Дефекты масляной живописи и их исправление |
Колористические возможности живописного произведения и сохранность картины зависят не только от качества материалов, применяемых в живописи, но и от того, насколько правильна технология живописи. Следует отметить, что качество выпускаемых материалов достаточно высокое и те дефекты, которые встречаются в живописных произведениях, обычно являются следствием незнания техники живописи и материалов или низкокачественных грунтов.
Пожухание Пожухание - ненормальные изменения в красочном слое, при которых живопись теряет блеск, становится глухой, черноватой.
Для предупреждения пожухания рекомендуется наносить краски на вполне просохший красочный слой. Сухой красочный слой следует предварительно обрабатывать лаком "Ретушь", в краски необходимо добавлять лаки или уплотненное масло № 1 или № 2; не злоупотреблять разбавителями.
Для частичного устранения пожухания живопись протирают уплотненным маслом № 1 или № 2, а затем ретушным лаком.
Почернение, пожелтение
Почернение или пожелтение, ухудшение цветовых свойств красок происходит под воздействием физико-химических изменений в красочном слое.
Почернение или пожелтение наступает:
Для частичного устранения почернения может быть рекомендована протирка живописи уплотненными маслами № 1 или № 2, а затем лаком "Ретушь".
Кракелюр
Кракелюр - трещины, образующиеся на живописном слое. Кракелюр подразделяют на жесткий с острыми краями и мягкий, или плывущий, который может быть поверхностным или же глубоким.
Образование кракелюра вызывают:
Для ликвидации такого серьезного дефекта, каким является кракелюр, требуется работа реставратора.
Отслаивание
Отслоение живописного слоя вызывается нанесением красок на поверхность сухой, часто старой живописи. В таком случае полностью отсутствует адгезия - сцепление свежей краски с нижележащим слоем и по высыхании краска отслаивается.
Для сцепляемости краски с сухим живописным слоем его предварительно прошкуривают - делают достаточно шероховатым - и затем тщательно обрабатывают лаком "Ретушь".
Меление красок
Этот дефект вызывается потерей пигментом краски связующего - масла.
Меление красок происходит:
Меление красок часто сопровождается растрескиванием красочного слоя.
Во избежание меления красок при работе на тянущих грунтах и в других случаях, вызывающих меление рекомендуется писать на живописных лаках.
Сседание
Сседание - сжатие красочного слоя. Оно происходит при быстром уменьшении объема красок, что вызывает сморщивание красочного слоя.
Причины сседания:
Помутнение живописи Помутнение живописи происходит:
Для устранения помутнения живопись протирают лаком "Ретушь" или уплотненными маслами № 1 или № 2.
При помутнении покрывного лака (даммарного) лаковое покрытие обрабатывают над парами спирта.
Деформация (покоробленность) Этот дефект состоит в образовании на картине волнообразных складок. Складки образуются:
Обычно складки представляют собой широкие волнистые неровности холста, иногда покоробленность холста характеризуется складками, расходящимися в стороны от углов подрамника. Для устранения покоробления холста картину помещают в нормальные влажностно-температурные условия (нормальная влажность 60-65%, температура + 20 градусов). Если деформация не устраняется, то холст осторожно подтягивают клинками подрамника, но без перетяжки.
Вмятины Вмятины образуются при механических повреждениях картины (ударах, нажатиях на холст и т. п.).
Удаление загрязнений с поверхности картины Речь идет не о реставрации картин с удалением загрязнений, а лишь о косметической чистке картин, не представляющих какой-либо особой художественной ценности, так как профессиональная реставрация - с удалением загрязнений - требует специальных знаний и навыков. Для удаления загрязнений, образовавшихся на поверхности лаковой пленки, применяют эмульсии следующих составов:
Количество спирта в эмульсин должно регулироваться, так как повышенное содержание его в эмульсии может вызвать растворение лаковой пленки. Поэтому эмульсию следует предварительно проверить на небольшом малозаметном участке картины.
Для удаления загрязнений применяют ватные тампоны и щетинные круглые кисти.
|