Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 39 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Краски масляные PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 39
ХудшийЛучший 
Художественные материалы

Краски употребляемые для масляной живописи

 

Масляные краски состоят из пигмента, то есть красочного порошка, очень тонко измельченного, и масла, которое связывает частицы пигмента, образуя в результате вязкую красочную массу. Они не изменяют своего цвета и светлоты после высыхания (если нет пожухания), на поверхность могут наноситься как толстым (корпусным) слоем, так и тонким лессировочным слоем (как в акварели). Их можно смешивать на палитре и непосредственно на поверхности холста.

В древнейшие времена художники применяли исключительно красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов: малахит, азурит, аурипигмент, лазурит (ляпис-лазурь) и всевозможные цветные земли. Кроме того, они использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывались из различных растений и простейших животных организмов - моллюсков, червячков.

Но со временем многие натуральные пигменты были вытеснены искусственными. Так, например, синюю краску ультрамарин, ценившуюся дороже золота (ее получали из минералов лазурита), в ХIХ веке заменил дешевый искусственный ультрамарин.

Согласно «Оксфордскому словарю искусств» первые масляные краски в тюбиках были выпущены фирмой «Винд­зор и Ньютон» в 1841 году.

Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения, и лишь небольшое число их органические соединения. Первоначально служили для этой цели почти исключительно вещества, находимые в природе готовыми — земли, но в ближайшее к нам время и преимущественно в текущее столетие приготовляется сверх того большое число красок искусственным путем в лабораториях и на фабриках. Из них очень немногие принадлежат к числу определенных химических соединений, остальные более или менее сложны.

В продаже в настоящее время можно встретить краски очень разнообразных названий , более 300 наименований, при этом по своему качеству они не все одинаковы, и начинающему живописцу важно с самого начала знать свойства масляных красок, которые мы рассмотрим по родовым названиям.


 

 

Белые оттенки:

Белила цинковые - белила готовят из цинка, получаемого электролитическим способом. По своему составу белила представляют собой окись цинка ZnО. Связующим белил является смесь орехового и льняного масел. Белила цинковые имеют кремовый оттенок. Разбелы цинковых белил по тону холоднее, чем разбелы свинцовых белил.

Характерные особенности, цинковых белил состоят в том, что:

  1. Они сравнительно медленно сохнут;
  2. Обладают средней кроющей способностью;
  3. Улучшают прочность смесей красок.

Под действием света белила цинковые не теряют своей белизны; желтеют в темноте, но цвет постепенно восстанавливается под действием света.
Под действием сероводорода и сернистых газов не теряют своей белизны.
Промышленное производство цинковых белил относится к 1849 году, когда и были применены в живописи.

Белила цинковые совершенно необходимы для работы, так как они применяются при разбелах красок в их смесях.


Белила свинцовые - белила свинцовые готовят на основе углекислого свинца. Связующим для свинцовых белил служит смесь орехового и льняного масла.
Свинцовые белила обладают меньшей белизной, чем белила цинковые, что дает возможность получать более теплые разбелы. Характерными особенностями свинцовых белил является то, что:

  1. Они представляют собой более вязкую пасту, чем белила цинковые;
  2. Высыхают значительно быстрее цинковых белил (обладая сиккативными свойствами), в смесях ускоряют высыхание других красок;
  3. Обладают большой укрывистостью и хорошей адгезией;
  4. Относятся к токсичный краскам.

Свинцовые белила светопрочны. Под действием сероводорода и сернистых газов свинцовые белила темнеют.
Свинцовые белила применяются с времен раннего средневековья.
Примечание. Ленинградский завод художественных красок выпускает следующие белые краски: белила цинковые, свинцово-цинковые, свинцовые, титановые, где пленкообразующим являются специально обработанные масла или пентаэритритовые эфиры жирных кислот подсолнечного или льняного масел.

Белила титановые - Двуокись титана TiO2 рутильной или анатазной формы. Как пигмент для красок впервые  двуокись титана стала использоваться с 1870 года, но лишь в начале ХХ века соединения титана получили промышленное применение. В ряде случаев применяется как самостоятельный пигмент, но иногда используется в смеси с бланфиксом, цинковыми белилами, фосфатами бария и кальция и др. или фальсифицируется (разбавляется) малоукрывистыми белыми наполнителями (коалин, мел, тальк). Химически, атмосферо и термостойкий пигмент.


Неаполитанская желтая (на основе свинцовых белил) 

- Неаполитанская светло-жёлтая.


- Неаполитанская оранжево-жёлтая.


- Неаполитанская телесная.


Неаполитанская желтая представляет собой соединение сурьмяной кислоты с окисью свинца. Краска состоит на 95% из свинцовых белил, кадмия желтого и охры красной.
Цвет краски светло-желтый с золотистым оттенком, отличается некоторой блеклостью. В живописи накрасками неаполитанской желтой часто имитируют цвет золота.


Характерные особенности неаполитанской желтой:

  1. Она обладает примерно такой же вязкостью, что и свинцовые белила;
  2. Относится к быстросохнущим краскам и ускоряет высыхание других красок;
  3. Отличается большой укрывистостью;
  4. Не допускает соприкосновения с железом;
  5. Краска темнеет, поэтому не следует наносить краску мастихином.

Краска светостойкая, но при длительном воздействии света темнеет.
Неаполитанская желтая темнеет под воздействием сероводорода и сернистых газов. Краска применяется с начала XVIII века.

Нежелательные смеси белых красок в основе свинцовых белил

  1. Недопустимы смеси белил свинцовых с ультрамарином, капут-мортуумом (светлым и темным), кобальтом синим и фиолетовым, краплаком красным и золотисто-желтой "ЖХ". Смешение белил свинцовых с перечисленными красками вызывает их потемнение или побурение тона.
  2. Свинцовые белила в смесях с краплаком фиолетовым, Ван-Диком (порховским), а также с черными красками (в особенности с костью жженой) в случае их смешения в малых концентрациях, менее 1:10, вызывает резкое высветление красок.
  3. Свинцовые белила не следует смешивать с красками, приготовленными на органических пигментах.
  4. В смесях белил свинцовых с кобальтом фиолетовым темным, охрой темной, умброй натуральной, марсом коричневым темным прозрачным и марсом коричневым светлым происходит высветление тона красок.
  5. Смеси неаполитанской желтой с другими красками имеют те же недостатки, что и смеси свинцовых белил, так как краска на 95% состоит из этих белил.


Кадмиевые краски:

- Кадмий лимонный.


- Кадмий жёлтый светлый.


- Кадмий жёлтый средний.


- Кадмий жёлтый тёмный.


Кадмиевые желтые пигменты представляют собой соединение сульфата кадмия с сульфатом цинка.
Цвет желтых кадмиевых красок зависит от указанных соотношений сульфида кадмия с сульфидом цинка.
Краски отличаются высокой чистотой и интенсивностью.


Характерные особенности кадмиевых желтых красок следующие:

  1. Они чернеют при смешении с красками на свинцовой основе;
  2. Изменяются в цвете в смесях с красками, содержащими окислы железа (охрой, сиеной и др.);
  3. В смесях с синими пигментами кадмии дают возможность получить гамму зеленых красивых оттенков;
  4. По высыхании не изменяют первоначального цвета;
  5. Обладают высокой кроющей способностью;
  6. Кадмий желтый светлый рекомендуется разбавлять ореховым маслом.

Светостойкость кадмиевых желтых красок возрастает по мере перехода от светлых к темным оттенкам.
Кадмиевые желтые краски не изменятся в цвете под действием сероводорода и сернистых газов.
Кадмиевые краски известны с 1829 года.


- Кадмий оранжевый.


- Кадмий красный светлый.


- Кадмий красный тёмный.


-Кадмий пурпурный.


Пигмент представляет собой соединение сульфида и селенида кадмия, взятых в соответствующих соотношениях.
Цвет и оттенок красного кадмия зависят от содержания в нем селенида кадмия. Чем выше содержание селенида кадмия, тем насыщеннее красный оттенок краски; краски обладают большой цветовой насыщенностью, чистотой и яркостью. Красный кадмий по цвету приближается к киновари.


Характерные особенности указанных красок следующие:

  1. Они не изменяют цвета после высыхания, остаются насыщенными и яркими;
  2. Обладают высокой кроющей способностью;
  3. Тускнеют от добавления пинена и разбавителя № 2.

Краски отличаются высокой светостойкостью. Кадмиевые краски оранжевые и красные не изменяются под действием сероводорода и сернистых газов. 
Кадмий красный применяется с 1912 года.


Нежелательные смеси кадмиевых красок:

  1. Смеси кадмиевых красок с ультрамарином, краплаком фиолетовым и Ван-Диком дают высветление их, но при этом краски сохраняют свой цвет.
  2. Вся группа кадмиевых красок склонна к размыванию в стареющей пленке, что было замечено на смесях кадмиевых красок с кобальтовыми, марганцевыми, ультрамарином, охрой светлой и волконскоитом.


Кобальтовые краски:

Кобальт зеленый светлый с холодным оттенком, кобальт зеленый темный, кобальт синий, кобальт фиолетовый светлый, кобальт фиолетовый темный, кобальт синий спектральный и церулеум

Химический состав кобальтовых пигментов представляет собой соединение закиси кобальта со следующими окислами металлов.

Кобальт темный - представляет собой соединение закиси кобальта, окиси цинка и окиси алюминия.

Кобальт светлый - краска с холодным оттенком представляет собой твердый раствор шпинелидов.


- Кобальт зеленый темный - краска слегка с синеватым оттенком,имеет слегка синеватый оттенок.


- Кобальт зеленый светлый - пигмент бледно-зеленого цвета, имеет цвет с холодным оттенком отличается от кобальтов зеленых темных более холодным голубоватым оттенком.


- Кобальт синий светлый - представляет собой шпинелеподобный алюминат кобальта с примесью фосфата и цинката в нем, имеет спектрально синий цвет, напоминает ультрамарин, но отличается большей звучностью.

- Кобальт синий средний



- Кобальт синий спектральный



- Кобальт розовый светлый.



- Кобальт фиолетовый светлый - по химическому составу представляет собой двойную аммонийно-кобальтовую соль ортофосфорной кислоты. Имеет розовофиолетовый цвет.

- Кобальт фиолетовый темный - представляет собой обезвоженную фосфорнокислую соль кобальта, имеет насыщенный фиолетовый цвет.

- Церулеум - представляет собой оловянно-кобальтовую краску небесно-голубого цвета.


Цвет и оттенки кобальтовых красок зависят от различных соединений солей кобальта.

Характерными особенностями кобальтовых красок является :

  1. Они относятся к лессирующим краскам; 
  2. Отличаются быстрой высыхаемостью; 
  3. Обладая сиккативными свойствами, в смесях с другими красками ускоряют их высыхание, более низкие сиккативные свойства имеет кобальт зеленый светлый из-за низкого содержания окиси кобальта;
  4. Обладают укрывистостью; 
  5. Церулеум отличается от других кобальтовых красок способностью сохранять свой истинный цвет при искусственном освещении, он не приобретает фиолетового оттенка, к чему вообще склонны кобальтовые краски;
  6. Интенсивность кобальтовых красок средняя.

Кобальтовые краски обладают высокой светостойкостью, за исключением кобальта светлого фиолетового. Кобальт синий в условиях недостаточной освещенности в пастозных слоях склонен к позеленению вследствие пожелтения льняного масла, переходящего при высыхании в линоксин.
Кобальтовые краски не изменяют своего первоначального цвета под действием сероводорода и сернистых газов.
Кобальт темный известен с 1858 года; кобальт светлый - с 1880 года; кобальт зеленый открыт в 1780 году. В живописи эти краски применяются с XIX века.

Нежелательные смеси кобальтовых красок
1. Не рекомендуются смеси кобальтов фиолетовых и синего с белилами свинцовыми.
2. Все кобальтовые краски не рекомендуется смешивать с ультрамарином, краплаками, золотисто-желтой "ЖХ", Ван-Диком, а также с черными красками, взятыми в малых концентрациях (менее 1:10).


Марганцевые краски:

Марганцевая голубая

Пигмент марганцевой голубой краски гипоманганата и сульфата бария.
Краска интенсивная небесно-голубого тона.


Характерные особенности марганцевой голубой следующие:

  1. Краска полулессирующая;
  2. К ней не рекомендуется добавлять льняное масло, так как при пожелтении масла, при переходе его в линоксин, краска принимает зеленоватый оттенок; 
  3. Для сохранения небесно-голубого тона к краске рекомендуется добавлять мастичный или даммарный лак, ореховое масло или смесь орехового масла с лаком (из-за склонности льняного масла к пожелтению краска выпускается на пентомасляном связующем); 
  4. Она обладает незначительной укрывистостью интенсивностью.

Краска обладает удовлетворительной светостойкостью.
Марганцевая голубая не изменяет своего цвета под воздействием сероводорода и сернистых газов. Марганцевая голубая относится к современным краскам.

Марганцево-кадмиевая

Краска представляет собой смесь марганцевой голубой и кадмия лимонного.
Это краска ярко-зеленого цвета, в разбеле становится более холодной. 
Mapганцево-кадмиевая имеет те же характерные особенности, что и марганцевая голубая, отличаясь от нее лишь большей укрывистостью. Смешивать марганцево-кадмиевую с другими красками не рекомендуется, за исключением цинковых белил.
Эта краска светостойкая, но ее светостойкость меньше, чем у марганцевой голубой.


Нежелательные смеси марганцевых красок

  1. Не рекомендуется смешивать марганцевую голубую с краплаками, золотисто-желтой "ЖХ", охрой темной, марсом коричневым светлым, умброй натуральной, Ван-Диком (порховским). Смеси марганцевых с указанными красками вызывают высветление тона с последующим переходом смеси в грязно-голубой цвет.
  2. Марганцево-кадмиевая краска выпускается заводом дав работы ею в чистом виде. В смесях с другими красками она изменяет оттенок - в сторону входящего в нее марганцевого голубого пигмента, что особенно выявляется в смесях: с ультрамарином, кобальтом синим, краплаками, золотисто-желтой "ЖХ", марсами земляными, умбрами, Ван-Диком и архангельской коричневой.


Золотисто-желтая "ЖХ" - относится к современным краскам. Краски отличаются высокой светостойкостью.
Марганцево-кадмиевая краска под воздействием сероводорода и сернистых газов сохраняет свой первоначальный цвет. Эта краска относится к современным.


Хромовые краски:

- Окись хрома - краска готовится на основе пигмента окиси хрома. Окись хрома имеет зеленый цвет мягкого тона.

 


Характерные особенности окиси хрома следующие:

  1. Краска обладает большой кроющей способностью; 
  2. При разнесении по грунту быстро "садится";
  3. Для нанесения тонкого слоя краску следует разводить отбеленным маслом или лаком; 
  4. Допускает смешение со всеми красками.

Краска обладает значительной светопрочностью.
Под воздействием сероводорода и сернистых газов окись хрома не изменяет первоначального цвета.
Пигмент окиси хрома был получен в 1809 году. Краска применяется в живописи с 1838 года.

-Хром-кобальт сине-зелёный


Изумрудная зеленая

Пигмент краски представляет собой гидрат окиси хрома.
Цвет краски - ярко-зеленый холодного тона. Разбел краски с белилами дает синевато-зеленоватый тон.
Изумрудная зеленая - краска незначительной интенсивности, но обладает глубиной, насыщенностью и чистотой цвета.


Характерные особенности изумрудной зеленой следующие:

  1. Краска относится к лессирующим;
  2. При нанесении тонких слоев не требует разведения, так как легко разносится по холсту;
  3. В случае необходимости разведения краски не следует применять пинен или разбавитель № 2, так как краска теряет яркость и становится матовой. Для разведения ее нужно пользоваться уплотненным маслом № 1 или № 2. Масло следует вводить в минимальном количестве во избежать пожелтения краски.

Изумрудная зеленая является краской светопрочной.
Она не изменяет цвета под воздействием сероводорода и сернистых газов.
Эта краска известна с 1838 года. В живописи применяется с середины XIX века.


- Стронциановая желтая - пигмент краски представляет собой хромат стронция.
Это краска лимонно-желтого цвета, глуховатая.


Характерные особенности стронциановой желтой:

  1. При высыхании она не меняет тона, но со временем слегка зеленеет;
  2. В смесях с изумрудной зеленой и марганцевой голубой дает яркие зеленые тона;
  3. Обладает большой укрывистостью.

Краска отличается высокой светопрочностью.
Под действием сероводорода R сернистых газов стронциановая желтая не изменяет цвета. Краска применяется с середины XIX века.


Волконскоит 

Волконскоит представляет собой земляной пигмент типа дисперсной глины, окрашенной в темно-зеленый цвет. По своему химическому составу волконскоит представляет собой кремне-гидрогель хрома с закисью железа. Волконскоит - краска темно-зеленого цвета слабой насыщенности и интенсивности.


Земля зелёная

Земля зеленая представляет собой разновидность волконскоита.


Характерные особенности указанных красок следующие:

  1. Их нужно наносить главным образом тонкими слоями; 
  2. Могут применяться для лессировок; 
  3. При нанесении толстых слоев краски со временем склонны к растрескиванию;
  4. Не следует наносить эти краски на клеевой грунт;
  5. При нанесении на тянущие грунты краски теряют масло и осыпаются;
  6. Смеси этих красок с пастозными резко снижают их пастозность.

Волконскоит и земля зеленая обладают высокой светопрочностью.
Обе краски не изменяют цвета под действием сероводорода и сернистых газов.
Эти краски начали применять в масляной живописи в последние десятилетия.


Нежелательные смеси хромовых красок

1. Не рекомендуется смешивать окись хрома с краплаками, так как краплаки теряют свой тон.
2. В связи с тем что стронциановая желтая склонна при высыхании к позеленению, ее не следует смешивать с золотисто-желтой <ЖХ>, кадмием лимонным, желтым светлым, средним и оранжевым, так как при смешении получается краска грязно-зеленая.
3. Не рекомендуется смешивать изумрудно-зеленую с краплаками (особенно с фиолетовым), он имеет вид выгоревшей краски.
4. Волконскоит и земля зеленая при пастозном нанесении и тянущих грунтах склонны к растрескиванию, что особенно сказывается в смесях с золотисто-желтой "ЖХ", марганцевой голубой, марганцевой кадмиевой, ультрамарином, краплаками, умброй натуральной, а также черными красками - виноградной и персиковой.


Ультрамарин:

- Ультрамарин светлый.


По химическому составу ультрамарин представляет собой алюмосиликат натрия, содержащий сульфид или полусульфид натрия. Пигмент ультрамарина получают путем обжига смеси каолина, серы, инфузорной земли, кварцевого песка и каменного угля.
Ультрамарин - краска синего цвета, бывает двух оттенков - темного и более светлого.


Характерные особенности ультрамарина состоят в том, что:

  1. Это краска средней кроющей способности и незначительной укрывистости;
  2. Обладает лессировочными свойствами; 
  3. Под воздействием прямых солнечных лучей краска теряет масляное связующее, фактура накраски резко высветляется и превращается в осыпающийся порошок. Это явление называется "ультрамариновой болезнью".

Ультрамарин имеет среднюю светостойкость.
Под действием сероводорода и сернистых газов ультрамарин не изменяет цвета.
Эту краску начали применять в живописи с 1828 года.



Нежелательные смеси ультрамарина

1. Смешение ультрамарина с свинцовыми белилами, с красными (кадмиевыми красками, капут-мортуумом, кобальтом синим, а также с краплаками дает побурение тона красок. 
2. Незначительное высветление происходит при смешении ультрамарина с церулеумом, с кобальтом зеленым.
3. Смешение ультрамарина с большинством земляных красок (охра, умбра, марс, Ван-Дик) вызывает высветление красок.
4. В смесях ультрамарина с умброй и волконскоитом происходит растрескивание накрасок.


Краплаки:

- Краплак красный.


- Краплак красный тёмный


Краплаки и золотисто-желтая "ЖХ" представляют собой синтетические краски. Краплаки приготовляют на основе антрахиноновых пигментов, представляющих собой комплексные, интенсивно окрашенные соединения. Золотисто-желтая "ЖХ" приготовляется из кубового желтого пигмента.
Цвет краплаков может быть различным в зависимости от состава (применяемых соединений (оксиантрахинона и осадителей). Цвет краплаков, применяемых в живописи - от красного, розового до розовато-фиолетового. Краплак был приготовлен в 1868 году.


Золотисто желтая "ЖХ" - является краской, заменяющей индийскую желтую, и отличается от нее более теплым тоном. Для получения цвета индийской желтой к золотисто-желтой "ЖХ" добавляют травяную зеленую или голубую "ФЦ".


Характерные особенности краплаков состоят в следующем:

  1. Это сильно лессирующие краски, обладают большой укрывистостью;
  2. Краплаки относятся к медленно высыхающим краскам; 
  3. Введение в краплаки лаков или уплотненного масла (№ 1 или № 2) еще больше повышает их яркость;
  4. Золотисто-желтая "ЖХ" в смесях с другими красками замедляет их высыхание. В пастозных слоях она склонна к растрескиванию, особенно в смеси с костью жженой и умброй натуральной. Краска выпускается для нанесения тонких живописных слоев.

Краплаки и золотисто-желтая "ЖХ" обладают низкой светостойкостью. 
Оба вида красок не изменяются в цвете при воздействии сероводорода и сернистых газов.


Нежелательные смеси красок, состоящих из органических соединений

1. Не допускаются смеси золотисто-желтой "ЖХ" и краплаков с ультрамарином, кобальтовыми, хромовыми, марганцевыми в белилами свинцовыми.
2. При разбелах красок на органической основа не следует применять свинцовые белила, вызывающие резкое выцветание красок.
3. С некоторыми земляными красками золотисто-желтая. "ЖХ" дает побурение тона.


Железоокисные краски:

Коричневые оттенки:

Коричневые краски использовались в масляной живописи во все времена. И раньше и теперь большинство коричневых пигментов получали из сырья минерального происхождения - различных земель. Поэтому коричневые краски относятся в основном к так называемым землям. Они обладают разнообразными оттенками, оригинальность которых проявляется в разбеле. Большинство нейтрально в смесях с другими красками.

 

Марс желтый

Пигмент краски представляет собой гидрат окиси железа с включением минерала гидрогематита и органических веществ, придающих краске в пастозных накрасках коричневый оттенок.
Марс желтый - краска темно-желтого цвета, в корпусных слоях благодаря присутствию гидрогематита приобретает коричневый оттенок. Пигмент марса желтого, прокаленный при температуре 200-250°, приобретает оранжевый оттенок. При повышении температуры до 400° получают пигмент для марса красного.


Характерные особенности марса желтого:

  1. Это краска быстро сохнущая лессирующая;
  2. При разбеле не теряет своей насыщенности;
  3. Склонна к потемнению при длительном облучении, воздействии солнечных лучей.

- Марс коричневый светлый - также земляная краска светло-коричневого цвета с желтоватым оттенком. По цвету и свойствам напоминает сиену натуральную но несколько темнее. Относится к полулессировочным краскам. Пигмент содержит значительное количество окиси железа и окись кремния; присутствие последнего ускоряет высыхание краски. В смесях ведёт себя подобно охре тёмной.

- Марс коричневый тёмный - краска глубокого тёмно-коричневого цвета, более укрывистая, чем марс коричневый светлый, в разбеле имеет холодноватый оттенок. Пигмент по составу является глинистой породой, окрашенной окислами железа и марганца. Для производства пигментов используют залежи земель в районе Ладожского озера. Нейтральна в смесях с другими красками, кроме кадмиевых.


Марс коричневый темный прозрачный

Пигмент краски представляет собой смесь гидроокиси и окиси железа с включением незначительного количества марганца. По цвету и химическому составу мало отличается от предыдущей краски. Но в отличие от марса коричневого тёмного обладает высокими лессирующими свойствами; пигмент готовят искусственным путём. Хорошо ведёт себя в смесях со всеми красками.
Это краска темно-коричневая, отличающаяся чистотой и глубиной тона при пастозном нанесении. Тон краски в разбеле остается в одной гамме с исходной краской. Наличие в пигменте марганца придает ей теплый оттенок и снижает глубину коричневого тона.


Характерные особенности указанной краски состоят в том, что:

  1. Она быстросохнущая;
  2. Фактура ее при нанесении остается стабильной.


Марс оранжевый

Пигмент краски представляет собой смесь гидроокиси и окиси железа.
В корпусном слое эта краска красно-коричневая, в лессирующем - красно-оранжевая. Марс оранжевый напоминает сиену жженую, но отличается от нее большей глубиной непрозрачностью в корпусном слое. В разбеле краска - оранжевая.


Характерные особенности марса оранжевого:

  1. Краска представляет собой пластичную пасту и легко разносится по холсту.
  2. На краске хорошо фиксируются мазки кисти.


- Марс чёрный


 

Английская красная

Пигмент для краски представляет собой окись железа с незначительной примесью сернокислого алюминия. Пигмент получают методом прокаливания железного купороса.
Английская красная - краска красно-коричневого цвета большой интенсивности. Цвета краски благодаря включению в пигмент сернокислого алюминия имеют чистые оттенки.


Характерные особенности английской красной:

  1. Она обладает высокой красящей и кроющей способностью;
  2. Тёмные сорта английской красной ранее называли венецианской или помпейской красной, она занимает промежуточное место между английской красной и красной охрой.
  3. При обжиге окиси железа с поваренной солью получают пигмент темно-красного цвета с фиолетовым оттенком, краска, приготовленная из такого пигмента, носит название капут-мортуум, который дает в разбеле гамму фиолетовых тонов.


- Капут-мортуум светлый


 

Охра светлая и золотистая

Пигмент краски представляет собой природный кристаллический гидрат окиси железа с некоторым количеством глины. В охре светлой содержится от 12 до 25% гидрата окиси железа, в охре золотистой его количество может быть до 70-75%.


- Охра светлая - имеет желтый цвет холодного тона, слабой цветовой насыщенности, так как это краска не яркая и не интенсивная.

- Охра золотистая - отличается землистым оттенком и более теплая по тону, чем охра светлая.


Характерные особенности этих красок:

  1. В корпусных мазках охра светлая и золотистая из-за медленного высыхания на всю глубину красочного слоя может изменить цветовую однородность цвета;
  2. При контакте с железными предметами, например при работе мастихином (растирании или нанесении краски), может быть вызвано некоторое ее позеленение.


Охра тёмная

Охра темная по составу аналогична охре светлой, отличается от нее лишь высоким содержанием гидрата окиси железа, доходящего до 60-66%. Пигмент охры обычно содержит некоторое количество органических примесей.
Цвет охры - темно-коричневый, отличающийся очень теплым тоном с оранжевым оттенком в тонких, лессирующих слоях. Краска обладает большой цветовой насыщенностью. Разбел охры имеет коричнево-розоватый цвет. Сырьё для пигмента в нашей стране добывают в районе Петрозаводска. По своему химическому составу пигмент представляет собой гидрат окиси железа. Нежелательны смеси со свинцовыми белилами, марганцевой голубой, желтыми и красными кадмиями.

Характерные особенности охры темной:

  1. Высыхая, краска незначительно темнеет, что придает ей более глубокий тон;
  2. Краска полулессирующая; 
  3. При надобности ее следует разводить отбеленным или лучше уплотненным маслом;
  4. При повышенной температуре склонна к загустению.


Охра красная и охра красная прозрачная

Охра красная и охра красная прозрачная по составу аналогичны выше описанным охрам. Этот вид охр относится к так называемым прокалочным (при нагревании охры светлой она приобретает красный цвет).

Охра красная - имеет красно-кирпичный цвет средней интенсивности, в разбеле розовато-желтая.

Охра красная прозрачная - отличается от красной менее коричневым оттенком.


Характерные особенности:

  1. Обе краски кроющие; 
  2. Охра красная прозрачная отличается от охры красной более высокими лессирующими свойствами.


- Сиена натуральная

Сиена отличается от охры повышенным содержанием гидрата окиси железа и кристаллизационной воды, а также глинистых включений, что указывает на отсутствие кремниевой кислоты.
Сиена натуральная - краска желто-коричневого цвета, причем коричневый оттенок особенно выявляется при ее корпусном нанесении, а желтизна заметна в тонких накрасках.
Краска по мере высыхания в корпусных слоях темнеет и становятся более коричневого тона.

Характерные особенности сиены натуральной:

  1. Она обладает укрывистостью;
  2. Относится к полу лессирующим краскам;
  3. Добавление к краске лаков или разбавителей высветляет ее и делает мутной; 
  4. При однослойной живописи не следует наносить краску пастозно, поскольку в процессе высыхания (которое происходит медленно) и из-за неоднородности мазков возможно образование пятен и цветовых полос.

- Сиена жжёная



- Умбра натуральная - представляет собой продукт выветривания железных руд, содержащих 25-35% железа и 7-10% марганца.  Земляная краска с оригинальным тёмным оттенком. Эта краска известна с древних времён, наиболее ценные сорта добывались в итальянской провинции Умбрии, откуда и пошло её название. У нас в стране для изготовления пигмента используют залежи земель на Карельском перешейке. Для того чтобы пигмент был больше похож по цвету на настоящую умбру натуральную, при производстве краски добавляют некоторое количество волконскоита. Пигмент окрашен окислами железа и марганца, содержание последнего способствует быстрому высыханию умбры. Умбра натуральная - полулессировочная краска, в тонких слоях обладает звучным коричневым цветом с зеленоватым оттенком. Разбелы имеют холодный сероватый тон. В смесях с другими красками ведёт себя хорошо.
Умбра натуральная имеет табачно-коричневатый цвет с зеленоватым оттенком, выявляющимся в тонких накрасках.

- Умбра жженая - краска глубокого коричневого тона, кроющая, разбелы холодные, красно-коричневые. Умбра жженая получается в результате прокаливания умбры натуральной при температуре 400-600°, (Ленинградский завод художественных красок готовит также умбру натуральную путем смещения в определенных соотношениях волконекоита, марса коричневого и феодосийской коричневой). Нейтральна в смесях с большинством красок.

Характерные особенности указанных красок:

  1. В корпусных слоях они отличаются глубиной и насыщенностью тона;
  2. Обладают лессировочными свойствами; 
  3. Благодаря наличию в умбре марганца краски обладают сиккативными свойствами, что ускоряет их высыхание; 
  4. При работе с умброй натуральной ленинградской, состоящей из трех пигментов, не следует добавлять других красок, что вызовет загрязнение смеси.


Ван-Дик коричневый (порховский)

Краску изготовляют из сильно разложившихся торфов в районе г. Порхова. Пигмент содержит большое количество органических включений (85-92%),. а также окислов железа, алюминия, кремния и фосфора. Это краска насыщенно коричневого цвета, разбел ее с цинковыми белилами матово-серый.
Характерной особенностью является то, что паста краски отличается высокой пластичностью и легко разносится по поверхности холста.


Архангельская коричневая - земляная полулессировочная темно-коричневая краска, по цвету занимает промежуточное место между охрой темной и марсом коричневым светлым.

Земляной пигмент состоит из гидрата окиси железа и незначительного количества марганца.
Это краска темно-коричневая теплого тона. Архангельская коричневая - краска менее интенсивная, чем охра темная. Пигмент, содержащий в основном соединения железа, добывают в Архангельской области. В смесях с другими красками устойчива.

Характерные свойства:

  1. Краска полулессирующая;
  2. Незначительно темнеет при высыхании и становится несколько холоднее в тоне, но приобретает глубину и цветовую насыщенность;
  3. Легко разносится по грунту, что способствует - нанесению тонких слоев.


Феодосийская коричневая - тёмно-коричневая кроющая краска. Пигмент по составу напоминает умбру натуральную, его добывают в Крыму в районе города Феодосии. Разбелы имеют слегка фиолетовый оттенок. Нежелательны смеси с ультрамарином и золотисто-жёлтой ЖХ.


Нежелательные смеси с железоокисными красками

1. Железоокисные краски, кроме марсов, желтого и оранжевого, в смесях с ультрамарином высветляются с изменением тона.
2. Не рекомендуется смешивать земляные краски с марганцевыми и ультрамарином из-за изменения цвета и высветления.
3. Земляные краски не рекомендуется смешивать с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой "ЖХ" и с Ван-Диком.
4. Охра темная, умбра натуральная, марс коричневый темный и светлый в смесях с кадмиевыми красками дают побурение тона.
5. Свинцовые белила дают высветление тона в смесях с умброй натуральной, охрой темной, марсом коричневым светлым и Ван-Диком.


Чёрные краски:


- Виноградная черная

По химическому составу пигмент аналогичен древесному углю с примесью золы. Пигмент получают обугливанием без доступа воздуха молодых побегов виноградной лозы или виноградного отжима косточек и шкурки, что дает повышенное количество золы в пигменте.

Виноградная черная - краска холодная по тону в разбелах, уступает в этом свойстве персиковой черной. Разбел краски имеет синеватый оттенок.


Характерные особенности:

  1. Краска занимает промежуточное между костью жженой и сажей газовой;
  2. Обладает большой укрывистостью; 
  3. В смесях с другими красками ведет себя аналогично кости жженой.

Виноградная черная относится к светостойким, не изменяет своего первоначального черного цвета под действием света.
Краска не подвержена изменениям при воздействии сероводорода и сернистых газов.
Эта краска известна с древнейших времен.


Персиковая черная

Пигмент приготовляется обугливанием, без доступа воздуха косточек персиков и абрикосов. По химическому составу он представляет собой аморфный уголь с незначительным количеством золы.
Персиковая черная - краска глубокого черного цвета с синеватым оттенком в разбеле она более холодного оттенка, чем - виноградная черная.


Характерные особенности персиковой черной:

  1. Она занимает промежуточное положение между костью жженой и сажей газовой;
  2. В смесях с другими красками ведет себя аналогично кости жженой;
  3. Обладает большой укрывистостью.

Эта краска обладает высокой светостойкостью.
Персиковая черная не подвержена изменениям при воздействии сероводорода и сернистых газов. 
Эта краска известна с древнейших времен.


Шунгит

Пигмент представляет собой глинистую породу, включающую каменный уголь.
Эта краска имеет холодный оттенок и слабую насыщенность цвета, в разбелах шунгит нейтрального серого цвета.
Характерной особенностью является то, что шунгит обладает высокой кроющей способностью.
Эта краска имеет высокую светостойкость.
Шунгит под действием сероводорода и сернистых газов не изменяет первоначального одета.
Краска известна с древнейших времен.


- Сажа газовая

Основной составной частью сажи газовой является углерод (88,0- 99,0%), остальное - продукты сгорания сырья, из которого получают сажу. Сырьем для производства этой краски является природный газ, большую часть которого составляет метан. Изготовляют сажу также путем сжигания масел.
Сажа газовая насыщенно черная краска, в разбеле - холодного тона. В разбеленном виде эта краска имеет исключительно большую интенсивность.


Характерными свойствами сажи газовой является то, что:

  1. Эта краска, обладая очень тонкодисперсным пигментом, склонна к миграции из слоя в слой близлежащей краски, утемняя или загрязняя ее; 
  2. В ответственных художественных работах применять краску не рекомендуется.

Сажа газовая обладает высокой светопрочностью.
Под воздействием сероводорода и сернистых газов не изменяется.
Эта краска известна с древнейших времен.

Кроме перечисленных черных красок, выпускаются: ухоловская черная,подольская, звенигородская черная, сырьем для которых являются битуминозные глины. Кроме того, выпускается тиоиндиго черная, изготовляемая на синтетической основе. Краска обладает выраженным синеватым оттенком, особенно в разбеле.

Нежелательные смеси с черными красками
1. Не рекомендуется смешивать черные краски в малых количествах с ультрамарином, кобальтом синим, марганцевой голубой, марганцевой кадмиевой, золотисто-желтой "ЖХ", краплаком розовым.
2. При разбеле черных красок не рекомендуется применять свинцовые белила, так как применение их усиливает выцветание красок.

 

- Небесно-голубая - полулессировочная, хорошая светостойкость.


- Бирюзовая - лессировочная, хорошая светостойкость.


- Голубая ФЦ - лессировочная, хорошая светостойкость.


- Зелёная ФЦ - лессировочная, хорошая светостойкость.


- Травяная зелёная - лессировочная, хорошая светостойкость.


- Виридиновая зелёная - полулессировочная, низкая светостойкость.


- Карминовая - лессировочная, хорошая светостойкость.



Масляные краски продают в жестяных банках (это, как правило, эскизные краски) и в тубах, которые бывают трех размеров, самый большой №10, средний №7 и малый №3. Советуем покупать краски в тубах, они лучшего качества, и ими удобнее пользоваться.

Палитра художника, какой бы многоцветной она ни была, не может сравниться с цветовым богатством природы. Известно, что живописцы Древней Греции использовали краски только четырех цветов: белую, желтую, черную и красную. Но и такой ограниченный набор не мешал античным мастерам добиваться большой выразительности в живописи.

Краски, как правило, не продаются наборами. Это объясняется тем, что одни художники пишут в основном земляными красками, другие любят яркие органические. К тому же и расходуются краски неодинаково: все живописцы в огромном количестве "поглощают" белила, поэтому и закупать их надо побольше. Масляные краски хранятся годами, и надо, чтобы у вас всегда был хороший запас, который следует постоянно пополнять. Иначе однажды можно остаться без самой необходимой краски.

Какие же краски можно порекомендовать начинающему? В первую очередь понадобятся белила, охра светлая, английская красная, или любая земляная краска, персиковая черная: кроме того, стронциановая желтая, кадмий желтый средний, из красных - кадмий, краплак, или тиондиго розовая, из коричневых - сиена натуральная и жженая, умбра натуральная и жженая, марсы или другие коричневые, из зеленых - изумрудная зеленая, кобальт зеленый светлый, из синих - ультрамарин и кобальт синий.

Тициану приписывают такую фразу: " Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше, как три краски, белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием"

Это, конечно, преувеличение. Но с точки зрения сохранности картины, чем меньше красок, различных по цвету и химическому составу, соединено в один красочный слой, тем легче они "уживутся" между собой, а живопись будет прочнее, долговечнее. Сохранность ее, бесспорно, зависит от прочности каждой краски в отдельности, поэтому не надо применять случайных материалов. Ведь, помимо художественных красок, существуют масляные малярные краски и, кроме того, различные эмали. Они содержат часто нестойкие пигменты, низкокачественные связующие вещества, способствующие быстрому высыханию (сиккативы), которые в то же время ускоряют разрушение красочного слоя.

Если ваша палитра скромна - не беда. Главное чтобы она состояла из стойких, художественных высококачественных красок!!!


Вжухлость масляных красок.

Редкие названия красок.

Влияние искусственного освещения на тон красок.

Влияние цвета на человека.



 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.