Тепло-холодные отношения тонов Печать
Рейтинг пользователей: / 20
ХудшийЛучший 
Цветоведение

Тепло-холодные отношения тонов

 

ТЕПЛО-ХОЛОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ТОНОВ — основа живописного искусства отношения цветов (тонов хроматической шкалы спектра), вызывающие различные физиологические ощущения: теплые или холодные.

К теплым тонам относят  желтый, оранжевый и красный цвета, к холодным синий, голубой, зеленый, фиолетовый. Каждый из названных цветов может иметь более теплые или более холодные оттенки. Оценка этих нюансов в значительной мере  субъективна, она зависит от воздействия соседних цветов. Даже ахроматические, серые тона, находящиеся вблизи ярких теплых или холодных цветов, согласно принципу одновременного контраста, зрительно окрашиваются в дополнительные цвета.

Наиболее активно использовали свойства тепло-холодных отношений французские импрессионисты и постимпрессионисты. Теплые цвета воспринимаются более материально, на плоскости картины они кажутся выступающими вперед, холодные, напротив, отступают в глубину. Отсюда живописные возможности построения сложного изобразительного пространства, легкого "колебания" изобразительной плоскости или "зрительного прорыва".

Рембрант. Опытные живописцы подчеркивают эти свойства красочной фактурой. Так, Рембрандт писал света́ (освещенные части формы)  пастозно, почти скульптурно, толстым красочным слоем "горячих тонов", а тени лессировал жидкой краской холодного тона. Малые голландцы, пользуясь аналогичной техникой, писали иначе: света́ холодными тонами, а тени теплыми.

Полутон (светораздел), находящийся на границе освещенной и затененной частей формы, как правило,холоднее света или тени. Цвет в тени всегда более сложен, чем на свету, поскольку он обогащен  рефлексами цветными отражениями освещенных частей окружающих предметов. Теплые и холодные тона создают колорит художественного произведения.