Самоцветы (а - з) Печать
Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 
Художественные материалы

САМОЦВЕТЫ

 

МИНЕРАЛ (франц. minéral, от ср.-лат. minerale — "выступающий, обваливающийся") — твердое тело, образовавшееся в результате естественных, природных процессов в земной коре. Материал изобразительного искусства.

ДРАГОЦЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (самые дорогие, наивысшей ценности) — материалы, в наибольшей степени удовлетворяющие трем основным требованиям: красоте (блеску, сиянию), редкости, долговечности (прочности). Таких материалов, иначе называемых благородными, в равной степени отвечающих строгим требованиям, сравнительно немного. Из металлов: золото, платина, электрум (сплав золота и серебра), серебро (хотя оно и окисляется на воздухе), позолоченое серебро. Из минералов по прочности и красоте первое место занимает алмаз (в ограненном виде — бриллиант ), далее  следуют рубин, сапфир, изумруд.

В разное время к драгоценным камням причисляли различные минералы в зависимости от их символического значения. В библейской традиции камни символизируют добродетели, а их блеску приписывали магическую силу. Библия сообщает о двенадцати драгоценных камнях в четырехугольном наперснике (нагруднике) иудейского первосвященника, на которых были начертаны имена двенадцати колен Израилевых "для постоянного памятования о них пред Господом" (Исх. 28:15—30). Это: ярко-красный рубин, желтый прозрачный топаз, зелено-голубой изумруд, темно-красный карбункул, голубой сапфир, бесцветный алмаз, яхонт, молочный, "цвета морской пены" агат, фиолетовый аметист, золотистый хрисолит, переливчатый оникс, зеленый аспид.

В Апокалипсисе (Откр. 21:19—20) основаниями Нового Иерусалима являются яспис, сапфир, халкидон, смарагд, сардоникс, сердолик, хрисолит, вирилл (берилл), топаз, хрисопрас, гиацинт и аметист. К драгоценным камням в качестве ворот Нового Иерусалима был причислен жемчуг.

Названия камней со временем менялись. В древности разные камни иногда называли по внешнему сходству одинаково, и напротив — один и тот же минерал в зависимости от окраски получал разные наименования.

В настоящее время к драгоценным камням причисляют также аквамарин , александрит, альмандин, гранат, опал, лазурит, турмалин, родонит, благородную шпинель, циркон.

К полудрагоценным, или поделочным, камням (самоцветам) относят гелиотроп, бирюзу, аметист, горный хрусталь, агат, лазурит, обсидиан, сердолик, халцедон, лабрадор, эпидот. К полудрагоценным материалам причислены гагат , коралл, перламутр, слоновая кость, панцирь черепахи (бисса), янтарь (амброид). Из этих материалов делали амулеты и талисманы.

ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ минералы, в меньшей мере обладающие качествами драгоценных — красотой, редкостью, долговечностью (прочностью). В истории одни и те же минералы и их разновидности относили и к драгоценным, и к полудрагоценным материалам, в зависимости от господствующей эстетики, возможностей разработок и технологии обработки камней. К тому же названия материалов менялись. Так, в древности к драгоценным камням причисляли полудрагоценные — жемчуг, горный хрусталь, сардоникс, сердолик. Ныне к полудрагоценным камням относят также агат, бирюзу, аметист, гелиотроп, диоптаз, лабрадор, лазурит, нефрит, обсидиан, халцедон, эпидот, хрисопраз. Поскольку эти минералы используют для резьбы и относительно крупных изделий, они имеют второе название — поделочные камни. Разнообразная окраска дала им еще одно наименование — самоцветы.

В Китае особо ценили жад и нефрит.

В христианской иконографии горный хрусталь и слоновая кость считаются символами Девы Марии, поскольку они сами не излучают, но сверкают, отражая свет Божественный. Свойственный многим камням аллохроматизм (подвижность окраски) также считался божественным.

АЛЛОХРОМАТИЗМ (от греч. alios — "чужой, изменчивый" и chroma — "цвет") — одно из двух основных свойств окраски драгоценных камней. Не связано непосредственно с химическим составом минерала, а зависит от примесей. Так прибавление небольшого количества окиси хрома к бесцветному корунду превращает этот камень в ярко-красный рубин. А соединение железа и титана окрашивает тот же корунд в синий цвет, и тогда такой камень называют сапфиром. Элементы, изменяющие окраску драгоценных камней, именуются хромофорами (греч. chromophoros — "несущие окраску"). Параллельное словообразование в русском языке: самоцветы — прозрачные, но ярко окрашенные драгоценные камни. Другое свойство окраски драгоценных камней — изначальный, основной цвет, присущий именно этой породе, — называется идиохроматизмом (от греч. eidos — "вид, образ" и chroma — "цвет"). Изменение цвета в зависимости от освещения называется люминесценцией . В более широком значении аллохроматизм — многообразие полутонов, нюансов, валёров; способность красок создавать множественность оттенков, богатство палитры, сложность колорита.

ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ (от лат. luminis — "свечение" и escentis — "выход, движение изнутри") — эффект свечения вещества под воздействием внешней энергии, например блеск, сияние драгоценных камней. Под воздействием световых лучей они играют так, будто сияют изнутри.

Прозрачные кристаллы драгоценных камней, поглощающие и излучающие Свет Божества, представляют собой "центры жизни".

В астрологии свойства камней ставятся в зависимость от положения планет.

В Новом Завете старинные камни распределены между учениками Христа.

Мистическая традиция связывает драгоценные камни с днями недели и характером античных божеств, распределяя их в "Регалиях Волшебника" следующим образом:

 

  • "В Воскресенье (день Солнца) — золотой жезл с рубином или хрисолитом,
  • в понедельник (день Луны) — жемчуг, хрусталь и селенит,
  • во вторник (день Марса) — стальной жезл и стальное кольцо с аметистом,
  • в среду (день Меркурия) — ожерелье из жемчуга и кольцо с агатом,
  • в четверг (день Юпитера) — резиновый жезл и кольцо с эмеральдом или сапфиром,
  • в пятницу (день Венеры) — медный жезл, кольцо с бирюзой и корону с бериллами,
  • в субботу (день Сатурна) — жезл из оникса и цепь из олова".

 


Драгоценности всегда служили украшениями, но даже в этом они имеют скрытый смысл — в одеяниях принцесс и королев, ожерельях и браслетах они показывают: достоинства той, что их носит, превосходят ценность самых дорогих материалов. Эта идея является главной в ювелирном искусстве. Драгоценности, спрятанные в шкатулке, символизируют интуитивное, скрытое знание либо соблазн, искушение.

Во многих мифах, преданиях рассказывается, что сверкающие камни были когда-то изъяты из голов змей и драконов — они служили им глазами (либо образованы из змеиной слюны). Отсюда поверье о магической силе "кошачьего" или "тигрового глаза" и рассказы о том, как драконы охраняют сокровища. Глаза древних бронзовых и каменных статуй инкрустировали драгоценными камнями. Огранка драгоценных камней символизирует духовное совершенствование человека, "просветление души". Однако в действительной жизни обладание драгоценностями играет порой противоположную роль.

 

КАБОШОН (франц. cabochon — "кругловатый" от caboche — "башка, круглая голова") — драгоценный или полудрагоценный камень, обработанный в форме шара или полусферы.

В древнерусском ювелирном искусстве XIV—XVII вв. использовали басменное, гравированное, иконописное либо рисованное черной тушью по золоченой бумаге изображение, которое помещали в центре панагии (нагрудной иконы) и накрывали полированной полусферической линзой из стекла или горного хрусталя. Такие иконы назывались "под хрусталем", позднее — кабошонами.

 

 

 

 


 

АВГИТ

 

АВГИТ (греч. augites от auge — "блеск") — полудрагоценный поделочный камень, известный с глубокой древности и упоминаемый римским историком Плинием Старшим.

Полупрозрачная зеленоватого цвета разновидность пироксена вулканического происхождения.

Используется в ювелирном искусстве.

Авгит входит в состав андезита, базальта, диабаза материалов, применяемых в скульптуре и архитектуре.


 

 


 

АГАТ

 

АГАТ (евр. šebo — "красный", греч. Agathos — "добрый", арабск. aqiq — "волосы новорожденного") — условное название слоистых разновидностей халцедона, состоящих из кремнезема (некристаллического кварца). Агатами называются халцедоны с характерной полосчатой структурой, образующей на срезе концентрические полосы белого, коричневого , голубого оттенков. Полудрагоценный камень.

С глубокой древности агату из-за его необычной текстуры приписывались чудодейственные, целебные свойства.

Считалось, что агат приносит удачу в делах и обезвреживает яд в напитках.

Агат занимал второе место в третьем ряду драгоценных камней наперсника иудейского первосвященника.

В античности агат добывали на о. Сицилия, поэтому в сочинениях Плиния и Теофраста его название связывают с рекой Агатес (греч. Ahates, лат. Agates) в Сицилии. Агат — один из мистических камней-талисманов. Название происходит от названия реки Ахатес на Сицилии, где с давних пор обнаруживался этот минерал — разновидность халцедона.

Разновидностями агата являются оникс и сардоникс, обсидиан, карнеол , гелиотроп, сердолик. Ошибочно, из-за сходства текстуры и окраски, агатом иногда называют яшму , а яшму — агатом.

Особенно ценятся агаты, природная текстура которых напоминает конкретные изображения. Например, Плиний описывает знаменитый агат Пирра, на срезе которого было ясно видно изображение Аполлона и девяти муз. Подобные камни дорабатывались, гравировались, подцвечивались и протравливались, чтобы сделать изображения еще более наглядными.

Из агатов изготавливаются большие декоративные вазы, кубки, статуэтки, плакетки, перстни, табакерки. Агаты использовали для декоративной облицовки стен в интерьерах архитектуры Классицизма и Барокко. Добываются в Испании, Баварии, Саксонии, Бразилии, Уругвае, на Урале, в Китае и Монголии. Иногда агат называют "арабским камнем".

Особенно ценились в средневековой Европе черные агаты. Такая разновидность камня дает власть над злыми силами, а потому служит оберегом. Но вместе с тем агат может ввергнуть владельца в печаль.

Черный агат, согласно поверьям, дает власть над злыми чарами и символизирует смелость, решительность, процветание. Слоистый — приносит успех в любви. Красный — означает стремление к духовному совершенству, благу, здоровью, долголетию, миру (считают, что от этого и происходит греческое название камня: агатос — добрый).

Полосчатые разновидности агата со спиральной структурой еще в античности назывались кохлидами (греч. kochlos — "витая раковина"). Пористые слои не очень красивых халцедонов и агатов греки и римляне окрашивали. Для этого предварительно выдержанный в восковом растворе камень опускали в пары серной кислоты и на фоне почерневших полос еще ярче выглядели белые, желтые, голубые. Многие старинные камни окрашены этим способом. Позднее агаты стали подцвечивать анилиновыми красителями.

Агат считается "камнем Луны и Меркурия". Ему приписывается сила отводить бурю, удерживать реки в берегах во время наводнений и эротически стимулировать холодных женщин.

Агат связан с зодиакальным знаком Тельца. Считается талисманом мая.

Агат предохраняет от сглаза и ядов, дарует его обладателю долголетие и здоровье.

Слоистые агаты наделяют мужчин любовными чарами.

Целители давали больному, томимому жаждой, подержать агат во рту, что должно было облегчить его страдания.

Моховой агат способствовал урожаю и охранял от злодеяний. Правда, его не рекомендовалось дарить как любовный талисман.

У многих народов имелось представление, что агат облегчает роды.

В христианской символике агат — один из атрибутов Св. Иоанна. В апокрифах встречается упоминание о том, как Иоанн Креститель, указывая на жемчуг (в иной версии это был агат), говорил: "Это Агнец Божий, который несет грехи мира".

Агат имеет множество разновидностей. Желтовато-красные камни с матовым блеском называют "восковыми агатами". С бело-черными концентрическими кольцами — "глазковыми агатами". Агат "голубиной крови" — карнеол (розовый халцедон). Особо выделяется "звездчатый агат" — у этого камня кольца расположены так тесно, что создают эффект иризации — разложения отраженных лучей света, вызывающих радужное мерцание. Природное стекло, обсидиан, иногда называют исландским или "стеклянным агатом"; другое название — везувиан. Ископаемые разновидности коралла "коралловым агатом". Полосчатый бело-голубой халцедон — "кружевным агатом". Встречаются и другие названия, возникшие от разных рисунков слоев, дающих повод для воображения: морозный, пейзажный, перистый, москитный, моховой, огненный, руинный, цветочный. Пестрый полосчатый агат называют также "яшмовым ониксом". Агат с включениями других минералов — "сагенитовым агатом" (англ. sagenetic Agate от sag — "отстаивать, оседать").

В эпоху Возрождения в Венеции и городах Южной Германии получили распространение изделия из многослойного цветного стекла, подражающие структуре агата. Это стекло так и называлось "агатовым", его второе рождение связано с периодом "неоренессанса" в искусстве середины XIX в., когда вновь возникла мода на знаменитые изделия венецианского стекла XVI—XVII вв.


 

 

 


 

АДУЛАР

 

АДУЛАР, АДУЛЯРИЙ (Adular, Adularium) — полудрагоценный камень из семейства полевых шпатов . Прозрачная бесцветная разновидность ортоклаза с красивым голубоватым сиянием. То же, что "лунный камень".

Название происходит от горного массива Адула (Adula) в Швейцарских Альпах, хотя на самом деле впервые этот камень был найден в районе Сен-Готарда (название Адула ранее прилагалось ко всем Центральным Альпам).


 

 

 


 

АКВАМАРИН

 

АКВАМАРИН (франц. aigemarine, лат. aquamarinus от aqua marina — "морская вода") — драгоценный камень, разновидность берилла цвета морской воды.

С древности ценился очень высоко за свою красоту и считался "братом изумруда", также разновидности берилла ярко-зеленой окраски.

"Восхитительный аквамарин, кажется, попал к нам прямо из скрытой в глубинах теплого моря сокровищницы русалок, он обладает чарами, которые нельзя отрицать".

Издавна аквамарин использовали в ювелирном искусстве. Известны античные камеи, выполненные из этого камня.

Большой аквамарин находился в тиаре Папы римского Юлия II, покровителя искусства эпохи Итальянского Возрождения, и в скипетре польского короля Станислава, хранящемся теперь в Оружейной палате в Москве.

В 1867 г. на Всемирной выставке в Париже знаменитый ювелир Франсуа-Дезире Фроман-Морис показал бюст императора Наполеона III, выполненный из цельного аквамарина.

Из аквамарина делаются и мелкие ювелирные изделия, особенно красив аквамарин, оправленный в золото. Эти камни добываются в районе Красного моря, в Китае, в Индии, на Цейлоне, в Бразилии и Северной Америке, в Швеции, Финляндии и на Урале. Они бывают разной окраски, от почти белого — до желтоватого и ярко-синего цветов.

Восточный или "сиамский аквамарин" — зеленоватый корунд.

Иногда не совсем точно аквамарин называют хрисолитом (корунд золотистого цвета), существует и смешанное название: аквамарин-хрисолит.

В народных поверьях аквамарин — "камень луны", талисман из этого камня особенно благоприятен в октябре, он охраняет счастье супружеской жизни и помогает от болезней.


 

 

 


 

АКСИНИТ

 

АКСИНИТ (от греч. axion — "топор") — полудрагоценный поделочный камень красивой медово- желтой, коричневой или фиолетовой окраски. Вулканического происхождения, имеет кристаллическую структуру, напоминающую клин или топор, отсюда название. Его цвет зависит от присутствия железа и марганца в известняке. Иногда бывает жемчужно-серым, с сильным блеском. Встречается в Альпах и на Урале.


 

 


 

АЛЕКСАНДРИТ

 

АЛЕКСАНДРИТ (Alexandrite) — драгоценный камень, наиболее красивая разновидность хрисоберилла темно-зеленого, изумрудного цвета.

При искусственном освещении этот камень меняет окраску от голубоватой к малиновой и фиолетовой. Такая особенность окутывала александрит покровом тайны.

Двойственность цвета талисманов из александрита магически связывалась с различием цвета венозной и артериальной крови. Поэтому считалось, что перстень из александрита регулирует кроветворение, очищает кровь, делает его владельца мирным и сговорчивым.

Этот камень был открыт на Урале в 1834 г. финским геологом Н. Норденшильдом, в день совершеннолетия наследника русского престола, будущего императора Александра II и назван в его честь. Уральские александриты чаще имеют голубовато-зеленую окраску, такие же камни с Цейлона — темно-зеленую.

Ограненные кристаллы александрита используются в ювелирных украшениях и ценятся очень высоко — при изменении угла отражения света они излучают золотистые, оранжевые и красные блики.

Меняющий окраску таким же образом сапфир иногда называют "голубым александритом".


 

 


 

АЛМАЗ

 

АЛМАЗ (татарск. almas через арабск. от греч. adamas — "непреодолимый, несокрушимый") — драгоценный камень, обладающий наибольшей твердостью; чистый углерод, кристаллизовавшийся под воздействием вулканических процессов.

АЛМАЗ — мистический камень-талисман.

Происходит от арабского "элмаз"; по-халдейски назывался "худан", т. е. "божественный"; греки именовали его "адамант" — "неодолимая сила".

В ювелирном искусстве используются определенным образом ограненные и шлифованные алмазы, называемые бриллиантами. Ценятся необычайно высоко за их твердость, прозрачность, способность сверкать, преломляя лучи света. Наиболее дорогие — бесцветные алмазы "чистейшей воды", но встречаются и камни различной, весьма тонкой окраски: розовой, голубой, желтой, зеленой, красно-бурой и даже черные алмазы. При нагревании алмазы могут менять свой цвет. Добываются в Индии, Южной Африке, Бразилии.

Этот удивительный минерал известен людям около пяти тысяч лет, его описания всегда сопровождаются словом "самый" — самый твердый, самый сверкающий, самый редкий, самый прекрасный, самый дорогой...

Главный мотив камня — духовная крепость.

В глубочайшей древности алмаз считался чудесным камнем Солнца, дарующим добродетель, мужество и победу в сражении.

В античности ценился превыше всех других камней, его описание приводит Плиний Старший.

По одной из версий, этимологически слово "алмаз" восходит к санскритскому dyu ("высшее светящееся существо"). В сакральных эмблемах изображение блеска алмаза символизирует "Божественный центр" добра и силы.

На Руси слово "алмаз" впервые упомянуто в книге А. Никитина "Хождение за три моря" (1466—1472), архаичная форма — адамантъ. С его символикой связано выражение "адамант веры". Иван IV Грозный утверждал, что алмаз укрощает ярость и сластолюбие, способствует воздержанию и целомудрию.

В Древней Индии, откуда попадали в Европу наиболее знаменитые бриллианты, считалось, что алмазы образуются из "пяти начал природы": Земли, Воды, Неба, Воздуха и Энергии. Каждой касте посвящались особые камни: брахманам — самые дорогие, бесцветные; кшатриям — слегка окрашенные; вайшьям — зеленые и шудрам — серые.

С точки зрения персов и турок, длительное созерцание алмаза разгоняет хандру, снимает с глаз завесу, делает человека более проницательным, облегчает роды, удаляет веснушки, способствует расположению властей предержащих, развивает память, побеждает врагов, приводит в бегство диких и ядовитых животных. Камень приносит счастье, если привязать его к левой руке. Он используется как целебное средство от отравления, сумасшествия и блуждающих духов.

Пособия по практической магии сообщали, что разбить алмаз можно, размягчив его свежей и теплой козлиной кровью. Буддистское предание сообщает о монахе, посвятившем всю жизнь тому, что пытался распилить конским волосом алмаз, чего и достиг перед самой смертью.

При помещении алмаза рядом с магнитом он уничтожает его притягательную силу. Алмаз делает бессильными яды и отгоняет страхи, вследствие чего называется анхитом. Он рассеивает дурные сновидения. Большим знатоком и ценителем магических сил алмаза был Альберт Великий.

Алмазы делились на "мужские" и "женские". Считалось также, что алмаза боится дьявол и что этот камень усиливает остроту ума, укрощает ярость, способствует воздержанию и целомудрию, обезвреживает яды. Но в руках преступника он действует против него. Он никогда не приносит пользы тому, кто его купил; добытый нечестным путем, приносит одни несчастья.

Пристальное созерцание камня "чистой воды" разгоняет хандру и настраивает человека на веселый лад.

Алмаз в золотом венце древнегреческой богини моря Амфитриты — орган духовного зрения, ясновидения.

Согласно византийскому "Физиологу", алмаз, или адамант, может отпугивать призраков и завоевывать благосклонность женщин.

Привязанный к руке женщины, он помогает ей разрешиться от бремени.

"Алмаз угоден царям, но... имеющий внутри пятна этот камень становится самым несчастливым, роковым... Его неподдающаяся твердость уступает горячей крови козла. Этот камень находят в восточной стороне и находят не днем, но ночью. Адамантом же называется, потому что все одолевает, сам же ничем не одолевается... ибо поистине, согласно пророку, „восток — имя ему“... И были люди, подобные адаманту, таким был Иов, человек с востока солнечного, который не мог быть побежден злом; такими были Апостолы, восток возлюбившие... Адамант есть Господь наш Иисус Христос... он ничем не одолевается и противостоит козням дьявола... мужественно претерпев, не был побежден. Так же да мыслится и весь лик пророков и праведников".

В истории многих народов красота алмаза связана с символикой света и добра. Но более всего алмаз ассоциируется с тайнами Востока, сказками о Синдбаде Мореходе, Багдадском воре и сокровищах Агры. Индия долгое время была родиной всех наиболее знаменитых "исторических алмазов", получавших романтические названия: "Регент" (собственность Наполеона Бонапарта), "Кох-и-Нор" ("Гора Света"), "Орлов" (находившийся в скипетре Российской державы), "Дерианур" (из сокровищницы персидских шахов), "Шах" (собственность Великих Моголов), "Евгения", "Звезда Востока".

Алмазы всегда были предметом честолюбия, коллекционирования и символом власти, процветания. Совершенно бесцветные алмазы крайне редки. Их окраска зависит от содержания небольших примесей и особенностей огранки.

В Средневековье алмаз стали называть "диамантом" (diamant от лат. формы adiamentem).

В эпоху Возрождения алмазы оправляли в золото. Однако Б. Челлини, знаменитый ювелир, в "Трактате для златокузнецов" (1568) советовал "окружать алмаз черной фольгой, чтобы придать ему больше огня".

Особенно хорош алмаз в серебряной ажурной оправе, поскольку золото придает камню желтоватый оттенок.

Опытные ювелиры компонуют алмазы звездообразно, так, чтобы наиболее выгодно обыграть преломление световых лучей. Эффектно пользуются этим приемом мастера прославленной парижской фирмы Картье.

Существует и индустрия подделок, за бриллианты иногда выдают топазы, горный хрусталь, стразы.

"Беспорядочные", неправильные кристаллы алмаза, а также их обломки, не находящие применения в ювелирном деле, называют "борт" (boart).

БОРТ (ст.-франц. bord, bort — "неполноценный") — драгоценный камень, алмаз с неправильной, беспорядочной кристаллической структурой либо обломки, мелкие камни, не находящие применения в ювелирном искусстве. Обычно используются для резания или шлифовки ценных камней.

С черными пятнышками внутри — "пике" (франц. piqué — "исколотый").

Непрозрачные алмазы "карбонаты" (португ. carbonados — "углистый") или корунд, называемый алмазным шпатом (diamantspath), чаще в виде порошка, используют в качестве абразивного материала для резания и шлифования других драгоценных камней.

Симптоматично и немного грустно, что необычайная красота камня сделала его эквивалентом материального богатства. Сколько жизней было погублено, сколько исковеркано судеб из-за этого божественного и проклинаемого людьми камня! Но и здесь природа сумела превзойти человека: как бы насмехаясь над ним, из одного и того же углерода она сотворила блестящий несокрушимый алмаз и мягкий, серый графит.


 

 

 


 

АЛЬМАНДИН

 

АЛЬМАНДИН, АЛАБАНДИН (верхн.-нем. Almandin из ст.-франц. Alabandine от лат. Alabandensis — местность по названию города Alabanda в Малой Азии) — минерал, полудрагоценный камень, разновидность граната малинового, фиолетового цвета, кристаллической структуры. С увеличением примеси железа становится коричневым и даже черным, непрозрачным.

С глубокой древности использовался для украшений египтянами, римлянами, кельтами. Плиний Старший называл этот красивый камень сириамским (позднее неверное название: сирийский), потому что такие камни привозили из Сириама, столицы царства Пегу в Бирме. Альмандин добывают также в Шри Ланке, Индии, Бразилии, в Саксонии, Тироле, Богемии, Канаде, Карелии, Сибири, Японии, Замбии.

Древнейшая форма огранки прозрачных кристаллов альмандина в форме "блюдечка" характерна для византийских и западноевропейских средневековых ювелирных изделий.

Альмандин называли также антраксом, венисой и карбункулом.

АНТРАКС (греч. anthrax, anthrakos — "уголь") — древнегреческое название темной, почти черной разновидности полудрагоценного камня альмандина (граната, венисы). Тот же камень более светлого оттенка называется карбункулом.

Многие альмандины столь красивы, что схожи с рубинами . Плиний писал о таких камнях:

"При огне или на солнце и при поворачивании они сверкают ярче, чем все остальные; они же в тени кажутся пурпурными, под открытым небом — цвета пламени, против лучей солнца — искрятся".

Альмандин считали "Цветком Юпитера" (лат. Flos Jovis), называли виниусом (поздне-лат. vinius) — по цвету виноградного вина. Другие названия: карфолит, фалум , гарамантикус .

ГАРАМА, ГАРАМАНТИКУС (лат. garamantes — гараманты, латинское наименование берберов, народности, жившей в Северной Африке, в Ливии и Нумидии — от названия г. Гарама) — "гарамантикус" — старинное название венисы, или альмандина, драгоценного камня, разновидности гранатов малинового оттенка.

"Восточным альмандином" называют темно-красный сапфир.

В ювелирном искусстве самые крупные альмандины обкатывают в трубе с абразивным порошком до формы шара, а затем распиливают на кабошоны.

ВЕНИСА, ВИНИСА, ВИНИУС (др.-русск. виниса; возм., от персидск. benefse —"фиолетовый", либо от франц. Venise — "Венеция") — древнерусское название альмандина, драгоценного камня, разновидности граната малинового, фиолетового цвета. На Руси это наименование известно с XVI в., похожие камни привозили с Востока, из Китая, Индии через Венецию далее в европейские страны (отсюда — одна из версий происхождения слова).

Иная форма: винюса, виниус (позднелат. vinius — "винный") — дана по цвету винограда. Еще одно название этого же минерала гарамантикус.

 

 


 

АМЕТИСТ

 

АМЕТИСТ (греч. a-methystos — "неопьяняющий") — минерал, полудрагоценный камень, прозрачная кристаллическая разновидность кварца фиолетового цвета. В зависимости от примесей железа и особенностей кристаллической структуры может быть разной окраски, от светло-фиолетового до вишнево-красного, темного, почти черного и голубоватого цветов.

Первое дошедшее до нас упоминание об аметисте ("аметитос") принадлежит ученику Аристотеля — Тиртамосу из Эреза, автору сочинения "О камнях". Но известно, что еще шумерские жрецы использовали камень в магической практике.

Персидское название "джамаст" (Jamast).

Согласно греческому мифу, камень получил свое название от нимфы Аметис. Преследуемая Дионисом, нимфа взмолилась о помощи богине Артемиде, и та обратила ее в камень, поэтому аметист и препятствует действию винных чар Вакха.

По другому толкованию, слово "аметист" происходит от искаженного древнееврейского "ахлам", которое в свою очередь происходит от "халон", что означает "сон". С этим связана способность аметиста наводить дремоту и вызывать сновидения.

"Восточный аметист" — фиолетовый корунд или фиолетовая шпинель. Название этого красивого камня произошло от древнего предрассудка, что носящий этот камень не подвержен опьянению, вероятно, по ассоциации с цветом вина. Древнеримский историк Плиний Старший писал, что "оттенок этого камня приближается к цвету вина, но многие считают, что он напоминает цвет пламени".

При нагревании аметист может приобретать желтую окраску или полностью обесцвечиваться.

В древности считался камнем Нептуна, приносящим счастье в феврале.

Амулет из аметиста было принято дарить любимым, им разглаживали морщины и сводили веснушки.

Верили также, что аметист делает человека добрым, разумным, уносит дурные мысли, клали под подушку, чтобы увидеть счастливые сны. Однако сила аметиста проявляется, если его носят временно, а не постоянно.

Из-за слоистого строения цвет аметиста "играет" при меняющемся освещении, особенно искусственном. Это сделало его любимым камнем художников-ювелиров.

Считалось даже, что неожиданное изменение цвета этого камня предсказывает бурю. Поэтому перстни из аметиста заказывали путешественники и мореплаватели.

Аметисты находят на Урале, в Сибири, на Амуре, Камчатке, близ Вологды и Архангельска, в Испании, Мексике, Бразилии, Шотландии, Саксонии, Тироле, на Цейлоне.

Уральские горнознатцы называли аметист "подземной фиалкой". Даже в подземных выработках он не терял яркость тона, что являлось специфическим свойством аметиста Среднего Урала.

В античности этот камень использовали для резьбы гемм.

Огромный аметист, в форме шара, находится в скипетре Английской короны. Известен также бюст римского императора Траяна, целиком выполненный из аметиста.

Разновидность "игольчатых аметистов" с кристаллами бурого железняка называется у ювелиров "со стрелами Амура" (франц. "avec flèches d’Amour") или "стреловидным" (нем. Nadelamethyst).

В средневековой символике аметист — камень Св. Апостола Матфея, символ целомудрия.

АМЕТИСТ — мистический камень-талисман, имеет аллегорические названия "камень любви", "архиерейский камень", "камень старых холостяков", "вдовий камень" и т. п. Считается камнем февраля. Астрологи определяли его как "лунный камень". На астрологическом уровне он управляется планетой Нептун.

В древнем Вавилоне полагали, что аметист приносит счастье родившимся под знаком Рыб. Древнегреческие и современные астрологи относили его к знаку Стрельца.

Торговцы не вполне оправданно называли его модификации "мадейра-топаз", "пальмейра-топаз", "золотой топаз". Из него изготовляли ожерелья, бусы, брошки, вставки в кольца, серьги, запонки.

Аметист символизирует веселье. Он оказывает помощь владельцу в охоте и спортивных состязаниях. В дословном переводе с древнегреческого означает "непьяный". Не случайно аметисту приписывалось свойство оберегать владельца от опьянения. Считалось, что камень впитывает винные пары. По этой причине аметистом часто украшались кубки. Кроме того, аметист дает человеку разум и бодрость, отгоняет от него злых духов. С его помощью возможно усмирить ветер.

Аметист использовался как средство любовного приворота. Он вызывает любовь к дарителю камня. В силу этого обстоятельства шумеры называли аметист "камнем новой любви". Замужних женщин предостерегали от получения такого рода подарков. Не случайно аметист именовался "камнем старых холостяков". Запрет дарить аметист женщинам строго соблюдался вплоть до XX в.

Римляне дали аметисту эпитет "благословенный камень". По их представлениям он приносит удачу, улаживает распри и излечивает от нервных расстройств.

В католических странах аметист назывался "епископским", а в православных — "архиерейским камнем". При посвящении в сан кардиналов им вручалось специальное кольцо с аметистом. Аметист непременно присутствовал в украшениях духовных лиц.

Был одним из любимых драгоценных камней на Руси, где именовался "вареником". В пособиях по русской целительной практике сообщалось:

"Сила этого камня такова: пьянство отгоняет, мысли лихие удаляет, добрым разумом делает и во всяких делах помощен. Аще кто этого камня изопьет, то неплодного плодным делает, окорм гасит, воинских людей от недугов оберегает и ко одолению приводит, и к ловлению зверей диких и птиц добре есть помощен. Аметист не допускает того, (кто) его носит, в памяти отходить".

 

 

 


 

АНДЕЗИТ

 

АНДЕЗИТ (Andesite) — минерал, по названию Анд (Andes), гор в Южной Америке.


Относится к группе
полевых шпатов, содержит алюмосиликаты натрия, кальция и включения авгита.

Этот материал использовали со времен палеолита для изготовления каменных орудий — рубил, топоров, раскалывающих более мягкие породы известняка, туфа. В дальнейшем из андезита делали вотивные скульптурки, амулеты.


 

 


 

БАЗАЛЬТ

 

БАЗАЛЬТ, БАСАНИТ (лат. basalten, basanites, греч. basaniton возм. от эфиопск. basal — "камень, содержащий железо") — горная порода вулканического происхождения большой твердости, черного или темно-серого цвета. После обработки приобретает матово-блестящую мелкозернистую поверхность.

Базальт из-за твердости, долговечности и внушительного вида любили в Древнем Египте. Его использовали для строительства и облицовки зданий, для рельефов и статуй.

Этот материал знали греки и римляне, однако в античности слово "базальт" еще не встречается. Существует версия, отождествляющая латинское basalten с греческим словом basanos — "пробирный камень" и египетским behen — камень. Плиний Старший называет этот минерал "басанит", другие авторы — гераклейским или лидийским камнем.


 

 


 

БЕРИЛЛ

 

БЕРИЛЛ (лат. beryllus от греч. beryllos — этимология неясна) — общее название драгоценных камней различной, чаще светлой окраски, минералов на основе силиката бериллия и алюминия.

Бериллы цвета морской волны называются аквамаринами, ярко- зеленой окраски — изумрудами, смарагдами или эмеральдами. Золотисто-желтые бериллы именуются гелиодорами, розовые морганитами либо просто: "желтый берилл", "розовый берилл".

Чистый берилл — прозрачный кристалл, называемый бериллонитом.

Желто-зеленый берилл называется хрисобериллом, его разновидность темно-зеленой окраски — драгоценный камень александрит.

Восточные поверья связывают прозрачный берилл с надеждой на счастье, вечную юность и любовь в браке.

Берилл — это камень Св. Апостола Фомы, "он магически связан с разумом и мышлением человека. Его носят как талисман, оберегающий жизнь в дальних поездках. Будучи достаточно чистым и однородным, он помогает в исследованиях и особенно в занятиях философией".

Темно-голубой берилл (изумруд) был одним из двенадцати драгоценных камней иудейского первосвященника.

Берилл связывается с силой зодиакальных созвездий Близнецов и Весов, и потому талисман из этого камня приносит счастье в ноябре.

Все разновидности бериллов используются в ювелирном искусстве.

Прозрачные кристаллы берилла, как и горный хрусталь, применяли в Средневековье для реликвариев-монстранцев — сквозь прозрачные стенки была хорошо видна гостия. Есть версия, согласно которой именно отсюда происходит слово "бриллиант" (франц. Brillant — "блестящий" и нем. Brille — "очки́").

Древнерусское название камня: вериллосъ или белиръ.



 

 

 


 

БИРЮЗА

 

БИРЮЗА (от турецк. piruzä из персидск. piroze — "камень счастья") — полудрагоценный камень небесно- голубого цвета.

Другие названия: бизура, "турецкий камень" (франц. turquoise).

Известен с глубокой древности в Тибете, Центральной Америке, Месопотамии, Египте, Древнем Риме и Персии.

Античный историк Плиний Старший называл этот камень "каллаис" (callais, callaina), отсюда английское название calait.

По химическому составу бирюза является водным фосфатом меди и алюминия. Присутствие железа придает камню зеленоватый оттенок.

Ценятся главным образом камни чисто синего цвета, хотя они и встречаются редко. Их достоинством является эффектное сочетание с золотой оправой, поэтому с древности синяя бирюза использовалась в ювелирном искусстве.

Недостаток этого камня — аморфность структуры и малая прозрачность, отчего бирюза чаще всего обрабатывается в форме кабошонов. Пористость камня не позволяет его использовать для брошей и кулонов, поскольку при частом ношении бирюза впитывает грязь и теряет цвет.

Зеленоватая бирюза считается "камнем Юпитера", голубая — Венеры (как и другие синие камни: лазурит, сапфир, исключая сине-зеленые разновидности берилла) и соответствует зодиакальному знаку Стрельца.

По древним поверьям, бирюза образовалась в легендарной стране Лемурии и является "затвердевшим дневным небом" (а лазурит — ночным) — этим объясняют непрозрачность камня.

Бирюза наиболее любима в Персии, ее можно считать одним из символов Востока и персидского чувства красоты. В персидских легендах рассказывается, что бирюза — это кости людей, умерших от любви. Камню свойственно умирать (терять окраску) в руках злобного или больного человека, а также перед непогодой.

В руках добрых людей это счастливый камень, который может исцелять, примирять поссорившихся, отводить гнев врагов и устанавливать мир. От этого происходит древнегреческое название камня — агафит (греч. agaphitos — "добрый").

Бирюзу также называют "арабским камнем" и лазоревым шпатом.

Самая красивая бирюза добывается в Хорасане, Иран, а также на Синайском полуострове. Существуют месторождения в Средней Азии Самарканде и Бухаре, на Алтае, в Саксонии, Калифорнии, Неваде и Аризоне.

В случаях когда мелкие вкрапления бирюзы встречаются в лимонитовых породах, куски породы выпиливают целиком — своей текстурой они напоминают брекчию — и называют их "паутинной бирюзой".

В древнеамериканском искусстве тонкие пластинки бирюзы использовались для инкрустации и мозаики.

Издавна за настоящую бирюзу выдавали подделки, чаще всего — окрашенные солями меди кости животных. Такие имитации по-французски называются odontolite ("зубная кость") или ontolite ("ископаемая кость"). Для имитации бирюзы используют минерал галмей. Другой суррогат — "венская бирюза". Ее изготавливают дроблением и прессованием малахита с добавлением фосфорной кислоты либо из порошка алюминия, окрашенного соединениями меди. Иной способ заключается в усилении окраски "слабых" камней. Для этого их пропитывают красителем берлинской лазурью и парафином . Производятся и синтетические материалы, имитирующие "паутинную бирюзу". Все это подтверждает популярность голубого камня, а в эстетику прочно вошло выражение "бирюзовый цвет".

ГАЛМЕЙ (нем. Galmei от ср.-лат. calamina — возм. от callais) —минерал, плотная, мелкозернистая разновидность каламина, водного силиката цинка. Кристаллы этого минерала имеют голубую окраску и после шлифования используются в ювелирном искусстве для имитации более дорогой бирюзы. Добываются на Урале, Алтае, в Саксонии и Вестфалии, близ Аахена.


 

 

 


 

БРЕКЧИЯ

 

БРЕКЧИЯ (итал. breccia — "разлом, щебень") — отделочный камень. Горная порода сложного состава, включающая кварц, порфир, диабаз в виде угловатых обломков светлого и темно-серого цвета в массе черного или темно-зеленого доломито-серпентинового цемента.

Камень хрупкий и потому с большим трудом поддается обработке.

В отполированном виде очень красив благодаря металлическому отблеску разных включений.

Поскольку обладает жаростойкостью, используется для изготовления столешниц, ваз, курильниц, подоконных плит и отделки печей.

Залежи брекчии находятся в окрестностях Петрозаводска, на берегу Онежского озера, близ деревни Соломино.

В интерьере Исаакиевского собора в Петербурге нижние части филенок стен с рельефными круглыми медальонами сделаны из соломенской брекчии, или "соломенского камня", темно- зеленого, почти черного мерцающего цвета. Иногда этот камень неверно называют мрамором.


 

 


 

БРИЛЛИАНТ

 

БРИЛЛИАНТ (франц. brillant — "сверкающий, блестящий") — искусственно ограненный драгоценный камень алмаз. По своим природным свойствам алмаз сильнее других драгоценных камней преломляет свет, отражает его и разлагает на составляющие цвета. Древние греки называли это явление иризацией . Но до XV в. алмаз ценился меньше других прозрачных камней, поскольку в необработанном виде непривлекателен, а его природный блеск проявляется только у гладких, идеально правильных кристаллов. Шлифовать грани алмаза стали в Индии. Будучи правильно ограненным, алмаз разлагает лучи света на цвета радуги со всех сторон. Блеск бриллианта своей силой превосходит все известные материалы, с ним может сравниться только золото, но оно непрозрачно. "Индийская огранка" заключается в том, что у алмаза стачивают вершину, а по сторонам делают восемь правильных граней — октаэдр.

С 1330 г. в Венеции успешно шлифовали алмазы трением один о другой.

В 1456 г. Людвиг де Беркем из Брюгге разработал технологию гранения "пойнт кат" (англ. point cut — "остроконечная шлифовка").

С XV в. главным центром производства граненых алмазов становится Амстердам, где применялась огранка, похожая на индийскую, — "тэйбл кат" (англ. table cut — "шлифовка площадкой"), с 1530 г. — знаменитая "роза" (шестигранная призма).

Считается, что первым из европейских бриллиантов владел французский король Карл Смелый, вторым — Папа Римский Сикст IV, третьим — Людовик IX.

Мастер Беркем в Амстердаме огранил двенадцать бриллиантов, попавших затем к кардиналу Мазарини. Отсюда название огранки "мазарини" с одной большой верхней и множеством мелких боковых граней.

Ок. 1600 г. в Париже разработана наиболее совершенная "полная огранка" алмаза, впервые названная "бриллиантовой". Она представляет собой форму из двух усеченных пирамид, сложенных основаниями и дополненных мелкими гранями. Такой камень сияет, как солнце! Усовершенствовались и "розы". Они делались с 12 гранями ("Роза де Анвер" — "Роза из Антверпена", другое название "брабант"), с 24 или 32 гранями ("Коронованная роза"). Появлялись "фантазийные" формы: овальная, грушевидная, чечевицевидная ("Маркиз"), Схождение граней в одну точку — "шип"; в верхнюю площадку — в "калетту" (нем. Kalette, франц. culasse). Нижняя часть бриллианта называется павильоном.

Лучшие алмазы до сих пор гранят в Амстердаме, где существуют специальные фабрики и гранильные машины: крупные грани скалывают, а затем полируют алмазной пылью.

"Формовщики", мастера- ювелиры и торговцы традиционно составляют одну гильдию , оберегающую секреты своего ремесла, успех которого основан прежде всего на опыте и интуиции.

Бриллианты капризны и не "любят чужих".

По определению М. И. Пыляева, эта область искусства граничит с волшебством, его рынком является Лондон (куда всегда привозили лучшие алмазы из Индии и Бразилии), фабрикой — Амстердам, а мастерской — Париж, где всегда были лучшие ювелиры.

Для крупных камней в XVII—XVIII вв. мастера разработали сложные формы бриллиантов: "староанглийскую" (26 граней), "лиссабонскую" (84 грани), "португальскую" (42 грани), "траповую" (от англ. trap — "ловушка") — два ряда ромбовидных и три ряда треугольных фасок, "звездчатую" — шестиугольник и шесть прилегающих треугольников образуют в центре бриллианта рисунок звезды. Шестиугольной звезде в центре бриллианта придавалось магическое значение.

Особенное почитание бриллиантов свойственно народам Востока. Если в Европе бриллиант — предмет роскоши, ожесточенного соперничества, зависти, ненависти, то в Персии, Турции, Индии бриллианты созерцают, ими любуются, медленно поворачивая камень, чтобы узреть скрытые в нем возможности.

Искусно ограненный камень, играющий светом, "сосредоточивает мысль в высших мирах". В аллегориях буддизма "Бриллиантовый трон" Будды символизирует место духовного просветления. "Бриллиантовый жезл", лежащий у него под ногами, посылает громы на безумные страсти людей в материальном мире. Навершия буддийских монументальных сооружений, уходящих в небо ступ, в переводе на европейские языки называются "бриллиантовый бутон".

В истории европейского ювелирного искусства дорогие бриллианты стремились имитировать другими прозрачными камнями. Для этих целей использовали циркон, корунд, эвклаз, топаз, берилл, горный хрусталь. В 1676 г. в Англии Дж. Рэйвенскрофт нашел способ имитации бриллиантов, добавляя в обычное стекло окись свинца. Полученное им стекло сверкало во много раз сильнее, чем обычное, и было названо "crystal" (по-русски: хрусталь).

В 1730 г. немецкий ювелир Й. Штрасс из Страсбурга организовал в Париже производство искусственных бриллиантов, также из стекла с примесью глинозема, извести и окиси натрия. Они получили название по его имени — стразы.

СТРАЗЫ (нем. strass) — искусственные бриллианты, имитации драгоценных камней. Название по фамилии немецкого ювелира из Страсбурга, сына пастора Йозефа (Жоржа-Фредерика) Штрасса (J.-F. Strass, 1701—1773). С 1719 г. Й. Штрасс работал в Париже, в 1730 г. организовал собственное дело по производству суррогатов драгоценных камней. Штрасс использовал горный хрусталь (чистый кварц), натрий и калий либо обычное стекло с примесью глинозема, извести и окиси натрия — эти добавки усиливали блеск, оптические свойства стекла. Смесь сплавлялась, а для имитации цветных камней в нее добавляли окислы металлов: окись хрома или окись меди давала изумрудный цвет, окись кобальта голубой, бирюзовый, напоминающий сапфир или аквамарин. В мастерской Штрасса изготавливали так называемые дуплеты (франц. doublet — "удвоенный"): верхнюю часть составлял настоящий камень, а нижнюю половинку делали из страза или обычного стекла, окрашенного под цвет натурального камня. Этот прием значительно удешевлял ювелирные изделия, делая их более доступными для покупателей. Использовали также подкладки из золотой или серебряной фольги.

БОЛЬ ДЕ ФЕ (искаж. франц. boule de feu — "огненный шар") — поддельный бриллиант в форме кабошона, имитация алмаза титанатом стронция.

Но, несмотря на все подделки, иногда очень похожие на настоящие бриллианты, искусно ограненные алмазы остаются "непобедимыми" — адамантами.

 

 


 

ВИВИАНИТ

 

ВИВИАНИТ (англ., франц. vivianite от лат. vivianum — "живой, органического происхождения") — название одонтолита, или "костной бирюзы", — ископаемых зубов и костей (мастодонтов, мамонтов), окрашенных пропитавшими их железистыми растворами в зелено- голубой цвет. По химическому составу — водный фосфат железа с примесями карбоната кальция, апатита и других веществ. Еще одно название — зуб-камень.

Прозрачный бесцветный или зелено-голубой минерал вивианит добывается в Австралии, Англии, Боливии, Румынии, США. Использовался как поделочный камень с глубокой древности — в древнеамериканском, египетском и античном искусстве. Из-за своей окраски неверно отождествляется с бирюзой.

Существует способ искусственного окрашивания кости солями меди для имитации бирюзы.

Словом "вивианит" называют также черную краску с синеватым отливом, получаемую пережиганием костей животных. В отличие от "кости жженой", эта краска содержит окислы железа и меди.


 

 


 

ВУЛКАНОЛИ

 

ВУЛКАНОЛИ (франц. vulcanolle) — вулканические породы, которые используются в архитектуре и скульптуре в качестве материала; добываются вблизи действующих вулканов, например в Неаполе, Помпеях.

Вулканолями также называют искусственные особо прочные материалы. Например, плиты прессованного полевого шпата, используемые для мощения дорог.

Донателло. Алтарь Кавальканти. Около 1435 г. Церковь Санта КрочеВЕРРУКАН (от лат., итал. verruca — "бугор, бородавка") — пористый, "бородавчатый" камень светло-золотистого тона из группы вулканолей. Благодаря легкости в обработке — традиционный материал в архитектуре Италии. Добывается вблизи горы Веррука недалеко от Пизы.

ЛАПИЛЛИ (лат. lapillus — "камешек") — вулканическая порода, состоящая из мелких камешков, вплавленных в лаву и пепел; пористый камень, из которого сложены стены многих домов в древних Помпеях.

МАЧИНЬО, МАККИНЬО (итал. macchinio — "испачканный, грязноватый") — серый камень из породы вулканолей, схожий с пьетра серена.

ПЬЕТРА СЕРЕНА (итал. pietra serena — "светлый камень") — разновидность песчаника, серый камень с матовой зернистой поверхностью. Добывается в окрестностях Флоренции, Фьезоле, Ареццо, Вольтерры. Любимый материал архитекторов и скульпторов Итальянского Возрождения. Серый камень хорошо сочетается с побелкой стен и яркими цветными вставками блестящей итальянской майолики. Пьетра серену применял Ф. Брунеллески в интерьерах церкви Сан Лоренцо (1420) и Капеллы Пацци (1443—1461) во Флоренции. В этих интерьерах белизна стен оттеняется серыми ордерными элементами: колоннами, пилястрами, тягами и архивольтами. Аналогичный прием использовал Микелоццо в интерьерах палаццо Медичи-Рикарди (1444—1459). Из серого камня сделаны колонны и архивольты в знаменитой лоджии Оспедале дельи Инноченти во Флоренции, также по проекту Брунеллески (1419—1444). Сочетание пьетра серены с росписью золотом использовал Донателло в рельефе "Благовещение Марии" для церкви Санта Кроче во Флоренции (1435). Великий Микеланжело применил тот же камень для обрамляющих архитектурных деталей Капеллы Медичи (1520—1534). Схожий по цвету камень из породы вулканолей называют маккиньо (итал. macchinio — "грязноватый").

НЕНФРО (итал. nenfro) — разновидность туфа, вулканической пористой породы. Древние этруски использовали ненфро для изготовления вотивных статуэток и саркофагов.

 

 


 

ГАББРО

 

ГАББРО (итал. gabbro от gabbia — "решетка, клетка") — глубинная магматическая каменная порода.

Подобно диабазу, имеет темно-серый цвет, который после полировки камня становится глубоким черным. Используется для облицовки зданий. В отличие от диабаза, эта порода сложена более крупными кристаллами пироксена черного цвета и светло-серыми — плагиоклаза (полевого шпата), отчего имеет пятнистую, как бы клетчатую текстуру.

Еще большую красоту придают габбро сверкающие металлическим блеском зерна черного магнетита.

Разновидностью габбро является лабрадорит, в структуру которого входит иризирующий плагиоклаз — в его кристаллах вспыхивают сине-зеленые искорки, меняющиеся в зависимости от угла зрения. Этот красивый камень используется в отделке зданий и в ювелирном искусстве.

 

 


 

ГАГАТ

 

ГАГАТ (франц. Gagate через лат. Gagatem от греч. Gagas, Gagates — город в Ликии, Малая Азия) — минерал , черная разновидность угля или лигнита , содержащего сланцы и битумные смолы.

Лигнит — бурый уголь (продукт сгорания дерева). Ископаемую разновидность лигнита черного цвета именуют "черным камнем", "черным янтарем", или гагатом. В ювелирных изделиях древней Персии эпохи Сасанидов (III—VII вв.) лигнит эффектно сочетали с золотом и горным хрусталем.

Гагат образуется в результате разложения древесины, попавшей на морское дно. Его называют "черным янтарем". Именно так в античности он упоминается у Плиния Старшего, который также называет реку Gages.

Римляне добывали гагат в Британии; благодаря плотности он хорошо полируется и пригоден для изготовления украшений.

Гагат обрабатывают в Малайзии, во Вьетнаме, в Иране и Турции. В Закавказье он известен как гишер, или гешир (от армянск. geshiri — "ночь"). Издавна гешир добывался в районе Кутаиси и обрабатывался монахами Гелати.

Лучшие гагаты равномерно окрашены в черный цвет, им можно придать бархатистую поверхность.

В середине XIX в. из гагата изготавливали бусы, четки, ожерелья, броши. Изделия из гагата оправляли в ограненную сталь, что усиливало контраст — черный цвет символизировал траур.

Более дорогие изделия такого рода выполняли из оникса, граната, турмалина.

Гагат имитируют асфальтовым битумом, минералом с сильным смоляным блеском. Такой поделочный камень называют альбертитом (albertite).


 

 


 

ГЕЛИОТРОП

 

ГЕЛИОТРОП (от греч. Helios — "Солнце" и tropos — "оборот") — минерал, полудрагоценный камень, разновидность халцедона зеленоватой окраски с пятнами красного цвета.

В древности назывался "кровавым камнем", или плазмой (греч. plasma — "вылепленное, образ, изменение"). Этому камню приписывали магическую силу останавливать кровотечение (отсюда еще одно название: "кровавик", не путать с гематитом , который также называют "кровавик").

При погружении в воду гелиотроп отражает солнечные лучи, отчего и происходит его греческое наименование. Еще одно название: "кровавая яшма" (франц. jaspe sanguin).

В античности этот камень использовали для изготовления амулетов гемм (инталий), вставлявшихся в перстни.

В Средневековье считалось, что такие перстни приносят удачу в военных делах, но могут быть опасны для жизни — они применялись в заклинаниях.

Гелиотроп добывали в Египте (немецкое название Nielkiesel — "нильский камень"), в Средней Азии, на Урале, в Индии.

 


 

 

 


 

ГЕМАТИТ

 

ГЕМАТИТ (греч. haimaties — "похожий на кровь", нем. Hämatit) — минерал, "красный железняк", или "кровавик", сходный с пиритом . Представляет собой окисел железа красноватой окраски.

Если куском гематита провести по поверхности другого камня, то он оставляет красную черту, напоминающую след засохшей крови. Поэтому древние греки придумали ему такое название.

В массе гематит выглядит черным, его использовали для имитации черного жемчуга — он хорошо шлифуется и