Русская народная вышивка. Хитро-мудро рукодельнице Печать
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Декоративно-прикладное искусство

Русская народная вышивка

Хитро-мудро рукодельнице

 

Гали Семеновна Маслова, доктор исторических наук, более 50 лет жизни посвятила изучению народного искусства, являлась одним из первых ис­следователей русской вышивки.

- Любовь к народ­ному творчеству жила во мне с детства. В семье у нас были этно­графы-музыканты. Они ездили по окраинным уголкам России — за­писывали мелодии пе­сен, собирали фольклор и произведения декора­тивно-прикладного ис­кусства. И в нас, де­тях, воспитали к этому интерес. Мы знали мно­го русских песен, часто пели их.

Свою работу по сбо­ру народной вышивки начала я в середине 20-х годов ХХ века еще в мо­сковском областном музее. Пришла туда двадцатилетней девуш­кой сразу после окон­чания университета. Каждое лето сотрудни­ки музея уезжали в экс­педиции — собирали в деревнях различные предметы крестьянско­го быта и орудия тру­да, особенно народный костюм. В те времена многие его еще - носили, а другие бережно хранили в сундуках. Первая моя самосто­ятельная поездка была в 1925 году в Тверскую губернию, нынешнюю Калининскую область. Наряду с русскими здесь живут и карелы. Время тогда было не­легкое, тканей для одежды не хватало. И мамы шили из своих сарафанов и рубах де­тям платьица и шта­нишки. А вышитые по­долы отрезали и клали в сундуки — там у них хранилось большое для науки богатство! Нема­ло в тех сундуках было и женских головных уборов, шитых по хол­сту цветными шерстью и шелком. Меня сразу же заинтересовал их орнамент: изображения оленей и деревьев, ка­кие-то неясные фигу­ры — они хранили еще не раскрытую тайну. Я и занялась изучением этой вышивки и на­писала впоследствии книгу об орнаменте вы­шивки верхневолжских карелов.

Подол женской праздничной рубахи. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, деревня Поздышево. 2-я половина XIX в.

Карельская вышивка тесно связана с рус­ской — работая над книгой, я начала из­учать и ее. Позже спе­циально ездила в Новгородчину и Вологодчину, в земли Архан­гельскую, Смоленскую, Калужскую, Рязан­скую, в Поволжье и Приуралье...

Образцы вышивки нередко находила сре­ди старых вещей, в кладовых. Иная тряпи­ца и на полу валяется, а я подберу ее. Хозяева удивляются: «Зачем это вам старье надо?»

Конец свадебного полотенца («занавески»). Новгородская губерния, Устюженский уезд, деревня Яковлевское. Начало XX в.

Рассказывала, что при­ехала из Москвы спе­циально изучать их ру­бахи, подзоры и поло­тенца. Узнав это, люди открывали свои сун­дуки, доставали старо­прежние с узорочьем костюмы, кокошники, скатерти. «Вот это ма­ма вышивала, она большой искусницей была, всем в деревне рукодельничала»,— по­ясняли, показывая свои сокровища.

Большинство узоров мы фотографировали и перерисовывали на бу­магу. Так, год за годом собрался большой на­учный материал, часть его опубликована в мо­ей недавно вышедшей книге об орнаменте русской народной вы­шивки.

Вышивать учи­лись с восьми-девяти лет. Мать обучала до­чек всему тому, что умела сама, чему на­училась от своей ма­тери. Так техника и узоры вышивки переда­вались из поколения в поколение, жили сто­летия, а возможно, и тысячелетия.

Основным материа­лом был холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей ко­нопли. Посконь в ос­новном шла на рабо­чую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.

Край настилальника (покрывала). Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, деревня Погост-Наволочный Конец XIX в.

Фактура у холста сетчатая, она позволя­ет вышивать узор без канвы, по счету нитей. Один из древних швов — двусторонний, при котором узор полу­чается одинаковый как на лице, так и на из­нанке. Нитки чаще все­го брали льняные, окра­шенные в красный цвет. Красные узоры, выполненные двусто­ронним швом на белом холсте,— это древнее в технике вышивки.

Чем ближе к нашему времени, тем разнооб­разнее и ярче станови­лась расцветка. Масте­рицы использовали и шелка, и золотную нить, и разноцветную шерсть — гарус. А вме­сто холста все чаще брали ярко-красный фаб­ричный кумач, особо лю­бимый русским народом.

Примерно с середи­ны XIX века меж ру­кодельниц распрост­раняется новый шов — петельчатый, или, как его называют, тамбур­ный. Петелька за пе­телькой, и на кумаче по­являлись раскидистые деревья, птицы-«курушки», фигурки людей. Теперь не надо высчи­тывать нити, чтобы точно повторить древ­ний узор, вышивка идет свободно и напо­минает рисунок цвет­ными карандашами.


Большинство домаш­них вещей крестьяне изготавливали своими руками. Женщины се­яли, убирали и обраба­тывали лен и коноплю. Пряли, ткали и шили из холстины одежду и
украшали ее. Участво­вали в работе и дети. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое: вещи скла­дывались в коробью, потому и приданое то­же называлось «коробья».

Конец полотенца. Калужская губерния. XIX в.


Крестьянки расшива­ли и головные уборы: девушкам — перевязки с открытым верхом, женщинам — кокошни­ки, полностью закры­вающие волосы. Укра­шали такие уборы би­сером, жемчугом, кото­рый исстари добывали в северных реках. В ря­де губерний шили уди­вительно нарядные «зо­лотые платы».
Украсить одежду старались как можно лучше, особенно празд­ничную. Ведь по ней судили люди о трудо­любии, мастерстве и вкусе хозяйки. Костюм же молодой замужней женщины был самым нарядным!

Основной частью ко­стюма была рубаха. Вышивкой украшали ее плечевую часть, «оплечья», которые видны были из-под са­рафана (а порой и весь рукав), вороток, подол. У тех же рубах, что специально предназнача­лись для покоса и жат­вы, узор широкой поло­сой стлался по подолу. Нарядно одетые кресть­яне собирались все вместе и с раздольной песней шли работать в поле. Вышитым узо­рочьем украшали так­же сарафаны и полу­шубки, мужские и дет­ские рубахи, рукавицы, перчатки и даже обувь.

Важную роль играло в народной жизни по­лотенце. Им не только утирались. Самые на­рядные были традици­онным свадебным по­дарком невесты жениху, украшением крестьян­ского жилища. Ве­шали их в передний, «красный» угол, на сте­ны избы. Свадебные чины — дружки, тысяц­кие перепоясывались либо повязывали поло­тенца через плечо. Ук­рашали ими и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник.

Но дошли до нас и древние свидетельства, что славяне «поклоня­лись убрусцам», то есть полотенцам. Вернее сказать, изображени­ям, вышитым на них.

Конец полотенца. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Ошевенская волость. 2-я половина XIX в.

В вышивке наибо­лее  распространен  образ птицы. В одних случаях ее изображали обобщенно, в других легко можно опреде­лить породу: орел, ле­бедь, петух. Но особен­но любимой в народе была Пава с большим пышным хвостом. Опе­рение ее подчас на­столько разрасталось, а хвост так удлинял­ся, что называли ее да­же «рыбиной». Паву-птицу окружают ма­ленькие птички, воз­можно, ее птенцы.

В русской земледельческой обрядности прилет птиц был одним из важных событий года. Ведь птица — символ света и тепла: по на­родным поверьям,
именно она приносит весну на нашу землю. Так же тесно связан этот образ и с пред­ставлениями о солнце. Раньше существовал даже обряд, ставший затем детской игрой: молодежь выходила за околицу с испеченными «жаворонками», подни­мала их высоко над головой и «закликала» весну, звала «тепло летушко».

Очень часто встре­тим мы в вышивке и величавые женские фи­гуры. По сторонам от них птицы, кони, всад­ники. Руки женщины то воздеты к небу, то обращены в благослов­ляющем жесте к всад­никам. Коней она не­редко держит за по­водья. И все, кто окру­жают ее, словно ей по­клоняются... Таким предстает в вышивке образ великой Матери-Земли. Матери всей природы.

Иногда место жен­ской фигуры в трех-частной композиции (с двумя птицами или ко­нями) занимает дере­во — символ раститель­ности. Ведь славя­не издавна были зем­ледельцами. Все их мировоззрение проник­нуто постоянной забо­той о будущем урожае, от которого зависела жизнь их рода. С та­кими просьбами и об­ращались они к матери сырой земле, изоб­раженной на полотен­цах в виде женщины. Становится ясно, что и сами узоры русской на­родной вышивки тесно связаны с древней сла­вянской мифологией, с почитанием земли и ее плодородия.

Конец полотенца. Олонецкая губерния. 1 -я половина XIX в.Изобразительные мо­тивы бытовали в основ­ном на русском севере и северо-западе — в Новгородчине и Вологодчине, в бывших Олонецкой и Архан­гельской губерниях. К югу же от Москвы пре­обладали геометриче­ские узоры. Это ромбы (в народе их называли кругами), перекрещен­ные косыми крестами, ромбы с завитками по углам, прямые и косые кресты. Все эти симво­лы тесно связаны с представлениями о солнце, являются от­ражением глубокой древности, сохранились в памяти народной.

С середины прошло­го века в вышивку все чаще приходят новые мотивы. В ней отража­ется окружающая дей­ствительность. Напри­мер, реальный мир ра­стений: мы отчетливо различим вышитые по кумачу елочки и берез­ки, ромашки и василь­ки. Встретим и живот­ных — обычных дере­венских петухов, гусей, лошадок. Увидим быто­вые сценки с чаепитиями и хороводами, сю­жеты известных всем сказок. По заказу по­мещиков мастерицы изображают целые кар­тины из быта хозяев с дворцами, парадными выездами карет.

Работая в 1970 году в экспедиции в деревне Яковлевское Новгород­ской области, обнару­жила я удивительные по красоте работы про­стой деревенской ма­стерицы, которую все звали Федосихой. По просьбе односельчан делала она свадебные полотенца («занавески», или «гарусы»), которые вешали в пе­реднем углу. Федосиха вышивала раскиди­стые деревья с сидя­щими на них птицами, всадников, нарядных крестьянок, их дети­шек, парадные чаепи­тия. Техника несложна: по кумачу стелется од­носторонняя гладь, вьются простые стеж­ки разноцветной шер­стяной нити. Но сколь­ко же вкуса, сколько фантазии!

Многое из того, что жило раньше в крестьянском быту, собра­но музеями. И прежде всего надо пойти в музей: ознакомиться не только с экспозицией, но и с фондами, где хранится большая часть вещей. Необходи­мо посещать выставки современного народного искусства и все уви­денное фотографиро­вать и зарисовывать в цвете. Почти в каждой об­ласти есть такие места, где еще можно найти образцы старинных вышивок — часто они хранятся в семьях как память о родных и близких людях. Вещи эти следует вниматель­но изучить, перерисо­вать, попробовать по­вторить. Вышитые по традиции узоры и се­годня украсят убран­ство дома или одежду. Почему бы не расшить, скажем, занавески на окне вашей комнаты, легкую летнюю блузку или фартучек, не вы­шить на модной хол­щовой сумке птицу Паву или петуха?

Обучаться вышивке лучше всего в кружке. Можно изу­чить технику вышивки и по книгам. Именно поэтому хочется поже­лать, чтобы наши из­дательства выпускали подобные книги и аль­бомы для художествен­ного творчества моло­дежи. В них следует как можно больше пуб­ликовать образцов на­родных вышивок, под­робно описывать технику ремесла. Так, что­бы каждый желающий смог научиться этому интересному и полез­ному делу.