Украинское ткачество Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Декоративно-прикладное искусство

УКРАИНСКОЕ ТКАЧЕСТВО

 

А. Верес. Рушник. Переборное ткачество. 1975.Среди художественных ре­месел, которыми славится Украина, важное место занимает ткачество. Это один из самых древних и распростра­ненных видов народного искус­ства. С незапамятных времен крестьяне на территории Украи­ны выращивали лен и коноплю, разводили овец. Затем сами об­рабатывали сырье, пряли и тка­ли. Долгими зимними вечерами почти в каждой хате слышно бы­ло ритмичное постукивание ткацкого станка.

Деревенские ткачи изготовля­ли практически все ткани, необ­ходимые для убранства жилья и пошива одежды. Самые прос­тые — полотно и холст — выра­батывались из пряжи лучших сортов и использовались в ос­новном для нужд семьи. На­пример, из них шили сорочки и полотенца (рушники), которые затем украшали богатой вышив­кой. Украинские полотна слави­лись выработкой, а холсты - разнообразием и красотой узо­ров. Они пользовались большим спросом не только на местном рынке, но и далеко за предела­ми страны.

Конструкция самодельного ткацкого станка почти одинако­ва во всех областях Украины и аналогична устройству ткацких станков во многих других стра­нах. Этим до известной степени объясняется общность некото­рых приемов декоративного оформления тканей у разных народов. Техника ткачества ос­нована на делении нитей на основу и уток, которые пропускаются под прямым уг­лом друг к другу. Орнамент поэтому всегда геометрический, состоящий из различных по размеру квадратиков, треугольни­ков, ромбов, зигзагов. В народе традиционные его виды до сего дня носят старинные названия: «сосенка», «гречка», «кресты», «ромбы»...

Красивые узорчатые ткани из­готавливали обычно на пенько­вой основе с утком из льна или шерсти, а с развитием мануфак­тур и из хлопчатобумажной пряжи. Рисунок создавался за счет самого переплетения нитей. Сочетание суровых ниток до­машней пряжи с белыми фаб­ричными делало орнамент более выразительным. Иногда мастер использовал основу и уток од­ного цвета, и тогда узор выяв­лялся своеобразной «игрой фак­тур». Ткани такого рода назы­вают светотеневыми в отличие от холстов цветового эффекта, где орнамент рисуют перепле­тающиеся нити разного цвета.

Предметы убранства жилья - покрывала (рядна), скатерти, полотенца, наволочки — ткали обычно на станке с четырьмя подножками, а при более слож­ном узоре и с восемью. Поднож­ки эти связаны с ремизками, в каждую из которых пропущены определенные нити основы. Ког­да нужно, мастер поднимает их и в образовавшийся «зев» про­пускает нить утка. Так раз за разом и рождается узор.

Современные изделия из плахтовых тканей.Казалось бы, возможности ручного станка незначительны. Однако, бесконечно варьируя узоры, находя все новые соче­тания мотивов, вводя в ткань полосы разного цвета, ткач или ткачиха проявляют себя как подлинные художники.

Фантазия мастеров столь бо­гата, что сосчитать число ва­риантов оформления тканей просто невозможно. Тем более что почти каждая область Ук­раины имеет свои особенные мо­тивы, приемы и расцветки. На­пример, на Подолии наряду с бело-серыми покрывалами тка­ли цветные — с поперечными полосами разной ширины, соеди­ненными узенькой черной полос­кой или изящным тканым ри­сунком в виде зигзага или руб­чиков. На Киевщине рядна де­лали серо-белые с фактурным рисунком и только на концах вводили несколько красных и черных полос. Житомирские мастера изготавливали ярко-зеленые или черные покрывала с геометризованными цветами из окрашенной шерсти. И уж совсем иначе выглядели изде­лия, выполненные в западных областях Украины — Львовской, Ивано-Франковской, Ужгород­ской. Тут даже в разных мест­ностях у ткачества свои яркие особенности. Скажем, в Ивано-Франковской области покрыва­ла имеют в своей основе бордо­вый цвет, а в селе Космач те же самые «вереты» решаются в оранжево-желтой гамме. Словно бы цвет осеннего золота и баг­рянца, покрывающего окрест­ные горы, перешел на ткани.

Еще нагляднее областные от­личия проявляются в ткачестве полотенец. Рушники в старину занимали в быту очень важное место и сопровождали человека от самого его рождения до по­хорон. Понятно, почему в их узорах и расцветке с такой пол­нотой выразила себя душа ук­раинского народа.

Чаще всего полотенца выпол­нялись в технике челночного ткачества. Им присуща попе­речно-полосатая орнаментация, так как цветная нить, которая ведется несколькими челнока­ми (сколько цветов, столько и челноков), проходит вдоль всей ширины ткани. Выполненный «ступеньками» орнамент строго геометричен и органично связан с фоном, причем полосы узоров расположены по концам рушни­ка, а середина нередко ткется в другой технике.

Такие полотенца создавали мастера Киевской, Житомир­ской, Ивано-Франковской, Вин­ницкой областей. Особой кра­сотой и изяществом рисунка от­мечены рушники Богуслава. Иногда большая часть поля ук­рашена композицией, состоящей из сочетания орнаментирован­ных и гладких полос. Основной цвет — красный, лишь изредка в него вплетается узенькая чер­ная или синяя полоса.

Широко распространены были челночные рушники на западе и юго-западе Украины. Там они отличались многоцветьем: в обычные сочетания красного и черного цвета вводились различ­ные оттенки желтого, оранже­вого, зеленого и синего. Впро­чем, и красный цвет не везде одинаков. В Киевской, Черкас­ской, Полтавской областях он скорее алый, а вот в Тернопольской, Хмельницкой — густой и темный, близкий к вишнево­му.

Распространено в Украине и так называемое переборное ткачество, техника которого дает мастеру возможность сво­бодно располагать на ткани узор с любыми геометризован­ными мотивами. С давних вре­мен важным кустарным про­мыслом было изготовление декоративных пе­реборных рушников. Ткали их и в Киевской, и в Черниговской областях. Самым же известным центром с конца XIX века стал город Кролевец Сумской области. Слава о кролевецких узорах обошла чуть ли не весь мир.

О. Бондарева. Рушник. Переборное ткачестно. 1978.Что отличает переборные руш­ники? Рисунок сосредоточен на концах и постепенно облегчает­ся по направлению к центру. Поперечные полосы не играют такой роли, как при челночном ткачестве. Наоборот, для ком­позиции подобных изделий ха­рактерны четко выраженная вертикальная ось и строгая сим­метрия узора. Рисунок может быть легким, так как элементы его крупные и размещены ред­ко. Это цветы, звери, птицы. Часто встречается знаменитое Древо Жизни, решенное как простое дерево или даже бу­кет.

Переборные ткани, как и чел­ночные, выполнялись разными способами. В старину существо­вал односторонний и двусторон­ний перебор, то есть рисунок «читался» только с лица или же и с изнанки. В двустороннем пе­реборе различались свои прие­мы. Например, «под полотно» - когда более толстая нитка утка лежала в одной плоскости с по­лотном фона; «под репс» — ког­да перекрытием нескольких ни­тей основы и пропуском одной создавались выпуклые верти­кальные рубчики; «под пару» - так звалась техника, дающая более выпуклый узор потому, что нитка утка перекрывала сра­зу две нитки основы. Наиболее эффектным приемом является «вибор», позволяющий создать рельефный красочный узор.

В старину рушники ткали красным по белому полотну. К концу XIX столетия стали ткать и белым по красному, редко по синему полю. Вводились так же другие цвета: на Полтавщине — синий, на Подолии - черный и желтый, на Буко­вине — многоцветье. Крупные ярко-красные пятна кроле­вецких переборов эффектно смотрелись на белой стене хаты в центральных областях Украи­ны. Столь же выразительны бы­ли и узенькие полоски контраст­ных цветовых сочетаний на фо­не деревянных стен гуцульско­го дома.

В наши дни форма перебор­ных тканей продолжает разви­ваться. Творчески перерабаты­вая приемы, сохраняя нацио­нальные художественные тра­диции, украинские мастера соз­дают сегодня подлинно совре­менные произведения, удачно вписывающиеся в интерьер жилищ. Центрами народ­ного ткачества в Украине ос­таются Кролевец (Сумской об­ласти), Богуслав, Иваэдов (Киев­ской области), Косов, Шешоры, Космач (Ивано-Франковской области), Дегтяри (Полтавской области).

Особый интерес представляют плахты — переборные ткани в клетку с орнаментальными мо­тивами. В старину плахта была частью народной одежды (запа­хивающаяся юбка). Современ­ные мастера по ее мотивам соз­дают декоративные покрывала, подушки и другие изделия. Пе­реборная, а иногда и челночная плахта часто выполняется как двусторонняя ткань, причем ли­цо и изнанка «читаются» как позитив и негатив. По компози­ции и расцветке узоры весьма разнообразны, но орнамент всег­да строго геометричен. Клетки отделены друг от друга полос­ками, которые и определяют регулярность композиции. В клетке помещен рисунок, зани­мающий ровно половину всего поля. Тут и прямоугольники, и звездочки, и другие мелкие мо­тивы. Они размещены так, что само поле тоже «читается» как рисунок. Таким образом, узор в одной клетке часто повторяется в соседней рисунком самого поля.

В последние годы украинское ткачество развивается особенно активно. Народные мастера создают сегодня замечательные тканые изделия. У лучших ткачей не­мало учеников, которым они передают все тайны творчества. И верится, что со временем мо­лодые люди станут настоящими мастерами и принесут новую славу народному искусству Ук­раины.


Л. ЖОГОЛЬ