История физиогномики Печать
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Физиогномика

История физиогномики

 

С древних времён лицо привлекало учёных, мыслителей и исследователей. Каждый из них стремился создать свою теорию. К сожалению, все эти теории имели ограничения.

Физиогномика Востока

Основные представления физиогномики зародились в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем, что ему предписано природой. Особенно почитали физиогномику на Востоке, полагая, что весь жизненный путь человека можно предсказать по лицу.

В Китае физиогномика считалась полноправной отраслью медицины. Сянфа 相法 (законы внешнего облика), сяншу 相术 (искусство гадания по внешнему облику) илисяньжэньшо 相人說 (искусство предсказания судьбы по внешнему облику)  были основаны на представлении о взаимосвязи судьбы и характера человека с его физическими характеристиками. Первые упоминания о физиогномике встречаются в летописи Цзочжуань (V в. до н. э.). Однако, Сюнь-цзы (3 в. до н. э.) доказывает как то, что физиогномика уже существовала как система, так и то, что ее практичность подвергалась сомнению (гл. Фэйсян, «Отрицание физиогномики»). Среди китайских отрицателей физиогномики выступал также Ду Му 杜牧 (803—852).

Ван Чун (1 в. н. э.) в «Критических суждениях» говорит: «Человеческая жизнь во власти Неба, это проявляется во внешности, исследуя ее проявления, познается судьба, как с помощью доу и ху (меры объема) познается вместимость». Физиогномика была повседневной практикой в традиционном Китае. Так, например, в книге двадцать четвертой главе шестой «Люйши чуньцю» упоминается беседа о физиогномике некоего искусного физиономиста (善相人) с правителем царства Чу Чжуан-ваном, время правления которого 613—591 гг. до н. э. В главе 92 «Исторических записок» Сыма Цяня приведен эпизод из жизни одного из выдающихся соратников первого ханьского императора, полководца Хань Синя.

В физиогномической практике Китая применялись схемы и термины. Физиогномические термины«5 вершин» (лоб, нос, подбородок и скулы), «3 двора» («верхний двор» — от границы волос до переносицы, «средний двор» — от переносицы до кончика носа и «нижний двор» — от кончика носа до подбородка) и пр. размечающие расположение частей лица. Все разнообразие частей лица сводилось к нескольким типам: восемь типов носов, шесть типов глаз и т. д., с каждым типом связывался иероглифический аналог и определенный прием письма. Контуры лица определялись восемью иероглифическими подобиями («8 норм»): квадратное лицо сравнивалось с иероглифом тянь («поле»), лицо, расширяющееся в нижней части, уподоблялось иероглифу фэн («ветер»)».

Основные моменты, на которые были обращены гадательные практики в Китае — обильное потомство, материальное благополучие и продвижение по службе. К примеру, физиогномисты — конфуцианцыстарались прежде всего обнаружить наличие или отсутствие на лице признаков таких нравственных качеств, как почтительность к родителям, благопристойность, преданность своему господину, верность властям. При этом особенно важны были симметрия и гармония черт лица, сулившие хорошую судьбу. Крупные, правильные черты, квадратное лицо у мужчин и круглое лицо у женщин (символ полноты, достатка в семье) служили признаком богатства и знатности. Всякая же асимметрия черт, а также узкий лоб, маленький подбородок назывались «отклонениями» и свидетельствовали либо о каком-то нарушении здоровья, либо предвещали беды. Лоб — если его выпуклость как стоящая стена, он широк, прям и высок — это облик знатного и долголетнего человека; уши — они возвещают долголетие, если толсты и крепки, приподняты и длинны; складки у глаз — когда они идут кверху — богатство и счастье непрерывной чередой; нос — должен быть толст и плотен — будешь жить долгие годы; подбородок — если подбородок остер или придавлен — не займешь почетного положения; скулы — должны быть выдающимися, если они не выступают, не заметны, то человек ничтожен и рано умрет.

Ибн Сина (латинизивр. Авицена) (ок. 980—1037)

Учёный, философ, врач. Жил в Средней Азии и Иране. Знаменитый целитель древности ставил диагнозы после тщательного изучения лица больного.

 

Физиогномика Запада

Античная физиогномика

Первые упоминания о физиогномике на Западе припысывают Аристотелю.

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Аристотеля считают одним из создателей учения о физиогномике, он применял её для распознавания душевных качеств людей по внешности, указывая признаки характера.
В его работах мы читаем: "Если люди имеют большие лбы, то они медлительны в движениях; если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию; если же у них лбы закруглённые или выпуклые, то они вспыльчивы. Прямые брови являются признаком мягкого нрава. Жестокость характера выражается бровями, которые закругляются к носу. Если брови при этом сходятся друг с другом, тогда, возможно, главной чертой характера является ревность, низко стоящие брови — признак зависти". Ещё одно наблюдение Аристотеля: "...глаза бегают, то неподвижны, то занимают середину между тем и другим; первое указывает на неуверенность, второе на бесстыдство, последнее на доброту".
Его вклад в учение о физиогномике состоит в следующем:
  1. О состоянии и возможностях психики человека можно судить на основании оценки особенностей строения его головы и лица.
  2. Отдельные черты лица человека имеют сходство с животными, которые наделяются якобы свойственными им от природы качествами: "нос толстый, как у быка, означает лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость, острый, как у собаки, нос — признак холерического темперамента, орлиный нос означает смелость, крючковатый как у вороны, — настороженность, у кого широкий рот, тот храбр".
  3. Можно установить сходство между отдельным человеком и представителями целых рас и народностей — эфиопов, индийцев, хеттов и др., затем, проанализировав личностные признаки разных народов, определить индивидуальный характер по выраженности соответствующих внешних черт.
  4. Если лицо человека несёт в себе черты, характерные для проявления определённых эмоциональных состояний (умиротворение, испуг, страсть), то можно утверждать, что именно это состояние очень характерно для человека, фактически является его индивидуальной особенностью. Например, если лицо человека постоянно напоминает маску страха, то он по натуре своей, скорее всего, боязлив.
Положения Аристотеля долго служили основой для наблюдений последующих авторов. Начиная с XV и XVI вв., физиогномика была предметом всеобщего интереса, ею занимались врачи, духовные лица, философы, судьи. В 1658 г. вышла книга Кардана Медичи, в которой приводится много рисунков лица человека и указывается, какому типу лица какие качества соответствуют и даже какую судьбу они предопределяют: "...такие черты указывают на дурной характер и предвещают тюремные муки и затем смертную казнь от меча".

Элементы физиогномических исследований также содержатся в работах древнегреческого ученого Теофраста, однако, ранее этим интеросовался и Гиппократ. К примеру, около 340 г. до н. э. Аристотель красноречиво писал по вопросу, поднятому еще Гиппократом: «Если люди имеютбольшие лбы, — замечает он в «Истории животных», — то они медлительны и в движениях, если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию, если у них лбы закругленные или выпуклые, то они вспыльчивы». Первый систематический трактат, который дожил до настоящего времени является «Physiognomica», приписанный Аристотелю (но вероятно принадлежащий его «школе», а не созданный философом непосредственно). Он и его сторонники считали, что черты лица и его общее выражение характеризуют тип людей и что по ним можно определять уровень интеллекта человека и его одаренности. Исследования Аристотеля определили дальнейшее развитие физиогномики на следующие 2000 лет. Однако, научные критерии в его описаниях лица отсутствовали и были абсурдными. Сократ (469—399 гг. до н. э.) и его современник Платон (428 (7) — 348 (7) гг. до н. э.), последователем которых был Аристотель, также умозрительно оценивали лица. В дальнейшем, ученые Древней Греции и деятели Древнего Рима — врачи Гален (129 — ок. 200) и Цельс (первая пол. I в. н. э.), мыслители Цицерон (106 — 43 до н. э.), Плиний Младший (61 — ок. 113 н. э.) и т. д., также изучали лица людей, придавая физиогномике жизнестойкость и научный интерес. Стоит отметить, что еще «в древности физиогномика была наукой, и притом весьма серьезной и важной…». «Столь важный аспект теоретической мысли классической древности был связан с серией трактатов по физиогномике. Из множества написанных сочинений до нашего времени сохранились четыре: приписываемый Аристотелю учебник (конец IV - начало III в. до н. э.); трактат ритора II в. н. э. времен императора Адриана, Полемона из Лаодикеи; трактат врача и софиста IV в. н. э. Адамантия и физиогномический труд «De physiognomonia» латинского анонима также IV в. н. э.»

Физиогномикой занимались греческий философ и математик Пифагор (VI в. до н.э.) и учёные Древней Греции и Древнего Рима: выдающиеся врачи Гален (II в. до н.э.) и Цельс (I в. до н.э.), крупные мыслители Цицерон (I в. до н.э.), Плиний-младший (I в до н.э.), римский оратор Квинтилиан (36—35 гг. до н.э.) и др.



Пифагор Самосский (VI в. до н.э.)

Греческий мыслитель и математик выбирал своих учеников только из людей, отмеченных на лице призванием и способностями к занятиям точными науками.

Гиппократ (460—370 гг. до н.э.)

Древнегреческий врач в своих трудах говорил, что изучение лица и руки человека даёт важные сведения о его здоровье и темпераменте. Гиппократ пользовался физиогномикой для целей врачебной диагностики. До сих пор в медицине пользуются понятием "маска Гиппократа" (запавшие глаза, заострённый нос, синевато-бледная кожа, покрытая каплями холодного пота) — это характерное выражение больного при перитоните (воспаление брюшной полости при повреждении внутренних органов или как осложнение аппендицита), важный симптом данного заболевания.

Физиогномика средневековья и Возрождения

Обложка труда Джамбаттиста делла Порта «De humana physiognomica» («О человеческой физиогномике») — Vico Equense: Apud Iosephum Cacchium, 1586 г. Другие страницы этого труда.
Последующие исследования по физиогномике относятся к Средневековью. В этот период в Европе произошло отделение физиогномики от науки. В таких условиях физиогномика вырождалась в антинаучные спекулятивные направления, родственные черной магии, астрологии и хиромантии. Однако, среднеазиатский философ и врач Ибн Сина (980—1037), разделял взгляды Аристотеля, хотя только ссылался на его труды, когда речь шла о мимике. Вместе с тем в своей практике он подробно анализировал выражения лиц больных и приобщал результаты наблюдений к другим аргументам при постановке диагноза и оценке состояния больного.

Попытка Шарля Лебрена кодифицировать визуальное выражение эмоций в живописи, была представлена в его небольшом иллюстрированном трактате «Methode pour apprendre a dessiner les passions» (Метод обучения отображения страсти в живописи). 1698 год.
Эпоха Возрождения открыла пути новым течениям в искусстве и науке. В 1477 г. была опубликована книга ученого Иоанна Скота. Затем появляются труды Леонардо да Винчи(1452—1519). В этом смысле, подвергаются научному анализу закономерности строения лица, его пропорции, возникает новое отношение к выразительности лица.

Леонардо да Винчи (1452—1519)

Художник, скульптор, механик и изобретатель, он олицетворяет разносторонний творческий потенциал "человека Ренессанса", порождённого вспыхнувшим в XV в. в Италии интересом к античной культуре. Он был "так одарён природой, что любые его занятия и мысли давали вдохновённые и совершенные результаты", — писал в 1550 г. его первый биограф Джорджо Вазари. Его произведения, созданные во Флоренции, Милане, Франции, оказали огромное влияние на живописцев того времени, а оригинальные технические разработки на многие века опередили техническую мысль.
Его вклад в понимание и изображение лиц бесценен. Леонардо да Винчи очень внимательно изучал мимику, жесты и другие выразительные движения человека, отмечая, что определённая мимика свойственна не только радости или горю, ненависти или печали, но и различным нюансам этих переживаний. "Тот, кто смеётся, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щёками, но только неподвижным положением бровей, которые соединяются у того, кто плачем, и поднимаются у того, кто смеётся..., брови и рот по-разному изменяются при разных причинах плача". Созданный им портрет Моны Лизы (Джоконды) является одним из величайших шедевров искусства. Леонардо да Винчи "изобразил ту восхитительную улыбку, при взгляде на которую испытываешь скорее небесную, чем земную радость, ...приглядевшись, готов поклясться, что жилка на её шее бьётся", — писал Визари. Позировавшую даму развлекали нанятые Леонардо музыканты, возможно, этим объясняется её легендарная улыбка.
Портрет Моны Лизы открыл новый подход к написанию портрета через более глубокое, чем раньше, понимание другого человека со стороны его внутреннего мира, на основе эмпатии — проникновения-вчувствования в его переживания. Когда долго смотришь на портрет, кажется, что он оживает и дама вступает с тобой в диалог.
В своём "Трактате о живописи" Леонардо да Винчи рекомендовал художникам всегда иметь при себе альбом, чтобы в любой момент можно было сделать графический набросок случайно встретившегося интересного лица человека. При этом он советовал обращать внимание на эмоциональные переживания людей — радость, печаль и т.д. и накапливать таким путём наглядный материал о человеческом лице, о человеческой мимике, который в дальнейшем может быть полезен при написании большим полотен.
В своих дневниках художник размышляет о практических приёмах быстрого запоминания лица: "...об изображении человеческого лица в профиль с одного раза и одного взгляда. Для этого случая тебе необходимо запомнить разнообразие четырёх различных частей профиля — носа, рта, подбородка и лба, ...если ты хочешь обладать лёгкостью в запоминании выражения лица, то заучи сначала на память глаза, носы, рты, подбородки многих голов, а так же горла, шеи и плечи. Примем случай, что носы бывают десяти видов, они хороши, поскольку речь идёт о профиле. Спереди носы бывают одиннадцати видов, и также ты найдёшь различие в других частях".
Леонардо да Винчи первым дал правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры. Для своих исследований в области физиогномики он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.
Леонардо да Винчи в своём творчестве всегда оставался верным своему главному принципу — опыту и наблюдению.

Джованни Баттист делла Порт (1538—1615)

Это неаполитанский учёный, известный как физиогномист высокого ранга. В 1586 г. на основании личных наблюдений и знаний классических текстов он написал труд "Физиогномика человека". У него было много последователей, в том числе швейцарский священник Иоганн Лафатер (Лаватер).

Иоганн (Гаспар) Лафатер (1741—1801)

Цюрихский пастор был самым известным физиогномистом своего времени, талантливым исследователем и неутомимым тружеником, обладавшим логическим мышлением и необыкновенной интуицией. Ему принадлежит десятитомное сочинение "Искусство познания людей по физиономиям". Как никто другой, он умел определять характер и будущее человека по лицу. Его работа "Фрагменты физиогномики", опубликованная между 1775 и 1778 гг., была переведена на различные языки и использовалась специалистами в течении 100 лет.


Лафатер сначала изучал психологические особенности человека, пользуясь для этого признаниями прихожан на исповеди, а затем сопоставлял полученные данные с особенностями черт лица. Таким образом были записаны тысячи хорошо известных ему лиц, и на основании этого материала сделаны выводы о взаимосвязи формы профиля и внутреннего склада человека. Так, он считал, что в строении и очертаниях черепа и лба отражается умственная жизнь человека; а в строении лицевых мускулов, очертаниях носа и щёк — моральная и эмоциональная жизнь; а складка рта и линия подбородка сообщают о чувственных, животных качествах.

Лафатер, доказывая возможность определения особенностей характера по рельефу лица и строению черепа, претендовал на роль основателя новой науки: "Лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас".
Не все с ним соглашались. Так, давая оценку учению Лафатера, учёный-физик, писатель, критик эпохи Просвещения Георг Лихтенберг (1742—1799) отмечал, что "эта теория представляет в психологии то же, что и весьма известная теория в физике, объясняющая свет северного сияния блеском чешуи селёдок. Можно постараться нарисовать себе ночного сторожа по голосу. При этом часто ошибаешься настолько, что трудно удержаться от смеха, когда обнаружишь своё заблуждение. А разве физиогномика нечто иное?"
Лафатер сделал ряд ошибок, недопустимых для серьёзного исследователя, и в итоге его труды вызвали серьёзную критику:
  1. предмет его наблюдений составляли не все черты лица в их взаимодействии, а в основном его нижняя часть и так называемый лицевой профиль;
  2. систематического метода выведено не было;
  3. объективные закономерности заменялись субъективным мнением автора.
Тем не менее, идеи Лафатера нашли своих почитателей. На его выступления и физиогномические сеансы съезжались на других стран больные, дети и влюблённые, ему присылали портреты, слепки и маски. Лафатером восторгались, его превозносили, но одновременно и побаивались, например, с ним избегал встреч граф Калиостро — авантюрист и чародей, о котором ходили слухи, что ему 350 лет и он может превращать железо в золото. В большой мере разделял взгляды Лафатера австрийский врач Франц Йозеф Галль, создавший собственную интересную теорию.

Франц Йозеф Галль (1758—1828)

Известный австрийский врач и анатом, много занимался изучением мозга, он первым высказал положение о том, что особенности мышления надо связывать с особенностями строения мозга. В больших полушариях мозга он хотел найти "центры" для всех наших способностей.

Галль создал подробные карты мозга, где указывал места концентрации моральных и интеллектуальных качеств человека. Он утверждал, что по форме и местонахождению выпуклостей и впадин на черепе можно определить характер, наклонности и умственные способности человека. С помощью специальных измерений он определял "шишки способностей" к музыке, поэзии и живописи, "бугры" честолюбия, скупости, храбрости материнской любви и т.д.

Он утверждал, что умом, эмоциями, чувствами заведуют строго определённые участки мозга. Их увеличение свидетельствует о выраженности данного качества и сопровождается появлением выпуклости в соответствующем месте на черепе. Если же в положенном месте выпуклость отсутствует, значит, способностью этой человек не обладает. По "буграм" на черепе Галль и его ученики судили не только о преобладании тех или иных умственных или нравственных стремлений данного человека, но также предсказывали будущую жизнь ребёнка и старались влиять на его воспитание.

Таким образом сформировалось учение — "френология" (от греческого phrem — ум). Слово "френология" введено учеником Галля Шпурцгеймом, а сам Галль был против этого термина и пользовался терминами "кефалоскопия" (от греческого kephale — голова), "краниоскопия" (от греческого kranion — череп), "краниология".

Теория Галля быстро приобрела популярность. На неё ссылались в своих произведениях писатели и поэты, в том числе и наши русские. И. С. Тургенев в романе "Отцы и дети", описывая кабинет отца Базарова, уездного лекаря, упоминает "небольшую гипсовую головку, разбитую на нумерованные четырёхугольники". М. Ю. Лермонтов, описывая доктора Вернера от лица Печорина, замечает: "Он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнажённые таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей".

А. С. Пушкин в письме к Анне Керн от 1825 г. высказывает предположение наличия у неё "сильно развитого органа полёта". В поэме "Граф Нулин" герой ночью безошибочно находит на ощупь дорогу, ибо, согласно черновому варианту, он "местной памяти орган имел по Галлевой примете".

Орган местной памяти — орган любви к путешествиям — действительно значился у Галля среди мозговых "органов" под номером XIII. Он проявлялся двумя выпуклостями, расположенными от корня носа до середины лба. Галль утверждал, что людям, у которых резко выражены местная память или ощущение местности, свойственно стремление путешествовать. Также он считал, что эти свойства присущи прежде всего птицам, поэтому Пушкин, обращаясь к Анне Керн, поэтично называет орган местной памяти "органом полёта".

В середине XIX в. система Галля была опровергнута: "Френология давно считается псевдонаукой и никем, кроме восторженных дилетантов, не принимается всерьёз". Известный английский писатель-маринист Фредерик Марриет в романе "Мичман Тихий" описывает главного героя, который помешался на френологии и каждое знакомство начинает с ощупывания шишек на черепе своих собеседников, чтобы составить представление о характере. Пока он не выявит на черепе претенденток на должности горничной, няни, кухарки шишки честности, выступа благовоспитанности, выпуклостей порядочности, опрятности, аккуратности, о найме на работу не может быть и речи. Этот роман является злой сатирой на френологию. Он отражает взгляды, господствующие в обществе — френология уже вызывала насмешку всех здравомыслящих людей. Но идеи Галля сыграли положительную роль, они:
  1. стимулировали исследования мозговой ткани;
  2. послужили источником психоморфологического направления в исследованиях по проблеме локализации функций в головном мозге;
  3. способствовали развитию нейропсихологии.
Поэтому вполне справедливы слова, написанные на могиле Галля: "Будем благодарны ему за то, что он сделал, и воздержимся от обвинений в том, что он не выполнил того, на что другие и не осмелятся, хотя он и проложил путь, по которому они пройдут". В настоящее время учёным составлены подробные карты функций головного мозга.

Теории И. Лафатера и Ф. Галля сыграли определённую роль в формировании теории Чезаре Ломброзо о врождённом преступном типе.


Цезарь (Чезаре) Ломброзо (1836—1909)


Итальянский психиатр, антрополог, криминалист, профессор Павийского, а позже Туринского университета Ломброзо изучал личность преступника.

Он работал всю жизнь тюремным врачом и посвятил свои исследования узкой области физиогномики — изучению и описанию типа так называемого "преступного человека". Ему удалось создать классификацию лицевых черт преступников. Признаки для классификации Ломбразо выявил, анализируя внешние особенности 3839 человек, совершивших преступления, и 383 черепа казнённых преступников. Ломброзо предположил, что преступники не только отличаются по внешнему виду от нормальных людей, но и несут в себе рудиментарные (остаточные) признаки первобытного человека. Среди них он выделил: неправильное строение черепа, асимметрию лица, притуплённую чувствительность, неспособность краснеть, склонность к татуировке и т.д. Руководствуясь этими признаками, Ломброзо считал, что можно не только установить тип преступного человека вообще, но и найти черты, присущие отдельным категориям преступников, например ворам, убийцам, насильникам. Аномалии в психике этих людей выражаются в мстительности, тщеславии, гордости, слабости рассудка, неразвитости нравственных чувств, особенностях речи и даже особом письме, напоминающем иероглифы древних.

В книге "Человек преступный" (1876) он пишет, что "убийцы большей частью брахицефалы (короткоголовые, с большим поперечным диаметром головы) с мощными челюстями, длинными ушами и стекловидными глазами; воры — долихоцефалы (длинноголовые, продольные размеры головы значительно превосходят поперечные) с маленькими глазами; мошенники и совершающие поджоги отличаются кривым носом...".
Форма черепа, носа, ушей, цвет волос подвергались наблюдению и измерению и послужили основанием для заключения, что в преступном человеке живут в силу закона наследственности психофизические особенности отдельных предков. Результаты этих исследований описаны в книге "Новейшие успехи науки о преступнике" (1890 г.), в 1892 г. она была издана на русском языке и сразу подверглась активной критике учёных-антропологов. В том же году состоялся Брюссельский международный уголовно-антропологический конгресс, на котором выяснилась несостоятельность понятия преступного человека, как особого типа, и всех положений, выводимых из этого понятия (характерная форма носа и ушей).

Таким образом, учение Ломброзо не нашло дальнейшего применения. Конечно, было бы очень легко и удобно опознавать преступников по форме бровей или носа. Но опыт криминалистов свидетельствует, что преступления совершаются людьми самой разной внешности, иногда даже вполне приятной и располагающей.
Труды Ломброзо читать интересно, но пользоваться ими нужно осторожно, по крайней мере, в целях криминалистической экспертизы. Заслуги Ломброзо:
  1. рассматривая уголовное дело как отрасль физиологии и патологии, он впервые переносит уголовное законодательство из области нравственных понятий в область социальных и естественных наук о человеке;
  2. его считают родоначальником возникновения антропологической школы уголовного права;
  3. его биосоциологическую теорию считают основой биокриминалистики.
С 50-х гг. XX в. в криминалистике при розыске преступников широко применяют составление словесного портрета — описания внешности человека по специальным правилам с помощью унифицированных терминов и обозначений. Правильно составленный словесный портрет позволяет выделить разыскиваемое лицо из многих похожих и обеспечивает возможность его опознания.


Чарльз Дарвин (1809—1882)


Английский учёный, натуралист, основоположник современной теории эволюции, он проявлял большой интерес к выразительным движениям человека и высших животных. Свои наблюдения и мысли об этом он изложил в работе "О выражении эмоции у человека и животных" (1872 г.). Его идеи послужили основой для создания различных справочников по психологическим толкованиям мимики. Он вывел общие законы, управляющие проявлением эмоций во всём животном мире, и создал специальную отрасль науки — сравнительную биологию.

Он писал, что "каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям, эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными".

Дарвин предложил, что мимические движения образовались из полезных действий, то есть то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей какое-либо приспособительное значение. Например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их (зубов) в борьбе; расслабление мышц лица — улыбка, выражающая приветливость, — является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств; дрожь — это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, например для нападения.

Согласно Дарвину, мимика обусловлена врождёнными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определёнными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.

Теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не полностью обусловлено врождёнными факторами. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актёрами и фотографии спонтанного выражения эмоций.

 

Физиогномика нового времени

ХХ век в истории физиогномики

Особый раздел в знаменитом каталоге Чезаре Ломброзо отведен «революционерам и политическим преступникам».
«Попытки эпигонов немецкой позднеромантической традиции в лице Л. Клагесаили Р. Касснера вернуть статус науки физиогномическому знанию (сюда же относится графология, характерология и т. п.) с точки зрения отработанных к XIX веку критериев научности могут быть оценены лишь как авантюра. Ибо здесь нет точного обнажения каузальных связей, здесь нечего «наблюдать» и можно только интуитивно «усматривать». Но для античности и для средневековьяфизиогномика — такая же полноправная наука, как для эпохи Просвещения — ньютоновская физика…». О физиогномике с позиций философии экзистенциализма писал и другой немецкий ученый Карл Ясперс, котрый считал, что физиогномический подход позволяет в общих чертах обрисовать присущую данному индивиду психическую атмосферу и подвергал критике не поддающиеся проверке суждения статической физиогномики и, признавал учение о мимике.

В начале XX в. французский врач Клод Сиго и его последователь Луи Корман исследовали связь между лицом человека и его характером. Они создали морфопсихологию — экспериментальный, использующий аналогию в качестве главного инструмента метод изучения лица. В его основе лежат знание биологии и непосредственные наблюдения. В современной морфопсихологии врачи и психологи детально изучают темперамент, принимая во внимание все факторы, которые могут повлиять на поведение и характер. Тщательно анализируется история семьи, климат, окружающая среда, питание и образование.


Хотя на традиционной физиогномике до сих пор лежит печать шарлатанства, старинная идея связи лица и характера не может быть полностью отвергнута.

Изучение физиогномики в России

«В отечественных исследованиях по истории и теории античной литературы почти не нашлось места для одного важного и специфического аспекта теоретической мысли классической древности, связанного с серией трактатов, носящих название «Физиогномики» (точнее, «Физиогномоники») ...«Почти», поскольку в советской научной литературе есть все же страницы, посвященные псевдоаристотелевскому трактату с указанным названием. … Имею в виду четвертый том фундаментальной «Истории античной эстетики»А. Ф. Лосева». В общих же курсах античной литературы физиогномика даже не упоминается. Лишь отдельные периоды истории физиогномикирассматривали И. А. Сикорский, И. М. Нахов, В. В. Куприянов, Г. В. Стовичек, В. А. Лабунская; зависимость между психическими заболеваниями, внешними статическими и динамическими признаками изучали В. М. Бехтерев, Л. С. Минор, В. Ф. Чиж, Л. М. Сухаребский; теория восприятия людьми друг друга разрабатывалась в работах А. А. Бодалева, В. Н. Панферова и др.

И. А. Сикорский (1842—1919)

Русский профессор, сторонник физиогномики. В 1861 г. написал книгу "Всеобщая психология с физиогномикой", в которой дал подробное изложение физиогномики, широко используя литературные примеры и репродукции художественных картин.

В другой своей книге "Физиогномика в иллюстрированном изложении" он дал похожий портрет убийцы: "Большие уши, чрезмерно развитая нижняя челюсть, толстые губы (слабость сознательной воли), слабое сокращение мышц лица".

Там же И. А. Сикорский приводит приметы, отличающие здорового человека от больного: сильное напряжение мускулатуры тела (выпрямление туловища), напряжение, бодрость, свежесть, оригинальность ума, прямолинейность бровей, мимика радости. Противоположные черты, по его мнению, будут свидетельствовать о слабости, усталости, болезненности человека.

И. М. Сеченов (1829—1905)

Создатель русской физиологической школы в книге "Рефлексы головного мозга" писал: "Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и умные, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой по последним, т.е. по внешним признакам... Все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами одухотворённость, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результат большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц — акта, как всем известно, чисто механического".
Сегодня существуют научные доказательства, подтверждающие связь между чертами лица, телом и некоторыми психическими функциями. Исследования в области эмбриологии и генетики подтвердили, что гены (пока точно не установлено каким образом) играют доминирующую роль в развитии черт лица. Врачи-практики заняты поиском отличительных физиогномических признаков в случаях ненормального психосексуального поведения, нервных срывов и других психических состояний. Главный вывод, который можно сделать, обобщая историю физиогномики: накоплен огромный эмпирический материал, включающий связи между чертами лица и особенностями характера человека. Физиогномика по вашим чертам лица определяет не столько ваш действительный характер и возможное поведение, а то, как вас в большинстве случаев воспринимает незнакомый непредубеждённый человек, увидевший вас впервые.

Физиогномика не утратила своего значения и сегодня. Современными исследованиями подтверждается связь внутреннего психологического содержания человека с внешними особенностями строения лица.