Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 119 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Русское народное творчество. Архангельские пряники. PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Декоративно-прикладное искусство

РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

АРХАНГЕЛЬСКИЕ ПРЯНИКИ

По старой традиции в канун Нового года пекут в Архан­гельске фигурные вырезные пря­ники, украшенные цветной сахарной поливой. И с того момен­та, как воцаряется в доме пряный запах корицы и гвоздики, насту­пает радостное ожидание празд­ника с традиционным обрядом украшения елки и раздаривания сладких гостинцев детям и по­дарков родне и знакомым «на счастье» в новом году.

Мастерица ловко раскатывает на столе темно-коричневое тесто, выбирает нужную форму-резец и начинает множить пряники, экономно укладывая форму, чтобы меньше оставалось невыре­занных крайчиков. Готовые си­луэтные фигурки укладывает на противень и смазывает желт­ком яйца, отчего поверхность пряника после выпечки станет блестящей.

- Меня еще мама учила... У нынешних молодых-то на это терпения не хватит... А я больше для ребятишек стараюсь, чтобы тесто вкусное было. На, про­буй,— разламывает хозяйка только что вынутый из печи пряник. — Если кто по рецепту готовить будет, ни за что сразу не получится. Тут хитрости надо знать. А уж прежде чем глазурь делать научишься да пряник наряжать — не один мешок са­хару изведешь...

Зое Григорьевне Абашкиной за семьдесят. Она потомственная мастерица, одна из немногих, кто сохраняет в своем творчестве традиционный стиль архангель­ского пряника. Родом из Соломбалы — района, где пряничное дело было наиболее развито. Кузнецовы, Васильевы, Федоро­вы, Доронины и другие мастера славились кто вкусным тестом, кто сахарными кружевами на, долго не осыпающей­ся глазурью.

Изготовление козуль было се­мейным занятием. Мужчины делали из узких полосок кро­вельного железа специальные формы-резцы — контурные изо­бражения тех или иных живот­ных, птиц. Женщины готовили замешенное на патоке тесто (теперь для цвета употребляют пережженный сахар). Укра­шали — «расписывали» пряни­ки всей семьей — взрослые и дети. Секреты приготовления теста, сахарной глазури хранили строго и передавали только родне.

Особенно берегли старинные формы. До сих пор потомствен­ные мастерицы пользуются ими или их копиями, благодаря чему сохранили древнейшие мотивы изображений и особенности сти­ля старых пряников. Обобщен­ный выразительный силуэт пере­дает самое характерное в фигу­ре — человек обычно изобража­ется в фас, животное — в про­филь. Изображения монумен­тальны, замкнуты, статичны. Внизу — обязательная полосоч­ка «земли», скрепляющая хруп­кий материал. Такой пряник удобно взять в руки, его можно поставить. Этого требовал обы­чай - сохранять подарочные козули на счастье до следую­щего новогодья. Их ставили на видном месте — в красный угол, на полку с посудой или в буфет. Кстати, об обычаях. Немало их было связано в старину с новогодними пряниками. Как и многим другим изделиям из тес­та, им приписывали магические свойства.

Кто даст пирога —

Тому двор живота,

А кто даст рогушек —

Тому двор    телушек! -


Подобные обычаи известны и у других славянских народов и восходят к древнему обряду встречи нарождающегося солн­ца. Многие старинные северные предания говорят о том, что дневное светило возвращается весной в виде коня или оленя. Вот откуда в народных сказках золотая грива коня и золотые рога оленя — они символизируют свет солнца, дающего жизнь и тепло.
Конь, олень, птица, женская фигура -  главные «персонажи» пряника, обладаю­щие магическими свойствами. Интересно, что еще в 20—30-е го­ды ХХ века девушки одари­вали козулями своих парней на новогодних вечеринках. К этим дням они готовили самое наряд­ное печенье, состязаясь друг с другом в мастерстве его укра­шения.распевали колядующие ребя­тишки и славили праздник и хозяев дома. А тем в ответ приходилось «отдариваться»: заранее приготовленные для этого случая козульки уже кра­совались на столе.

Сегодня древний смысл пряни­ков забыт, а круг их изображе­ний расширился за счет совре­менной новогодней тематики: Дед Мороз, Снегурочка, усыпан­ная снегом елка.


Мастерица расставляет на сто­ле блюдечки с глазурью - белой, розовой, голубой, зеленой, готовит для работы палочки наподобие кистей. Обмакнет Зоя Григорьевна такую палочку в белую поливу, легко прикос­нется к прянику — побелеет спинка у оленя, наметятся вет­вистые рога, обозначится полос­ка «земли». Обмакнет в розо­вую — крест-солнце у него на груди изобразит.Зоя Григорьевна помнит, как девочкой вместе с матерью и сестрами занималась изготовлением козуль. Детям доверяли роспись — по образцу, который показывала мать. Сначала дела­ли «обводку» белой глазурью, чтобы подчеркнуть силуэт. Затем прорисовывали детали. Общую коричневую поверхность запол­няли узором — точками, крести­ками, полосками, волнистыми линиями. Контраст темного блестящего фона и цветной по­ливы создает необычайный де­коративный эффект.

Сестры  З. Г. Абашкиной - Серафима   Григорьевна   Питателева и Татьяна Григорьевна Шехирина тоже занимаются пря­ничным делом. Козули всех трех сестер отличаются единством стиля. Вот уже более 30 лет формы для них готовит Андрей Михайлович Кузнецов, родст­венник. По заказам маленьких внуков он делает сегодня и Чебу­рашку, и машину, и космическую ракету.

Сколько потомственных масте­риц в городе (а их, как показала прошедшая недавно в Архан­гельске выставка «Северные козули», около 20 человек), столько и приемов украшения. Пряники Анастасии Григорьев­ны Сташевской более утонченные и изысканные по декоративному убранству, хотя сюжеты и стиль остаются традиционными. Она покрывает печенье целиком бе­лой или цветной глазурью и уже по этому фону наводит узоры в виде кружевных сахарных струек, ими же прорисовывая детали. Рельефно выделяются рога оленя, борода и усы Деда Мороза, грива коня. Сказочность пряника дополняется «инеем».

У опытных архангельских мастериц есть молодые ученицы: родственницы, соседки, знако­мые. Подчас они весьма изобре­тательны и придумывают не только небывалые сюжеты, но и новые способы украшения. Одни «пишут» по темному фону, доби­ваясь многоцветной узорности пряника, другие рельефно нара­щивают кружевной сахарный узор, третьи режут тесто свобод­но, от руки, давая простор фан­тазии, а ее им не занимать. Жаль только, что расширение круга тем и свободная трактовка сю­жетов приводят нередко к заб­вению традиционного стиля ар­хангельских пряников.

Спрос на козули сегодня большой. Они и своеобразный суве­нир, и предмет коллекциониро­вания. Лучшие экспонируют­ся на выставках. Замечательная область народного искусства должна жить. Чтобы, проснув­шись однажды утром, малыш увидел под елкой покрытого сладким «инеем» пряничного оленя с солнышком на груди. И вспомнил: сегодня Новый год!


Н. ФИЛЕВА
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.