Редкие названия цветов и оттенков Печать
Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 
Цветоведение

РЕДКИЕ НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ


Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева и Достоевского.


Адского пламени - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.


Бедра испуганной нимфы - (франц. "cuisse de nimphe émue") — шутливое название нежно-розового цвета, связанное с
эстетикой французского
стиля Рококо первой половины XVIII в. Ассоциируется с античными образами нимф и богини утренней зари Эос, или римской Авроры (в иных версиях перевода с французского: "цвет ляжки тронутой, смущенной или задетой нимфы").  Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. Существует еще цвет "бедра нимфы"- это бледно-розовый, нимфа спокойна. По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки". В русском языке это выражение впервые появилось в романе Л. Н. Толстого "Война и мир", в действии, происходящем всалоне А. Шерер (т. 1, часть I, III; 1863—1869), оно имело иронический оттенок. Еще раз это забавное выражение вспомнили И. Ильф и Е. Петров в фельетоне "Горю — и не сгораю" (1932).

 

БЕЖ (франц. beige — "некрашеный", сырцовая шерсть) — светло-коричневый, охристый цвет, характерный для необработанной, сырцовой шерсти. Также название тонкой шерстяной ткани подобного цвета. Бежевые тона типичны для стиля Рококо.

 

БЛАНЖ, БЛАНШ, БЛАНЖЕВЫЙ (франц. blanc — "белый, седой, бесцветный") — светлый, "телесный" цвет. Бланше (франц. blanchet — белесый) — название светлой шерстяной ткани. Отсюда: бланш — белый , карт-бланш — белая карта. В более широком значении: светлый, кремового, желтоватого оттенка цвет.


Блакитный - сине-голубой.

 

БУЛАНЫЙ (укр. буланий, польск. buiany через тюркск. из персидск. bulan) — желтоватый, глинистый, рыжеватый цвет. Отсюда название светло-желтой масти лошадей.


Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.


Вайдовый - синий.


Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).


Винный - желтовато-красный.


Влюбленной жабы - зеленовато-серый.


Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.


Гавана - серый с оттенком коричневого.


Гаити - или розовый, или ярко-синий.


Гороховый - серый или грязно-желтый.


Гортензия - нежно-розовый.

 

"ГРИ ДЕ ПЕРЛЬ" (франц. Gris de perle — "жемчужно-серый") — жемчужный оттенок серого цвета , один из любимых в искусстве французского Рококо.  Gris en poussière (франц.) — "пыльно-серый". Еще одно, близкое название: Gris lilas (франц., "серо-сиреневый"). Известна также французская поговорка: «Gris de lin — amour san fin» ("Серый лен — любовь без конца", игра слов: Gris de ligne — "серый в полоску", т. е. бесконечного рисунка).

 


Гусиного помета - желто-зеленый с коричневым отливом.


Дети Эдуарда - оттенок розового.

Дикий - серый.


Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.

Жирафовый - желто-коричневый.


Жонкилевый - цвет нарцисса.


Зекрый - темный, светло-синий, сизый.


Испуганной мыши - оттенок серого.


Иудина дерева - ярко-розовый.


Камелопардовый - желтовато-коричневый.

 

КАРНИКИНО (итал. carnicino от лат. carnalis — "плотский") — розовый, телесный цвет.

 

КашУ - синий, или ярко-красный, или табачный.


Кубовый (индиго) - синий, от названия растения куб.


Куропаткины глаза - светло-красный.

 

ЛАВАНДОВЫЙ ЦВЕТ (итал. lavanda, из ср.-лат. lavandorum — "свежеумытый, прекрасный, благоухающий") — род средиземноморских растений семейства губоцветных. Многие виды этого растения с древности используют для получения благоухающих эфирных масел, косметических веществ. "Серо-лавандовый цвет" (франц. gris-lavande) холодного, зеленоватого оттенка (по сходству с окраской листьев растения) — один из любимых в искусстве французского Рококо. Его также называют цветом "холодного золота", или "совершенная любовь" (франц. parfait amour).


Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.


Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.


Маджента - ярко-красный.

 

МАРЕНГО (итал., франц. marengo) — в XVIII в. — название темно-коричневого цвета ткани с белыми крапинками, производившейся в селении Маренго на севере Италии. Во Франции — marengo ou brun ("маренго, или коричневый"), в России — "каштановый маренго". После битвы при Маренго 14 июня 1800 г., в которой войска Наполеона Бонапарта нанесли сокрушительное поражение австрийской армии, маренго стали именовать серую или черную ткань с вкраплениями белой или серой нити (что характерно для домотканой материи). Такой цвет ассоциировался с серым сукном шинели Бонапарта и ненадолго вошел в моду. Именно такого цвета были брюки Наполеона, который со своей армией в 1800-м разгромил австрийские войска в итальянском местечке Маренго. В России начала XIX в. закрепилось название "маренго-клер" (франц. marengo clair — "маренго светлый"), т. е. светло-серый.


Маркизы Помпадур - оттенок розового.


Массака - темно-красный с синим отливом.


Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.


Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.


Накаратовый - оттенок красного, "жаркий".


Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м.

 

ПАЛЕВЫЙ ЦВЕТ (франц. paillé — "соломенный"; возм., связано с франц. pâle — "бледный") — "соломенный", бледно-желтый, светлый охристый цвет. Характерен для искусства французского стиля Рококо.

 

ПАЛЛОР (лат. pallor, итал. pallore — "бледность") — бледный, блеклый цвет. В переносном смысле: страх, трепет.

 

Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".


Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.


Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого.

 

ПЕРВАНШ (франц. pervenche, от лат. pervinca, от vinca — "побеждаю") — бледно-голубой цвет с сиреневатым оттенком. Название происходит от французского наименования цветка голубого цвета. Светлые, нежно-голубые оттенки иногда подчеркиваются специальным определением: "bleu pervenche" ("голубой перванш"). Термин вошел в употребление в конце XVIII в., после того как этот цвет был описан в "Исповеди" Ж. Ж. Руссо (1766—1769; издано в 1782 г.).

"ПОСЛЕДНИЙ ВЗДОХ ЖАКО" (франц. jacquot — "серый попугай") — оттенок желтого цвета, "желто-рыжий", близкий палевому. Попугай "жако" — дымчато-серого цвета, поэтому столь странное название, распространенное в России в первой трети XIX в., имеет следующее объяснение: "По наблюдениям любителей попугаев, цвет глаз этой птицы в последние минуты жизни становится желтовато-коричневым".


Плавый - светло-желтый.

 

ПОЛОВЫЙ (др.русск. половъ, ст.-слав. плавъ, праслав. polvъ, греч. polios, лат. pallidus — "бледный") — светло-желтый, блеклый, бледно-охристый тон; иногда — серый или даже голубовато-серый.

 

Прюнелевый - оттенок черного, цвет спелой тутовой ягоды.


Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, "цвет раздавленной блохи", от францу. puce - "блоха". Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и цвет "блохи в родильной горячке".

"РАЙСКАЯ ПТИЧКА" — название ярко-желтого цвета, распространенное в конце XVIII — начале XIX в. Объяснение таково: этот цвет похож на цвет крылышек и хвоста райских птичек (как будто их кто-нибудь видел; возможно, имеется в виду канарейка).


Сизый - цвет голубя, после просто синий.


Силковый - голубой, васильковый.


Сине-алый - темно-фиолетовый.


Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".


Синявый - с синим отливом.


Смурый- коричневый оттенок серого, грязно-серый.


Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.

СОЛЬФЕРИНО (Solferino) — город в Северной Италии, в Ломбардии, близ южного берега о. Гарда. 24 июня 1859 г. недалеко от этого города войска Франции и Пьемонта (североитальянского герцогства) разгромили армию австрийцев, чем способствовали завоеванию Италией независимости. Название "Сольферино" можно перевести как "Жестокое солнце". В истории искусства после сражения 1859 г. этим словом стали именовать ярко-алый, красный, кровавый цвет.


Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".

 

СОМОН (франц. saumon — "лосось; семга") — "цвет семги", светло-розовый тон, характерный для искусства французского Рококо.


Сюрприз дофина, oн же - цвет детской неожиданности. "Кака дофин" (франц. "caca du dauphin" — первое слово в переводе не нуждается; дофин — малолетний наследник престола). По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обкаканных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился". Еще один цвет, зеленовато-бежевого оттенка, называли "caca d’oie" (тот же продукт, но не дофина, а гуся).


Танго - оранжевый с коричневым оттенком.


Таусинный - синий, от слова "павлин".


Фисташковый - грязновато-зеленый.


Фрез - цвет раздавленной земляники.

 

Цвет живота только что постригшейся монахини - бледно розовый.


Шарлах - ярко-красный.


Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).


Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой.