Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 106 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Самоцветы (а - з) PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 
Художественные материалы
Индекс материала
Самоцветы (а - з)
Авгит
Агат
Адулар
Аквамарин
Аксинит
Александрит
Алмаз
Альмандин
Аметист
Андезит
Базальт
Берилл
Бирюза
Брекчия
Бриллиант
Вивианит
Вулканоли
Габбро
Гагат
Гелиотроп
Гематит
Горный хрусталь
Гранат
Гранит
Диабаз
Диоптаз
Диорит
Жад
Жемчуг
Все страницы

САМОЦВЕТЫ

 

МИНЕРАЛ (франц. minéral, от ср.-лат. minerale — "выступающий, обваливающийся") — твердое тело, образовавшееся в результате естественных, природных процессов в земной коре. Материал изобразительного искусства.

ДРАГОЦЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (самые дорогие, наивысшей ценности) — материалы, в наибольшей степени удовлетворяющие трем основным требованиям: красоте (блеску, сиянию), редкости, долговечности (прочности). Таких материалов, иначе называемых благородными, в равной степени отвечающих строгим требованиям, сравнительно немного. Из металлов: золото, платина, электрум (сплав золота и серебра), серебро (хотя оно и окисляется на воздухе), позолоченое серебро. Из минералов по прочности и красоте первое место занимает алмаз (в ограненном виде — бриллиант ), далее  следуют рубин, сапфир, изумруд.

В разное время к драгоценным камням причисляли различные минералы в зависимости от их символического значения. В библейской традиции камни символизируют добродетели, а их блеску приписывали магическую силу. Библия сообщает о двенадцати драгоценных камнях в четырехугольном наперснике (нагруднике) иудейского первосвященника, на которых были начертаны имена двенадцати колен Израилевых "для постоянного памятования о них пред Господом" (Исх. 28:15—30). Это: ярко-красный рубин, желтый прозрачный топаз, зелено-голубой изумруд, темно-красный карбункул, голубой сапфир, бесцветный алмаз, яхонт, молочный, "цвета морской пены" агат, фиолетовый аметист, золотистый хрисолит, переливчатый оникс, зеленый аспид.

В Апокалипсисе (Откр. 21:19—20) основаниями Нового Иерусалима являются яспис, сапфир, халкидон, смарагд, сардоникс, сердолик, хрисолит, вирилл (берилл), топаз, хрисопрас, гиацинт и аметист. К драгоценным камням в качестве ворот Нового Иерусалима был причислен жемчуг.

Названия камней со временем менялись. В древности разные камни иногда называли по внешнему сходству одинаково, и напротив — один и тот же минерал в зависимости от окраски получал разные наименования.

В настоящее время к драгоценным камням причисляют также аквамарин , александрит, альмандин, гранат, опал, лазурит, турмалин, родонит, благородную шпинель, циркон.

К полудрагоценным, или поделочным, камням (самоцветам) относят гелиотроп, бирюзу, аметист, горный хрусталь, агат, лазурит, обсидиан, сердолик, халцедон, лабрадор, эпидот. К полудрагоценным материалам причислены гагат , коралл, перламутр, слоновая кость, панцирь черепахи (бисса), янтарь (амброид). Из этих материалов делали амулеты и талисманы.

ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИминералы, в меньшей мере обладающие качествами драгоценных — красотой, редкостью, долговечностью (прочностью). В истории одни и те же минералы и их разновидности относили и к драгоценным, и к полудрагоценным материалам, в зависимости от господствующей эстетики, возможностей разработок и технологии обработки камней. К тому же названия материалов менялись. Так, в древности к драгоценным камням причисляли полудрагоценные — жемчуг, горный хрусталь, сардоникс, сердолик. Ныне к полудрагоценным камням относят также агат, бирюзу, аметист, гелиотроп, диоптаз, лабрадор, лазурит, нефрит, обсидиан, халцедон, эпидот, хрисопраз. Поскольку эти минералы используют для резьбы и относительно крупных изделий, они имеют второе название — поделочные камни. Разнообразная окраска дала им еще одно наименование — самоцветы.

В Китае особо ценили жад и нефрит.

В христианской иконографии горный хрусталь и слоновая кость считаются символами Девы Марии, поскольку они сами не излучают, но сверкают, отражая свет Божественный. Свойственный многим камням аллохроматизм (подвижность окраски) также считался божественным.

АЛЛОХРОМАТИЗМ (от греч. alios — "чужой, изменчивый" и chroma — "цвет") — одно из двух основных свойств окраски драгоценных камней. Не связано непосредственно с химическим составом минерала, а зависит от примесей. Так прибавление небольшого количества окиси хрома к бесцветному корунду превращает этот камень в ярко-красный рубин. А соединение железа и титана окрашивает тот же корунд в синий цвет, и тогда такой камень называют сапфиром. Элементы, изменяющие окраску драгоценных камней, именуются хромофорами (греч. chromophoros — "несущие окраску"). Параллельное словообразование в русском языке: самоцветы — прозрачные, но ярко окрашенные драгоценные камни. Другое свойство окраски драгоценных камней — изначальный, основной цвет, присущий именно этой породе, — называется идиохроматизмом (от греч. eidos — "вид, образ" и chroma — "цвет"). Изменение цвета в зависимости от освещения называется люминесценцией . В более широком значении аллохроматизм — многообразие полутонов, нюансов, валёров; способность красок создавать множественность оттенков, богатство палитры, сложность колорита.

ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ (от лат. luminis — "свечение" и escentis — "выход, движение изнутри") — эффект свечения вещества под воздействием внешней энергии, например блеск, сияние драгоценных камней. Под воздействием световых лучей они играют так, будто сияют изнутри.

Прозрачные кристаллы драгоценных камней, поглощающие и излучающие Свет Божества, представляют собой "центры жизни".

В астрологии свойства камней ставятся в зависимость от положения планет.

В Новом Завете старинные камни распределены между учениками Христа.

Мистическая традиция связывает драгоценные камни с днями недели и характером античных божеств, распределяя их в "Регалиях Волшебника" следующим образом:

 

  • "В Воскресенье (день Солнца) — золотой жезл с рубином или хрисолитом,
  • в понедельник (день Луны) — жемчуг, хрусталь и селенит,
  • во вторник (день Марса) — стальной жезл и стальное кольцо с аметистом,
  • в среду (день Меркурия) — ожерелье из жемчуга и кольцо с агатом,
  • в четверг (день Юпитера) — резиновый жезл и кольцо с эмеральдом или сапфиром,
  • в пятницу (день Венеры) — медный жезл, кольцо с бирюзой и корону с бериллами,
  • в субботу (день Сатурна) — жезл из оникса и цепь из олова".

 


Драгоценности всегда служили украшениями, но даже в этом они имеют скрытый смысл — в одеяниях принцесс и королев, ожерельях и браслетах они показывают: достоинства той, что их носит, превосходят ценность самых дорогих материалов. Эта идея является главной в ювелирном искусстве. Драгоценности, спрятанные в шкатулке, символизируют интуитивное, скрытое знание либо соблазн, искушение.

Во многих мифах, преданиях рассказывается, что сверкающие камни были когда-то изъяты из голов змей и драконов — они служили им глазами (либо образованы из змеиной слюны). Отсюда поверье о магической силе "кошачьего" или "тигрового глаза" и рассказы о том, как драконы охраняют сокровища. Глаза древних бронзовых и каменных статуй инкрустировали драгоценными камнями. Огранка драгоценных камней символизирует духовное совершенствование человека, "просветление души". Однако в действительной жизни обладание драгоценностями играет порой противоположную роль.

 

КАБОШОН (франц. cabochon — "кругловатый" от caboche — "башка, круглая голова") — драгоценный или полудрагоценный камень, обработанный в форме шара или полусферы.

В древнерусском ювелирном искусстве XIV—XVII вв. использовали басменное, гравированное, иконописное либо рисованное черной тушью по золоченой бумаге изображение, которое помещали в центре панагии (нагрудной иконы) и накрывали полированной полусферической линзой из стекла или горного хрусталя. Такие иконы назывались "под хрусталем", позднее — кабошонами.

 

 

 

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.