Багет |
Художественные материалы | |||
БАГЕТ (франц. baguette от итал. bachetta, лат. baculum — "палочка, прут") — профиль, обрамление в виде профилированных реек. В декоративном искусстве, оформлении интерьера — стенных панелях, мебели — багет является обрамляющей частью филенки, центральная плоскость которой называется зеркалом. Багет обычно имеет перспективный профиль — более высокий с наружной стороны и понижающийся внутрь. Багет также маскирует швы деревянной рамочно-филеночной конструкции. В архитектуре багетом называют заполнение углублений — каннелюр колонны — полуцилиндрическими выпуклыми профилями — валиками (обычно не на всю высоту). Другое название — вкладыши, или "встречные каннелюры". Этот прием появился впервые в эллинистической и позднеримской архитектуре. Из деревянного багета делают рамы для живописных картин. В искусстве академического Классицизма и Барокко такие рамы, массивные и широкие, дополняются лепным орнаментом из гипса и покрываются позолотой. В искусстве тканых ковров — шпалер — подобные рамы имитируются рисунком. В ювелирном искусстве "багет" — прием огранки небольших алмазов в виде прямоугольных призм, используемых как обрамление более крупных камней, иначе — батон (франц. bâton — "палка"). Багет — гладкая или профилированная планка для изготовления рам и карнизов к картинам, произведениям графики, фотографиям, а также в строительстве. Багет бывает самых разных профилей, с различной декоративной отделкой: орнаментами, различных цветов, лаковыми и бронзированными покрытиями, а также из различных пород дерева или пластика. Художественная ценность багета в большой степени зависит от профиля и рисунка рельефа. В зависимости от ширины багет называют узким (до 40 мм) и широким, в зависимости от толщины - низким и высоким. Длина багета может быть от 1 до 4,5 м. Лицевая поверхность багета, изготовленного из твердых пород (дуб, бук и др.), покрывается прозрачным лаком или полируется. Багет из мягких пород древесины (сосны, ели и др.) отделывают непрозрачными покрытиями или чаще всего покрывают бронзовым порошком. Перед таким покрытием на лицевую поверхность багета наносят несколько слоев левкасного грунта (мел с клеем), нередко наклеивают тисненый рельеф, имитирующий резьбу, изготовленный из мастики (смеси мела, клея и олифы). Бронзированный багет, имитирующий старую бронзу (в бронзу добавляют графитовую пудру и порошок окиси хрома), называют патинированным. Для предохранения от повреждений багет хранят завернутым в бумагу. Выбор багета При выборе багета для рамы в первую очередь нужно обращать внимание на сухость древесины и отсутствие деформации брусков. В зависимости от размеров картины, колористических особенностей, темы и других данных подбирается цвет, профиль, орнамент, высота, необходимая для создания определенной глубины картины, вмонтированной в раму. Рама, обрамляя картину, своим цветом и декоративной отделкой должна быть гармонически связана с картиной, в то же время она не должна выделяться, отвлекать внимание зрителя от живописного произведения, а должна дополнять и украшать его. Вот те основные правила, которыми следует руководствоваться при выборе багета для рамы к живописному или графическому произведению.
Определение длинны багета. Требуемая длина багета рассчитывается следующим образом, картина измеряется по периметру, и к этой длине прибавляется ширина багета, умноженная на 8. Это необходимо потому, что для образования углов рамы вырезается восемь угловых кусков из багета. Так если для картины размером 70 х 100 см необходим багет шириной в 15 см, то расчет ведут следующим образом: 70 + 70 + 100 + 100 + (15 х 8) = 460 см
Изготовление рамы из багета Бруски багета после спиливания углов в стусле связывают в раму, соединяя углы на "ус". Подготовленные бруски багета кладут на что-либо мягкое (например, поролон), чтобы не повредить декоративную отделку. Углы рамы склеивают, смазывая срезы, густым горячим столярным или казеиновым клеем (можно применять и цементно-казеиновый клей). После склеивания раму аккуратно стягивают прочным шпагатом, а углы (при применении столярного клея) соединяют длинными, тонкими гвоздями, наметив шилом отверстия для гвоздей. При закреплении углов рамы следует проверить, нет ли перекосов. Отсутствие перекоса проверяют по диагоналям с угла на угол. Затем углы рамы, если это необходимо, усиливаются фанерными накладками в виде прямоугольных треугольников; накладки приклеивают и прибивают небольшими гвоздиками. Если рама больших размеров, то ее углы склеивают цементно-казеиновым клеем и для усиления стягивают стальными накладками с отверстиями для шурупов. Существуют и другие способы стягивания углов рам, например специальными винтами. В настоящее время, в багетных мастерских, изготовление рамы производится при помощи специального оборудования.
Пропиливание углов рам в стусле Делая рамы для багета для обрамления живописных или графических работ, надо следить, чтобы не было зазоров, и углы плотно прилегали друг к другу. Для точного соединения углов рам под углом в 45° применяют стусло, обычно изготовляют из бука. Скрепленное в виде коробки, стусло пропиливается ножовкой накрест под углом 45°, а один паз - вертикально для обрезания багета по торцу.
Ножовка, которая применялась для пропиливания пазов в стусле, должна использоваться постоянно, чтобы зазоры пропилов в стусле были одного размера. Это даст возможность точно спиливать углы в багете под углом в 45° и получать точные соединения углов багета.
Отделка багета
Выпускаемый багет для изготовления рам иногда не удовлетворяет необходимым декоративным требованиям, и художник вынужден заново делать багет требуемого профиля и отделки или изменять цвет и орнаментальную декоративную отделку существующего багета.
Декоративная отделка багета состоит из следующих основных операций:
Изготовление орнаментированного багета
Изготовление форм для орнамента из пластических масс
Изготовление форм (матриц) из полиметакралата или эпоксидной смолы (марок ЭД-5 или ЭД-6) дает возможность пользоваться постоянными прочными формами и для формования мастичной массы, и даже для прессования из тонких листов металла орнамента для багета.
Основными компонентами для изготовления форм из полиметакралата являются: метилметакрилат (мономер) В-4 - 8%, полиметакрилат Л-1 порошок (бисерный) - 62%, перекись бензоила-2%, диметиланилин - 1,5% или диметилпартолуиндин - 1%.
Формы отливаются по гипсовым моделям, для чего высушенные - гипсовые модели покрываются жидким крахмальным клейстером, служащим разделительным слоем при снятии форм с моделей. Формы в процессе их отливки армируются несколькими слоями стекловолокна (6-S слоев), что в значительной степени упрочняет их, прочность таких форм приближается к прочности низкоуглеродистой стали. Для матриц применяют и другой вид полимеров, отличающихся еще более высокой прочностью. Таким полимером является эпоксидная смола холодного отвердения: марки ЭД:5 или ЭД-6. Формы из смолы также отливаются по сухим гипсовым моделям, покрытым лаком, например лаком на основе поливинилового спирта, полиамидного лака-543 или воском, растворенным в пинене.
Для подготовки смолы к отливке в нее вводят от 8 до 12% отвердителя - полиэтиленполиамина или гексаметилендиамида от 6 до 15% и пластификатор - дибутилфталат от 5 до 8% к массе смолы.
Для упрочнения матриц их армируют в процессе отливки 6-8 слоями стекловолокна или вводят прочный наполнитель, например кварцевый песок - 100-150% от веса смолы.
Матрицы отливают в стальных обичайках соответствующей формы или в кольцах от шарикоподшипников, что также повышает их прочность.
Тонкие листы металла толщиной 0,2-0,3 мм, например латуни, меди, алюминия; могут выдавливаться на ручном винтовом прессе.
Пуансоном, вдавливающим металл в матрицу, служит толстая
микропористая резина, на которую кладется металлическая плитка. Резина легко вдавливает металл в матрицу.
При отсутствии пресса металл "чеканят", применяя "чеканы" - подбойки, вырезанные из бука. Если металл окажется жестким, то его отжигают. Медь отжигают при температуре 650-750°, латунь - 620-650°, алюминий - 370-400°.
|