Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 118 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Русское народное творчество. Михайловские кружева PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Декоративно-прикладное искусство

МИХАЙЛОВСКИЕ КРУЖЕВА

 

3. Зайцева, М. Кобздева, А. Кучерявова. Конец полотенца «Рязань моя». 1977Русское кружево знают во всем мире. И не просто зна­ют — восторгаются. Красота его поистине сказочна, а мастерство исполнения кажется фантасти­кой. И вместе с тем такая про­стота и задушевность! А техни­ка, орнамент, цвета? Все это настолько самобытно, что работы наших кружевниц не спутаешь ни с какими другими.

А ведь русскому кружеву все­го триста лет!...

Поначалу плели его из воло­ченых серебряных и золотых ни­тей, добавляя иногда жемчуг. Чисто русский прием: в золотую и серебряную «пряжу» вплета­лась бить — расплющенная про­волока, окрашенная в малино­вый, синий, зеленый цвета. Мож­но представить, сколь эффектны были такие кружева, напоми­нающие изделия ювелиров! Но и дороги, конечно. Не всякая женщина могла украсить ими свой сарафан, передник или го­ловной убор. Узоры состояли из разной формы зубцов, поверну­тых вверх и вниз, или «речки» — плавной волнистой полосы, в из­гибах которой располагались зубцы, или цепочки с мелкими зубчиками по краям. Эти-то узо­ры и стали орнаментальной ос­новой льняного кружева.

Оно появилось у нас в конце XVII — начале XVIII столетия. Чуть позже возникают кружев­ные мастерские при женских монастырях, а некоторые поме­щики заводят целые «фабрики», где крепостные мастерицы сле­довали модным заграничным об­разцам. Но, тесно связанное с крестьянской вышивкой и узор­ным ткачеством, русское круже­во и тогда оставалось глубоко самобытным и народным.

Дорогого оборудования не тре­бовалось, учились девушки охот­но. И вскоре в целом ряде райо­нов России кружевоплетение ста­ло промыслом. Уже в XVIII ве­ке сложились центры этого ре­месла-искусства: Галич Костромской, Белозерск, Вологда, Торжок, Калягин, Балахна, Елец, Михайлов... Описывая быт одного из этих городков, путеше­ственник рассказывал:

«Прой­дитесь... по заволжской... части города, и вы услышите стук кок­люшек на улицах и в окнах до­мов. Мелькает белая лента кру­жев, слышатся веселый говор и песня...»

Край передника. 1-я половина XIX века.Русское кружево не шьют и не вяжут — его плетут коклюшка­ми. Это деревянные палочки с выемкой на конце для наматы­вания нитей. Перевивая нити, мастерица перекладывает кок­люшки в определенном порядке, и они мелодично позвякивают друг о друга. Кружевницы обыч­но работали под песню. Заду­шевная мелодия, ритмичный перезвон коклюшек звучали как бы в унисон рождающемуся узо­ру. Можно даже сказать, что кружева — это застывшие песни.

Рисунок северных кружев вы­зывает в памяти пейзаж русско­го Севера с его удивительно скромной гармонией красок. Тре­петный, прозрачный. Они похо­жи на морозные узоры на зимнем окне: кажется, дохнешь — и растает... Иное дело кружево ря­занской земли, что выделывают в городе Михайлове и окрест­ных деревнях: плотное, наряд­ное, многоцветное. В нем отра­зилась любовь русского народа к радостному узорочью: если это и песня, то веселая, плясовая, обжигающая — с перестуком каблуков!

В старину Михайловские ма­стерицы делали только «числен­ное» кружево. Это значит, что плели его не по заранее заготов­ленным рисункам — сколкам, а по памяти — считая число пе­реплетений. На давнюю тради­цию указывает и отсутствие че­ресчур сложных узоров. Орна­мент геометрический: сочетание прямоугольников, полосок, тре­угольных «мысов» и веерооб­разных «бубенцов». Нити брали всего трех цветов — белые, крас­ные и синие, однако так уме­ло сочетали их, что каждое про­изведение смотрелось по-сво­ему.

Михайловское кружево орга­нично вписывалось в красочный крестьянский костюм. Не только рязанцы — жители почти всей срединной России украшали ими свою одежду Например, руба­хи — и мужские и женские. Об­шивали также полотенца, про­стыни, подзоры. На одной из ил­люстраций показан край жен­ского передника прошлого ве­ка. Кружево плотное, яркое — и как удачно сочетается с вышив­кой и ткачеством!

Д. Смирнова. Конец полотенца «Васильки». 1977

После революции михайловские мастерицы объедини­лись в артель, которая позже стала основой коллектива фабри­ки «Труженица». Развитие здеш­него кружева в советское время во многом связано с деятель­ностью заслуженного художни­ка РСФСР Д. Смирновой, при­ехавшей в Рязань в 50-е годы. В ее творчестве, в работах других талантливых художников ста­ринное искусство приобрело ряд новых черт: укрупнились узоры, появились новые цвета. Хороший пример — полотенце «Рязань моя». Здесь введены желтый, зеленый, черный — и красочный аккорд стал более мощным. В произведениях Д. Смирновой впервые появляются изображе­ния человеческих фигур — ве­селые хороводы женщин в белых передниках.

В старину михайловское кру­жево было только прямым. Те­перь же оно нередко приоб­ретает форму угла или закруг­ления. Изменилась и техника плетения: кружево стало много­парным. Перед мастерицей — валик, к которому прикреплен сколок, где рисунок обозначен дырочками. Вкалывая в них бу­лавки, кружевница с помощью многих пар коклюшек сплетает и перевивает нити, выполняя за­мысловатые узоры. Но жив и численный способ — именно в этой технике создала нема­ло интересных работ М. Игна­това.

Да, прошлое, нынешний день и будущее связаны нерасторжи­мо. Недаром в народе говорят: «Старь новизну держит». Поэ­тому особенно приятно слышать, что и сегодняшние рязанские девчонки не забывают искусства своих бабушек.

Н. ВОРОБЬЕВА

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.