Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 100 гостей онлайн

Мы в контакте


Самоцветы (а - з) - Жемчуг PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 
Художественные материалы
Индекс материала
Самоцветы (а - з)
Авгит
Агат
Адулар
Аквамарин
Аксинит
Александрит
Алмаз
Альмандин
Аметист
Андезит
Базальт
Берилл
Бирюза
Брекчия
Бриллиант
Вивианит
Вулканоли
Габбро
Гагат
Гелиотроп
Гематит
Горный хрусталь
Гранат
Гранит
Диабаз
Диоптаз
Диорит
Жад
Жемчуг
Все страницы

 

ЖЕМЧУГ

 

ЖЕМЧУГ (др.-русск. женчугъ, земчуг — "земляной"; из тюркск. от кит. jänčü) — органическое образование, возникающее в  раковинах морских устриц, мидий и некоторых пресноводных моллюсков, внутри "выстланныхперламутром.

Полудрагоценный материал  ювелирного искусства.

Жемчужины округлой или неправильной формы появляются в результате вторжения в тело моллюска инородных частиц, например песчинки, которая обволакивается известковым веществом — карбонатом кальция и конхиолином (от греч. konche — "раковина"), цементирующим материалом. Теоретически все раковины, покрытые изнутри слоем перламутра, могут рождать жемчужины. В этом случае их называют жемчужницами.

Французское название жемчуга perle восходит к лат. pirula — "крупинка" от pirium "сфера". Но древние римляне называли жемчуг греческим словом margarites (margoron — "перламутр"), отсюда наименование цветка — маргаритка и женское имя Маргарита. Большие жемчужины называли unio (лат., "единственный, крупный"; русский эквивалент: скатный жемчуг). Крупные, но неправильной формы жемчужины называют блистер (англ., "пузырь, вздутие"), или "барокко" (итал. "perla barocca" — "испорченная жемчужина"). Мелкий жемчуг — зерновым (др.-нем. beere — "зерно"). Древнерусское название — перл, перла (из франц. perle). Отсюда перловый — жемчужного оттенка цвет. В России восточнославянским "жемчуг" часто заменяли иностранное слово "бисер".

Жемчуг издавна добывали в Персидском заливе, у побережья Шри-Ланки (Цейлона), Австралии, Японии, Калифорнии, Венесуэлы, Мексики.

Жемчужины имеют концентрическое строение и сложены из мельчайших чешуек арагонита, чем и объясняется их загадочный перламутровый блеск, называемый ориентом (лат. orientis — "восходящее солнце", ассоциируется с вторичным значением слова: "восток").

Крупные, правильные по форме жемчужины очень редки и приравниваются к драгоценным камням, они называются монстр (англ. monster — "огромный"), или парагон (англ. Paragon — "образец, модель").

Кроме устриц и мидий, жемчужины вырабатывает моллюск абалон ("морское ушко"), его жемчужины отличаются своеобразной голубоватой, розовой или даже зеленой окраской. Еще один моллюск, «Nautilus pompilius» (лат., "помпилиев кораблик"), также производит жемчужины различной окраски. Розовый жемчуг (англ. conch pearl — "жемчуг раковины") иногда называют "шёлком" (англ. silk). Он напоминает коралл. В отличие от других ценных материалов жемчужины не требуют обработки, они мягкие, легко просверливаются стальным сверлом и нанизываются на нити.

С 1920-х гг. было освоено искусственное выращивание — культивирование жемчуга (внедрением в раковины моллюсков посторонних частиц). Однако в Китае и Японии этот промысел существовал еще в XVIII в. Иногда в раковину внедрялись миниатюрные фигурки Будды, через год они обволакивались полупрозрачным слоем перламутра. Встречается и черный жемчуг (предполагают, что такая окраска объясняется особенностями состава морской воды).

В XVI в. в Венеции натуральный жемчуг стали имитировать полыми бусинами дымчатого стекла, изнутри заполненными воском. Так называемый римский жемчуг представляет собой стеклянные шарики, внутренняя поверхность которых покрыта специальной эссенцией (essence d’orient), они также заполнены воском, и их блеск не отличается от блеска настоящих жемчужин. Культивированный жемчуг окрашивают в черный цвет раствором нитрата серебра. В викторианскую эпоху черный жемчуг стали имитировать полированными бусинами гематита.

Близкое по виду природное образование пизолит (от греч. pisos — "горох" и lithos — "камень") — известковые отложения в пещерах, иначе — "пещерный жемчуг".

Сияющие лунным светом жемчужины с глубокой древности ценились на Востоке — индийцами, персами, арабами. Изображения жемчужин встречаются на персидских статуях и рельефах VIII—VII вв. до н. э. В Древней Месопотамии из них делали ожерелья-амулеты.

Существовало поверье, что жемчужины — это "морская роса". Раковина "поднимается из моря в утренние часы на рассвете. И раскрывает раковина свои уста, и поглощает утреннюю росу, солнечные, лунные и звездные лучи. И рождает жемчуг от небесных светил". Позднее жемчужины называли слезами наяд.

В древнем Китае считали, что жемчуг — воплощение Луны, он олицетворял женское, влажное, лунное начало и защищал от стихии огня. Круглая форма жемчужин рассматривалась как символ небесного совершенства. "Сверкающая в ночи жемчужина" — одна из главных святынь, она входила в традиционные "восемь драгоценностей" и изображалась обвитой лентой. По другой легенде, раковина моллюска оплодотворяется молнией, небесным огнем, а затем под действием лунного света рождается жемчужина. Эта аллегория сделала жемчуг символом сладострастия и атрибутом греческой богини Афродиты, у римлян — Венеры. Бронзовые античные статуэтки этих богинь украшали жемчужными подвесками и ожерельями.

В индуизме жемчужина олицетворяет "третий глаз" Шивы, в буддизме — духовное просветление. В одной из китайских легенд дракон света заглатывает "жемчужину ночи" — Луну, а затем снова ее выплевывает, что трактуется как совершенство Вселенной, дарующей человеку просветление, мудрость. Дракон изображается с красным шаром в лапах — "ночной сияющей жемчужиной", "зерном силы и катящимся громом" (иногда жемчужина замещается алмазом или рубином).

Еще одна старинная легенда рассказывает, как змей (сын дракона) принес в своей пасти жемчужину министру государства Чи Лианг в благодарность за свое спасение. Благодаря этой жемчужине ночь превращается в день.

В буддийском искусстве лев Фо изображается с жемчужиной "мани".

Древнеримский историк Плиний Старший сообщает, что в Рим увлечение жемчугом принесла победа Гнея Помпея над Митридатом (66—64 гг. до н. э.), он описывает портреты, сделанные из жемчужин, и то, как император Нерон (54—68) "усыпал скатным жемчугом скипетры, маски и дорожные спальни". Известно также, что Кай Юлий Цезарь принес в дар храму Венеры на Капитолии ожерелье из речного жемчуга, добытого им в Британии (54 г. до н. э.).

В легендах о сказочном богатстве египетской царицы Клеопатры рассказывается, как, желая поразить римлянина Марка Антония, она растворила одну из своих огромных жемчужин в кубке с уксусом и выпила его (на самом деле жемчуг в уксусе не растворяется). Вторую жемчужину Клеопатры позднее разрезали надвое, чтобы изготовить из нее серьги для статуи Венеры в римском ПантеонеКлеопатра бросает на пиру большую нить жемчуга в бокал с вином.

Жемчугом в Средневековье украшали короны христианских королей и переплеты Евангелий (евангелиары).

В христианском искусстве сверкающая белизной и совершенством формы жемчужина — символ чистоты Девы Марии. В текстах акафиста Богоматерь сравнивается с "жемчужницей": "Раковина, обагрившая пурпурное одеяние Бога... раковина, принесшая Божественный жемчуг". Эта поэтическая метафора послужила основой многих алтарных картин: Мадонна восседает на троне в алтаре, свод — конха над Ней изображена в форме большой раковины (греч. konche — "раковина, воронка"). Иногда сверкающую жемчужину изображают в руке Младенца Христа, сидящего на коленях Девы. В Откровении Иоанна сказано, что ворота Нового Иерусалима как "двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины" (Откр. 21:21). Отсюда выражение "жемчужные врата" и символика венцов, украшенных жемчугом.

В средневековых легендах часто варьируется сюжет о девушке, хранящей жемчужину и отказывающейся ее обменять на все сокровища мира. Только когда появляется король, она отдает ему жемчужину и становится королевой. В этих сказаниях соединились христианская символика Девы Марии и алхимические аллегории о превращении вещества, очищении материи.

В ювелирном искусстве жемчуг одинаково хорошо сочетается с серебром, бриллиантами и цветными камнями.

В Индии изготавливают традиционное украшение — жемчужины, нанизанные на серебряные нити — "бомбейские кисти".

В 1886 г. у побережья Западной Австралии была найдена жемчужина "Большой Южный Крест", состоящая из девяти сросшихся в виде креста крупных жемчужин.

Среди сокровищ испанской короны долгое время находилась жемчужина "Перегрина" (лат. peregrina — "иноземная, путешественница"). Она найдена в Панаме в 1560 г. В начале XIX в. была собственностью семьи Богарнэ во Франции, затем продана в Англию. В 1972 г. ее видели в частной коллекции в Нью-Йорке. Другая знаменитая жемчужина — "пеллегрина" — происходит из Индии. В начале XIX в. была собственностью братства Св. Зосимы в Москве (отсюда название "Жемчужина Зосимы"). В 1935 г. демонстрировалась на выставке в Лондоне. Французской династии Бурбонов принадлежала жемчужина "Регент".

ЖЕМЧУГ — символизирует избранничество и красоту, ассоциируется со слезой ангелов, оплакивающих грехи человечества.

По преданию Корана, жемчуг рос на деревьях райского сада.

Ожерелье из жемчуга — символ целомудрия. Оно — одно из непременных украшений Венеры.

Жемчуг смягчает раздражительность, исцеляет лихорадку и горячку.

Жемчуг — атрибут святой Маргариты Антиохийской.

В планетарном отношении жемчугу покровительствуют Луна и Венера. Среди созвездий ему соответствуют Рак и Козерог.

Замечательные изделия с использованием жемчуга работы саксонских мастеров хранятся в музее "Зеленый свод" в Дрездене.

"Мозаичными жемчужинами" (франц. perles mosaiques) называют венецианские бусы из разноцветного стекла — муррины:

И жемчуга столицы дожей,
Молочно-белы и горды,
Сияя на атласной коже,
Казались каплями воды
.

Т. Готье. Поэма женщины.
Из сборника "Эмали и камеи" (1852).
Перевод Н. Гумилева



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.