Украинская вышивка Печать
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Декоративно-прикладное искусство

УКРАИНСКАЯ ВЫШИВКА

 

С незапамятных времен у многих народов мира вышивка — излюбленный способ украшения вещей. Это понятно. Вышивальщице не нужны спе­циальные помещения, дорогие материалы, слож­ный инструмент. А кусок полотна, игла и нить есть в каждом доме. Остальное решают фантазия и мастерство. Важно и другое: изобразительные и де­коративные возможности вышивки поистине не­исчерпаемы. Уже самые простые стежки белой ни­ти, положенные в определенном порядке, способ­ны сделать гладкую ткань фактурной. Сгруппи­рованные же в фигуры и орнаменты, они букваль­но преображают ее! А если взять окрашенные ни­ти, да еще в разные цвета? Словом, в течение мно­гих веков вышивание увлекало миллионы людей и стало одним из популярнейших видов народного творчества.

А. Лялька. Рушник «Берегиня». Винницкая область, Ямпольский район, село Клембовка. 1976. Фрагмент.Древние летописи, записки путешественников, «Слово о полку Игореве» содержат интересные сведения о вышивках славян Поднепровья в эпоху Киевской Руси. На старинных миниатюрах, ико­нах, фресках мы видим людей в расшитых одеж­дах. Однако самих образцов такой давности сохра­нилось на территории Украины крайне мало. Ведь срок жизни ткани, особенно если вещью постоянно пользуются, сравнительно невелик. И все же по дошедшим до нас произведениям XVII—XVIII ве­ков мы можем судить и о более ранних, так как народный быт и искусство всегда отличала боль­шая устойчивость. Здесь ничто не создавалось тру­дом одного поколения и ничто не исчезало бес­следно.

Вышивка всегда играла важную роль в убран­стве жилища и оформлении старинных обрядов. Некоторые виды обрядовых изделий бытуют и поныне. Таковы, например, знаменитые украин­ские рушники - длинные узкие полотенца — неизменный атрибут народного праздника. И сегодня без них не обходится ни одна сельская свадьба. Хлебом-солью на вышитом полотенце принято встречать гостей. Его дарят в знак добрых пожеланий, вешают в хате на видном месте.

Украинский женский народный костюм. Львовская область. Конец XIX века.Орнаменты украинских рушников — удивитель­ный рассказ о жизни и верованиях наших далеких предков. Геометрические фигуры, из которых скла­дываются простейшие узоры, несли когда-то боль­шую смысловую нагрузку, олицетворяя силы при­роды и являясь охранными знаками. Конечно, вышивая на концах полотенца женщину с возде­тыми вверх руками и птицами по сторонам, совре­менные винницкие мастерицы меньше всего думают, что это древняя Берегиня — Мать-Земля. Их прельщает декоративность рисунка. То же са­мое можно сказать и о полтавских рушниках, где в бесчисленных вариантах повторяется мотив цве­тущего дерева — мифического Древа Жизни.

На других предметах — скажем, скатертях, по­крывалах — вышивка встречается значительно ре­же. Зато в украшении костюма она всегда исполь­зовалась очень широко и интересно. В XVII— XVIII веках вышитую одежду носило практиче­ски все украинское население. Однако используе­мые материалы, покрой платья и сам характер украшения были разными. В быту зажиточного казачества преобладали привозные шелка и бар­хат, вышивка по которым выполнялась золотой и серебряной нитями — так называемым «пряденым золотом», нередко с включением драгоценных кам­ней. Эти роскошные облачения, иногда сплошь по­крытые узором, изготавливали простые крестьян­ки в мастерских гетманских семейств и именитой казацкой старшины - простым людям дорогостоящие материалы бы­ли недоступны. Их одежда из домотканого полот­на и грубого сукна вышивалась льняными или шерстяными нитками домашнего прядения и ок­раски. Тем не менее талант и мастерство выши­вальщиц нередко превращали самые обычные ве­щи в подлинные шедевры.

О. 3 а к е р к а. Рушник. Полтавская область, г. Лубны. 1972. ФрагментКрестьяне чаще всего сами изготавливали свою одежду. В ней находили отражение и вековые тра­диции, и личные свойства исполнителей. Вышивка всегда была женским занятием. Девушки учились ей с юных лет, долгими зимними вечерами готовя в приданое рушники, сорочки для себя и для суже­ного, платки-«хустки», которые показали бы всем их вкус и трудолюбие — качества, особо ценимые в народе.

В традиционном костюме не было предмета, не­достойного внимания народного мастера. Вышив­кой украшали практически любой из них, даже овчинный кожух. И все же исключительную роль исстари играло декоративное оформление сорочки, особенно не закрытых жилетом рукавов и ворот­ника. Вдумаемся в такой факт: большинство ор­наментов украинской народной вышивки строится на основе строгого счета долевых и поперечных ни­тей ткани. Это не случайно. Все детали кроя сороч­ки представляют собой прямоугольные полотнища, что позволяет наиболее экономно использовать ма­териал и вышивать «по прямой нитке». Вот как тесно связаны в народном искусстве чисто техни­ческие, казалось бы, моменты и само художество.

У женской сорочки основная часть вышивки раз­мещена на оплечье и верхней части рукавов одной или двумя плотными горизонтальными полосками-«уставками». Середину рукава покрывают лег­кие косые полоски орнамента или другие ритмич­но повторяющиеся мотивы. Такая композиция со­хранена и. в современных блузках, которые вы­пускают предприятия художественных промыслов Украины. В мужских сорочках вышивка акценти­рует застежку на груди — «манишку», воротник и манжеты.

Самая красочная часть костюма прикарпатцев— короткая распашная безрукавка из овчины - «кептарь». Исключительно удобный вид одежды в условиях горного климата с резкими ветрами и неожиданными перепадами температуры. Вышив­кой щедро украшены грудь и спина безрукавки. А еще разноцветными шерстяными шнурками и помпонами, аппликацией из тонкой кожи, блестя­щими металлическими колечками. Проймы рука­вов и края изделия оторочены мехом. Кептари из разных районов Прикарпатья отличаются располо­жением вышивки, насыщенностью узора, характе­ром орнамента и общей цветовой гаммой. Так что, встречая человека «по одежке», нетрудно узнать, откуда он родом.

Я. Грицишина. Мужская сорочка (купон). г. Ивано-Франковск. 1976.

Местные отличия вообще свойственны народно­му творчеству. Тем более ярко проявились они в вышивке, которая была распространена на Украи­не повсюду. Редкая женщина в прошлом не владе­ла приемами узорного шитья. И в каждом истори­чески сложившемся регионе приемы эти свои. Бе­режно хранят их и сегодня.

Полтавские мастерицы геометрический орнамент сочетают с геометризованным растительным. Они используют мягкие цвета — охристые, голубовато-серые, светло-умбристые, соотнося их с большим вкусом. Необычайно эффектны здешние вышивки «белым по белому» — белыми нитками по белому полотну. Не знаешь, чему тут больше дивиться: тончайшей разработке узора или богатой светоте­невой игре, создаваемой различным направлением нитей и сочетанием плотных «настилочных» и прозрачных «ажурных» швов! Словно по контра­сту, в вышивках полтавских рушников господст­вует растительный орнамент и красный цвет. Осо­бая техника, получившая название «рушникового шва», позволяет строить композицию произвольно, вне зависимости от направления нитей. Сначала рисунок обводится по контуру тонкой полоской косой глади — «стебельчатым» швом, а затем за­полняется геометрическими фигурами: черточка­ми, крестиками, ромбиками, треугольниками.

Мотивы вышивки Киевщины менее разнообраз­ны. Зато каждый раз поражаешься изощренной фантазии местных вышивальщиц: на основе толь­ко одного, наиболее популярного мотива «звездоч­ки» они создают бесчисленное множество узоров. Основной цвет красный. А тонкие черные линии, обрамляющие детали, только подчеркивают его силу и звучность.

Многовековой опыт запечатлен не только в са­мих орнаментах, но и в своеобразных приемах их выполнения, обусловленных характером узора.

А. Лялька. Блуза женская (купон). 1977

Украинская вышивка насчитывает более ста раз­ных техник — способов перенесения рисунка на ткань, у каждого из которых свой район быто­вания.

С глубокой древности дошли до нас графически четкие орнаменты вышивки «низью», преобладаю­щей в центральных областях Украины — Подолии и в Прикарпатье. «Низь» — шитье с изнанки. Тех­ника эта требует внимания, точности и незауряд­ного мастерства. Проработка узора столь ювелир­на, что ошибка в счете только на одну нить неиз­бежно ведет к порче работы. На предприятиях художественных промыслов такую вышивку по­ручают наиболее опытным и квалифицированным мастерам.

Вышивая «низью», мастерицы Клембовки огра­ничивают свою палитру одним или двумя цвета­ми — обычно черным или золотисто-охристым, ко­торый они поэтично называют «цветом спелой ржи». В Прикарпатье же и на Буковине в узор вводят вкрапления красного, зеленого, желтого или оранжевого. Сами орнаменты не столь проработаны, отчего кажутся более массивными. Интересно, что «низь» здесь используют главным образом для украшения изделий из плотных льняных тканей — мужских сорочек и рушников. В вышивках жен­ских блуз из тончайшего маркизета преобладают легкие растительно-геометризованные узоры и менее трудоемкие техники шитья — «крестик» и цветная гладь с обводкой черной нитью.

И в наши дни вышивка в Украине остается самым распространенным видом народного искус­ства.

Сегодня вышивка снова в почете. Убедиться в этом легко — достаточно пройти летом по улицам Киева или Львова, Полтавы или Ивано-Франков­ска. Современной одежде эти нестареющие узоры придают черты неповторимости и национального своеобразия. Что ж, спасибо от всей души украин­ским вышивальщицам! Пусть мода на их искус­ство никогда не проходит.

Н. КИСЕЛЕВА