию наносят в 2-3 слоя. Дубление грунта не производят.
Можно приготовить грунт на желатиновом клее, но  дубления не производят.

Способ 2
Для приготовления казеинового грунта требуется казеин, нашатырный спирт, мел или сухие свинцовые (цинковые) белила и вода.
Прежде всего холст надо проклеить и хорошо просушить, после чего нанести в два-три слоя грунтовочную массу.
Казеин предварительно нужно намочить в воде, хорошо размешать, добавив нашатырный спирт и немного меда.
Затем влить в раствор разведенный в воде мел или сухие белила (в консистенции густой сметаны) и все это перемешать.
Чтобы загрунтовать один метр холста, необходимо взять материалы. В следующей пропорции:

казеин — 2 чайных ложки
вода — 2 стакана
мел или белила — 1 стакан
нашатырньий спирт — 1 чайная ложка мед — 2 чайных ложки

Способ 3 (молочнокислый)
Казеин можно изготовить в домашних условиях. Его получают путем створаживания обезжиренного молока.
Чтобы выделить из него казеин, существует несколько способов, из которых наиболее простыми являются самоквасный и молочнокислый.
  • При первом способе снятое молоко оставляют для скисания на 20—25 часов. За это время молоко створаживается и в виде творожины выделяет казеин. Творожину нагревают до 65°, постоянно перемешивая, затем промывают и отжимают так, чтобы удалить всю сыворотку. Потом, размельчив, творожину высушивают на солнце на рамах, обтянутых холстом, и получают казеин.
  • При молочнокислом способе в снятое молоко добавляют 30— 50% хорошо скисшей сыворотки, что вызывает створаживание молока в течение двух часов. Молоко и сыворотку прогревают до 35°, после чего выпадает осадок в виде белой массы. Это и есть казеин. Сыворотку сливают, а казеин нагревают до 50°, все время помешивая. Затем его промывают, отжимают и сушат.
Способ 3

Состав (в весовых частях)
Казеин           10—15
или творог     20—30
Нашатырный спирт (25%)   2—3
Мед или глицерин   2—3
Пигмент         20-35
Вода    120-160
Процесс приготовления тот же, что и в предыдущих рецептах.


Клеемеловой грунт

Чтобы приготовить клеемеловой грунт для грунтовки 1 м холста, на 20 г клея (столярного или желатина) надо взять 2 стакана воды и смешать его с 2 стаканами измельченного мела.
Сначала приготовляют клеевой раствор, затем вливают в него разведенный в воде мел.
Полученную массу необходимо хорошо размешать, растерев все комки, и положить кистью на проклеенный холст в три слоя, дав каждому слою просохнуть.
После просушки первого слоя поверхность холста выравнивают гладким куском пемзы, смоченной в воде.


Желатиновый грунт

Способ 1 (в граммах)

Желатин технический - 100
Масло льняное - 200
Мыло нейтральное - 10
Цинковые белила - 300
Глицерин - 15
Вода - 1500
После высыхания грунт эадубливается формалином.


Способ 2 (в весовых частях)

Желатин - 10—15
Мед или глицерин -  2—3
Пигмент (цинковые белила или мел)- 30—50
Вода - 150—200

Грунт на поливиниловом спирте

Состав (в весовых частях)

Поливиниловый спирт - 10—15
Пигмент (цинковые белила или мел ) 25—40
Вода -  100—150



Левкасный грунт 
Левкасный грунт для темперной живописи
  • Приготовленная по необходимому размеру доска предварительно проклеивается с двух сторон 4-5 - процентным раствором техническою желатина.
  • По высыхании клея на доску наклеивается поволока (марля или канва, применяемая для вышивания).
  • Чтобы приклеить поволоку, ее тщательно смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы не образовались воздушные пузыри.
  • Затем поволоку тщательно разглаживают руками, а ее края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски.
  • По высыхании поволоки приступают к приготовлению и нанесению левкасного грунта.
Гипс - 2 объемные части
4-5-процентный раствор технического желатина - 1 объемная часть
  • Первый слой левкасного грунта наносится на доску в виде жидкой суспензии (напоминающей побелку), которая набеливается флейцевой кистью на поверхность поволоки и торцы доски. Первый слой грунта, будучи жидким, проникаете поволоку и прочно соединяется с основанием.
  • После высыхания первого (набеленного) слоя грунта наносят последующие слои, но уже в виде густой массы, напоминающей густую сметану. Эту часть грунта наносят эластичным шпателем.
  • Все последующие слои левкаса наносят на полностью высохший твердеющий слой, но обязательно смоченный водой, что предотвращает растрескивание грунта при его высыхании. Растрескивание грунта объясняется тем, что ниже лежащие слои грунта, будучи сухими, поглощают воду из верхнего слоя и вызывают чрезмерно быстрое высыхание гипса.
  • Каждый нанесенный слой левкасного грунта тщательно шлифуется, выравнивается наждачной шкуркой на деревянной колодочке.
  • Левкасный грунт должен быть идеально ровным. Чтобы приблизиться к идеально ровному живописному слою, необходимо наносить несколько слоев грунта с последующим шлифованием их.
  • Количество наносимых слоев грунта зависит от степени выравнивания поверхности каждого предыдущего слоя. Практически наносится не менее 2-3 слоев грунта. Нанесение каждого последующего слоя грунта является как бы исправлением тех дефектов - следов шпателя, которые образуются в процессе нанесения слоя левкаса.
  • Когда высохнет и будет окончательно выровнен последний слой грунта, его покрывают 4-5-процентным раствором желатина, что предотвращает гигроскопичность левкаса, и грунт перестает быть "тянущим". Это особенно важно в случае применения мела, который наиболее активно всасывает связующие водоэмульсионных красок, делая их непрочными и отстающими.
Левкасный грунт для поливинилацетатной темперы

Технология приготовления левкасного грунта для живописи поливинилацетатной темперой по существу не отличается от обычного левкасного грунта и может использоваться и для масляно-казеиновой темперы.

Для приготовления левкасного грунта применяется рыбий клей и технический желатин.
В предварительно замоченный, набухший клей заливают воду в соотношении 1 : 15 (на одну часть клея берется пятнадцать частей воды).
В сваренный на водяной бане густой клей вливается 1 м. ч. натуральной олифы или льняного живописного масла, все тщательно перемешивается для получения клеемасляной эмульсии.
В полученную эмульсию постепенно вводится 6 м. ч. мела и 3 м. ч. цинковых белил (сухих).
На предварительно проклеенную доску с наклеенной поволокой (марля или канва) наносят пятнадцать слоев левкасного грунта.
При этом каждый последующий слой левкаса постепенно ослабляется добавлением воды в приготовленный левкас. Перед нанесением каждого нового слоя левкаса в него вливается вода, из расчета 25 куб.см.  на 100 г клея.
Каждый последующий слой наносится на еще не полностью просохший (полусырой) предыдущий слой, что улучшает связь между слоями и не допускает образованию трещин после высыхания левкаса.
Грунт наносится сапожной щеткой тонкими слоями (толщина каждого слоя 1-1,5 мм).
После полного высыхания грунта его поверхность тщательно выравнивается шлифовальной шкуркой и покрывается поливинилацетатной эмульсией для предотвращения впитывания связующего красок в грунт.
При работе на таком грунте поливинилацетатные краски разбавляются желтковой эмульсией, делающей их более насыщенными и звучными по цвету.
Для приготовления эмульсии на 1 яичный желток берется 1/3 воды от объема желтка. Антисептиком служит 2-процентный раствор уксуса, которого берется на один желток примерно 10-15 капель.

Левкас для дерева

Доски должны быть совершенно сухими, иначе они будут при высыхании коробиться и разрушат красочный слой.
Вначале доски проклеиваются горячим раствором клея (в весовых частях):
Клей   10—12 частей.
Вода    90-100 частей

На эту проклейку наклеивается серпянка, затем приготовляется грунт следующего состава:
Клей   10 частей.
Вода    70 частей.
Мел, цинковые белила или гипс  30—40 частей.

Тестообразную массу наносят в несколько слоев шпателем на серпянку, после высыхания шлифуют.

Доска требует твердого грунта, холст — эластичного.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2015 - Шедевры Омска. Все права защищены.