Пламенеющая готика |
История искусств | |||
"ПЛАМЕНЕ́ЮЩАЯ ГО́ТИКА" (франц. "gothique flamboyant", от flamme,лат. flamma — "огонь, пламя") — историко-художественный стиль, характеризующий поздний, заключительный этап развития Готики. Хронологические границы стиля определяются примерно 1350—1550 гг. и относятся к странам Центральной и Северной Европы ("к северу от Альп"). В отличие от стиля интернациональной готики, получившего распространение в теже годы (1390—1430-е) в основном в живописи, "пламенеющая готика"(также интернациональный стиль) развивалась главным образом в архитектуре. Название возникло от характерных для этого периода архитектурных деталей —фиал, крестоцветов и переплетов окон, изощренно изгибающихся инапоминающих языки пламени (англ. flowing tracery — "текучийузор").
Однако смысл стиля не сводится к внешним проявлениям. "Пламенеющая готика"— "венец средневековья" и, одновременно, кризисная фаза развитияготического стиля, в которой искусство Готики как бы отрицает само себя,подготавливая тем самым почву для распространения новых художественныхидей. Для этого времени характерно строительство зальных храмов,в которых боковые нефы выводили на одинаковую высоту с центральным, а тонкиепучки колонн и огромные окна создавали ощущение единого пространства.
В этом можно увидеть предвестие классицистического архитектурного мышления,которое формировалось в эти годы в Италии. Однако термин"пламенеющая готика" (как и само слово "готика" и многие другиеназвания, к примеру "барокко") вначале использовали с критическимоттенком. Термин ввел французский историк Шарль-Виктор Ланглуа (Langlois, 1863—1929), считая "пламенеющие формы" вырождением готического стиля. Только в 1972 г. вышло обобщающее и беспристрастноеисследование канадского историка Р. Санфеона "Пламенеющая архитектура во Франции". Высшая стадия "пламенеющей готики" во Франции связана с периодом правления Людовика XI (1461—1483). Архитектурные детали, имевшие на первых стадиях формирования и развития готического стиля конструктивное значение, окончательно утрачивают тектоничность и превращаются в прихотливый узор, каменную паутину, заполняющую поверхности вимпергов, тимпанов, оконных проемов, больших "роз". Особенно примечательны извилистые линии такого узора южной "розы" собора в Санлисе, западного фасада церкви Св. Троицы в Вандоме (XV в.) и церкви Сен-Уан в Руане (XIV—XV вв.). После стиля "высокой готики" Иль-де-Франс, или стиля Людовика IX Святого, новые тенденции в архитектуре Франции отчетливо выявляются в период правления короля Карла VII (1422—1461). В зданиях Бурже и знаменитом Госпитале в Бонэ (1443—1448), памятнике бургундской школы, уже проявились ренессансные черты. Образцом "пламенеющей готики" считают башню Сен-Жак в Париже, галереи клуатра и хоры церкви аббатства Мон-Сен-Мишель (1450—1521). Для поздней Готики характерно устремление мастеров к дематериализации формы, преодолению естественных, природных свойств материала: камня, дерева (итал. slancio — "порыв, стремление ввысь"). Именно эту тенденцию подметил французский писатель М. Пруст, осматривая резные деревянные скамьи хора собора в Амьене:
Стихийное, органическое начало, вообще присущее поздней Готике в результате действия деструктивных тенденций, соединяется в "пламенеющем стиле" с возросшим интересом к живой природе, развитием натурализма (то же явление, но в несколько иных формах мы наблюдаем в искусстве итальянского кватроченто). Спирально закрученные шпили-фиалы с отростками краббов и звездчатые переплетения нервюр сводов производят впечатление фантастических растений, но не являются простой стилизацией.
Действительно, для форм "пламенеющей готики" характерно смешение обрамляющей (конструктивной) и заполняющей (декоративной) функции. Объясняя причину этого явления, Кон-Винер пишет:
Голландский историк Й. Хёйзинга в книге "Осень средневековья" обращал внимание на детали, свидетельствующие о некоем "панстилизме" и "панэстетизме" (всеохватывающем чувстве стиля). Появлялась мода на башмаки с загнутыми вверх носками, похожими на клюв птицы, и подвешенными к ним серебряными колокольчиками. "Готическая кривая" определяла покрой мужского и женского костюма. Беспокойные складки драпировок, как бы раздуваемые невидимым вихрем, становились отличительной чертой в живописи и скульптуре. Любовь к "беспокойной линии" заметна в немецких гравюрах XIV—XVI вв. При рассмотрении этих гравюр создается впечатление, что мода пародировала "готическую кривую". Идеалом красоты казалась в то время изогнутая фигура с откинутым назад корпусом и выставленным вперед животом. Костюм, сшитый из разноцветных лоскутов, прорезали таким образом, что в прорезях была видна ткань подкладки контрастного цвета. Чувственность, экзальтация находили выражение в грубых, откровенно эротичных мистериях, которые разыгрывали непосредственно перед храмом.
|